ЦЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ
|
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов 8
1.1 Понятие ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной
литературе 8
1.2 Проблема субъективного благополучия в психологических
исследованиях 15
1.3 Психологические особенности личности в юношеском возрасте 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Психологические особенности ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 30
2.3 Корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 47
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
1.1 Понятие ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной
литературе 8
1.2 Проблема субъективного благополучия в психологических
исследованиях 15
1.3 Психологические особенности личности в юношеском возрасте 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Психологические особенности ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 30
2.3 Корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 47
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает актуальную проблему ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Выбор темы обусловлено проблемой субъективного благополучия личности на современной этапе развития психологической науки.
Целью работы является изучение особенностей ценностей и
субъективного благополучия студентов.
Бакалаврская работа основана на предположении о то, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
В ходе работы решаются задачи: провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества; изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов; провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (66 наименований). Текст проиллюстрирован 11 таблицами и 3 рисунками. Объем работы - 64
страницы.
Субъективное благополучие является сложным социально-психологическим образованием, которое содержит эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Оно формируется под воздействием многих факторов. В первую очередь, это складывающиеся социальные отношения личности, специфика ее деятельности (внешние факторы), а также формирующиеся социально-психологические установки, ценностные ориентации, стратегии поведения (внутренние факторы).
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологии проблема субъективного благополучия личности достаточно малоизученна. Исследование субъективного благополучия и ценностных ориентаций становится особенно актуальным в период перемен происходящих в современном обществе. В современном обществе постоянно происходят изменения различного характера, которые затрагивают такие области как: образование, искусство, политику, экономику, но самое главное, эти изменения затронули и межличностные отношения человека. Жестокость, конфликтность, посягательства на права личности, индивидуализм - все эти явления стали чаще встречаться в обществе. Данные явления негативно влияют на человека и его сферы жизнедеятельности, происходит изменение стратегий поведения, норм и ценностей жизни. Негативные явления также отражаются на настроении человека, его субъективном благополучии и психическом состоянии.
Студенчество является тем периодом жизни, когда происходят различные изменения, касающиеся установок, мировоззрения, а также формирования ценностных ориентаций. Таким образом, необходимо выявить связи и факторы, которые окажут влияние на жизнеопределение юношества, а также критерии и основания, которые в будущем будут основополагающими в формировании субъективного благополучия.
Субъективное благополучие изучается с целью определения путей, способов личностной реализации человека и раскрытия его потенциала, также необходимость изучения заключается в формировании позитивного отношения к реальности и поиску решений задач, возникающих перед человеком ежедневно.
Таким образом, исследование проблемы субъективного благополучия обладает не только теоретическим, но и практическим значением. В данном исследовании для оказания личности психологической помощи.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема субъективного благополучия изучена недостаточно и требует дополнения. В первую очередь, в аспекте выявления и изучения структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально- психологическими и психологическими образованиями, в частности, с ценностными ориентациями.
Цель исследования: изучить особенности ценностей и субъективного благополучия студентов.
Объект исследования: субъективное благополучие личности.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностей и субъективного благополучия личности студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует
взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества.
2. Изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
3. Провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Теоретико-методологической основой исследования стали подходы и теоретические положения, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами по проблеме субъективного благополучия личности: М. Аргайл, Э. Диннер, Н.К. Бахарева, Дж. Бьюдженталь,
К. Риффидр, а также концепции и подходы к проблеме ценностных ориентаций личности: А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Л. Рубинштейн,
М. Рокич, В. Франкл, Л. Колберг, Б.Г. Ананьев, Э. Фромм.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, интерпретация и обобщение
исследовательских данных по проблеме;
- эмпирические: психодиагностические бланковые методики.
- методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ.
Методики исследования: 1) «Шкала психологического благополучия» К. Рифф; 2) Шкала субъективного благополучия М.В. Соколова; 3) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев; 4) Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.
Базой исследования является ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В выборку испытуемых вошли 30 студентов - юноши и девушки в возрасте от 18 до 24 лет, из которых 15 юношей и 15 девушек.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего проведения исследований ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности и их взаимосвязей с другими понятиями. А также, основываясь на полученные данные, можно проводить исследования в различных выборках.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы.
Бакалаврская работа рассматривает актуальную проблему ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Выбор темы обусловлено проблемой субъективного благополучия личности на современной этапе развития психологической науки.
Целью работы является изучение особенностей ценностей и
субъективного благополучия студентов.
