Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовая ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Работа №104650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы76
Год сдачи2021
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы противодействия административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность 10
1.1 Понятие административно-правовой ответственности 10
1.2 Общественный порядок и общественная безопасность как
объекты административно-правовой охраны 21
1.3 Нормативное регулирование отношений в сфере обеспечения
общественной безопасности и общественного порядка 27
Глава 2. Анализ юридических составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность 41
2.1 Административные правонарушения, посягающие на
общественный порядок 41
2.2 Административные правонарушения, посягающие на
общественную безопасность 49
Глава 3. Вопросы реализации административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность 57
3.1 Особенности мер административной ответственности за
нарушения общественного порядка и безопасности 57
3.2 Проблемы соотношения преступлений и административных
правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок 62
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 72

Актуальность исследования. Происходящие в мире процессы свидетельствуют о том, что, даже находясь в обществе, в окружении других людей, человек не может чувствовать себя в полной безопасности. Большую распространенность приобретают такие противоправные деяния, как нарушения порядка организации массовых мероприятий, мелкое хулиганство, унижение человеческого достоинства. Периодически общество потрясают последствия несоблюдения правил пожарной безопасности. Внешние и внутренние угрозы российскому государству заставляют противодействовать распространению экстремистских материалов и обеспечивать соблюдение требований к антитеррористической защищенности объектов.
Несмотря на кажущееся разнообразие объективной стороны указанных, а также некоторых других административных правонарушений, они имеют общий объект, под которым понимается общественный порядок или общественная безопасность в полном смысле этого слова.
Многочисленные изменения, которые были внесены в отечественное законодательство в последнее время, в числе прочего затрагивают правонарушаемость в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Данное обстоятельство обуславливает необходимость теоретического осмысление изменений, внесенных в соответствующее нормативное регулирование.
Представляется, что проблематика административной правонарушаемости в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности не может быть сведена к узкоотраслевым проблемам административного права. Самым непосредственным образом подобная проблематика затрагивает вопросы национальной безопасности, защиты и реализации конституционных прав человека и гражданина. Вопросы административной ответственности за правонарушения данной группы самым непосредственным образом связаны также с вопросами уголовной ответственности за преступления в сфере общественной безопасности: критически важным является правильное понимание правоприменителем элементов состава соответствующих административных правонарушений и уголовных преступлений, поскольку от этого зависит факт привлечения индивида к уголовной или административной ответственности.
Актуальность данной проблемы определяется также и тем обстоятельством, что интересы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности касаются каждого отдельного человека, живущего в обществе. Проблемность темы выпускной квалификационной работы тем самым приобретает всеобщий, касающийся каждого гражданина характер. В условиях, при которых может сохраняться некоторая неясность и коллизионность положений действующего законодательства, в частности, положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года и Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, имеющаяся неясность может нести угрозу для прав человека, подрывать основы функционирования юридических лиц, самым негативным образом отражаться на национальной безопасности государства.
Можно прийти к выводу, что наличествует необходимость в детальной и тщательной регламентации процедур реализации соответствующей административной ответственности, что может потребовать как дальнейшего реформирования административного законодательства, так продолжения научных исследований в данном отношении.
В связи со значительным видовым разнообразием административных правонарушений в сфере общественной безопасности и общественного порядка мы постараемся рассмотреть все существующие составы административных правонарушений в совокупности, но наиболее подробно нами будут рассмотрены административные правонарушения и административная ответственность, реализуемая в сфере нарушения порядка проведения публичных мероприятий.
Степень разработанности темы. Проблемы административной ответственности за различные виды административных правонарушений рассматриваются в специальной литературе достаточно давно. Вместе с этим, количество комплексных исследований непосредственно проблем административной ответственности за административные правонарушения в сфере общественной безопасности и общественного порядка является достаточно малочисленным.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, посредством комплексного применения которых проблематика соответствующей административной правонарушаемости рассматривалась нами во взаимосвязи всех составных частей данного юридического явления. Особое значение приобрело использование системного метода исследования, а также методов сравнительного правоведения (юридической компаративистики).
