Введение 5
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 5-6 лет
художественно-творческих способностей 10
1.2 Характеристика педагогических условий развития у детей
5-6 лет художественно-творческих способностей 19
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогических
условий развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей 29
2.1 Определение уровня развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей уровня развития у
детей 5-6 лет художественно-творческих способностей 29
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей 46
2.3 Оценка динамики уровня развития у детей 5-6 лет
художественно-творческих способностей 65
Заключение 76
Список используемой литературы 80
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 82
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе экспериментальной работы 83
Приложение В Перспективный план творческих занятий
по развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей 84
Приложение Г Конспекты творческих занятий по развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей 87
Приложение Д Результаты исследования на контрольном этапе экспериментальной работы 98
Современная система образования в России ориентирована на развитие личности человека. Личность - это не просто представитель общества, но и уникальный самобытный деятель, творческий человек. В настоящее время обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. По мнению В.В. Давыдова, основным критерием личности является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способности к творчеству.
Применительно к художественному творчеству идеи о творческой, как сущностной характеристике личности, особенно актуальны. Возрастная сензитивность, характерная для дошкольников «реактивность» на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения (Н.С. Лейтес, А.В. Запорожец).
Художественное творчество в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития», в том числе и развития художественно-творческих способностей. Одним из главных условий их развития, по мнению Т.С. Комаровой, является приоритетное внимание к специфическим видам детской деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, театральной, конструктивной, которые при правильной их организации могут обеспечить также разностороннее развитие ребенка, создать обстановку психологического комфорта, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества.
В 60-70-х годах XX века и по настоящее время проблему развития художественно-творческих способностей дошкольников разрабатывают: Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и другие ученые. Исследуется детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы развития. Термин «художественно-творческие способности» используется учеными в контексте раскрытия этих вопросов.
Современная организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации осуществляется с позиций личностного подхода, в рамках которого развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста выступает как обретение нравственно-осмысленной внутренней свободы, как формирование творческих, в том числе художественно-творческих, способностей.
В данном исследовании мы предприняли попытку рассмотреть педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, среди которых системообразующим является организация игровой деятельности (театрализованной игры) детей 5-6 лет.
Предпочтение игровой деятельности (театрализованной игры) было отдано на основе исследований И.В. Кудрявцевой, И.С. Карпинской, Л.Г. Миланович, Н.А. Реуцкой, И.Ф. Сорокиной, Л.С. Фурминой. В которых показано, что игровая деятельность во всех ее проявлениях (разновидностях) является не только значимой для личностного развития, но и увлекательной для детей дошкольного возраста.
Содержание разработанных нами педагогических условий будет определяться характером взаимоотношений в системе «ребенок-педагог», так как существенную роль в становлении творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог и характер его взаимодействия с детьми. Так, выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают дети, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса в дошкольной образовательной организации.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей в созданных педагогических условиях.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет художественно -творческих способностей.
Предмет исследования: педагогические условия развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей будет возможным при реализации следующих педагогических условий:
- разработка содержания творческих занятий, включающих в себя: этюды, упражнения, театрализованные игры, направленные на развитие у детей восприятия, творческого воображения, образного мышления, овладения и освоения средствами выразительности, эмоционально-положительного отношения к разным видам театра;
- активизация у детей познавательных процессов, составляющих основу развития художественно-творческих способностей, в процессе творческих занятий;
- использование педагогом в процессе творческих занятий наглядно-слуховых, наглядно-зрительных, словесных и практических методов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны задачи исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
2. Выявить уровень развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
3. Обосновать и реализовать педагогические условия развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
4. Определить и оценить динамику уровня развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддьякова, Л.С. Фурминой о развитии у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей;
- теоретические положения Н.А. Ветлугиной, Л.Г. Миланович, И.Ф. Сорокиной о необходимости разработки и реализации педагогических условий развития у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей;
- теоретические положения О.В. Артамоновой (О.В. Дыбиной), Л.В. Артемовой, И.С. Карпинской, И.В. Кудрявцевой, Н.А. Реуцкой о роли игровой деятельности (театрализованной игры) в развитии у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Артемовская средняя общеобразовательная школа» № 2» Красноярского края. В исследовании принимали участи 20 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработано содержание творческих занятий, включающих в себя: этюды, упражнения, театрализованные игры, направленные на развитие у детей 5-6 лет восприятия, образного мышления, творческого воображения, эмоционально - положительного отношения к разным видам театра.
Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей в созданных педагогических условиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание целенаправленной работы педагога с детьми на творческих занятиях по развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей, включающих в себя: этюды, упражнения, театрализованные игры, может быть использовано специалистами дошкольной образовательной организации в их практической деятельности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 наименований), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 17 таблиц и 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 81 страницах.
Результаты теоретического анализа психолого-педагогической литературы о проблеме исследования дают основание утверждать, что наличие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет проявляется:
- в способности образного видения детьми окружающего: умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта;
- в способности создавать детьми разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме оригинальные замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт;
- в способности детей проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.
В проведенном нами экспериментальном исследовании мы рассмотрели педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет, среди которых системообразующим являлась организация театрализованной игры.
Предпочтение игровой деятельности (театрализованной игры) было отдано на основе исследований И.В. Кудрявцевой, И.С. Карпинской, Л.Г. Миланович, Н.А. Реуцкой, И.Ф. Сорокиной, Л.С. Фурминой, в которых показано, что игровая деятельность во всех ее проявлениях (разновидностях) является не только значимой для личностного развития, но и увлекательной для детей дошкольного возраста.
На констатирующем этапе исследования на базе проведенного теоретического анализа работ Т.С. Комаровой и Н.А. Ветлугиной были выделены показатели уровня развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей. В соответствии с выделенными показателями были подобраны диагностические задания и проведен констатирующий этап экспериментального исследования.
Результаты констатирующего эксперимента показали:
- низкий уровень развития художественно-творческих способностей был выявлен у 4 детей (40%) в экспериментальной группе и у 4 детей (40%) в контрольной группе;
- средний уровень - был выявлен у 4 детей (40%) в экспериментальной группе и у 5 детей (50%) в контрольной группе;
- высокий уровень - был выявлен у 2 детей (20%) в экспериментальной группе и у 1 ребенка (10%) в контрольной группе.
Полученные результаты свидетельствовали о том, что необходимо организовать проведение специальной работы по реализации педагогических условий, способствующих повышению уровня развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
Цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать педагогические условия развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
Мы предположили, что развитие у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей будет возможным при реализации следующих педагогических условий:
- разработка содержания творческих занятий, включающих в себя: этюды, упражнения, театрализованные игры, направленные на развитие у детей восприятия, творческого воображения, образного мышления, овладения и освоения средствами выразительности, эмоционально-положительного отношения к разным видам театра;
- активизация у детей познавательных процессов, составляющих основу развития художественно-творческих способностей, в процессе творческих занятий;
- использование педагогом в процессе творческих занятий наглядно- слуховых, наглядно-зрительных, словесных и практических методов.
Реализация разработанных подготовительного и основного этапов развития у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей длилась в течение двух месяцев.
На первом, подготовительном этапе, мы разработали содержание творческих занятий, включающих в себя: этюды, упражнения, театрализованные игры, направленные на развитие у детей восприятия, образно-логического мышления, творческого воображения, эмоционально-положительного отношения по развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей.
На втором, основном этапе, мы организовали проведение творческих занятий, которые проводились во второй половине дня в совместной деятельности детей и педагога один раз в неделю.
Творческие занятия по развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей проводились по подгруппам. Всего было проведено 10 творческих занятий.