Бакалаврская работа основана на предположении о то, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
В ходе работы решаются задачи: провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества; изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов; провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (66 наименований). Текст проиллюстрирован 11 таблицами и 3 рисунками. Объем работы - 64
страницы.
Субъективное благополучие является сложным социально-психологическим образованием, которое содержит эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Оно формируется под воздействием многих факторов. В первую очередь, это складывающиеся социальные отношения личности, специфика ее деятельности (внешние факторы), а также формирующиеся социально-психологические установки, ценностные ориентации, стратегии поведения (внутренние факторы).
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологии проблема субъективного благополучия личности достаточно малоизученна. Исследование субъективного благополучия и ценностных ориентаций становится особенно актуальным в период перемен происходящих в современном обществе. В современном обществе постоянно происходят изменения различного характера, которые затрагивают такие области как: образование, искусство, политику, экономику, но самое главное, эти изменения затронули и межличностные отношения человека. Жестокость, конфликтность, посягательства на права личности, индивидуализм - все эти явления стали чаще встречаться в обществе. Данные явления негативно влияют на человека и его сферы жизнедеятельности, происходит изменение стратегий поведения, норм и ценностей жизни. Негативные явления также отражаются на настроении человека, его субъективном благополучии и психическом состоянии.
Студенчество является тем периодом жизни, когда происходят различные изменения, касающиеся установок, мировоззрения, а также формирования ценностных ориентаций. Таким образом, необходимо выявить связи и факторы, которые окажут влияние на жизнеопределение юношества, а также критерии и основания, которые в будущем будут основополагающими в формировании субъективного благополучия.
Субъективное благополучие изучается с целью определения путей, способов личностной реализации человека и раскрытия его потенциала, также необходимость изучения заключается в формировании позитивного отношения к реальности и поиску решений задач, возникающих перед человеком ежедневно.
Таким образом, исследование проблемы субъективного благополучия обладает не только теоретическим, но и практическим значением. В данном исследовании для оказания личности психологической помощи.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема субъективного благополучия изучена недостаточно и требует дополнения. В первую очередь, в аспекте выявления и изучения структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально- психологическими и психологическими образованиями, в частности, с ценностными ориентациями.
Цель исследования: изучить особенности ценностей и субъективного благополучия студентов.
Объект исследования: субъективное благополучие личности.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностей и субъективного благополучия личности студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует
взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества.
2. Изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
3. Провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Теоретико-методологической основой исследования стали подходы и теоретические положения, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами по проблеме субъективного благополучия личности: М. Аргайл, Э. Диннер, Н.К. Бахарева, Дж. Бьюдженталь,
К. Риффидр, а также концепции и подходы к проблеме ценностных ориентаций личности: А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Л. Рубинштейн,
М. Рокич, В. Франкл, Л. Колберг, Б.Г. Ананьев, Э. Фромм.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, интерпретация и обобщение
исследовательских данных по проблеме;
- эмпирические: психодиагностические бланковые методики.
- методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ.
Методики исследования: 1) «Шкала психологического благополучия» К. Рифф; 2) Шкала субъективного благополучия М.В. Соколова; 3) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев; 4) Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.
Базой исследования является ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В выборку испытуемых вошли 30 студентов - юноши и девушки в возрасте от 18 до 24 лет, из которых 15 юношей и 15 девушек.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего проведения исследований ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности и их взаимосвязей с другими понятиями. А также, основываясь на полученные данные, можно проводить исследования в различных выборках.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы.
Социально-психологическое исследование проблемы субъективного благополучия личности являются в меньшей степени разработанными как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Исследование субъективного благополучия и ценностных ориентаций становится особенно актуальным в условиях глобальных социальных перемен. Изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, захватили не только политику, экономику, идеологию, искусство, образование, но и область человеческих взаимоотношений. Все чаще проявляются индивидуализм, жесткость, конфликтность, посягательства на естественные права личности. Эти негативные явления отрицательно сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, стратегии поведения и отражаются в частности на психическом состоянии, настроении, субъективном благополучии.
У студентов в большей степени выражены такие показатели психологического благополучия как «автономия» и «самопринятие». Это позволяет охарактеризовать их как относительно самостоятельных и независимых, способных противостоять попыткам других людей и общества заставить думать и действовать определенным образом;
Студенты характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, однако, проявляется тенденция к более выраженному эмоциональному дискомфорту, соответственно, о полном благополучии говорить нельзя;
В результате исследования смысложизненных ориентаций было выявлено, что среднюю степень выраженности имеются такие показатели осмысленности жизни как «Локус контроля - жизнь», «цели в жизни» и общий показатель СЖО.
