Экспериментальное обоснование комплекса средств и методических приемов, направленных на воспитание выносливости у футболистов 12-13 лет
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Выносливость спортсмена как фактор активности в футболе
1.2. Формирование общей выносливости у юных футболистов
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
3.1. Содержание тренировочного процесса в годичном цикле подготовки
молодых футболистов
3.2. Основные результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Выносливость спортсмена как фактор активности в футболе
1.2. Формирование общей выносливости у юных футболистов
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
3.1. Содержание тренировочного процесса в годичном цикле подготовки
молодых футболистов
3.2. Основные результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Футбол является таким видом спорта, в котором спортивные достижения во многом определяются степенью развития двигательных способностей футболистов, среди которых выносливость - это одно из основных качеств, имеющих особое влияние на рост мастерства спортсменов. Чем выше выносливость футболистов, тем более возрастает игровая активность, тем шире объем технико-тактических приемов, что, в конечном счете, положительно сказывается на организации всей игры [9, 21].
В настоящее время существует значительное количество исследований, посвященных проблеме повышения работоспособности футболистов. Однако следует отметить, что вопрос о развитии выносливости и методики ее воспитания у юных футболистов остается молоизученным. При этом отметим, что совершенствование методических приемов повышения мастерства особенно важно, так как между объемом тренировочной работы и спортивными достижениями существует координационная зависимость. Важно также указать, что развитие аэробных возможностей юных спортсменов в начальном периоде обучения позволяет параллельно решать множество задач, главными из которых являются укрепление здоровья и формирования базы для развития специальной выносливости.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что актуальность представленного исследования, посвященного решению проблемы развития общей выносливости и совершенствования методических приемов ее формирования у юных футболистов, не вызывает сомнений.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных футболистов (12-13 лет).
Предмет исследования - методика формирования выносливости юных футболистов.
Цель исследования - экспериментальное обоснование средств и приемов воспитания выносливости у футболистов 12-13 лет.
Поставленная цель и предмет исследования предопределили решение следующих задач:
1) изучить имеющуюся научную литературу по анализируемой проблеме;
2) определить степень и перспективы развития общей выносливости юных футболистов;
3) разработать и экспериментально обосновать комплекс средств и методических приемов, направленных на воспитание выносливости у футболистов 12-13 лет;
4) выявить влияние разработанных способов повышения работоспособности подростков-футболистов на их техническую подготовленность и физическое развитие.
Гипотеза исследования. При формировании общей выносливости юных футболистов на их техническую подготовленность и физическое развитие значительное влияние оказывают правильно подобранные неспецифические приемы и методы организации тренировочного процесса.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы по анализируемой проблеме; опрос и собеседование; педагогическое наблюдение и тестирование; педагогический эксперимент; использование инструментальных средств: а) газоаналитические измерения; б)
пульсометрические измерения; в) определение PWC170; врачебный контроль; методы математической статистики.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые был реализован комплексный педагогический эксперимент, позволивший внести определенный вклад в совершенствование приемов и способов воспитания общей выносливости футболистов 12-13 лет, способных повлиять на техническую подготовленность и физическое развитие молодых спортсменов.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, оно позволило расширить наши представления о воздействии тренировочного процесса с использованием элементов игры в футбол на развитие физических и психических способностей у подростков.
Практическая значимость представленной работы определяется тем, что разработанные в ходе исследования методические рекомендации содействуют формированию общей работоспособности у юных футболистов и могут быть использованы в работе средних школ, ДЮСШ, а также в профессиональной подготовке тренерского состава по футболу. При соответствующей адаптации разработанная методика может быть использована в различных других игровых видах спорта.
В настоящее время существует значительное количество исследований, посвященных проблеме повышения работоспособности футболистов. Однако следует отметить, что вопрос о развитии выносливости и методики ее воспитания у юных футболистов остается молоизученным. При этом отметим, что совершенствование методических приемов повышения мастерства особенно важно, так как между объемом тренировочной работы и спортивными достижениями существует координационная зависимость. Важно также указать, что развитие аэробных возможностей юных спортсменов в начальном периоде обучения позволяет параллельно решать множество задач, главными из которых являются укрепление здоровья и формирования базы для развития специальной выносливости.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что актуальность представленного исследования, посвященного решению проблемы развития общей выносливости и совершенствования методических приемов ее формирования у юных футболистов, не вызывает сомнений.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных футболистов (12-13 лет).
Предмет исследования - методика формирования выносливости юных футболистов.
