Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ

Работа №104783

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов 8
1.1 Понятие ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной
литературе 8
1.2 Проблема субъективного благополучия в психологических
исследованиях 15
1.3 Психологические особенности личности в юношеском возрасте 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Психологические особенности ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 30
2.3 Корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 47
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59


Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает актуальную проблему ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Выбор темы обусловлено проблемой субъективного благополучия личности на современной этапе развития психологической науки.
Целью работы является изучение особенностей ценностей и
субъективного благополучия студентов.
Бакалаврская работа основана на предположении о то, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
В ходе работы решаются задачи: провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества; изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов; провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (66 наименований). Текст проиллюстрирован 11 таблицами и 3 рисунками. Объем работы - 64
страницы.
Субъективное благополучие является сложным социально-психологическим образованием, которое содержит эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Оно формируется под воздействием многих факторов. В первую очередь, это складывающиеся социальные отношения личности, специфика ее деятельности (внешние факторы), а также формирующиеся социально-психологические установки, ценностные ориентации, стратегии поведения (внутренние факторы).
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологии проблема субъективного благополучия личности достаточно малоизученна. Исследование субъективного благополучия и ценностных ориентаций становится особенно актуальным в период перемен происходящих в современном обществе. В современном обществе постоянно происходят изменения различного характера, которые затрагивают такие области как: образование, искусство, политику, экономику, но самое главное, эти изменения затронули и межличностные отношения человека. Жестокость, конфликтность, посягательства на права личности, индивидуализм - все эти явления стали чаще встречаться в обществе. Данные явления негативно влияют на человека и его сферы жизнедеятельности, происходит изменение стратегий поведения, норм и ценностей жизни. Негативные явления также отражаются на настроении человека, его субъективном благополучии и психическом состоянии.
Студенчество является тем периодом жизни, когда происходят различные изменения, касающиеся установок, мировоззрения, а также формирования ценностных ориентаций. Таким образом, необходимо выявить связи и факторы, которые окажут влияние на жизнеопределение юношества, а также критерии и основания, которые в будущем будут основополагающими в формировании субъективного благополучия.
Субъективное благополучие изучается с целью определения путей, способов личностной реализации человека и раскрытия его потенциала, также необходимость изучения заключается в формировании позитивного отношения к реальности и поиску решений задач, возникающих перед человеком ежедневно.
Таким образом, исследование проблемы субъективного благополучия обладает не только теоретическим, но и практическим значением. В данном исследовании для оказания личности психологической помощи.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема субъективного благополучия изучена недостаточно и требует дополнения. В первую очередь, в аспекте выявления и изучения структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально- психологическими и психологическими образованиями, в частности, с ценностными ориентациями.
Цель исследования: изучить особенности ценностей и субъективного благополучия студентов.
Объект исследования: субъективное благополучие личности.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностей и субъективного благополучия личности студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует
взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества.
2. Изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
3. Провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Теоретико-методологической основой исследования стали подходы и теоретические положения, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами по проблеме субъективного благополучия личности: М. Аргайл, Э. Диннер, Н.К. Бахарева, Дж. Бьюдженталь,
К. Риффидр, а также концепции и подходы к проблеме ценностных ориентаций личности: А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Л. Рубинштейн,
М. Рокич, В. Франкл, Л. Колберг, Б.Г. Ананьев, Э. Фромм.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, интерпретация и обобщение
исследовательских данных по проблеме;
- эмпирические: психодиагностические бланковые методики.
- методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ.
Методики исследования: 1) «Шкала психологического благополучия» К. Рифф; 2) Шкала субъективного благополучия М.В. Соколова; 3) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев; 4) Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.
Базой исследования является ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В выборку испытуемых вошли 30 студентов - юноши и девушки в возрасте от 18 до 24 лет, из которых 15 юношей и 15 девушек.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего проведения исследований ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности и их взаимосвязей с другими понятиями. А также, основываясь на полученные данные, можно проводить исследования в различных выборках.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-психологическое исследование проблемы субъективного благополучия личности являются в меньшей степени разработанными как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Исследование субъективного благополучия и ценностных ориентаций становится особенно актуальным в условиях глобальных социальных перемен. Изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, захватили не только политику, экономику, идеологию, искусство, образование, но и область человеческих взаимоотношений. Все чаще проявляются индивидуализм, жесткость, конфликтность, посягательства на естественные права личности. Эти негативные явления отрицательно сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, стратегии поведения и отражаются в частности на психическом состоянии, настроении, субъективном благополучии.
У студентов в большей степени выражены такие показатели психологического благополучия как «автономия» и «самопринятие». Это позволяет охарактеризовать их как относительно самостоятельных и независимых, способных противостоять попыткам других людей и общества заставить думать и действовать определенным образом;
Студенты характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, однако, проявляется тенденция к более выраженному эмоциональному дискомфорту, соответственно, о полном благополучии говорить нельзя;
В результате исследования смысложизненных ориентаций было выявлено, что среднюю степень выраженности имеются такие показатели осмысленности жизни как «Локус контроля - жизнь», «цели в жизни» и общий показатель СЖО.
У студентов в большей степени выражены такие ценностные ориентации как «здоровье», «активная деятельная жизнь», «хорошие 57
отношения в семье», «развлечения», «жизнерадостность», «воспитанность», «образованность», «честность».
Корреляционный анализ позволил определить существование статистически значимой взаимосвязи между осмысленностью жизни студентов и их субъективным благополучием личности. Так, чем в большей степени у студентов выражена такие показатели смысложизненных ориентаций как «локус контроля - я», «локус контроля - жизнь», тем в большей степени развит показатель «автономия» субъективного благополучия. Чем в большей степени у студентов выражен такой показатель смысложизненных ориентаций как «процесс жизни», тем в большей степени развивается показатель психологического благополучия «самопринятие», тем в меньшей степени они испытывают психоэмоциональную напряженность.
В результате корреляционного анализа были выявлены статистически значимые прямые и образные взаимосвязи между показателями субъективного и психологического благополучия и ценностными ориентациями студентов. Чем в большей степени у студентов выражены ценности здоровья, тем в большей степени они способны выстраивать положительные отношения с окружающими, заботиться о благополучии других, сопереживать и сочувствовать. Владение компетенциями в управлении другими значимо коррелирует с такой инструментальной ценностью, как «твердая воля». Чем выше у студентов ценности образования, тем в большей степени они имеют чувство направленности собственной жизни, ощущает ее смысл и наполненность. Также, этому способствует выраженность ценности «активная деятельная жизнь». Выраженность таких ценностных ориентаций как «любовь близких людей», «жизнерадостность» способствует сохранению позитивного психоэмоционального состояния, снижает тревожность и беспокойство.