При проведении творческих занятий мы ставили детей в ситуации, где необходимо было проявлять творческий подход, направлять свою фантазию и выдумку, применять известное в новых ситуациях, находить оригинальные приемы решения творческих заданий. в результате была выстроена модель поэтапного развития художественно-творческих способностей в совместной деятельности педагога и детей.
В ходе творческих занятий по развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей педагог использовал наглядно-слуховые, наглядно-зрительные, словесные и практические методы
Также в ходе творческих занятий педагог использовал следующие средства: различные виды театра, наличие атрибутов, декораций, костюмов, музыкальные произведения в грамзаписи и на кассетах; произведения художественной литературы и русского народного фольклора.
По окончанию формирующей работы был проведен контрольный этап экспериментальной работы и была выявлена следующая динамика уровня развития у детей 5-6 лет в экспериментальной группе художественно-творческих способностей:
- количество детей с низким уровнем развития художественно-творческих способностей снизилось на 30%,
- количество детей со средним уровнем - увеличилось на 10%,
- количество детей с высоким уровнем - увеличилось на 20%.
Результаты детей в контрольной группе практически не изменились.
Таким образом, мы считаем, что разработка и реализация специально разработанных нами педагогических условий, среди которых системообразующим являлось условие по организация игровой деятельности - театрализованной игры, способствовала развитию у детей 5-6 лет художественно-творческих способностей, что доказывает успешности формирующей работы и верность выдвинутой гипотезы.
1. Артамонова О. В. Театрализованная деятельность детей
дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL:
http://kosmos 1 .ru/images/2019/books/teatralizovanye-igry-doshkolnikam (дата
обращения: 25.01.2022).
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1991. 128 с.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М. : Знание 1973. 117 с.
4. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М. : Педагогика, 1972. 288 с.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/249598801(дата обращения: 01.02.2022).
6. Дьяченко О. М Развитие воображения дошкольника. М. : Мозаика- Синтез, 2018. 126 с.
7. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества. М. : ВЛАДОС, 2016. 255 с.
8. Карпинская И. С. Развитие художественных способностей дошкольника в процессе игры-драматизации. М. : Известия, № 10, 1959. С. 60-65.
9. Ковалёв А. Г. Психология личности. М. : Просвещение, 2007. 289 с.
10. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М. : Издательство Юрайт, 2005. 120 с.
11. Крутецкий В. А. Психология. М. : Просвещение, 1980. 352 с
12. Кудрявцева И. В. Организация театрально-игровой деятельности в детском саду // Дошкольное воспитание, 2001. № 10. С. 73-79.
13. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. Лейтес. М. : Знание, 1984. 79 с
14. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/doc35528094_470423050(дата обращения: 20.01.2022).
15. Немов Р. С. Психология. М. : Просвещение, 1994. 562 с.
16. Петровского А. В. Общая психология. М. : Педагогика, 1976. 479 с.
17. Платонов К. С. Проблемы способностей [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.rulit.me/data/programs/resources/ 611201.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
18. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М. : Сфера, 2010. 143 с.
19. Пономарев Я. А. Психология творчества [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/3048239/(дата обращения: 06.04.2022).
20. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1989. 310с.
21. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/6173171/page:65/(дата обращения: 26.03.2022).
22. Сорокина И. Ф., Миланович Л. Г. Программа «Театр - творчество -
дети» [Электронный ресурс]. URL:
http://dou106.rybadm.ru/DswMedia/teatrannotaciya.pdf (дата обращения: 20.01.2022).
23. Стогний О. В., Шишкина В. В. Хрестоматия для чтения детям 5-6 лет. М. : Мозаика-Синтезе, 2021. 320с.
24. Теплов Б. М. Проблема одаренности [Электронный ресурс]. URL: https://booksee.org/book/991205(дата обращения: 25.01.2022).
25. Фурмина Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. М. : Педагогика, 1972. 344 с.
26. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека [Электронный ресурс]. URL: https://bookree.org/reader?file=474971(дата обращения: 28.01.2022).