ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Выносливость спортсмена как фактор активности в футболе
1.2. Формирование общей выносливости у юных футболистов
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 12-13 ЛЕТ
3.1. Содержание тренировочного процесса в годичном цикле подготовки
молодых футболистов
3.2. Основные результаты педагогического эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Футбол является таким видом спорта, в котором спортивные достижения во многом определяются степенью развития двигательных способностей футболистов, среди которых выносливость - это одно из основных качеств, имеющих особое влияние на рост мастерства спортсменов. Чем выше выносливость футболистов, тем более возрастает игровая активность, тем шире объем технико-тактических приемов, что, в конечном счете, положительно сказывается на организации всей игры [9, 21].
В настоящее время существует значительное количество исследований, посвященных проблеме повышения работоспособности футболистов. Однако следует отметить, что вопрос о развитии выносливости и методики ее воспитания у юных футболистов остается молоизученным. При этом отметим, что совершенствование методических приемов повышения мастерства особенно важно, так как между объемом тренировочной работы и спортивными достижениями существует координационная зависимость. Важно также указать, что развитие аэробных возможностей юных спортсменов в начальном периоде обучения позволяет параллельно решать множество задач, главными из которых являются укрепление здоровья и формирования базы для развития специальной выносливости.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что актуальность представленного исследования, посвященного решению проблемы развития общей выносливости и совершенствования методических приемов ее формирования у юных футболистов, не вызывает сомнений.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных футболистов (12-13 лет).
Предмет исследования - методика формирования выносливости юных футболистов.
Цель исследования - экспериментальное обоснование средств и приемов воспитания выносливости у футболистов 12-13 лет.
Поставленная цель и предмет исследования предопределили решение следующих задач:
1) изучить имеющуюся научную литературу по анализируемой проблеме;
2) определить степень и перспективы развития общей выносливости юных футболистов;
3) разработать и экспериментально обосновать комплекс средств и методических приемов, направленных на воспитание выносливости у футболистов 12-13 лет;
4) выявить влияние разработанных способов повышения работоспособности подростков-футболистов на их техническую подготовленность и физическое развитие.
Гипотеза исследования. При формировании общей выносливости юных футболистов на их техническую подготовленность и физическое развитие значительное влияние оказывают правильно подобранные неспецифические приемы и методы организации тренировочного процесса.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы по анализируемой проблеме; опрос и собеседование; педагогическое наблюдение и тестирование; педагогический эксперимент; использование инструментальных средств: а) газоаналитические измерения; б)
пульсометрические измерения; в) определение PWC170; врачебный контроль; методы математической статистики.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые был реализован комплексный педагогический эксперимент, позволивший внести определенный вклад в совершенствование приемов и способов воспитания общей выносливости футболистов 12-13 лет, способных повлиять на техническую подготовленность и физическое развитие молодых спортсменов.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, оно позволило расширить наши представления о воздействии тренировочного процесса с использованием элементов игры в футбол на развитие физических и психических способностей у подростков.
Практическая значимость представленной работы определяется тем, что разработанные в ходе исследования методические рекомендации содействуют формированию общей работоспособности у юных футболистов и могут быть использованы в работе средних школ, ДЮСШ, а также в профессиональной подготовке тренерского состава по футболу. При соответствующей адаптации разработанная методика может быть использована в различных других игровых видах спорта.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Знакомство с научной литературой позволило обнаружить, что вопрос о развитии выносливости и методики ее воспитания у юных футболистов остается молоизученным. Между тем совершенствование методических приемов повышения мастерства особенно важно, так как между объемом тренировочной работы и спортивными достижениями существует координационная зависимость. Развитие аэробных возможностей юных спортсменов в начальном периоде обучения позволяет параллельно решать множество задач, главными из которых являются укрепление здоровья и формирования базы для развития специальной выносливости.
2. В начальном периоде спортивной подготовки подростков 12-13 лет, занимающихся футболом, необходимо применение в тренировочном процессе неспецифических средств, направленных на формирование их работоспособности. Увеличение показателей работоспособности подростков наблюдается как результат использования в тренировочном процессе определенных заданий: бег на 1500м. (в течение полугода три раза в неделю) выполняемого регулярно в максимально возможном темпе, (увеличение РWС170 на 12 %), бег на 6 минут (увеличение на 11 %) и бег на дистанцию 1000м. (увеличение на 5 %).
