Глава Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности торгового предприятия 7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 7
1.2 Методики оценки конкурентоспособности предприятия 20
Глава 2 Анализ конкурентоспособности торгового предприятия ООО
«Компоненты» 31
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Компоненты» ... 31
2.2 Оценка внешней среды и уровня конкурентоспособности предприятия
ООО «Компоненты» 37
Глава 3 Организационно-экономические мероприятия по повышению
конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Компоненты» 47
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности 47
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий 57
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71
Приложение А Модель 5 сил М. Портера организации ООО «Компоненты» 74
Аннотация
Бакалаврскую работу выполнил студент: А.Ю. Кушнова.
Тема работы: Организационно-экономические мероприятия по
повышению конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО "Компоненты").
Объект исследования - компания ООО «Компоненты». Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе оценки и повышения конкурентоспособности компании.
Целью работы является оценка конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Компоненты», и разработка мероприятий по ее повышению.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия. Определены понятие и сущность конкуренции, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность, рассмотрены методы и критерии оценки конкурентоспособности компании.
Во второй главе проводится анализ организационно-экономической деятельности торгового предприятия ООО «Компоненты». Приводится краткая характеристика деятельности компании ООО «Компоненты», рассматривается динамика основных технико-экономических показателей, а также дается оценка конкурентоспособности продукции ООО «Компоненты».
Третья глава посвящена разработке методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности к торгового предприятия ООО «Компоненты» и оценке экономической эффективности предложенных мероприятий.
Общий объем работы, без приложений 75 страницы машинописного текста, в том числе таблиц - 15, рисунков - 8.
Предприятие - это открытая система, которая имеет возможность существовать только при активном взаимодействии с окружающей ее средой.
Проблема взаимоотношений между внутренней и внешней средой организации впервые была представлена в работах Л. Фон Берталанфи и А. Богданова в начале двадцатого века. После этого внешняя и внутренняя среда организации стали активно изучаться другими учеными и знания о ней больше использоваться при работе на предприятии. В современном обществе каждое предприятие проводит анализ окружающей среды, так как это помогает не только планировать деятельность и служит информационным обеспечением новых возможностей, а также позволяет оценить позицию предприятия на рынке, ее конкурентный статус и направления дальнейшего развития предприятия.
На современном рынке появляется большое число конкурентов на рынке, постоянно появляются новые технологии и в производство внедряются инновации. Для того, чтобы компания могла успешно работать и развиваться в отрасли, ей необходимо учитывать данные факторы и постоянно совершенствовать свое производство, для чего необходимо исследовать как внешнюю, так и внутреннюю среду предприятия, анализировать окружающую среду, чтобы определять основные направления дальнейшей деятельности компании.
Актуальность анализа конкурентной среды предприятия заключается в определении возможностей, которые есть у предприятия и у отрасли, определении сильных и слабых сторон, путей их сохранения и преодоления, а также усилении позиций на рынке.
Степень разработанности проблемы. В трудах отечественных и зарубежных исследователей представлены сущность и методы анализа конкурентоспособности предприятия. Среди них: Арутюнова Д.В., Багиев Г.А., Кривошеева Е.В., Бекетов Н.В., Корнеева И.В., Ноздрева Р.Б, Фатхутдииов Р.А., Майкл Портер, Друкер П.Ф., Огилви Д., Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Ж-Ж. Ламбен.
В качестве объекта исследования выбрана компания ООО «Компоненты».
Предметом исследования являются организационно - управленческие отношения, возникающие в процессе оценки и повышения конкурентоспособности компании.
Целью работы является оценка конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Компоненты», и разработка мероприятий по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты повышения
конкурентоспособности торгового предприятия;
- провести анализ конкурентной среды и оценку
конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Компоненты»;
- разработать методические рекомендации по повышению
конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Компоненты» и дать оценку экономической эффективности предложенных
мероприятий.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия. Определены понятие и сущность конкуренции, рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность, рассмотрены методы и критерии оценки конкурентоспособности компании.
Во второй главе проводится анализ организационно-экономической деятельности торгового предприятия ООО «Компоненты». Приводится краткая характеристика деятельности компании ООО «Компоненты», рассматривается динамика основных технико-экономических показателей, а также дается оценка конкурентоспособности продукции ООО «Компоненты».
Третья глава посвящена разработке методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности к торгового предприятия ООО «Компоненты» и оценке экономической эффективности предложенных мероприятий.
В заключении работы сформулированы основные теоретические и аналитические выводы.
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности организаций, проведена оценка конкурентоспособности и разработан проект по повышению конкурентоспособности ООО «Компоненты».
Конкурентоспособность организации складывается за счет эффективного использования материальных, трудовых, и интеллектуальных ресурсов, всего технического и технологического, структурного и маркетингового потенциала; способности организации быть гибкой и адаптироваться к сложным условиям среды, максимально выгодном для производителя и потребителя соотношении «цена-качество».
Чтобы добиться успеха на определенном рынке, компании должны изучить своих конкурентов, выявить их сильные и слабые стороны и провести систематический анализ. Посредством исследования и анализа конкурентной среды определяются основные конкуренты, степень и типы конкуренции, конкурентоспособность бизнеса и перспективы на будущее.
В основе обеспечения конкурентоспособности предприятий лежит наличие и эффективное использование конкурентных преимуществ. По отношению к предприятию они могут быть внутренними и внешними. Для оценки внутренних конкурентных преимуществ используются методики, базирующиеся на оценке финансового положения предприятия и его экономического потенциала. Для оценки внешних конкурентных преимуществ используется портфельный анализ, методика «4Р», «7Р» и SWOT-анализ, метод «многоугольник конкурентоспособности», а также «радар конкурентоспособности».
