1 Анализ нормативной документации и научных исследований в области
обеспечения дорожного движения 8
1.1 Исследование показателей и понятий в области обеспечения дорожного
движения 8
1.2 Нормативно-правовая документация в области обеспечения дорожного
движения 18
2 Анализ существующих методик и учебно-методического обеспечения при
подготовке водителей транспортных средств 26
2.1 Статистика дорожно-транспортных происшествий 26
2.2 Организация процесса обучения водителей 29
2.3 Анализ положительного опыта внедрения смешанного формата обучения41
3 Методология совершенствования системы подготовки водителей 44
3.1 Предложения по совершенствованию системы подготовки водителей . ... 44
3.2 Опытно-экспериментальная работа 58
Заключение 67
Список используемых источников 69
Актуальность и научная значимость исследования обоснованы высокой значимостью в области обеспечения безопасности дорожного движения, необходимостью постоянного совершенствования методик подготовки водителей и повышения их мастерства, в условиях современного мира и ускоряющегося научно-технического прогресса. Вероятность возникновения внештатной ситуации требует от водителя принятия быстрых решений с целью избежать дорожно-транспортного происшествия. В связи с этим тема «Повышение безопасности дорожного движения методами
совершенствования системы подготовки водителей» является актуальной.
Научная значимость исследования основывается на анализе факторов и рисков, влияющих на безопасность дорожного движения.
Объектом исследования является процесс подготовки водителей транспортных средств категории В.
Предмет исследования - методы совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств.
Цель исследования - разработка предложений по совершенствованию системы подготовки водителей, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Гипотеза исследования состоит в том, что для обеспечения безопасности дорожного движения необходима эффективная система подготовки водителей с учетом возможных рисков и с применением современных цифровых интерактивных технологий. Гипотеза будет достигнута, если:
- будет проведен анализ нормативной документации и научных исследований в области обеспечения дорожного движения и существующих методик подготовки водителей;
- будет проанализировано учебно-методическое обеспечение при подготовке водителей транспортных средств;
- будут разработаны предложения по совершенствованию системы подготовки водителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ нормативной документации в области обеспечения дорожного движения.
2. Рассмотреть статистику причин дорожно-транспортных происшествий.
3. Проанализировать существующее учебно-методическое обеспечение при подготовке водителей транспортных средств.
4. Предложить методы совершенствования системы подготовки водителей, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей в области обеспечения БДД.
Базовыми для настоящего исследования также являются нормативные документы в области обеспечения БДД, учебно-методическое обеспечение при подготовке водителей транспортных средств.
Методы исследования: анализ, синтез, описание, сравнение.
Опытно-экспериментальная база исследования и предложения будут проводиться на базе автошколы Тольяттинского государственного университета.
Научная новизна исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию системы подготовки водителей, обеспечивающих безопасность дорожного движения с учетом возможных рисков и с применением современных цифровых интерактивных технологий.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе существующих методик и теоретических подходов к подготовке водителей транспортных средств категории В.
Практическая значимость исследования даст возможность дальнейшего использования результатов диссертационного исследования, внедрения предложений по совершенствованию системы подготовки водителей с целью повышения безопасности дорожного движения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: законодательной и нормативной документацией РФ в области БДД; методами научно-практических исследований.
Личное участие автора в анализе проблематики по тематике диссертационного исследования, разработке предложений по совершенствованию системы подготовки водителей транспортных средств категории В.
Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования опубликованы в сборнике Международной научно-практической конференции «Формирование и развитие новой парадигмы науки в условиях постиндустриального общества» 20 июня 2021 г., г. Пермь, издательство «Аэтерна».
На защиту выносятся:
1. Анализ нормативной документации и научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Исследование статистических данных причин дорожно¬транспортных происшествий.
3. Детальный разбор составляющих компонентов учебно¬методического обеспечения при подготовке водителей транспортных средств и существующих методик.
4. Предложения по совершенствованию системы подготовки водителей, обеспечивающих безопасность дорожного движения с учетом возможных рисков и с применением современных цифровых интерактивных технологий.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 12 рисунков, 3 таблицы, 30 источников использованной литературы. Основной текст работы изложен на 72 странице.
Проведен исторический аспект становления дорожного движения в мировом масштабе, рассмотрены основные причины травматизма на дорогах, а также приведена статистика дорожно-транспортных происшествий. В результате проведенного анализа, было выявлено, что женщины-водители попадают в аварии в 6-10 раз реже, чем мужчины, что в малоразвитых странах мира ДТП случается гораздо чаще, а в возрасте от 30 до 40 лет совершается больше всего дорожно-транспортных происшествий.