Цель исследования - экспериментальное обоснование средств и приемов воспитания выносливости у футболистов 12-13 лет.
Поставленная цель и предмет исследования предопределили решение следующих задач:
1) изучить имеющуюся научную литературу по анализируемой проблеме;
2) определить степень и перспективы развития общей выносливости юных футболистов;
3) разработать и экспериментально обосновать комплекс средств и методических приемов, направленных на воспитание выносливости у футболистов 12-13 лет;
4) выявить влияние разработанных способов повышения работоспособности подростков-футболистов на их техническую подготовленность и физическое развитие.
Гипотеза исследования. При формировании общей выносливости юных футболистов на их техническую подготовленность и физическое развитие значительное влияние оказывают правильно подобранные неспецифические приемы и методы организации тренировочного процесса.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы по анализируемой проблеме; опрос и собеседование; педагогическое наблюдение и тестирование; педагогический эксперимент; использование инструментальных средств: а) газоаналитические измерения; б)
пульсометрические измерения; в) определение PWC170; врачебный контроль; методы математической статистики.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые был реализован комплексный педагогический эксперимент, позволивший внести определенный вклад в совершенствование приемов и способов воспитания общей выносливости футболистов 12-13 лет, способных повлиять на техническую подготовленность и физическое развитие молодых спортсменов.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, оно позволило расширить наши представления о воздействии тренировочного процесса с использованием элементов игры в футбол на развитие физических и психических способностей у подростков.
Практическая значимость представленной работы определяется тем, что разработанные в ходе исследования методические рекомендации содействуют формированию общей работоспособности у юных футболистов и могут быть использованы в работе средних школ, ДЮСШ, а также в профессиональной подготовке тренерского состава по футболу. При соответствующей адаптации разработанная методика может быть использована в различных других игровых видах спорта.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Знакомство с научной литературой позволило обнаружить, что вопрос о развитии выносливости и методики ее воспитания у юных футболистов остается молоизученным. Между тем совершенствование методических приемов повышения мастерства особенно важно, так как между объемом тренировочной работы и спортивными достижениями существует координационная зависимость. Развитие аэробных возможностей юных спортсменов в начальном периоде обучения позволяет параллельно решать множество задач, главными из которых являются укрепление здоровья и формирования базы для развития специальной выносливости.
2. В начальном периоде спортивной подготовки подростков 12-13 лет, занимающихся футболом, необходимо применение в тренировочном процессе неспецифических средств, направленных на формирование их работоспособности. Увеличение показателей работоспособности подростков наблюдается как результат использования в тренировочном процессе определенных заданий: бег на 1500м. (в течение полугода три раза в неделю) выполняемого регулярно в максимально возможном темпе, (увеличение РWС170 на 12 %), бег на 6 минут (увеличение на 11 %) и бег на дистанцию 1000м. (увеличение на 5 %).
3. Участники педагогического эксперимента, продемонстрировали устойчивую связь результатов, показанных ими в беге на 6 минут, на 1500м., 1000м., PWC170 (беговой и велоэргометрический варианты) с показателями максимального потребления кислорода (на 1 кг веса тела). Однако следует иметь в виду, что обнаруженные отличия требуют индивидуального подхода при анализе работоспособности, с учетом субъективных особенностей каждого спортсмена.
4. Сопоставление показателей выносливости у юных футболистов позволило выявить довольно существенную разницу между детьми 12 и 13
лет. Различия в результатах беговых заданий (дистанции 1500м., 1000м., бег на 6 минут) и относительно максимального потребления кислорода (на 1 кг веса тела) находятся в границах в среднем 4-6 %, разница в абсолютных показателях общей выносливости (МПК, PWC170) - 15-20 %, может
зависеть от росто-весовых особенностей подростков.
5. Между ЧСС и скоростью бега у молодых футболистов обнаруживается прямо пропорциональная зависимость. В ходе эксперимента в результате 6-месячной тренировки произошло изменение этой связи: снижение ЧСС при одинаковой скорости бега составило около 10-15 уд/мин.2 Результаты повторного максимального бега на дистанциях 15м. (с места и с хода) и 30м. (с места) зависят у юных футболистов от длительности периодов отдыха. При 10-1 секундном отдыхе происходит непрерывное снижение скорости в следующих забегах. Повторный максимальный бег на 30м. с продолжительностью отдыха 30с. между попытками к изменению быстроты прохождения дистанций 15-30м. не приводит.