Теоретическую основу исследования составили положения в области современных проблем административной ответственности в целом и административной ответственности за правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности в частности изложенные в работах А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого, Ю.М. Козлова, а также других отечественных ученых адмистративистов. Рассматривалась нами научная литература посвященная проблемам обеспечения общественной безопасности, особым образом в данном отношении мы выделяем труды И.Б. Кардашовой. Значительную роль при написании выпускной квалификационной работы выполнил анализ литературы, которая касалась рассмотрения специфических вопросов административной ответственности за совершение правонарушений в сфере общественной безопасности и общественного порядка. В данном случае можно особым образом выделить труды В.Б. Боровикова, В.В. Боровиковой и К.Г. Прокофьева. При написании выпускной квалификационной работы мы сочли необходимым провести также анализ трудов в которых поднимались вопросы сравнения административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности в Российской Федерации и соответствующих правовых институтов зарубежных стран. Помощь в осуществлении подобного сравнения нам оказали труды Б.Ц Жалсанова и А.П. Солдатова, была сделана нами попытка проанализировать и соответствующие исследования, которые имеются в зарубежной научной литературе, посвященной данному вопросу. Определенную роль при написании работы выполнил анализ общетеоретических положений, касающихся института юридической ответственности, изложенных в трудах Д.А. Липинского, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Р.Л. Хачатрова. Активно нами использовалась периодическая литература, касающаяся рассмотрения проблем института административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, был проведен анализ и соответствующей судебной практики.
Объект исследования - отношения, возникающие в области реализации института административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Предмет исследования составляют нормы административного права, регулирующие вопросы привлечения субъекта к административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности.
Цель исследования - комплексный анализ и обобщение имеющихся теоретических данных и нормативной базы, связанных с местом и ролью, которые административная ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности занимает в механизме административно-правового регулирования общественных процессов, который действует в современном российском государстве.
Задачи исследования:
- рассмотреть общее понятие института административной ответственности;
- рассмотреть понятия общественного порядка и общественной безопасности, нормативно-правовую базу их обеспечения;
- проанализировать административные правонарушения в сфере общественного порядка;
- проанализировать общественные правонарушения в сфере обеспечения общественной безопасности;
- рассмотреть особенности мер административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности;
- произвести сравнение административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере обеспечения общественной безопасности, обнаружить различия, которые существуют между институтами уголовного и административного права
- сформулировать предложения, позволяющие усовершенствовать действующее российское административное законодательство в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Положения, выносимое на защиту. Анализ законодательства об административной ответственности, разрабатываемого различными субъектами Российской Федерации обнаруживает значительное сходство в вопросе формулирования на уровне того или иного субъекта Российской Федерации перечня административных правонарушений в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Это позволяет сформулировать предложение включить соответствующие составы административных правонарушений в главу 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подобные изменения в КоАП РФ позволяет добиться большего единообразия в реализации института административной ответственности, укрепить принцип равенства граждан при реализации в отношении них мер административного наказания и повысить степень защищенности общественных отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности в современном российском государстве.
Второе предложение заключается в криминализации некоторых составов административных правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности и включение соответствующего запрета в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Научная новизна исследования определяется системным подходом к рассмотрению проблем административной ответственности за правонарушения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, комплексной оценки того места, которое правонарушения данной группы занимают в современном российском законодательстве.
Нормативную базу исследования составили: положения российского федерального законодательства, законодательство субъектов Российской Федерации и подзаконный нормативно-правовой материал.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список используемых источников и используемой литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что на практике существует необходимость в четком разграничении административной и дисциплинарной ответственности - особенно в отношении государственных служащих, ответственность которых наступает в особом порядке. При реализации мер дисциплинарной ответственности в расчет принимается существующая служебная соподчиненность между лицом наказываем и наказывающим. Во многих иностранных законодательствах разграничение данного вопроса является достаточно условным, однако в российском законодательстве это различие нормативно обусловлено.
Анализ действующего российского законодательства позволяет прийти к выводу, что понятие «общественная безопасность» употребляется в законе достаточно часто. Легальное определение данного понятия, однако, отсутствует. В рамках нашего исследования общественная безопасность рассматривалась как составляющий элемент национальной безопасности, выраженный в уровне защищенности общества преимущественно от угроз внутреннего для государства характера.
Приведенный анализ позволяет прийти к выводу о необходимости избегать дублирования правовых норм при формировании законодательства об административной ответственности субъектов Российской Федерации. Важным требованием здесь также выступает принятие новых правовых норм в пределах компетенции субъекта РФ.
Можно прийти к выводу о наличии в Российской Федерации целой системы составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок. Защита общественного порядка ставится в качестве ключевой задачи перед законодательством многих современных государств; в связи с чем можно отметить, что административная ответственность за совершение данных деяний направленна на охрану конституционных прав человека и гражданина (в частности, прав на достоинство, свободу передвижения, честь и личную неприкосновенность).