Дорожно-транспортный травматизм, безусловно, можно и нужно предупреждать. Для этого необходим целостный подход с участием здравоохранения, образования, полиция, кроме этого необходимо организовывать мероприятия по повышению безопасности дорог и участников движения.
Таким образом, эффективное обучение водителей, повышение их мастерства играет значительную роль и способствует снижению аварийных ситуаций.
Типовые рабочие программы рекомендуют последовательность курса, а автошкола самостоятельно определяет последовательность изучения программы.
Условия реализации Примерной программы содержат организационно¬педагогические, кадровые, информационно-методические и материально¬технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
Проанализировав положительный опыт внедрения смешанной формы обучения будущих водителей, считаю возможным его внедрения в образовательную программу автошколы Тольяттинского государственного университета с учетом усовершенствования.
Был проведен анализ условий труда на рабочем месте. А также рассмотрена закономерность влияния темперамента человека на манеру вождения автомобиля.
В ходе изучения темы безопасности дорожного движения мною были разработаны и проведены опросы. Кроме этого, представлен примерный интерфейс, и структура программы прогнозирования рисков на дороге. Необходимо пересмотреть программы обучения водителей. Включить курс «Управления автомобилем в критических ситуациях» и «Прогнозирование рисков». Статистическая информация и разработки предложены для реализации в автошколе Тольяттинского государственного университета.
1. «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]
Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения: 26.05.2021).
2. «О направлении методических рекомендаций» [Электронный ресурс] Письмо Минобрнауки России № АК-2288/06 от 18.08.2015 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326718/3f4f21142c8704a037 520e44b9fa1d4a64a86650/ (дата обращения: 26.05.2021).
3. «О Правилах дорожного движения» [Электронный ресурс]
Постановление Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 (ред. от 31.12.2020) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата
обращения: 26.05.2021).
4. «О Транспортной стратегии Российской Федерации»
[Электронный ресурс] Распоряжение Правительства РФ № 1734-р от
22.11.2008 - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=297899&fl d= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.9808061509001043#03921691969460894 (дата обращения: 26.05.2021).
5. «Об обязательном страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств» [Электронный ресурс] Федеральный закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36528/ (дата обращения: 26.05.2021).
6. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
[Электронный ресурс] Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/#dst0 (дата
обращения: 26.05.2021).
7. «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [Электронный ресурс] Приказ Министерства образования и науки РФ №1408 от 26 декабря 2013 г. - URL: https://base.garant.ru/70695708/ (дата обращения: 26.05.2021).
8. «Уголовный кодекс Российской Федерации» [Электронный
ресурс] Федеральный закон № 63 от 13.06.1996 - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/abd56fe2fb70b6c813e 178ecf6148dda63010a1c/ (дата обращения: 26.05.2021).
9. Абаимов Р.В., Малащук П.А. Теория транспортных процессов и систем. Учебное пособие. Сыктывкар: СЛИ, 2015. 64 с.
10. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд.; гриф УМО. - Санкт- Петербург: Питер, 2018. - 460 с.: ил. - (Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 456-460.
11. Ваксман С. А., Швец В.Л. Надежность прогнозирования транспортных систем городов // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов : тез. докл. III Свердловской конф. Свердловск : СИНХ, 1990. С. 25-28.
12. Васильев Е. М., Игудин В.Н. Оптимизация планирования и управления транспортными системами. М.: Транспорт, 1987. 208 с.
13. Гришкевич А.И. Автомобили. Теория. - м.: Высш. шк., 1986. - 208с.
14. Клинковштейн Г. И., Коноплянко В.И. Организация дорожного движения. М. : Изд-во МАДИ, 1977. 59 с.
15. Конвенция о дорожном движении, принята на Конференции ООН в г. Вене 8 ноября 1968 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979.
16. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: учебник для вузов/ Е.С.Кузнецов, А.П.Болдин, В.М.Власов и др.. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Наука, 2004. - 535 с.
17. Литвинов А.С. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М.: Машиностроение, 2016.-240 с.
18. Михайлов А. Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей. Новосибирск: Наука, 2004. 266 с.
19. Молодцов, В. А. Безопасность транспортных средств: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» (профили подготовки: «Организация и безопасность движения», «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий») / В. А. Молодцов. - Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», Тамбов, 2013. - 236 с.
...