Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №104727

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
164
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ
«ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Понятия темы «Иррациональные уравнения» 9
§2. Основные методы: решения Иррациональных уравнений 12
§3. Цели обучения теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы 16
§4.Анализ содержания обучения теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ» В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 40
§5. Методические рекомендации по обучению теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы 40
§6. Анализ задач ЕГЭ по теме «Иррациональные уравнения» 49
§7. Наборы задач по обучению учащихся основной школы решению 50
иррациональных уравнений 50
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Более двадцати веков тому назад математики Древней Греции пришли к выводу, что для выражения длины отрезка квадрата из площади нужны новые числа, так как целых и дробных не хватает. Так появились новые числа и назвали их иррациональными. Латинская приставка irозначает отрицание: это числа, не являющиеся рациональными. История возникновения иррациональных чисел продолжилась в XVII веке. Математик Леонард Эйлер внес свой большой вклад в их развитие. В XIX веке иррациональные числа уже подразделялись на алгебраические и трансцендентные. Многие математики того времени работали над теориями иррациональных чисел. Наибольший вклад в историю возникновения иррациональных чисел внес математик Вейерштрасс. Он обосновал и доказал свойства и методы применения иррациональных чисел [8, С. 18].
Вместе с этим, материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Одним из сложных разделов алгебры, изучаемых в школьной программе, являются иррациональные уравнения, так как в школе им уделяют достаточно мало внимания. Умение решать уравнения является обязательным компонентом при проведении итоговой аттестации учащихся. Поэтому иррациональные уравнения очень часто встречаются на выпускных экзаменах (ЕГЭ и др.). Учащиеся в недостаточной степени овладевшие умением решать иррациональные уравнения, допускают в них ошибки.
В начале изучения раздела «Иррациональные уравнения» в основной школе вводятся понятия иррационального числа, арифметического корня. Первые представления о числе появляются еще у детей дошкольного возраста. В процессе обучения математике у учащихся формируется понятие числа и развиваются вычислительные навыки, необходимые в практической деятельности. Понятие иррационального числа завершает процесс формирования понятия числа в основной школе и получает развитие в старшей школе. Понятие иррационального числа не является для обучающегося очевидным, поддающимся логике и вызывает ряд затруднений. В связи с этим работа с понятием иррационального числа требует тщательно продуманной методической системы, включающей не только формализованные действия с ним, но и формирование образов, ассоциированных с иррациональными числами, связей между разными числовыми множествами, а также обогащение опыта обучающихся новыми приемами преобразования числовых выражений [41].
Задания по теме «Иррациональные уравнения» включены в единый государственный экзамен: задание № 7 базового уровня (раздел «Простейшие уравнения») задание № 5 профильный уровень (раздел «Простейшие уравнения»).
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения учащихся теме «Иррациональные уравнения» на уроках алгебры основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы и составить наборы заданий, ориентированные на базовый уровень знаний и умений учащихся и подготовку их к итоговой аттестации по математике.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия темы «Иррациональные уравнения».
2. Представить основные методы решения иррациональных уравнений в курсе алгебры основной школы.
3. Выделить основные цели обучения теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы.
4. Проанализировать содержание темы «Иррациональные уравнения» в учебниках алгебры основной школы.
5. Представить методические рекомендации по обучению теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы.
6. Рассмотреть задачи ЕГЭ по теме исследования.
7. Составить наборы заданий по обучению учащихся основной школы решению иррациональных уравнений.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней составлены наборы заданий, ориентированные на базовый уровень знаний и умений учащихся и подготовку их к итоговой аттестации по математике, и раскрыты методические рекомендации по обучению теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы, которые могут быть использованы учителями математики и студентами в период педагогической практики в общеобразовательной школе.
На защиту выносится:
1. Методические рекомендации по обучению теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы.
2. Наборы заданий, ориентированные на базовый уровень знаний и умений учащихся и подготовку их к итоговой аттестации по математике.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы раскрывает теоретические основы обучения теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы. Определено понятие иррационального уравнения. Рассмотрены основные методы решения иррационального уравнения. Выявлены основные цели и задачи обучения данной теме в курсе математики основной школы, определены требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Выполнен анализ содержания темы «Иррациональные уравнения» в учебниках алгебры основной школы.
В Главе II представлены методические аспекты обучения учащихся теме «Иррациональные уравнения» в курсе алгебры основной школы. Представлены методические рекомендации по обучению данной теме. Проанализированы задачи ЕГЭ по теме исследования. Составлены наборы задачи по теме исследования, ориентированные на базовый уровень знаний и умений в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 42 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. Изучено понятие темы «Иррациональные уравнения», приведены основные теоремы, связанные с иррациональными уравнениями.