У студентов в большей степени выражены такие ценностные ориентации как «здоровье», «активная деятельная жизнь», «хорошие 57
отношения в семье», «развлечения», «жизнерадостность», «воспитанность», «образованность», «честность».
Корреляционный анализ позволил определить существование статистически значимой взаимосвязи между осмысленностью жизни студентов и их субъективным благополучием личности. Так, чем в большей степени у студентов выражена такие показатели смысложизненных ориентаций как «локус контроля - я», «локус контроля - жизнь», тем в большей степени развит показатель «автономия» субъективного благополучия. Чем в большей степени у студентов выражен такой показатель смысложизненных ориентаций как «процесс жизни», тем в большей степени развивается показатель психологического благополучия «самопринятие», тем в меньшей степени они испытывают психоэмоциональную напряженность.
В результате корреляционного анализа были выявлены статистически значимые прямые и образные взаимосвязи между показателями субъективного и психологического благополучия и ценностными ориентациями студентов. Чем в большей степени у студентов выражены ценности здоровья, тем в большей степени они способны выстраивать положительные отношения с окружающими, заботиться о благополучии других, сопереживать и сочувствовать. Владение компетенциями в управлении другими значимо коррелирует с такой инструментальной ценностью, как «твердая воля». Чем выше у студентов ценности образования, тем в большей степени они имеют чувство направленности собственной жизни, ощущает ее смысл и наполненность. Также, этому способствует выраженность ценности «активная деятельная жизнь». Выраженность таких ценностных ориентаций как «любовь близких людей», «жизнерадостность» способствует сохранению позитивного психоэмоционального состояния, снижает тревожность и беспокойство.
У студентов в большей степени выражены такие показатели психологического благополучия как «автономия» и «самопринятие». Это позволяет охарактеризовать их как относительно самостоятельных и независимых, способных противостоять попыткам других людей и общества заставить думать и действовать определенным образом;
Студенты характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, однако, проявляется тенденция к более выраженному эмоциональному дискомфорту, соответственно, о полном благополучии говорить нельзя;
В результате исследования смысложизненных ориентаций было выявлено, что среднюю степень выраженности имеются такие показатели осмысленности жизни как «Локус контроля - жизнь», «цели в жизни» и общий показатель СЖО.
У студентов в большей степени выражены такие ценностные ориентации как «здоровье», «активная деятельная жизнь», «хорошие 57
отношения в семье», «развлечения», «жизнерадостность», «воспитанность», «образованность», «честность».
Корреляционный анализ позволил определить существование статистически значимой взаимосвязи между осмысленностью жизни студентов и их субъективным благополучием личности. Так, чем в большей степени у студентов выражена такие показатели смысложизненных ориентаций как «локус контроля - я», «локус контроля - жизнь», тем в большей степени развит показатель «автономия» субъективного благополучия. Чем в большей степени у студентов выражен такой показатель смысложизненных ориентаций как «процесс жизни», тем в большей степени развивается показатель психологического благополучия «самопринятие», тем в меньшей степени они испытывают психоэмоциональную напряженность.
В результате корреляционного анализа были выявлены статистически значимые прямые и образные взаимосвязи между показателями субъективного и психологического благополучия и ценностными ориентациями студентов. Чем в большей степени у студентов выражены ценности здоровья, тем в большей степени они способны выстраивать положительные отношения с окружающими, заботиться о благополучии других, сопереживать и сочувствовать. Владение компетенциями в управлении другими значимо коррелирует с такой инструментальной ценностью, как «твердая воля». Чем выше у студентов ценности образования, тем в большей степени они имеют чувство направленности собственной жизни, ощущает ее смысл и наполненность. Также, этому способствует выраженность ценности «активная деятельная жизнь». Выраженность таких ценностных ориентаций как «любовь близких людей», «жизнерадостность» способствует сохранению позитивного психоэмоционального состояния, снижает тревожность и беспокойство.
Подобные работы
- Жизненная перспектива как фактор субъективного благополучия студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Культурные предикторы благополучия студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь уровня психической активности и субъективного благополучия студентов младших и старших курсов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Особенности жизненной перспективы студентов-выпускников Выпускная квалификационная работа
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Самооценка внешнего облика как фактор субъективного благополучия студента (Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА С СУБЪЕКТИВНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности субъективного благополучия личности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016





