Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ценностных ориентаций и субъективного благополучия студентов 8
1.1 Понятие ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной
литературе 8
1.2 Проблема субъективного благополучия в психологических
исследованиях 15
1.3 Психологические особенности личности в юношеском возрасте 21
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Психологические особенности ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 30
2.3 Корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного
благополучия студентов 47
Выводы по второй главе 55
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Аннотация
Бакалаврская работа рассматривает актуальную проблему ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Выбор темы обусловлено проблемой субъективного благополучия личности на современной этапе развития психологической науки.
Целью работы является изучение особенностей ценностей и
субъективного благополучия студентов.
Бакалаврская работа основана на предположении о то, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
В ходе работы решаются задачи: провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества; изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов; провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (66 наименований). Текст проиллюстрирован 11 таблицами и 3 рисунками. Объем работы - 64
страницы.
Субъективное благополучие является сложным социально-психологическим образованием, которое содержит эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Оно формируется под воздействием многих факторов. В первую очередь, это складывающиеся социальные отношения личности, специфика ее деятельности (внешние факторы), а также формирующиеся социально-психологические установки, ценностные ориентации, стратегии поведения (внутренние факторы).
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной психологии проблема субъективного благополучия личности достаточно малоизученна. Исследование субъективного благополучия и ценностных ориентаций становится особенно актуальным в период перемен происходящих в современном обществе. В современном обществе постоянно происходят изменения различного характера, которые затрагивают такие области как: образование, искусство, политику, экономику, но самое главное, эти изменения затронули и межличностные отношения человека. Жестокость, конфликтность, посягательства на права личности, индивидуализм - все эти явления стали чаще встречаться в обществе. Данные явления негативно влияют на человека и его сферы жизнедеятельности, происходит изменение стратегий поведения, норм и ценностей жизни. Негативные явления также отражаются на настроении человека, его субъективном благополучии и психическом состоянии.
Студенчество является тем периодом жизни, когда происходят различные изменения, касающиеся установок, мировоззрения, а также формирования ценностных ориентаций. Таким образом, необходимо выявить связи и факторы, которые окажут влияние на жизнеопределение юношества, а также критерии и основания, которые в будущем будут основополагающими в формировании субъективного благополучия.
Субъективное благополучие изучается с целью определения путей, способов личностной реализации человека и раскрытия его потенциала, также необходимость изучения заключается в формировании позитивного отношения к реальности и поиску решений задач, возникающих перед человеком ежедневно.
Таким образом, исследование проблемы субъективного благополучия обладает не только теоретическим, но и практическим значением. В данном исследовании для оказания личности психологической помощи.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема субъективного благополучия изучена недостаточно и требует дополнения. В первую очередь, в аспекте выявления и изучения структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально- психологическими и психологическими образованиями, в частности, с ценностными ориентациями.
Цель исследования: изучить особенности ценностей и субъективного благополучия студентов.
Объект исследования: субъективное благополучие личности.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностей и субъективного благополучия личности студентов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует
взаимосвязь между ценностными ориентациями у студентов и их субъективным благополучием: чем в большей степени выражены ценности здоровья, активной деятельной жизни, образованности, независимости, тем выше уровень субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в отечественной и зарубежной психологии по проблемам ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности, изучить особенности личности на этапе юношества.
2. Изучить особенности ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
3. Провести корреляционный анализ ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности студентов.
Теоретико-методологической основой исследования стали подходы и теоретические положения, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами по проблеме субъективного благополучия личности: М. Аргайл, Э. Диннер, Н.К. Бахарева, Дж. Бьюдженталь,
К. Риффидр, а также концепции и подходы к проблеме ценностных ориентаций личности: А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, С.Л. Рубинштейн,
М. Рокич, В. Франкл, Л. Колберг, Б.Г. Ананьев, Э. Фромм.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, интерпретация и обобщение
исследовательских данных по проблеме;
- эмпирические: психодиагностические бланковые методики.
- методы математико-статистической обработки данных: описательная статистика, корреляционный анализ.
Методики исследования: 1) «Шкала психологического благополучия» К. Рифф; 2) Шкала субъективного благополучия М.В. Соколова; 3) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев; 4) Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.
Базой исследования является ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет». В выборку испытуемых вошли 30 студентов - юноши и девушки в возрасте от 18 до 24 лет, из которых 15 юношей и 15 девушек.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего проведения исследований ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности и их взаимосвязей с другими понятиями. А также, основываясь на полученные данные, можно проводить исследования в различных выборках.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы.
