Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики

Работа №104899

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1 Психолого-педагогические исследования представлений об
основных понятия этики у младших школьников 6
1.2 Условия формирования ценностных представлений об
основных понятиях этики у младших школьников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Характеристика первоначального уровня сформированности
ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников 25
2.2 Опытно-экспериментальная работа формированию
ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников во внеурочной деятельности 32
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по
формированию ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников во внеурочной деятельности 39
Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение

За последние годы в обществе произошло много различных перемен и реформ, охвативших все сферы жизни человека. Эти перемены вызвали и изменения требований к личности человека.
Общество требует активную личность, способную творчески мыслить, легко адаптироваться в изменяющихся условиях. Такую личность, которая будет обладать высоким духовным потенциалом и способностью преобразовывать действительность. Все это оказало свое влияние на педагогическую ситуацию с требованием качественно нового, личностного подхода к образовательному процессу.
Одной из основной категорий, на которых основывается современная парадигма философии образования, стала категория «ценности». Понятие «ценности» весьма важно для современной педагогической науки, так как ценностные представления определяют избирательную активность учащегося именно как субъектную, а не биологическую или тематическую. Любой выбор человека представляет его «внутреннее ценностное строительство». Становление личности ребенка младшего школьного возраста осуществляется под влиянием взрослых и сверстников, а также освоения новых видов деятельности. Возникновение внутренней жизни ребенка вызвано усложнением эмоционально -мотивационной сферы, что непосредственно оказывается своей влияние на его поведение.
Актуальность исследования выражена в том, что настоящая парадигма образования большое внимание обращает на приобретение школьниками знаний, их добывание и т.д. Однако компонент нравственного воспитания ребенка остается нетронутым, что сказывается на последующем формировании и становлении личности.
Авторы (А.П. Гуркина, В.А. Крутецкий, А.Е. Ситникова, А.К. Теримбеков, М.Н. Шардаков, Т.В. Рубцова и И.М. Краснобаев) изучали понимание школьниками различных моральных качеств, а также влияние на это понимание этических бесед, курса психологии и других методов словесного воздействия. Формирование моральных понятий рассматривалось преимущественно в плане накопления знаний, вне связи с практическим поведением и развитием личности школьников.
В работах таких авторов, как С.А. Баклушинский, А.П. Вардомацкий, Н.А. Волкова, Т.В. Дробышева, И.В. Дубровина и Б.С. Круглов, Т.Н. Мальковская, определяется значимость влияния образовательного процесса в целом на структуру ценностных ориентаций школьников.
Роль семьи в формировании у детей системы представлений, норм и ценностей обосновывается в работах М.В. Золотухиной, Е.М. Рахковской, Л.И. Савинова.
Цель работы: выявить и экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий, направленных на формирование ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики (на примере кружка внеурочной деятельности «Азбука нравственности»).
Гипотеза: формирование ценностных представлений у учащихся начальной школы будет проходить эффективно, если:
- процесс формирования осуществлять в ходе внеурочной деятельности;
- использовать разнообразные формы и виды деятельности учащихся.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были определены задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников.
2. Выявить уровень сформированности ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников.
3. Разработать методику формирования ценностных представлений в рамках кружка «Азбука нравственности».
4. Выявить и экспериментально доказать эффективность условий и методик, направленных на формирование ценностных представлений об основных понятиях этики у младших школьников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение и анализ продуктов деятельности младших школьников;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в разработке авторской программы «Азбука нравственности», направленной на повышение уровня сформированности ценностных представлений об основных понятиях этики у детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе МБУ «Гимназия № 48» имени Героя России О.Н. Долгова.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Значительный вклад в исследование ценностных представлений внес Милтон Рокич, который определял как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования.
С целью более выявления уровня сформированности ценностных представлений об основных понятиях этики нами были отобраны четыре диагностические методики, направленные на выявление определенного компонента: для выявления когнитивного компонента ценностных представлений об основных понятиях этики была использована анкета «Нравственные понятия», для определения эмоционально -ценностного «Диагностика нравственной самооценки», для выявления поведенческого компонента - «Диагностика нравственной мотивации», «Незаконченные предложения».
