Введение 4
Глава 1 Гражданско-правовая природа договора перевозки 7
1.1 Понятие и признаки договора перевозки 7
1.2 Особенности субъектного состава договора перевозки 11
1.3 Содержание договора перевозки 15
Глава 2 Правовое регулирование отдельных договоров перевозки 23
2.1 Особенности договора перевозки грузов 23
2.2 Правовое регулирование железнодорожной перевозки 25
2.3 Договор воздушной перевозки 35
2.4. Особенности морской перевозки 39
Заключение 43
Список используемой литературы и используемых источников 48
Норма транспортного права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников транспортных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях [3, с. 274].
Транспорт формирует отдельную, особую сферу экономической деятельности, существующую согласно специальным правилам. Важность транспортных договоров - в оказании специальных услуг, которые ориентированы на передвижение товара и человека в пространстве. Следовательно, данная деятельность не может сопровождаться формированием новых товаров.
Соответственно, отношения по перевозке появляются при необходимости перемещения транспортными средствами объектов либо людей. В подобных отношениях участвуют субъекты: транспортировщик, лицо, заинтересованное в перевозке и в некоторых случаях получатель.
Законное урегулирование в ГК РФ таких отношений, отличается от регламентации иных разновидностей договорных обязательств. Основа отношений субъектов договора перевозки регламентирована транспортными уставами и кодексами.
Как физические, так и юридические лица пользуются услугами транспорта, вследствие этого, сейчас актуально понимание правового регулирования транспортных обязательств.
Актуальность настоящей работы заключается в том, что в современное время транспорт формирует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущей по собственным правилам. Функциональная роль транспорта концентрируется на оказании специфических услуг по перемещению товаров или людей в пространстве, при которой исключается создание новых вещей.
Территориальное перемещение объектов или людей является основанием для возникновения обязательств по перевозке, если обладает рядом особенностей. Поэтому в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза, пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги.
В настоящее время существует несколько видов транспорта, что является одним из критериев дифференциации перевозок. Разнородность и специфика каждого вида транспортировки грузов и людей является одной из причин, по которой возникают трудности в признании существования единой транспортной системы. Другой причиной служит отсутствие централизованного управления всеми видами транспорта, третьей - отсутствие консолидированного федерального, регионального и ведомственного законодательства [10, с. 34].
Вопрос о существовании централизованного управления всеми видами транспорта хотя и признаётся некоторыми специалистами, однако отсутствие консолидированного транспортного законодательства с удельно высоким количеством ведомственного нормотворчества по-прежнему остаётся проблемной темой. Несмотря на то, что все виды транспорта подчиняются единому Министерству транспорта РФ, а ГК РФ [5] формулирует общие положения по перевозкам на всех видах транспорта, роль единого транспортного законодательства остаётся высокой. Не решает этой проблемы разработанные для каждого отдельного вида транспорта кодифицированные федеральные законы и уставы, регулирующие транспортные правоотношения по отдельности. Автомобильный транспорт является наиболее доступным и привлекательным для большинства людей.
Объект настоящей работы: гражданско-правовые отношения, возникающие по договору об организации перевозок.
Предмет настоящей работы: нормы гражданского законодательства, материалы юридической литературы и периодической печати, посвященные детализации общих и особенных положений договора об организации перевозок.
Цель-проанализировать теоретические и нормативные положения, посвященные договору об организации перевозок.
Для достижения названной цели определены следующие задачи:
- осмыслить понятие, сущность и признаки договора об организации перевозок;
- классифицировать договоры перевозки;
- изучить правовую природу данного договора и их разновидности в РФ;
- раскрыть содержание, субъектный состав договора об организации перевозок;
- раскрыть все права и обязанности сторон данного договора.
Методологическую базу настоящей работы составляют такие методы, как общенаучный, системного анализа, сравнения, индукции, дедукции, системно-функциональный, сравнительно-юридический, хронологический, логический, институциональный.
Нормативную базу настоящей работы составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (в 4 частях), иные кодифицированные федеральные законы, уставы, результаты ведомственного нормотворчества.
На сегодняшний день нет комплексных работ, посвященных этому вопросу. Некоторые нормы трактуются неоднозначно и на практике имеют совершенно иное применение. В правой литературе анализируются лишь отдельные аспекты договоров об организации перевозок, но отсутствует полной анализ всех аспектов.
В ходе написания данной работы было проанализирована масса источников, в том числе Конституция, федеральные законы и иные нормативные акты, монографии известных ученых, таких как: Витрянский В.В., Егиазаров В.А., Залесский В.В., и многих других.
Структура данной работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы и используемых источников.
Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа - это гражданско- правовая сделка, по которой перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в установленный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза вознаграждение; перевозчик обязуется перевезти пассажира в установленный пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа так же доставить багаж в пункт назначения и выдать управомоченному на получение багажа лицу. Общие правила о перевозке определены в гл. 40 ГК РФ, конкретизация правил упомянутой главы осуществляется в рамках транспортного законодательства, состоящего из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил. Правовая природа договора перевозки: реальный; возмездный; двусторонний; может заключаться для удовлетворения интересов третьего лица.
Классифицировать существующие договоры перевозки возможно на основе следующие критериев: тип транспорта; количество транспортных компаний, организующих перевозку; длительность взаимоотношений между отправителем и перевозчиком; количество перевозимого груза. Кроме того, в ходе технического прогресса намечаются новые способы перевозок, в том числе и на космическом транспорте, а это служит одним из поводов для переосмысления существующей системы классификации договоров перевозки.
Договор автомобильной перевозки грузов - это смесь двух гражданско- правовых договоров: транспортного и перевозки груза. В рамках этого договора различают разовый договор, носящий реальный характер, и годовой договор - относимый многими цивилистами к группе организационных договоров.
Субъектный состав договора автомобильной перевозки грузов представлен в виде грузоотправителя и грузоперевозчика. Третья сторона (грузополучатель) формально не участвует в этом соглашении. Права, обязанности и ответственность сторон регламентируются гражданским, автотранспортным законодательством, уставами, а также заключенным договором.
В развитых странах транспорт является важной отраслью хозяйства. Транспорт объединяет отдельные территориальные единицы, что является важной часть в развитии экономики. Поэтому на сегодняшний день является актуальным вопрос о развитии транспортных правоотношений. В гражданском праве любой договор имеет способность регулировать правовые отношения, складывающиеся в результате заключения сделки.
Функциями транспортных договоров являются:
- регулятивная
- координирующая
- установление правовой связи сторон-участников правоотношения
- фиксирование общей цели участников правоотношения
- обеспечения прав и интересов сторон-участников транспортных правоотношений
- планирование и обеспечение процесса перевозки.
Основным транспортным процессом является перевозка предмета (груза) из одной точки в другую. Перевозка - это определенные обязательства, по которым перевозчик совершает действие юридического или фактического характера по перемещению груза, пассажира, багажа.
В транспортных отношениях всегда участвуют три стороны: грузоотправитель, перевозчик, получатель.
Перевозка какого-либо груза (пассажира, багажа) сопровождается заключением договора перевозки груза. В соответствии со ст. 785 ГК РФ «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом)» [6].
В настоящее время достаточно распространенными стали долгосрочные договоры на организацию перевозок.
Так, ч. 1 ст. 798 ГК РФ гласит, что перевозчик и грузовладелец при необходимости систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. Более того ч. 2 ст. 798 устанавливает, что по договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец обязуется предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме, сроки и иные условия организации перевозки.
Из этого следует, что договор об организации перевозок предполагает заключение множество договоров вместо одного. Данное правовое явление не согласуется со смыслом ст. 429 ГК РФ, в соответствии с которой по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или услуг. Как видно из описания статья при перевозке грузов необходимо заключать один договор, а не заключать несколько договоров на оказание услуг или выполнение работ.
Сравнивая договор перевозки конкретного груза с договором об организации перевозок грузов, В.В. Витрянский отмечает, что «при наличии долгосрочного договора об организации перевозок грузов, в котором перевозчик и грузоотправитель урегулировали свои отношения на год или на более длительный период и предусмотрели ежемесячные или ежедекадные объемы отправляемых грузов, количество подаваемых транспортных средств под погрузку, перевозка отдельной партии грузов, оформляемая договором на перевозку конкретного груза, выступает, скорее, в качестве исполнения (в незначительной части) обязательства, вытекающего из договора об организации перевозок» [9, с.502].
Таким образом, договор об организации перевозок грузов в рассматриваемых отношениях является определяющим по отношению к договору перевозки конкретного груза, с чем и следует согласиться.
Особенностью долгосрочных договоров в сфере транспортных отношений является, таким образом, придание им характера систематичности, из чего следует особый порядок исполнения и расторжения.
Исследование правового регулирования системы транспортных договоров дает возможность совершить заключение, что любой из разновидностей транспорта считается отдельной хозяйственной концепцией.
Рынок транспортных услуг стремительно наполняется коммерческими организациями, которые становятся стабильными субъектами транспортных отношений.
Сейчас особенную роль обретает система транспортных договоров, дозволяющих легко подбирать контрагента и устанавливать условия договора по согласовываясь с ним.
Терминологические отличия в наименованиях договоров ничего не значат, поскольку все без исключения они обладают общей правовой природой, ориентированы на организацию предстоящих перевозок.
