Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование критического мышления у студентов младших курсов неязыковых специальностей вуза на занятиях по иностранному языку

Работа №104866

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические основы взаимосвязи критического мышления и видов речевой деятельности
1.1 Понятие «критическое мышления» в психолого-педагогической науке: сущность и формирование
1.2 Связь мышления и его критической составляющей с видами речевой деятельности
1.3 Интеграция рецептивных и перцептивных навыков в технологию
развития критического мышления через чтение и письмо
Глава 2 Описание опытно-экспериментального исследования по формированию критического мышления у студентов на основе письма и чтения
2.1 Психолого-педагогическая характеристика студентов младших курсов
2.2 Разработка системы упражнений
2.3 Описание опытно-экспериментального обучения
2.4 Методические рекомендации для преподавателей по формированию
критического мышления у студентов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А ISTE стандарт обучающегося
Приложение Б Индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности учащихся
Приложение В «Шесть шляп мышления»
Приложение Г Стимульный материал для теста Торренса
Приложение Д Критерии оценки теста Торренса
Приложение Е Развернутый план урока английского языка студентов- историков первого курса «Circle detective»

Данная работа посвящена изучению понятия критического мышления и его связи с разными видами речевой деятельности. Проблема формирования и сохранения мотивационной сферы у студентов на период изучения иностранного языка путём совершенствования приемов, направленных на формирование критического мышления, рассматривается как с теоретических позиций, так и на основе зарубежного и российского опыта и практики.
В настоящее время знание иностранного языка является преимуществом, а умение корректно выражать свои мысли в устной и письменной форме повышает шансы найти престижную работу. Однако студенты часто сталкиваются с неумением применять полученные знания на практике, что связано с привычным школьным подходом к обучению, не отвечающим современным требованиям модели деятельности. Повысить качество образовательного процесса возможно в случае смещения акцента с формы на связь компонентов. Преподавание иностранного языка в высшем учебном заведении таким образом поможет студентам сформировать правильное представление о материале и интегрировать полученные знания в профессиональную деятельность. Эффективная обработка информации возможна благодаря критической направленности обучения, отвечающей современным требованиям ФГОС и международным стандартам (Приложение А) [48]. Так, критическое мышление позволяет эффективно управлять изучаемым материалом и помогает осознать ценность языкового образования, что и определяет актуальность исследования.
Объектом исследования выступает мышление как психический процесс.
Предметом является процесс обучения письменной речи и чтению как средствам формирования критического мышления.
Целью исследования является повышение эффективности формирования критического мышления у студентов на основе продуктивных и репродуктивных видов речевой деятельности.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть сущность критического мышления, описать технологии его развития;
2) рассмотреть теоретические основы различных видов речевой деятельности;
3) разработать систему упражнений по формированию критического мышления у студентов на основе письма и чтения;
4) провести анализ опытно-экспериментального обучения и сформулировать методические рекомендации по формированию критического мышления у студентов на основе письма и чтения.
При написании выпускной квалификационной работы были применены следующие методы исследования: аналитико-рефлексивные (анализ и обобщение литературы по теме исследования), эмпирические методы (методический эксперимент), статистические (анализ полученных результатов).
Методологической основой исследования являются психолого­педагогические концепции российских (Н.Ф. Коряковцева, Е.П. Ильин, И.А. Зимняя) и зарубежных авторов (А. Кроуфорд, Д. Халперн); технология развития критического мышления через чтение и письмо (К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер); психолого-педагогические теории при обучении мышлению (Р.Л. Солсо, В.А.Кручинин, И.В. Шаповаленко); труды по формированию навыков различных видов речевой деятельности (Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, А.Я. Багрова, О.В. Манькова, Д.Л. Морозов).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанные упражнения могут быть использованы в ходе практических занятий по английскому языку, как у студентов неязыковых специальностей, так и языковых направлений в вузе для повышения эффективности процесса обучения, а также для формирования навыков критического мышления на основе имеющихся знаний.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (состоящего из 55 источников, 11 из которых на английском языке) и 6 приложений. Во введении определяется актуальность и описывается аппарат исследования. Первая глава на основе критического анализа научной литературы освещает проблему изучения мышления и его критической составляющей, а также взаимосвязь критического мышления и различных видов речевой деятельности. Вторая глава посвящена психологической характеристике студентов младших курсов и характеру их психических новообразований, учет которых необходим при проведении опытно-экспериментального обучения, его проведению и описанию, выводам по результатам опытно­экспериментального обучения. Заключение содержит выводы по задачам исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев сущность критического мышления, вслед за Н.Д. Гальсковой и Д. Халперн, можно утверждать, что критическое мышление, развивая интеллектуальные, аналитические и выразительные способности, неразрывно связано с формированием речевых умений. В свою очередь, мотив, побуждающий речь, связан с различными видами деятельности, которые удается задействовать в результате мыслительной деятельности. В процессе решения речемыслительных задач развитие получают интеллектуальные способности, что позволяет выделить мотивационный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты в структуре критического мышления.
Технология формирования критического мышления позволяет превратить обучение в активный процесс получения информации, а ее моделирование положительным образом влияет на развитие и мотивацию студентов, способствуя совершенствованию необходимых компетенций. Различные стратегии технологии способны помочь сформировать правильное представление о языковом материале и интегрировать полученные знания в свою деятельность. Развитие осознанной познавательной деятельности содействует не только профессиональному, но и личностному развитию. Следует вывод, что данную технологию можно охарактеризовать как компетентностную, личностно-направленную и продуктивную.
Повышение значимости иноязычной письменной речи и чтения в обучении обусловило повышение внимания к данным видам речевой деятельности. Кроме чтения, письмо тесно связано с устной речью. Протекающие мыслительные процессы во время восприятия речи на слух также развивают навыки прогнозирования, которые активизируют мыслительную деятельность в процессе аудирования, и влияют на развитие критической оценки информации. Формирование коммуникативной компетенции в данном случае происходит наиболее эффективно. Различные методы и приемы, оказывающие влияние на формирование внутреннего побуждения к изучению иностранного языка, направлены на проработку различных видов речевой деятельности и интегрированы между собой.
Описанные приемы в системе упражнений показали, что развитие определенных навыков или умений оказывает непосредственное влияние и смежные навыки, и умения. Статистические данные проведенного эксперимента доказали, что уровень сформированности всех составляющих критического мышления, в частности гибкости ассоциаций, систематизации и осознанности информации, повысился. Среди них показатели гибкости ассоциаций и умения систематизировать информацию на констатирующем этапе были ниже среднего более чем у половины студентов. Использованные упражнения по генерированию идей, составлению ассоциаций, выделению новых признаков, использование вербальных представлений стимулировали мыслительную активность и способствовали увеличению данных показателей на контрольном этапе, что повысило средний уровень критического мышления в 2 раза. В ходе выполнения заданий, направленных на проработку письма и чтения, также повысился уровень говорения и аудирования. Данная активность способствовали развитию интереса, что повлияло на качественные изменения когнитивных характеристик личности на основе продуктивных и репродуктивных видов речевой деятельности .
Был сделан вывод, что при выполнении учебных задач необходимо обращение к опыту, так как это мотивирует студентов. Мотив формируется и во время решения коммуникативных задач, что развивает умения рассуждения, анализа и систематизации новой информации, собственного опыта, и повышает интерес студентов к процессам письма и чтения.
Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута. Представленные упражнения и методические рекомендации могут быть использованы на практических занятиях по английскому языку, как у студентов неязыковых специальностей, так и языковых направлений в вузе для повышения учебной эффективности и формирования навыков критического мышления.