Проведенный анализ судебной практики позволяет говорить о значительной распространенности административных дел по делам данной категории, что обуславливает необходимость теоретического исследования и уточнения составов соответствующих административных правонарушений, зафиксированных в главе 20 КоАП РФ.
В отличие от правонарушений против общественного порядка, правонарушения против общественной безопасности могут нанести самый непосредственный вред жизни и здоровью членов общества.
Можно обнаружить непосредственную логическую связь между административными правонарушениями против общественной безопасности и соответствующими преступлениями Главы 24 Уголовного кодекса РФ «Преступления общественной безопасности».
Квалификация совершенного деяния как административного правонарушения или уголовного преступления в данном случае зависит от тяжести последствий наступивших в результате того или иного посягательства на общественную безопасность.
Проведенный анализ отечественного регионального законодательства позволил выделить составы административных правонарушений, направленных против общественного порядка и общественной безопасности, которые содержатся в соответствующем законодательстве практически всех субъектов Российской Федерации. Полагаем, что подобные составы административных правонарушений доказали свою необходимость и проверены практической деятельностью законодателя и правоприменителя. Однако меры административной ответственности по правонарушениям данной группы имеют значительные отличия в сумме штрафов на территории разных субъектов Российской Федерации. Считаем, что данное обстоятельство нарушает принцип равенства граждан Российской Федерации в зависимости от места их проживания при реализации в отношении них института административной ответственности - за равные в сущности правонарушения они несут разную административную ответственность. Предлагаем включить составы данных правонарушений в главу 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и исключить их из текста соответствующих региональных актов. Проведенный анализ регионального законодательства показывает, что существует необходимость включить в текст главы 20 КоАП РФ составы следующих административных правонарушений, направленных против общественного порядка:
- нарушение тишины и покоя граждан;
- выгул животных с нарушением установленного порядка;
- изготовление и (или) хранение с целью продажи, продажа спиртных напитков домашней выработки;
Существует необходимость включить в текст главы 20 КоАП РФ составы следующих административных правонарушений, направленных против общественной безопасности:
- нарушение безопасности на водных объектах, включая купание в запрещенных местах;
- несоблюдение требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью детей и их развитию.
Считаем, что подобное дополнение федерального административного законодательства послужит задаче защиты прав и законных интересов граждан, повысит эффективность выполнения поставленной перед главой 20 КоАП РФ задачи, которая заключается в достижении общественного порядка и общественной безопасности в российском обществе.
Можно прийти к выводу, что для федерального законодателя в настоящее время может быть целесообразным проанализировать нормы, которые существуют в настоящий момент на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимо вновь оценить ценность административного нормотворчества на уровне субъектов Российской Федерации и воспользоваться наработанным опытом формулирования соответствующих нормативно-правовых предписаний.
Изучение международного опыта формирования уголовно-правового запрета в сфере организации и проведения публичных мероприятий позволяет прийти к выводу, что криминализация здесь осуществляется довольно часто и носит разнообразный характер.
В настоящее время необходимо проводить четкое различие между административными правонарушениями и уголовными преступлениями, посягающими на общественный порядок и общественную безопасность для того чтобы избежать отклонения от принципа гуманизма при реализации соответствующих санкций.
Анализ административных санкций, предусмотренных статьями 20.2. «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» и статьи 20.2.2. «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка», предусматривающих наложение административных штрафов на граждан в размере до трехсот тысяч рублей позволяет нам сделать вывод, что подобного рода санкции больше соответствуют характеру уголовного, чем административного законодательства. Предложение в данном случае может заключаться в криминализации этого рода деяний как это уже было сделано во многих зарубежных правопорядках, и перенесении соответствующих составов правонарушения в отношении физических лиц в Уголовный кодекс РФ. Ответственность юридические лица, совершившие нарушения этого рода, целесообразным будет осуществлять в соответствии с положениями главы 20 КоАП РФ.



1. Административно-правовые основы государственного
управления: Учебн. пособие / Под ред. А.Н. Крамника. Минск, 2004. - 426 с.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало, 2003. - 588 с.
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 3-е изд., доп. М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 348 с.
4. Бабаев М.М., Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение: понятие, содержание, теоретическое и практическое значение // Обеспечение криминологической безопасности личности, общества, государства в современных условиях: Материалы конференции. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007. - С. 3-19
5. Боровиков В.Б., Боровикова В.В. Вопросы разграничения массовых беспорядков с административными правонарушениями // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 5. - С. 98-101.
