Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО НАБЛЮДАЕМЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Работа №104706

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретические основы развития и способы коррекции связной речи детей с задержкой психического развития 8
1.1 Особенности развития связной монологической речи
у детей с задержкой психического развития 8
1.2 Способы коррекции связной речи детей с задержкой психического развития. Составление рассказов
по наблюдаемым действиям как способ коррекции 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям 21
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 21
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной
монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям 31
2.3 Выявление эффективности развития у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым
действиям 41
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 51
Приложение Б Стимульный материал для проведения диагностического исследования 52
Приложение В Протоколы проведения диагностических заданий на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 54


Аннотация
Бакалаврская работа посвящена актуальной проблеме дошкольной логопедии - развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Выбор темы обусловлен противоречием между необходимостью в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развития проводить работу по развитию связной монологической речи и недостаточным использованием в данной работе методики составления рассказов по наблюдаемым действиям.
Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная апробация методики развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям.
В исследовании решаются следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; выявить уровень развития связной монологической речи у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития; адаптировать и апробировать в коррекционно-развивающей работе методику развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям.
Бакалаврская работа имеет новизну, теоретическую и практическую значимости; состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 наименования), 3 приложений. Текст бакалаврской работы изложен на 50 страницах. Общий объем работы с приложениями - 56 страниц.
Развитие связной монологической речи является одной из главных задач дошкольного образования, что объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности.
Проблема развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в настоящее время остается актуальной проблемой дошкольной дефектологии.
В специальной дошкольной педагогике в настоящее время актуален вопрос определения эффективных приемов коррекции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития связной монологической речи. В общей структуре задержки психического развития наблюдается отставание в процессе развития речи, в связи с чем дети с данным нарушением нуждаются в специально организованном обучении.
Одна из основных задач дошкольной образовательной организации - это развитие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития умения четко и последовательно излагать свои мысли.
Многие ученые, такие как Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, отмечали в своих исследованиях, что связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В.П. Глухов предложил систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т.А. Ткаченко создала систему формирования связной речи с использованием наглядности и моделирования. А.В. Брушлинский, Е.С. Слепович, Н.П. Ничипоренко, Л.А. Регуш проводили изучение развития вероятностного прогнозирования в речи детей, в том числе и эмпирически.
Развитие связной монологической речи является одной из задач коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития согласно примерной АООП ДО для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В нашем исследовании в качества коррекционно-развивающего средства, позволяющего решать данную задачу, мы определили составление рассказов по наблюдаемым действиям. Данные рассказы за счет своей наглядности позволят сделать занятия с детьми с задержкой психического развития более интересными и эффективными.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие: между необходимостью в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развития проводить работу по развитию связной монологической речи и недостаточным использованием в данной работе методики составления рассказов по наблюдаемым действиям.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности методики составления рассказов по наблюдаемым действиям в развитии у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методика развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что обеспечение качественных изменений показателей развитие связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможно:
- при использовании в коррекционно-развивающей работе составления рассказов по наблюдаемым действиям;
- при адаптации методики составления рассказов по наблюдаемым действиям Т.А. Ткаченко, определении содержания, этапов ее применения в соответствии с показателями связной монологической речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Адаптировать и апробировать в коррекционно-развивающей работе методику развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко о закономерностях и особенностях речевого развития детей дошкольного возраста;
- положения исследований Н.Ю. Боряковой, Н.А. Ципиной, Е.С. Слепович, характеризующие особенности связной монологической речи детей с задержкой психического развития;
- теоретические основы методики составление рассказов по наблюдаемым действиям (Т.А. Ткаченко).
Методы исследования.
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта.
2. Эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента.
3. Методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования: представлена адаптация авторской методики составления рассказов по наблюдаемым действиям Т.А. Ткаченко для развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены и конкретизированы представления об особенностях развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; обоснована возможность развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи посредством составления рассказов по наблюдаемым действиям.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в коррекционно-развивающей работе учителями- дефектологами, учителями-логопедами, воспитателями методики развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи в процессе составления рассказов по наблюдаемым действиям.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника), 3 приложений. В тексте представлены 8 рисунков, 1 таблица. Основной текст работы изложен на 50 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития занимает значительное место в общей системе коррекционной работы в дошкольных образовательных организациях.
К концу дошкольного возраста ребенок должен научиться самостоятельно строить связные и законченные высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение.
На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Необходима специальная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, направленная на преодоление нарушений связной монологической речи. По данным исследований В.И. Насоновой, Е.С. Слепович, высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. При передаче произведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняют основной сюжетной линии пересказа, соскальзывают на второстепенные детали. Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, которые выражаются, прежде всего, в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования.
Данные особенности монологической речи детей 5-6 лет с задержкой психического развития были также выявлены в нашем исследовании при проведении констатирующего эксперимента. У 70% испытуемых был диагностирован низкий уровень развития связной монологической речи.
Нами была адаптирована и экспериментально апробирована авторской методика составления рассказов по наблюдаемым действиям Т.А. Ткаченко для развития у детей 5-6 лет с задержкой психического развития связной монологической речи детей.
Адаптация методики предполагала проведение поэтапной работы. На первом этапе мы формировали у детей умение составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы. На данном этапе ребенку предлагалось наблюдать за действиями учителя-дефектолога (постройка из кубиков, Лего, рисование), ответить на вопросы взрослого полным предложением. На втором этапе осуществлялось формирование у детей умения объединять предложения в короткий связный рассказ-описание. На данном этапе ребенку предлагалось самому выполнить постройку, рисунок, поделку; ответить на вопросы учителя-дефектолога по выполняемым действиям, по описанию продукта деятельности; объединить предложения в короткий описательный рассказ. На третьем этапе мы формировали у детей умение объединять предложения в короткий связный рассказ-повествование. На данном этапе ребенку предлагалось наблюдать деятельность сверстников или персонажей мультфильмов, ответить на вопросы учителя-дефектолога по наблюдаемым действиям; объединить предложения в короткий рассказ - повествование.
На контрольном эксперименте мы выявили динамику показателей развития связной монологической речи у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и сделали вывод об эффективности предложенной методики. Количество детей со средним уровнем развития связной монологической речи увеличилось на 30%, с низким уровнем - уменьшилось на 30%.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, задачи исследования решены, цель работы достигнута.



1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М. : Академия, 2013.
2. Борякова Н. Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детей 6-7 лет с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку / Н. Ю. Борякова // Дефектология. № 5. 2016.
3. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие. М. : Гном-Пресс, 2012. 64 с.
4. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2017.
5. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Логопедия. 2009. № 3. С. 14-25.
6. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебно- методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М. : В. Секачёв, 2012. 263 с.
7. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. СПб. : Детство-Пресс, 2015.
8. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции / Г. И. Жаренкова // Дефектология. 1972. № 4.
9. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.
10. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития : Хрестоматия. СПб. : Речь, 2007.168 с.
11. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 1976. 128 с.
12. Инденбаум Е. Л., Бабкина Н. В. Дети с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2019. 144 с.
13. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. М. : Гном, 2014. 41 с.
14. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей. М. : АРКТИ, 2015.
15. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. М. : Владос, 2004. 19 с.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для
воспитателя детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 1979. 223 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015. 705 с.
18. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития : Кн. для учителя. Мн. : Нар. асвета, 1989. 64 с. URL: http://pedlib.rU/Books/4/0437/4_0437-45.shtml.
19. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. 4-е изд., испр. М. : Просвещение, 2013.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