1. Авдюнина Н.А. Развитие конвергентного и дивергентного мышления
среди учащихся юношеского возраста // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. № 2. Т 11. С. 86-93. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razvitie-konvergentnogo-i-divergentnogo- myshleniya-sredi-uchaschihsya-yunosheskogo-vozrasta (дата обращения: 21.04.2020).
2. Агафонова Е. А. О формировании и развитии критического стиля
мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый: Национальный исследовательский Томский Политехнический Университет. 2012. № 3 (38). С. 337-339. URL:
https:ZZmoluch.ru/archiveZ38Z4375Z (дата обращения: 11.04.2020).
3. Багрова А.Я. Формирование навыков и умений монологического высказывания в средней школе - основа обучения коммуникативной компетенции на иностранном языке // Вестник Московской международной академии, 2017. С. 207-213. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/formirovanie- navykov-i-umeniy-monologicheskogo-vyskazyvaniya-v-sredney-shkole-osnova- obucheniya-kommunikativnoy-kompetentsii-na (дата обращения: 11.04.2020).
4. Башмаков А.И. Креативная педагогика. Методология, теория, практика / Ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. 5-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. 322 с.
5. Блинов В.И. Современное российское профессиональное
образование: словарь-справочник // М: Федеральный институт развития образования, 2010. URL: http:ZZshen.volkpb.edusite.ruZp14aa1.html (дата
обращения: 26.04.2020).
6. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Russian Journal of Education and Psychology, 2017. № 1. Т 8. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/poznavatelnaya-aktivnost-studentov-vuzov-kak- psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 11.04.2020).
7. Веревкина И. Н. Фаза «вызова» в технологии развития критического
мышления и её приёмы на уроках истории // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. Санкт- Петербург: Свое издательство, 2017. С. 97-99. URL:
https:ZZmoluch.ruZconfZpedZarchiveZ273Z13259Z (дата обращения: 13.05.2020).
8. Вострикова Н. М. Критическое мышление как психолого­педагогический феномен в условиях компетентностного подхода // Современные проблемы науки и образования, 2012. № 4. URL: https:ZZscience- education.ruZruZarticleZview?id=6723 (дата обращения: 26.04.2020).
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2015. 363 с.
10. Дегтярев С. Н. Учебно-познавательный процесс в аспекте развития дивергентного и конвергентного мышления // Образование и наука. 2009. № 4 (5 6). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/uchebno-poznavatelnyy-protsess-v- aspekte-razvitiya-divergentnogo-i-konvergentnogo-myshleniya (дата обращения: 11.04.2020).
11. Джига Н.Д. Концептуальное и организационно-методическое обеспечение эмпирического исследования созидания продуктивного субъекта образования // Перспективы науки и образования. 2014. № 1. С. 201-211. URL: http:ZZscipeople.шZpublication/116551Z (дата обращения: 26.04.2020).
12. Дмитриева Л.М. Креатив в продвижении бренда // Омский научный
вестник. 2013. № 5 (122). С. 246-250. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZkreativ-v-prodvizhenii-brenda (дата обращения: 26.04.2020).
13. Добродеева К.Г. Стратегии обучения на уроке английского языка:
анализ опыта гимназии дополнительного образования города Альцай в Федеральной земле Рейнланд-Пфальц в Германии // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики . 2015. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/strategii-obucheniya-na-uroke-angliyskogo- yazyka-analiz-opyta-gimnazii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-goroda-altsay-v- federalnoy-zemle (дата обращения: 26.04.2020).
14. Железнова Е.Г Аудирование как один из способов обучения
английскому языку // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 4. С. 118-123. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/audirovanie-kak- odin-iz-sposobov-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения:
11.04.2020).
15. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 222 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