6. Боровиков В.Б., Боровикова В.В. О совершенствовании законодательства об ответственности за массовые беспорядки // Социально-политические науки. 2019. № 4. - С. 82-84.
7. Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб., 1999. - С. 13-15.
8. Жалсанов Б.Ц. Сравнительный анализ административных правонарушений против общественного порядка, совершаемых в республике Белорусь и Россия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 1. - С. 80-82.
9. Закон г. Москва от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, № 35, 23.06.2009
10. Закон Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» //Вести Законодательного собрания Пензенской области, 15.04.2008, № 17
11. Закон Республики Коми № 95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» // Республика, 13 января 2004 года № 9
12. Закон Самарской области от 1 ноября 2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» //Волжская коммуна, 07.11.2007, №207
13. Закон Саратовской области от 22.07.2009 «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области, № 17, июль, 2009
14. Закон Ульяновской области от 28.02.2011 №16-ЭО «Кодекс
Ульяновской области об административных правонарушениях» // Ульяновская правда, 04.03.2011, № 23
15. Иванов А.А. Принцип законности юридической ответственности. - Тольятти: Кассандра, 2010. - 170 с.
16. Ильичев И.Е., Богмацера Э.В. Общественная безопасность и
безопасность общества: соотношение понятий // Проблемы
правоохранительной деятельности. 2018. № 1. - С. 11-19.
17. Кардашова И.Б. Общественная безопасность в системе национальной безопасности // Научный портал МВД России. 2008. № 4. - С. 85-89.
18. Кваша Л.Ф. Общественная безопасность России
(конституционно-правовой аспект): Учебн. пособие. М.: Московский ун-т МВД России, 2002. - 226 с.
19. Кодекс республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 года № 80-ЗРТ // Республика Татарстан, 26.12.2006, №256
20. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст.
21. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.1984 // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1984 г., № 27, ст. 909.
22. Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно- правовые средства ее обеспечения. М., 1998. - 284 с..
23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237
24. Косарев С.Ю. Особенности охраны общественного порядка и общественной безопасности в условиях Заполярья // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 2 (56). - С. 126-132.
25. Мамонов В.В. Конституционные основы национальной безопасности России: Монография. М., 2002. - С. 55-65
26. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2001. - 589 с.
27. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. - СПб.: Пресс, 2004. - 538 с.
28. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М., РАГС, 2002. - 642 с
29. Общая теория юридической ответственности: монография / Липинский Д.А., Хачатуров Р.Л. - С.-Пб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. - 950 с.
30. Определение Верховного суда РФ от 23.10.2013 № 3-АПГ13-3/ Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://sudact.ru/(дата обращения: 15.02.2021)
31. Постановление Верховного суда РФ от 23.10.2020 РФ № 78- АД20-6/ Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://sudact.ru/(дата обращения: 15.02.2021)
32. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под. ред. Л.В. Андриченко. М.: Юридическая литература, 2005. 168 с.
33. Приказ МВД России от 15 марта 2002 г. № 240 «Концепция развития службы общественной безопасности МВД России» // СПС «КонсультантПлюс» (утратил силу)
34. Прокофьев К.Г. Международно-правовые стандарты
административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Международное публичное и частное право. 2014. № 4. - С. 3-5.
35. Прокофьев К.Г. Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об ответственности за несоблюдение правил массовых мероприятий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. - С. 166-169.
36. Савельев А.И. Крминологическая безопасность как вид общественной безопасности // Актуальные проблемы уголовной и уголовно-процессуальной политики Российской Федерации. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. - С. 94-98.
37. Солдатов А.П. Административная ответственность в законодательстве зарубежных стран // Общество и право. 2012. № 3 (40). - С. 319-324.
38. Таова Л.Ю., Тутуков А.Ю. Обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий // Евразийский юридический журнал. 2019. № 9 (136). - С. 342-343.
39. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (Основы концепции) // Государство и право. 2001. № 9. - С. 11-18
40. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
41. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть II) ст. 212
42. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Российская газета от 29 декабря 2010 г. № 295
43. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // Собрании законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 35 ст. 3649
44. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Парламентская газета от 22 июня 2004 г., № 111
45. Фомичев А.Ю. Общественная нравственность как элемент общественной безопасности // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. № 3 (80). - С. 122-125.
46. Черепанов Е.А. О необходимости разработки и принятия концепции общественной безопасности // Насилие. Личность. Общество: Тезисы научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2000. - С. 21-22.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