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента были получены следующие данные. Высокий уровень сформированности ценностных представлений об основных понятиях этики выявлен у 5 учащихся (20,8%) экспериментальной группы и 8 учащихся (30,8%) контрольной группы, средний уровень имеют 12 учащихся (50%) экспериментальной группы и 14 (53,8%) контрольной группы; на среднем уровне в экспериментальной группе 7 человек (29,2%), а в контрольной 4 (15,4%).
С целью формирования ценностных представлений младших школьников, нами была разработана авторская программа кружка внеурочной деятельности «Азбука нравственности». Уникальность разработанной программы кружка «Азбука нравственности» составляет использование разнообразных форм и видов деятельности учащихся: игровые, познавательные, сюжетно-ролевые игры, просмотр видеороликов, посещение музеев, библиотек и выставочных залов, походы в театр, викторины, конкурсы.
Основу каждого занятия составляло определенное качество, свидетельствующее о высокой нравственности личности. В связи с этим был разработан перечень моральных качеств, формирование которых особенно значимо в период младшего школьного возраста.
После апробации авторской программы кружка «Азбука нравственности» в экспериментальном классе был произведен контрольный срез уровня сформированности ценностных представлений об основных понятиях этики. Его целью являлось определение эффективности проведенной работы с учащимися второго класса. Ученикам были предложены такие же методики, как и на констатирующем этапе эксперимента.
На высоком уровне сформированности ценностных представлений находятся 62,5% учащихся экспериментальной группы и 38,5% контрольной группы. 33,3% испытуемых экспериментальной группы и 50%контрольной имеют средний уровень. На низком уровне оказались 4,2% из экспериментальной группы и 11,5% из контрольной. Таким образом, данная диаграмма наглядно демонстрирует более высокий уровень сформированности ценностных представлений у учащихся экспериментальной группы, чем у контрольной.
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента были определена динамика в увеличении количества учащихся экспериментальной группы с высоким уровнем на 41,7% и снижение количества учащихся с низким уровнем на 25%. Испытуемые контрольной группы не подверглись радикальным изменением.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная авторская программа, направленная на формирование ценностных представлений у младших школьников, является эффективной.



1. Алипова Л. В. Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 38-40.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст]/Н.В. Архангельский М.: Просвещение, 2011. - 364 с.
3. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 8-13.
4. Бабаян, А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Дебольский// Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 67-78.
5. Бряник, Н.В. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2007. - 318 с.
6. Войтина, Ю.М. Шпаргалка по общей психологии / Ю.М. Войтина. - М.: «Аллель», 2011. - 64 с. - (Полный зачет).
7. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных представлений в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2002. - №1. - С.96-105.
8. Днепров, С.А. Важнейшие нравственные ценности воинской деятельности/ С.А. Днепров, С.А. Одинцов//Педагогическое образование и наука.-2014. - С.70-77
9. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И.В. Дубровина, Б.С. Круглов //Ценностные ориентации и интересы школьников. - М.: Изд. АПН, 1983. - С.14-21.
10. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе-ний / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
11. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового юношескому возрасту / И. В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1987. - 196 с.
12. Духовно-нравственное воспитание молодежи в современной России: Сборник научных статей / Под общ. ред. Г.И. Дзида. - М.: Издательство «Спутник+», 2013. - 320 с.
13. Дьячкова, М.А. Понятие ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике/ М.А.Дьячкова //Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2004. - №4 - С.141-148.
14. Зауторова, Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория / Э.В. Зауторова // СИСП. - 2010. - №4. - С.62-70.
15. Зауторова, Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория / Э.В. Зауторова // Современные исследования социальных проблем. - Красноярск: Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2010. - №4. - С.62-70.