3. Участники педагогического эксперимента, продемонстрировали устойчивую связь результатов, показанных ими в беге на 6 минут, на 1500м., 1000м., PWC170 (беговой и велоэргометрический варианты) с показателями максимального потребления кислорода (на 1 кг веса тела). Однако следует иметь в виду, что обнаруженные отличия требуют индивидуального подхода при анализе работоспособности, с учетом субъективных особенностей каждого спортсмена.
4. Сопоставление показателей выносливости у юных футболистов позволило выявить довольно существенную разницу между детьми 12 и 13
лет. Различия в результатах беговых заданий (дистанции 1500м., 1000м., бег на 6 минут) и относительно максимального потребления кислорода (на 1 кг веса тела) находятся в границах в среднем 4-6 %, разница в абсолютных показателях общей выносливости (МПК, PWC170) - 15-20 %, может
зависеть от росто-весовых особенностей подростков.
5. Между ЧСС и скоростью бега у молодых футболистов обнаруживается прямо пропорциональная зависимость. В ходе эксперимента в результате 6-месячной тренировки произошло изменение этой связи: снижение ЧСС при одинаковой скорости бега составило около 10-15 уд/мин.2 Результаты повторного максимального бега на дистанциях 15м. (с места и с хода) и 30м. (с места) зависят у юных футболистов от длительности периодов отдыха. При 10-1 секундном отдыхе происходит непрерывное снижение скорости в следующих забегах. Повторный максимальный бег на 30м. с продолжительностью отдыха 30с. между попытками к изменению быстроты прохождения дистанций 15-30м. не приводит.
6. В ходе эксперимента у молодых футболистов выявлена специфичность разных видов выносливости, что подтверждается отсутствием координации между результатом в беге 3 на 1500м. и снижением скорости повторного бега на 30м. при перерыве на отдых - 10 секунд.
7. Все предложенные в процессе проведения эксперимента упражнения и тестовые задания могут служить средством тренировки скоростной выносливости и контроля за ее развитием. Результаты исследования следует учитывать при оценке напряженности нагрузки во время тренировок по пульсометрическим критериям и необходимо использовать при отработке скоростных навыков у юных футболистов.
8. Применение неспецифических тренировочных средств в целях повышения работоспособности подростков 12-13 лет, занимающихся футболом, не сказывается отрицательно ни на их физическом развитии, на показателях их технической подготовленности.
1. Адамбеков К.И. Методика воспитания выносливости у юных футболистов: Метод, рекомендации. - Алма-Ата, 2001. - 42 с.
2. Базилевич О.П., Гаджиев Т.М., Волков Н.И. Повышение физической подготовленности и улучшение функциональных возможностей у футболистов высокой квалификации. - В кн.: футбол. М., 2004. - С.23-27
3. Белоцерковский З.Б. Определение физической работоспособности у спортсменов по тесту PWC170 с помощью специфических нагрузок: Метод, рекомендации для ин-тов физ. культуры. - М., 2005. - 39 с.
4. Варюшин В.В., Адамбеков К.И., Байбулов К.Д. Методика воспитания выносливости у юных футболистов: Метод, рекомендации / Каз. ин-т физ. культуры. - Алма-Ата, 2002. - 44 с.
5. Варюшин В.В., Лопачев Ю.Н. Комплексная оценка выносливости. - Спортивные игры, 2004, № 5. - С. 23.
6. Волков Н.И. Физиологические основы современных методов развития выносливости. Изд.2. - М.: Асабешха, 2008. - 336 с.
7. Выносливость юных спортсменов / Под ред. Р.Е. Мотылянской. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 223 с.
8. Гальперин СИ. Физиологические особенности детей: Пособие для студентов фак. естествознания пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2005. - 243 с.
9. Годик М.А., Колобов В.Н. Систематизация специальных упражнений футболистов. - М.: ГЦОЛИФК, 2008. - 39 с.;
10. Грошенков С.С., Чередова В.Н., Зельдович Т.А. Усовершенствование методов исследования двигательных качеств юных спортсменов. - В кн.: Проблемы юношеского спорта. М., 2002. - С. 83.
11. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: учебник. - М.: Спорт, 2015. - 569 с. - — ISBN 978-5-9906578-9-2
12. Губа В., Стула А. Методология подготовки юных футболистов: учеб. метод. пособие. Человек, 2015. - 184 с.
13. Губа В., Стула А., Кромке К. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы. - М.: Спорт, 2017. 272 с.
14. Дикхут Н., Симон Т., Бахи Н. Выносливость футболиста. - В кн. Футбол. М., 2004. - С. 27-30.
15. Ермолов, Ю. В. Омский научный вестник / Ю. В. Ермолов // Влияние тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10-12 лет - 2011. - №6. - С. 102...