Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Работа №104694

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития у детей 2-3 лет речевой активности 7
1.2 Характеристика пальчиковых игр как средства развития речевой активности у детей раннего возраста 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр 29
2.1 Выявление уровня развития у детей 2-3 лет речевой активности 29
2.2 Содержание работы по развитию у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр 41
2.3 Динамика уровня развития у детей 2-3 лет речевой активности 48
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Результаты констатирующего этапа эксперимента 62
Приложение Б Стимульный материал к диагностическому заданию 5 63
Приложение В Стимульный материал к диагностическому заданию 6 66
Приложение Г Шаблоны для игр с прищепками 67
Приложение Д Шаблоны для игр со шнуровками 69
Приложение Е Картотека пальчиковых игр 72
Приложение Ж Результаты контрольного этапа эксперимента 73

Овладение речью и развитие такого устойчивого свойства личности, как речевая активность является базовой компетентностью современной личности. Речевая активность играет огромную роль в развитии и становлении личности ребенка. Овладение речью позволяет ребенку беспрепятственно взаимодействовать с миром, в котором он живет.
Развитие речевой активности является особенно актуальным в раннем возрасте, когда начинается активное формирование и развитие личностных качеств ребенка. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека.
Целенаправленное развитие речевой активности детей - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей. Речевую активность изучали такие ученые как: А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, В.В. Гербовая,
В.С. Мухина, О.С. Ушакова. Одним из средств развития речевой активности у детей 2-3 лет ученые определяют пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребенку. О применении пальчиковых игр в дошкольном образовании писали Л.В. Антакова-Фомина, М.М. Кольцова, М.С. Рузина.
На основании данных исследований было выделено противоречие между необходимостью развития у детей 2-3 лет речевой активности и недостаточным использованием пальчиковых игр в данном процессе.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности пальчиковых игр в развитии у детей 2-3 лет речевой активности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр.
Объект исследования: процесс развития у детей 2-3 лет речевой активности.
Предмет исследования: развитие у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр будет возможно, если:
• отобраны пальчиковые игры в соответствии с показателями развития речевой активности у детей 2-3 лет;
• организована совместная деятельность педагога и детей, направленная на развитие речевой активности посредством пальчиковых игр;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы пальчиковыми играми для самостоятельной деятельности детей.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему развития у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить уровень развития у детей 2-3 лет речевой активности.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 2-3 лет речевой активности посредством пальчиковых игр.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• исследования речевой активности у детей дошкольного возраста (А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, В.В. Гербовая, В.С. Мухина, Р.Р. Орлянская, О.С. Ушакова, С.Н. Цейтелин);
- исследования формирования у дошкольников речевой активности посредством пальчиковых игр (А.Е. Белая, Н.С. Емельянова, М.В. Карпеева, В.И. Мирясова, Г.И. Огнарева, Л.П. Савина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические методы (педагогическое наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» пгт. Междуреченский. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 2-3 лет.
Новизна исследования: получены новые эмпирические данные о применении пальчиковых игр в процессе развития речевой активности у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы качественные характеристики уровней развития речевой активности у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанное содержание работы по развитию речевой активности у детей 2-3 лет посредством пальчиковых игр может быть использовано педагогами, учителями-логопедами и педагогами-психологами дошкольных общеобразовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 18 таблиц, список используемой литературы (26 наименований) и 7 приложений. Основной текст работы изложен на 61 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научно-методической литературы позволил сделать следующие выводы. Проблема развития речевой активности у детей 2-3 лет широко освещена в психолого-педагогической литературе, и продолжает изучаться сейчас. Дети к этому возрасту уже обладают определенными навыками речевой активности.
Дети 2-3 лет общаться в диалоге, воспринимать речь взрослого, слушать сказки без наглядного сопровождения и отвечать на простейшие вопросы. В этом возрасте у детей также все еще продолжают развиваться такие психологически процессы, как: внимание, слуховая и зрительная память.
Итак, речевая активность - это устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном стремлении овладеть языком. Использование пальчиковых игр способствует развитию речевой активности у детей 2 -3 лет, оно направлено на развитие речи и мелкой моторики ребенка. С помощью пальчиковых игр можно развивать не только речевую активность, а интеллект в целом. Ребенок учится связно говорить, воспринимать и стремится к речевой деятельности.
Вторая глава бакалаврской работы носит экспериментальный характер. Нами был проведен психолого-педагогический эксперимент, в котором приняли участие дети 2-3 лет, 20 человек. На констатирующем этапе детям было предложено выполнить 7 заданий, с целью выявления уровня развития их речевой активности.
Исследование показало низкий уровень развития речевой активности у детей данной группы. У 30% детей уровень развития речевой активности находится на низком уровне как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Это достаточно высокий показатель. У 50% в экспериментальной и 40% в контрольной группе зафиксирован средний уровень развития речевой активности. Только 20% в экспериментальной и 30% детей в контрольной продемонстрировали высокий уровень.
На основании полученных результатов, нами были подобраны задания и проведены занятия с включением пальчиковых игр. Также в свободное время в группе дети сами играли с игрой «Пальчиковый театр», «Шнуровки», игры с прищепками. Коррекционно-развивающая работа длилась два месяца. После чего было проведено повторное исследование. Исследование показало, что количество детей с низким уровнем развития речевой активности в экспериментальной группе снизилось на 20%, со средним уровнем на 10%, а количество детей с высоким уровнем развития выросло на 30%. Отсюда можно заключить об эффективности проведенной работы на формирующем этапе посредством пальчиковых игр. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. Дошкольная педагогика. 2008. №7. С. 33-37.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 48 с.
3. Бессонова Т. В., Логвинова Н. С. Игровые занятия для развития речи в домашних условиях. Инновационная наука. 2019. №6. С. 158-161.
4. Богуш А. М. Речевое развитие детей от рождения до семи лет: монография. К.: Слово, 2016. 376 с.
5. Браудо Т. Е. Онтогенез речевого развития. Российский журнал детской неврологии. 2017. Том 12. №1. С. 41-46.
6. Галигузова Л. Н. Ступени общения от года до семи лет. М. : Асгард, 2016. 351 с.
7. Глухов В. П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: учебное пособие. М. : МПГУ, 2017. 136 с.
8. Гончарова И. Н., Кулясова С. Н. Развитие мелкой моторики рук. пальчиковый игротренинг // Инновационная наука. 2020. №9. С. 62-64.
9. Градусова Л. В., Левшина Н. И., Санникова Л.Н. Мотивация как залог успеха развития речевой активности дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №4-3. С.38-41.
10. Губарева А. В. Речевая игра и поведенческая терапия в младшем дошкольном возрасте // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2018. №7. С. 349-350.
11. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. М. : Книголюб, 2016. 36 с.
12. Емельянова Н. С. Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр. 2012. [Электронный ресурс] // URL: https://lektsii.org/6-45981.html (дата обращения: 28.07. 2021).
13. Зотова И. В. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками. Проблемы современной науки и образования. М. : «Проблемы науки», 2017. № 14 (96). С. 88-92.
14. Колодяжная Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Ростов-н/Д : ТЦ «Учитель», 2016. 32 с.
15. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. Издательство Московского психолого-социального института, 2003. 536 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