К пробелу ГК РФ, транспортных уставов и кодексов, принадлежит вопрос об ответственности сторон за несоблюдение либо ненадлежащее исполнение договора об организации перевозок грузов, так как ст. 798 ГК РФ устанавливает, что: «По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки [5]».
В ходе изучения выделены признаки, указывающие на договоры, причисляемые к транспортным:
- они используются в области работы транспорта;
- предопределяют перемещение грузов, багажа и людей;
- предопределяют осуществление вспомогательных операций согласно отношению к перевозке грузов, багажа и людей;
- сущность действий, по данным договорам, права и обязанности их участников, формируются правилами транспортного законодательства.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ).
Этот договор отличается от договора перевозки прежде всего целью:
- цель договора об организации перевозки - налаживание долгосрочных отношений между грузовладельцем и перевозчиком для осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). По своей природе он близок к рамочному договору: в нем определяются основные условия сотрудничества, а для перевозки конкретной партии груза в рамках такого договора стороны могут заключать отдельные договоры перевозки, составлять приложения или заявки (п. 1 ст. 118 КТМ РФ, п. 2 ст. 68 КВВТ РФ, ст. 10 УЖТ РФ);
- цель договора перевозки - перевозка конкретного груза (партии груза).
Тем самым нужно более детально изучить данный договор перед подписанием, и не спутать его с договором перевозки, транспортной экспедицией, арендой транспортного средства с экипажем, фрахтованием, и возмездным оказанием транспортных услуг. Все они отличаются прежде всего своим предметом, поэтому чаще всего данные виды договоров бывают смешенными и суды квалифицируют их по разному, а от квалификации зависит регулирование данных транспортных отношений.
1. Анисимов А.П. Гражданское право - учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 1183 с.
2. Беспалов Ю.Ф. Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации - постатейный научно-практический комментарий. М.: Проспект, 2013. - 688 с.
3. Боровинская Н.А. Учебное пособие по гражданскому праву (краткий курс) // Издательство Ульяновского государственного университета. 2014. С. 274.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 12. - 24.03.1997. - ст.1383
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 5. - 29.01.1996. - ст. 410
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 32. - 05.12.1994. - ст. 3301
7. Гражданское право России. Общая часть: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 503 с.
8. Гражданское право России. Общая часть: учебник для академического бакалавриата/ А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков - Москва: Юрайт, 2015. - 503 с.
9. Гражданское право России. Особенная часть: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин. - Москва: Юрайт, 2015. - 703 с.
10. Гражданское право. В 2-х т.: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2000. Т. И. Полутом 2. - 704 с.
11. Гражданское право: учебник / С. С. Алексеев и др. - Москва: Проспект, 2015.
- 434 с.
12. Гречуха В.Н. Понятие транспортных договоров и их классификация// Экономика и управление. Экономическое право. 2012. С. 71-75.
13. Дроздов И.А. Гражданское право - учебник. - М.: Проспект, 2013. - 928 с.
14. Духно Н.А., Землин А.И. Транспортное право. Общая часть: учебник// Юридический институт МИИТа. 2017. С.259.
15.Залесский В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 2007. - № 9. - c.15-21
16. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 11. - 12.03.2001. - ст. 1001
17. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81- ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации.-№ 18. - 03.05.1999. - ст. 2207
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
19. Мозолин В. П. Гражданское право: Учебник для юрид. вузов. Ч. 2. М., 2007.- 927 с.
20. Морозов С.Ю. Транспортное право: учебник для академического бакалавриата// Юрайт. 2019. С. 305.
21. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" от 15.04.2011 N 272.
22. Пурге А.Р. Правовая характеристика договора фрахтования судна// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. № 3 (42). 2018. С. 163-170.
23. Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2013. - 496 с.
24. Рублевский М.И. Правовая природа договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) по законодательству Российской Федерации// Вестник Омского университета. Серия «Право». № 4 (33). 2012. С. 94-102.
25. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. - Учебник. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2009. - 632 с.
26. Старосельцева М.М., Тищенко И.В., Колесова Т.С., Бурлова Ю.А. Заключение договора перевозки грузов: предпосылки, порядок и их правовое значение// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. № 6. 2018. С. 84-86.
27. Фаст О.Ф. Договор фрахтования и перевозка грузов автомобильным транспортом Вестник Саратовской государственной юридической академии. № 1 (90). 2013. С. 90-94.
28. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 46. - 12.11.2007. - ст. 5555
29. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О
железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 2. - 13.01.2003. - ст. 169
30. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 2. - 13.01.2003. - ст. 170
31. Хаснутдинов А. И. Годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом // Правоведение. 1976. № 1. С. 42 — 50.