Введение 5
Глава 1 Теоретические основы полицейской деятельности в Российской Федерации 8
1.1 Понятие и предназначение полицейской деятельности в
Российской Федерации, система полиции 8
1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности полиции в РФ 16
1.3 Система органов полиции в РФ на современном этапе 21
1.4 Сравнительно-правовой статус полицейской деятельности
Российской Федерации и США 27
Глава 2 Организация деятельности полиции в РФ 40
2.1 Основные направления деятельности полиции в РФ 40
2.2 Права и обязанности полиции в РФ 43
2.3 Основные направления совершенствования деятельности полиции в РФ 59
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 68
Важнейшей задачей Российского государства является надлежащее обеспечение прав и свобод человека и гражданина, основной перечень которых закреплен в главе 2 Конституции РФ [10]. В реализации ее положений в той или иной мере участвуют все органы публичной власти, но основную нагрузку выполняют правоохранительные структуры.
Актуальность темы исследования. Анализ правового статуса полиции в РФ приобретает особую актуальность в свете того, что полиция, как таковая, является гарантом Конституции, гарантом соблюдения прав и свобод человека, равенства перед законом, общественного порядка, встает на защиту жизни, неприкосновенности, чести и достоинства личности, является частью, подсистемой единой системы обеспечения защиты конституционных прав человека и гражданина на государственном уровне.
В условиях реформирования основ социально-экономической и политической систем современной России важнейшее значение имеет деятельность государства по обеспечению правопорядка. Принятие закона «О полиции», вступившего в силу в 2011 году стало новой вехой в истории российских органов внутренних дел, призванной обеспечить дальнейшее поступательное движение российских правоохранительных органов по пути модернизации.
По мнению Д.А. Медведева, создание полиции — это не ребрендинг милиции в полицию, а новый правоохранительный институт, отвечающий всем современным требованиям. Бороться с преступностью в современных условиях невозможно без укрепления правоохранительных органов, их очищения от коррупционеров и предателей, повышения престижа милицейской службы и доверия граждан к органам внутренних дел.
Особую актуальность в этом плане приобретает обращение к историческому опыту, без учета которого невозможно успешно оградить российскую полицию от проникновения криминальных элементов, повернуть вспять кривую роста преступлений в самой полицейской среде. Следует сказать, что в настоящее время происходит формирование принципиально новой правоохранительной структуры. Важнейшей ее деталью является переход к партнерской модели отношений уровня государство — гражданин, общество — личность, усиление общественного контроля деятельности полиции, повышение правовой грамотности и правовой культуры, улучшение социальной защищенности сотрудников полиции и т. д.
В новой модели заложено два основных элемента: общество и полиция. Однако, не общество существует для полиции, а наоборот. Основная функция новой полиции — обеспечение прав, свобод и законных интересов населения в целом и каждого гражданина в частности вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Цель дипломной работы - изучить правовое положение полиции России.
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть теоретические основы деятельности полиции в РФ;
- изучить конституционно-правовые основы деятельности полиции;
- изучить понятие и предназначение полиции в РФ, система полиции;
- изучить права и обязанности как элемент правового статуса сотрудника полиции Российской Федерации;
- систематизировать существующие проблемы правового
- регулирования деятельности полиции;
- изучить правовую основу переподготовки сотрудников как меру совершенствования функционирования полиции.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе участия полиции в организационно-правовых отношениях.
Предмет исследования - нормы административного права и доктринальные положения соответствующих отраслевых наук, в совокупности определяющие правовое положение полиции как участника правовых отношений.
Теоретическая основа дипломной работы представлена юридической литературой. В ходе исследования были использованы труды ученыхправоведов, таких как: С.И. Балабкин, Н.Н. Беляевский, А.В. Бецков, Д.В. Бойко, С.П. Булавин, А.Г. Елагин, А.Г., И.Б. Кардашова, Е.В. Киричек, Николаев, В.В. Черников, И.В. Буянов, Р.Г. Гусев, А.А. Дегтярева, Н.Н. Демидов, В.В. Елистратова, О.А. Манжукова, П.Е. Захурдаев, А.А. Коловоротный, которые разрабатывали категорию правового статуса, как с общетеоретической, так и каких-либо отраслевых позиций, к примеру, административной и трудовой. Также была исследована монографическая и периодическая научная литература, публицистический материал, который посвящен проблемным аспектам правового положения полиции в современной России.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его анализы и выводы могут быть использованы при совершенствовании нормативной правовой базы, а также в учебном процессе в системе высшего профессионального образования юридического профиля.