Социально-психологическое исследование проблемы субъективного благополучия личности являются в меньшей степени разработанными как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Исследование субъективного благополучия и ценностных ориентаций становится особенно актуальным в условиях глобальных социальных перемен. Изменения, происходящие в настоящее время в нашей стране, захватили не только политику, экономику, идеологию, искусство, образование, но и область человеческих взаимоотношений. Все чаще проявляются индивидуализм, жесткость, конфликтность, посягательства на естественные права личности. Эти негативные явления отрицательно сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, стратегии поведения и отражаются в частности на психическом состоянии, настроении, субъективном благополучии.
У студентов в большей степени выражены такие показатели психологического благополучия как «автономия» и «самопринятие». Это позволяет охарактеризовать их как относительно самостоятельных и независимых, способных противостоять попыткам других людей и общества заставить думать и действовать определенным образом;
Студенты характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, однако, проявляется тенденция к более выраженному эмоциональному дискомфорту, соответственно, о полном благополучии говорить нельзя;
В результате исследования смысложизненных ориентаций было выявлено, что среднюю степень выраженности имеются такие показатели осмысленности жизни как «Локус контроля - жизнь», «цели в жизни» и общий показатель СЖО.
У студентов в большей степени выражены такие ценностные ориентации как «здоровье», «активная деятельная жизнь», «хорошие 57
отношения в семье», «развлечения», «жизнерадостность», «воспитанность», «образованность», «честность».
Корреляционный анализ позволил определить существование статистически значимой взаимосвязи между осмысленностью жизни студентов и их субъективным благополучием личности. Так, чем в большей степени у студентов выражена такие показатели смысложизненных ориентаций как «локус контроля - я», «локус контроля - жизнь», тем в большей степени развит показатель «автономия» субъективного благополучия. Чем в большей степени у студентов выражен такой показатель смысложизненных ориентаций как «процесс жизни», тем в большей степени развивается показатель психологического благополучия «самопринятие», тем в меньшей степени они испытывают психоэмоциональную напряженность.
В результате корреляционного анализа были выявлены статистически значимые прямые и образные взаимосвязи между показателями субъективного и психологического благополучия и ценностными ориентациями студентов. Чем в большей степени у студентов выражены ценности здоровья, тем в большей степени они способны выстраивать положительные отношения с окружающими, заботиться о благополучии других, сопереживать и сочувствовать. Владение компетенциями в управлении другими значимо коррелирует с такой инструментальной ценностью, как «твердая воля». Чем выше у студентов ценности образования, тем в большей степени они имеют чувство направленности собственной жизни, ощущает ее смысл и наполненность. Также, этому способствует выраженность ценности «активная деятельная жизнь». Выраженность таких ценностных ориентаций как «любовь близких людей», «жизнерадостность» способствует сохранению позитивного психоэмоционального состояния, снижает тревожность и беспокойство.
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 702 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2008. - 382 с.
3. Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов [Текст] / Н.В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - №5 (99). - С. 189-215.
4. Анцыферова, Л.И. Личность в трудах жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Том 15. - № 1. - С. 3-17.
5. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - М.: Просвещение, 2006. - 372 с.
6. Архангельский, Л.М. Социально-этические проблемы теории личности [Текст] / Л.М Архангельский. - М.: Мысль, 2001.- 211с.
7. Балацкий, Е.В. Факторы удовлетворенностью жизнью: измерение
и интегральные показатели [Текст] / Е.В. Балацкий // Мониторинг
общественного мнения. - 2005. - №4 (76). - С. 42-52.
8. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / А.И. Божович. - М.: Совершенство, 2005. - 204 с.
9. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. С.М. Соколова. - М.: Академия, 2009. - 897 с.
10. Быкова, Н.Л. Специфика смысложизненных ориентаций различных групп учащейся молодежи в ситуации субъективации жизненных целей: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Н.Л. Быкова. - Самара, 2008. - 95 с.
11. Виноградова, Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога [Текст] / Г.А. Виноградова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 99 с.
12. Виноградова, Г.А. О роли сознания в субъективном благополучии личности [Текст] / Г.А. Виноградова // Мир психологии. - 2016. - № 2(86) . - С. 215-225.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Совершенство, 1997. - 313 с.
14. Джидарьян, И.А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью [Текст] / И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова. - М.: Совершенство, 2005. - 433 с.
15. Ерасов, Б.С. Цивилизационное устроение общества: универсалии и самобытность [Текст] / Б.С. Ерасов. - М.: Мысль, 2001. - 238 с.
16. Жукова, И.Г. Психологические проблемы смысла жизни и акме / Материалы XI симпозиума [Текст] / И.Г. Жукова. - М.: МГУ, 2008. - 24 с.
17. Журавлев, А.Л. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья [Текст] / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2014. - №1. - С. 5-15.
18. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в
российском обществе [Текст] / Н.А. Журавлева. - М.: Издательство
«Институт психологии РАН», 2006. - 335 с.
19. Здравомыслов, А.Г. Поле социологии в современном мире [Текст] / А.Г. Здравомыслов. - М.: Академия, 2010. - 195 с.
...