2. Разобраны основные методы решения иррациональных уравнений. Выделены трудности, возникающие у обучающегося при изучении темы «Иррациональные уравнения». Определено, что необходимо изучение различных методов решения иррациональных уравнений, но нельзя выработать общие рекомендации по поводу того, в каких случаях какой из методов следует использовать при решении предложенного иррационального уравнения.
3. Выявлены основные цели обучения теме «Иррациональные уравнения» в курсе математики основной школы. Определено, что при изучении темы «Иррациональные уравнения» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных типов уравнений и оценивать полученные результаты; развивают математическую интуицию.
4. Выполнен анализ содержания теоретического и задачного материала данной темы в учебниках алгебры основной школы. Определено, что, не смотря на некоторые различия в содержании и распределении материла по теме «Иррациональные уравнения», в большинстве рассматриваемых учебников особое внимание уделяют изучению решения иррациональных уравнений путем возведения обоих частей уравнения в одну степень. Выделены основные типы задач по общеобразовательным учебникам и учебникам углубленного уровня по теме «Иррациональные уравнения», приведены примеры задач каждого типа.
5. Представлены методические рекомендации по обучению теме «Иррациональные уравнения». Установлено, что целесообразно обсудить с учащимися вопросы: «что такое равносильные уравнения, какие преобразования являются равносильными, а какие - нет, когда надо делать проверку корней и как ее делать, какие преобразования уравнений могут привести к потере корней».
6. Проанализированы задачи ЕГЭ на тему «Иррациональные уравнения». Разобраны решения основных видов иррациональных уравнений встречающихся на экзамене.
7. Разработаны наборы задач для учащихся девятых классов по теме исследования. Задания могут быть использованы при составлении контрольных и самостоятельных работ.



1. Авхатова, Л.Р. Методическая разработка открытого урока «решение
иррациональных уранений» [Электронный ресурс]/ Л.Р. Авхатова //сайт «Мультиурок». - 2018. - Режим доступа:
https://multiurok. ru/files/mieto dichieskaia-razrabotka-otkryto gho -uroka-po-ma.html.
2. Аммосова, Н.В. Реализация преемственности в обучении математике в основной и средней школе (на примере изучения уравнений) [Электронный ресурс]/ Н.В. Аммосова, Г.Г. Краснова // Сибирский педагогический журнал. - 2012. №3. - С. 252 - 256. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17865838.
3. Бакаревич А.Н. Уравнения в школьном курсе математики [Текст]: учеб. -метод. пособие/ А.Н. Бакаревич. - М.: Издательство «Народная Асвета», 1968. - 152 с.
4. Берговина, И.А. Методическая разработка открытого урока
«Иррациональные уравнения» [Электронный ресурс]/ И.А. Берговина //сайт «Копилка уроков». - 2018. - Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/otkrytyi-urok-po-tiemie-irratsional-nyie-uravnieniia.
5. Бурмистров, Т.А. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7 - 9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т.А. Бурмистров. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
6. Виленкин, Н.Я. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. с углубленным изучением математики/ Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 368 с.
7. Галицкий, М.Л. Сборник задач по алгебре [Текст]:учеб. пособие для 8¬9 кл. с углубл. изучением математики/ М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. - М.: Просвещение, 2001. - 271 с.
8. Глейзер, Г.И. История математики в школе IV-VI кл. [Текст]: пособие для учителей/ Г.И. Глейзер. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
9. Григорян, М.Э. Теория и методика обучения школьников решению уравнений [Электронный ресурс]/ М.Э. Григорян, П.Б. Болдыревский, М.Л. Залесский, Р.В. Троицкий // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. №8. - С. 28 - 33. - Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=30514190.
10. Колягин, Ю.М. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин. - М.: Просвещение, 2013. - 336 с.
11. Колягин, Ю.М. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций/ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
12. Колягин, Ю.М. Алгебра. 9 класс. Методические рекомендации/ Ю.М.
Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - М.:
Просвещение, 2017 - 159 с.
13. Колягин, Ю.М. Алгебра. 9 класс. Методические рекомендации/ Ю.М.
Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин. - М.:
Просвещение, 2017 - 159 с.
14. Колягин, Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе.
Частные методики [Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. ин-тов/ Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканин, Е.Л. Мокрушин, В. А. Оганесян и др. - М.: Просвещение, 1977. - 480 с.
15. Макарычев, Ю.Н. Алгебра [Текст]: учеб. для 8 кл. общеобразоват.
учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - 15-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2007. - 271 с.
16. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. с углубленным
изучением математики/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков - М.: Просвещение, 2017. - 400 с.
17. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова. - 21-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 271 с.
18. Марасанов, А.Н. О методике обучения школьников решению иррациональных уравнений [Электронный ресурс]/ А.Н. Марасанов // Вестник чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2010. №3. - С. 127 - 134. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id= 15281989.
19. Миндюк, Н.Г. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Г. Миндюк, И.С. Шлыкова. - М.: Просвещение, 2017. - 239 с.
20. Мишин, В.И. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика [Текст]: учеб. пособин для студентов пед. ин -тов по физ. - мат. спец./ А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др.; Сост. В.И. мишин. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
21. Мордкович А.Г. Беседы с учителями математики [Текст]: учеб. -метод. пособие/ А.Г. Мордкович. - 2-е изд., доп. и прераб. - М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2005. - 336 с.
22. Муравин, Г.К. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 15-е изд. - М.: Дрофа, 2013. - 254 с.
23. Муравин, Г.К. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 14-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2014. - 315 с.
24. Нелин Е.П. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни. / Е.П. Нелин, А.А. Лазарев. - М.: Илекса, 2011, - 480 с.
25. Никольский, С.М. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2014. - 301 с.
26. Никольский, С.М. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
27. Потапов, М.К. Алгебра. Методические рекомендации. 9 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ М.К. Потапов, А.В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2015. - 191 с.
28. Примерные программы основного общего образования. Математика. - М: Просвещение, 2009 -96с.
29. Севрюков, П.Ф. Иррациональные уравнения: об ошибках при решении иррациональных уравнений/ П.Ф. Севрюков // Математика в школе. - 2002. - № 7. - С. 37 -38.
30. Селезнева, К.О. Иррациональные уравнения, неравенства и их системы
[Электронный ресурс]/ К.О. Селезнева // VII Международная студенческая научно-практическая интернет-конференция «Энергия науки» : матер. конф. - Ханты - Мансийск: Изд-во. Югорского гос. ун¬та. 2017.- С. 794 - 798.- Режим доступа:
https://elibrary.ru/item. asp?id=30090020.
31. Смоляков, А.Н. Иррациональные уравнения: нетрадиционные способы решения иррациональных уравнений/ А.Н. Смоляков // Математика в школе. - 2002. - №7. - С. 35 -36.
32. Тарасова, А.П. Современные подходы к изучению уравнений в курсе математики в школе [Электронный ресурс]/ А.П. Тарасова // сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии и педагогики»: матер. конф. - Пенза: Изд-во. «Наука и Просвещение». 2016. - С. 41 - 47. - Режим доступа:https://elibrary. ru/item. asp?id=26335945.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 17.12.2010г. No1897. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://минобрнауки.рф/документы/938.
34. Федеральный институт педагогических измерений. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. fipi. ru/.
35. Чугунова, А.А. Развитие аналитико-синтетической деятельности при
обучении решению иррациональных уравнений [Электронный ресурс]/ А.А. Чугунова, А.С. Рванова // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2013. №12. - С. 280 - 283.- Режим доступа:
https://elibrary.ru/item. asp?id=18934479.
36. Яковлев, И.В. Иррациональные уравнения и системы: материалы по математике [Электронный ресурс]/ И.В. Яковлев //сайт «MathUs». - 2018. - Режим доступа:http ://mathus. ru/math/irrurs. pdf.
37. Ященко И.В. ЕГЭ 2018. Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ/ И.В. Ященко, М.А. Волчкаревич, И.Р. Высоцкий, Р.К. Гордин и др.; - М.: Издательство «Экзамен», 2018. - 263 с.
38. Buya S.B. Radical Solution of the General Sextic Equation [Text]/ S.B. Buya // International Journal of Applied Science - Research and Review, 2017. - PP. 1-7.
39. Caprioara D. Problem Solving - Purpose And Means Of Learning Mathematics In School [Text]/ D. Caprioara // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. - PP. 1859-1864.
40. Daniel J. Brahier. Teaching Secondary and Middle School Mathematics [Text]/ J. Brahier. Daniel // The Teaching of Number Sense, 2016. - PP. 235-244.
41. Kidron I. Understanding irrational numbers by means of their representation as non-repeating decimals [Text]/ I. Kidron // First conference of
International Network for Didactic Research in University Mathematics,2016. - PP. 1-11.
42. Unal M. Preferences of Teaching Methods and Techniques in Mathematics with Reasons [Text] / M. Unal // Universal Journal of Educational Research,2017.- PP. 194-202.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