16. Калихман, Г. Этюд о нравственности и морали / Г. Калихман // «Партнер». - Изд-во «Партнер», 2002. - №4 (55). - С.56.
17. Кант. И. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали / И. Кант. - М., 1985.
18. Капрова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст]/И.А. Капрова - М.: Просвещение, 2012. - 245 с.
19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Электронный ресурс] -
URL:http://kpfu.ru/docs/F1162245013/koncepciya.duhovno_nravstvennogo.razviti ya.pdf (дата обращения: 08.03.2017)
20. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных представлений / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1992 - 117 с.
21. Леонтьев, Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной конструкции /Д.А. Леонтьев//Вопросы философии. - 1996.- №4. - С.16-21
22. Малисова, И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности / И.Ю. Малисова // Психологический журнал. - 2012. - Т. 14. - № 4. - С. 94-102/
23. Мальковская, Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников: учеб. пособие / Т.Н. Мальковская - Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1973.
24. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность / А.Х. Маслоу. - СПб.: Изд-во Питер, 2007. - 156 с.
25. Москаленко, И.В. К проблеме изучения нравственных ценностей:
нравственные национальные ценности: нравственные национальные
ценности/ И.В. Москаленко//Проблемы и перспективы развития образования в XXI: профессиональное становление личности (философские и психолого - педагогические аспекты): материалы международной научно-практической конференции. - Пенза - Ереван - Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - С. 63-69.
26. Муравьев, В.Л. Педагогические условия формирования опыта технической творческой деятельности у студентов педагогического университета с использованием компьютера : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.Л. Муравьев. Владимир, 2000. - С.50.
27. Общая психология / под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М: Просвещение, 2001. - 383 с.
28. Плотников, В.И. Ценностный мир человека и его судьба / В.И. Плотников // Двадцать лекций по философии. - Екатеринбург, 1999. - 194 с.
29. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - М.: Республика, 1998. - 413 с.
30. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Российская академия наук. - М.,1979. - №5. - Т. 32. - С.13-19.
31. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности: монография / Л.И. Рувинский. - M.: Издательство Московского университета, 1981. - 185с.
32. Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников / Т.Б. Сандабкина // Вестник БГУ. - 2013. - №15. - С. 151-155.
33. Соколов, Э.В. Культура и личность / Э.В. Соколов - М., 2005. - 230 с.
34. Стойлик, А.Ю. Ценностные ориентации: социально -
психологический и гендерный аспекты / А.Ю. Стойлик // Журнал прикладной психологии. - 2014. - № 6. - С. 66-69.
35. Сухомлинский, В.А. В размышлениях современных украинских педагогов : монография / сост.: О. В. Сухомлинская, А.Я. Савченко; авт. кол.
: О.В. Сухомлинская, А.Я. Савченко, В.С. Курило, И.Д. Бех и др. — Луганск : Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2012. —536 с.
36. Тихонова, У.С. Мораль в современном обществе / У.С. Тихонова // Кафедра государственного и муниципального управления ИСН ИГУ // http ://socio.my1.ru/load/2010/moral_v_sovremennom_obshhestve/1-1-0-39
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=959Дата обращения: 18.01.2017 г.
38. Фоменко, Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам или маленькие истории из жизни моего класса /Н.Е. Фоменко - Классный руководитель, 2003. - №3. - С. 78 - 91
39. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. - М. : Просвещение, 1999. — 144 с.
40. Цораева, Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников / Ф.Н. Цораева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.- №1 -С.315¬318. (серия «Педагогика и психология)
41. Шевырева, Т.П. Нравственно-экономическое воспитание младших школьников в образовательном процессе / Т.П. Шевырева // Вестник ЧГПУ. - 2009. - №5. - С.175-182.
42. Шилова, М.И. Теория и практика совершенствования процесса воспитания идейно- нравственных качеств личности подростка: Автореферат дисе. д-ра пед. наук. - Л.: ЛГПИ, 1985.
43. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. - Л.: Наука, 1979. - 217 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