Дипломная работа состоит из введения двух глав, которые объединяются семью параграфами, в заключении отражены выводы по работе и в списке используемой литературы и используемых источников отражена вспомогательная литература.
Проведя исследование правовых основ и организации деятельности полиции в РФ, можно сделать ряд выводов.
Пройдя историческую трансформацию от закрытой, авторитарной силовой структуры до сервисной и открытой структуры современного общества, полиция на каждом этапе своего развития воплощала представления политиков и правоведов о месте и функциях органов правопорядка. Необходимо дальнейшее совершенствование социально-ориентированных технологий, способствующих повышению профессиональной эффективности полиции в рамках концепции «полиция на службе общества» (community policing).
Как было установлено в рамках первой главы, на сегодняшний день полицейская структура как никогда нуждается в эффективном реформировании. Последняя реформа полиции 2011 года не решила главных проблем и не достигла ожидаемого результата. Более того, реформа усилила централизацию МВД. Разумеется, для реализации предложенных изменений понадобиться не менее 10-15 лет, чтобы в корне изменить всю полицейскую систему РФ. Но как показывает опыт Грузии, разрушить можно даже ту систему, которая считается уже неотделимой частью культуры.
Основные направления деятельности полиции закреплены в ст. 2 ФЗ «О полиции» [20].
Не менее важным направлением деятельности полиции является обеспечение национальной безопасности. Возложение на полицию задач по обеспечению различных видов национальной безопасности с применением присущих ей методов и средств, на наш взгляд, есть адекватное проявление воли государства по обеспечению национальной безопасности в целом.
Категория прав и обязанностей полиции занимает одно из центральных мест в организации и деятельности этого важного органа, входящего в систему органов исполнительной власти.
От четкой регламентации и реализации прав и обязанностей, возложенных на полицию, во многом будет зависеть соблюдение прав и свобод человека и гражданина, состояние борьбы с преступностью и поддержание должного правопорядка и безопасности в обществе.
Во второй главе исследования отмечено, что в организации деятельности полиции, несмотря на ее реформирование, существует еще достаточно много недостатков. Среди них можно выделить следующие:
- отсутствие законодательного определения «полиции»;
- нет четкой структуры полиции и ее законодательного закрепления;
- проблемы в практике управленческой деятельности в части формирования и оптимизации структурных подразделений ОВД.
Исходя из вышеперечисленных проблем и недостатков существующей полицейской системы, можно предложить следующие пути реформирования:
- Децентрализация структуры. Централизованное управление и выставление для всех оперативных подразделений страны единых принципов оценки препятствует эффективному выполнению сотрудником своих обязанностей. Межрегиональные преступления, борьба с террором и организованной преступностью — подобные вещи должны остаться на федеральном уровне. Но за общественный порядок, регулирование движения, расследование большинства преступлений должны отвечать местные или региональные власти. Разумеется, процесс децентрализации не может произойти быстро, на коренное изменение системы понадобится не менее 10 лет. Децентрализация решит и другие вытекающие проблемы.
- Снижение мелочного контроля над оперативной работой, перенесение реальной ответственности на начальников нижнего уровня.
- Информатизация и оптимизация документооборота, использование единых информационных систем для повышения эффективности работы правоохранительных органов.
- Устранение искусственного разделения полицейский структур.
- Сокращение численности штабов.
Кроме того, необходимо в ФЗ «О полиции» [20] необходимо закрепить структуру полиции с четким указанием основных функций каждого отдела полиции.
На сегодняшний день полицейская структура как никогда нуждается в эффективном реформировании. Последняя реформа полиции 2011 года не решила главных проблем и не достигла ожидаемого результата. Более того, реформа усилила централизацию МВД. Разумеется, для реализации предложенных изменений понадобиться не менее 10-15 лет, чтобы в корне изменить всю полицейскую систему РФ.