1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 702 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2008. - 382 с.
3. Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов [Текст] / Н.В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - №5 (99). - С. 189-215.
4. Анцыферова, Л.И. Личность в трудах жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Том 15. - № 1. - С. 3-17.
5. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - М.: Просвещение, 2006. - 372 с.
6. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности [Текст] / Л.М Архангельский. - М.: Мысль, 2001.- 211с.
7. Балацкий, Е.В. Факторы удовлетворенностью жизнью: измерение
и интегральные показатели [Текст] / Е.В. Балацкий // Мониторинг
общественного мнения. - 2005. - №4 (76). - С. 42-52.
8. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / А.И. Божович. - М.: Совершенство, 2005. - 204 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. С.М. Соколова. - М.: Академия, 2009. - 897 с.
10. Быкова, Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Н.Л. Быкова. - Самара, 2008. - 95 с.
11. Виноградова, Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога [Текст] / Г.А. Виноградова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 99 с.
12. Виноградова, Г.А. О роли сознания в субъективном благополучии личности [Текст] / Г.А. Виноградова // Мир психологии. - 2016. - № 2(86) . - С. 215-225.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Совершенство, 1997. - 313 с.
14. Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью [Текст] / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова. - М.: Совершенство, 2005. - 433 с.
15. Ерасов, Б.С. Цивилизационное устроение общества: универсалии и самобытность [Текст] / Б.С. Ерасов. - М.: Мысль, 2001. - 238 с.
16. Жукова, И.Г. Психологические проблемы смысла жизни и акме / Материалы XI симпозиума [Текст] / И.Г. Жукова. - М.: МГУ, 2008. - 24 с.
17. Журавлев, А.Л. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья [Текст] / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2014. - №1. - С. 5-15.
18. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в
российском обществе [Текст] / Н.А. Журавлева. - М.: Издательство
«Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
19. Здравомыслов, А.Г. Поле социологии в современном мире [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Академия, 2010. - 195 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