6. В ходе эксперимента у молодых футболистов выявлена специфичность разных видов выносливости, что подтверждается отсутствием координации между результатом в беге 3 на 1500м. и снижением скорости повторного бега на 30м. при перерыве на отдых - 10 секунд.
7. Все предложенные в процессе проведения эксперимента упражнения и тестовые задания могут служить средством тренировки скоростной выносливости и контроля за ее развитием. Результаты исследования следует учитывать при оценке напряженности нагрузки во время тренировок по пульсометрическим критериям и необходимо использовать при отработке скоростных навыков у юных футболистов.
8. Применение неспецифических тренировочных средств в целях повышения работоспособности подростков 12-13 лет, занимающихся футболом, не сказывается отрицательно ни на их физическом развитии, на показателях их технической подготовленности.
1. Знакомство с научной литературой позволило обнаружить, что вопрос о развитии выносливости и методики ее воспитания у юных футболистов остается молоизученным. Между тем совершенствование методических приемов повышения мастерства особенно важно, так как между объемом тренировочной работы и спортивными достижениями существует координационная зависимость. Развитие аэробных возможностей юных спортсменов в начальном периоде обучения позволяет параллельно решать множество задач, главными из которых являются укрепление здоровья и формирования базы для развития специальной выносливости.
2. В начальном периоде спортивной подготовки подростков 12-13 лет, занимающихся футболом, необходимо применение в тренировочном процессе неспецифических средств, направленных на формирование их работоспособности. Увеличение показателей работоспособности подростков наблюдается как результат использования в тренировочном процессе определенных заданий: бег на 1500м. (в течение полугода три раза в неделю) выполняемого регулярно в максимально возможном темпе, (увеличение РWС170 на 12 %), бег на 6 минут (увеличение на 11 %) и бег на дистанцию 1000м. (увеличение на 5 %).
3. Участники педагогического эксперимента, продемонстрировали устойчивую связь результатов, показанных ими в беге на 6 минут, на 1500м., 1000м., PWC170 (беговой и велоэргометрический варианты) с показателями максимального потребления кислорода (на 1 кг веса тела). Однако следует иметь в виду, что обнаруженные отличия требуют индивидуального подхода при анализе работоспособности, с учетом субъективных особенностей каждого спортсмена.
4. Сопоставление показателей выносливости у юных футболистов позволило выявить довольно существенную разницу между детьми 12 и 13
лет. Различия в результатах беговых заданий (дистанции 1500м., 1000м., бег на 6 минут) и относительно максимального потребления кислорода (на 1 кг веса тела) находятся в границах в среднем 4-6 %, разница в абсолютных показателях общей выносливости (МПК, PWC170) - 15-20 %, может
зависеть от росто-весовых особенностей подростков.
5. Между ЧСС и скоростью бега у молодых футболистов обнаруживается прямо пропорциональная зависимость. В ходе эксперимента в результате 6-месячной тренировки произошло изменение этой связи: снижение ЧСС при одинаковой скорости бега составило около 10-15 уд/мин.2 Результаты повторного максимального бега на дистанциях 15м. (с места и с хода) и 30м. (с места) зависят у юных футболистов от длительности периодов отдыха. При 10-1 секундном отдыхе происходит непрерывное снижение скорости в следующих забегах. Повторный максимальный бег на 30м. с продолжительностью отдыха 30с. между попытками к изменению быстроты прохождения дистанций 15-30м. не приводит.
6. В ходе эксперимента у молодых футболистов выявлена специфичность разных видов выносливости, что подтверждается отсутствием координации между результатом в беге 3 на 1500м. и снижением скорости повторного бега на 30м. при перерыве на отдых - 10 секунд.
7. Все предложенные в процессе проведения эксперимента упражнения и тестовые задания могут служить средством тренировки скоростной выносливости и контроля за ее развитием. Результаты исследования следует учитывать при оценке напряженности нагрузки во время тренировок по пульсометрическим критериям и необходимо использовать при отработке скоростных навыков у юных футболистов.
8. Применение неспецифических тренировочных средств в целях повышения работоспособности подростков 12-13 лет, занимающихся футболом, не сказывается отрицательно ни на их физическом развитии, на показателях их технической подготовленности.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - Организация учебно-тренировочного процесса по футболу со слабослышащими мальчиками 12-13 лет»
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ В СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В МИНИ-ФУТБОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 12-13 ЛЕТ В СЕКЦИИ ФУТБОЛА
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ФУТБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФУТБОЛУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БЕГУНИЙ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Методика развития быстроты у футболистов 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