Профессиональные перспективы молодых сотрудников полиции характеризуются ориентацией на ценности, связанные с деньгами, помощью людям и карьерным ростом. Данная группа полицейских планирует свою профессиональную деятельность лишь на ближайшее будущее и представляет ее в положительном свете.
Профессиональные перспективы полицейских среднего возраста, характеризуются наличием ориентации на сферу здоровья, показатели которого выше в сравнении с первой группой, ориентацией на средне удаленное будущее и противоречивым отношением к профессиональному будущему.
В качестве практического применения результатов исследования была разработана программа психологического тренинга, направленного на оптимизацию процесса профессионального планирования для молодых сотрудников полиции
1. Адмиралова, И.А. Правоприменительный процесс в сфере административной деятельности полиции по обеспечению прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова // Административное право и процесс. - 2015. - №1. - С. 63-69.
2. Балдецкий О.А., Шаповалова Т.А. Проблемы определения понятия «полиция», связанные с формированием структуры системы управления органов внутренних дел // Правоохранительная деятельность. 2017.№3. С. 128-129.
3. Безруков А.В. Правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка // Труды Академии управления МВД России. 2015. №2. С. 46-47.
4. Борисов А.Б. Комментарий к закону Российской Федерации «О полиции» № 3-ФЗ (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 26-27.
5. Булавин С.П., Черников В.В. Федеральный закон «О полиции»: предпосылки и концептуальные идеи // Административное право и процесс. 2011. №4. С. 3-9.
6. Виноградов Д. Грузинский опыт реформы МВД: обыватели довольны, оппозиция - наоборот // РИА Новости. 2012. С. 34.
7. Дмитриева Н.И. Правовой статус сотрудника полиции: проблемы совершенствования // Научный журнал. 2018. №2. С. 37-38.
8. Дуданова Д.Ш., Дуданов Е.И. Вопросы правового регулирования деятельности полиции в Российской Федерации // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. 2017. №7. С. 604-605.
9. Епишин, Е.Д. Правоохранительные органы в РФ. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена, 2015. - С. 345.
10. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31 Ст. 4398. [Электронный ресурс]
Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 10.05.2021)
11. Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Сост.: Лафитский В.И. Под ред. и со вступ. ст.: Жидков О.А. - М.: Прогресс-Универс, 2019. С. 12-25.
12. Новикова К.В., Берлин С.И. Структура полиции РФ: проблемы и пути реформирования // Сборник статей IV международной школы молодых ученых в области экономики на юге России. 2017. №1. С. 143-144.
13. Овсянко, Д.М. Административное право: учебное пособие для студентов юридических факультетов и институтов // Д.М. Овсянко. М., Юристъ, 2015. - С. 468.
14. Параносенков П.М. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. №5. С. 69-70.
15. Правовой статус органов внутренних дел в Российской Федерации. Учебное пособие / под. ред. Р. А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. С. 31-32.
16. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. П. Кирилловой, Н. Г. Стойко. — М.: Юрайт, 2015. — 549 с.
17. Токарева, С.Н. Источники по исследованию деятельности полиции Российской империи начала ХХ века / С.Н. Токарева // Вестник архивиста. - 2014. - №8. - С. 33-37.
18. Титов, С.Э. Предупреждение преступлений органами полиции: история и современность / С.Э. Титов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - №19. - С. 91-93.
19. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 10.05.2021)
20. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа URL:
http://www.consultant.ru/(дата обращения: 10.05.2021)
21. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 10.05.2021)
22. Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.07.2011 N 247-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 10.05.2021)
23. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ
(последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа URL:
http://www.consultant.ru/(дата обращения: 10.05.2021)
24. Хижнякова, Н.А. Обязанности и особенности прав органов полиции в Российской Федерации / Н.А. Хижнякова // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. - 2016. - №5. - С. 93-100.
25. Хлусов, Т.М. Полиция (милиция) в системе органов внутренних
дел: ретроспективный аспект управленческого и структурно¬
функционального анализа / Т.М. Хлусов // Юридическая наука: история и современность. - 2015. №7. - С. 30-38.
26. Шамрай, В.Н. К вопросу об основных направлениях деятельности полиции / В.Н. Шамрай // Правовая самооборона: методика приобретения навыков и умений. - 2017. - №3. - С. 143-147.