Можно сделать вывод, о том, что высокая конкурентоспособность предприятия является залогом грамотного стратегического и тактического управления конкурентоспособностью в изменяющихся рыночных условиях. При этом основной целью компании в долгосрочной перспективе является достижение такого уровня конкурентоспособности, который помогал бы ей удержать и повысить позицию на рынке.
По результатам анализа была дана характеристика деятельности предприятия, из чего было выявлено, что ООО «Компоненты» занимается торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями на рынке г. Тольятти. В течение анализируемого периода организация получила прибыль, как от продаж услуг, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех представленных в таблице показателей рентабельности за данный период.
Анализ среды функционирования предприятия ООО «Компоненты» показал, что на предприятие имеют влияние внешние факторы, к которым относятся: потребители, научно-техническая среда, политическая среда, поставщики, конкурента и экономическая среда.
Компания ООО «Компоненты» ориентируется на приобретение запчастей и основных материалов у поставщиков для выполнения контрактов и заказов от клиентов. Поэтому возрастает зависимость от поставщиков. Деловая активность ООО «Компоненты» с основными поставщиками увеличилась в целом на 172 %, что составляет в натуральном выражении 6170 т. р.Почти по всем основным поставщикам тенденция к увеличению из -за роста цен на поставляемые товары и комплектующие.
По результатам SWOT-анализа ООО «Компоненты» выявили, что сильных сторон значительно больше, чем угроз, так же имеются возможности роста, а слабые стороны можно устранить. Анализ конкурентов показал, что основные конкуренты ООО «Компоненты» — это организации, оказывающие аналогичные услуги и реализующие аналогичные товары.
По результатам изучения среды функционирования ООО «Компоненты» был выполнен анализ конкурентоспособности совместно с ближайшими конкурентами. Проведя балльную оценку основных проблем по степени важности для жизнедеятельности предприятия ООО «Компоненты» можно сделать следующие выводы - предприятие ООО «Компоненты» занимает устойчивое положение на рынке продажи автокомпонентов, но руководству следует обратить внимание на разнообразие предоставляемых дополнительных услуг и уровень цен на продаваемые товары.
Проанализировав организацию ООО «Компоненты», его внутреннюю и внешнюю среду, проведя конкурентный анализ и анализ конкурентоспособности, а также ее сильные и слабые стороны можно выявить две наиболее значимые для конкурентоспособности организации проблемы:
- высокие цены на продукцию. Первоочередным мероприятием для организации ООО «Компоненты» должно стать снижение себестоимости реализуемых автокомпонентов, так как снижение себестоимости является основным источником повышения рентабельности продаж. Сократить себестоимость можно путем поиска новых поставщиков автозапчастей;
- узкий ассортимент дополнительных услуг. Разнообразие предоставляемых дополнительных услуг также приведет к увеличению прибыли и расширению клиентской базы ООО «Компоненты». Расширить ассортимента услуг можно за счет введения нового вида сервисного обслуживания.
В работе рекомендованы мероприятия по сокращению себестоимости и увеличению прибыли. Резкий рост себестоимости товаров ООО «Компоненты» произошел за счет повышения стоимости покупных материалов из-за роста цен на продукцию вследствие введения санкций против РФ. Поскольку предприятие ООО «Компоненты» работает с дилерами, поставляющими автозапчасти преимущественно с европейских заводов, предложено заключить договора на прямые поставки с фирмой ASVA, заводы которой расположены в Юго-Восточной Азии и российским заводом Фобос. В работе предложено отказаться от трех дилеров, с одним дилером сотрудничество продолжено.
В работе рассчитан экономический эффект от мероприятия по смене поставщиков, за счет данного мероприятия сокращение стоимости покупных материалов при расторжении договоров с дилерами и смене заводов - производителей автозапчастей и комплектующих составит 25%. За счет этого сокращение себестоимости составит: 5,6% или 684 тыс.руб., при этом коммерческие расходы возрастут на 19 тыс.руб.
Следующим мероприятием, предлагаемым к внедрению, является расширение ассортимента дополнительных услуг за счет финишной балансировки колес - данная услуга позволит повысить конкурентоспособность предприятия, лояльность клиентов и положительно скажется на прибыли. Для внедрения данной услуги необходимо приобретение оборудования на сумму 125 тыс.руб. - данные средства предлагается направить из чистой прибыли.
Рассчитана себестоимость данной услуги, которая составила 94 тыс.руб. Расчет экономической эффективности данного мероприятия, рассчитанный в прогнозный период июль-декабрь 2022 года, показал, что прибыль от реализации превышает совокупные затраты, что обуславливает его эффективность. Срок окупаемости проекта по внедрению услуги финишной балансировки составил 301 день. Индекс доходности более 1, проект считается эффективным.
Расчет экономической эффективности по всем предложенным мероприятиям показал, что рост выручки в прогнозном периоде составил 1,7%, при этом темп снижения себестоимости составил 4,8%. За счет превышения темпа снижения себестоимости над темпом роста выручки, валовая прибыль увеличилась на 21,5%. В итоге чистая прибыль возросла на 10,9% к 2016 году и составила 3279 тыс.руб.
Рентабельность затрат по основной деятельности в прогнозном периоде возросла на 4 процентных пункта и составила 28,2%, рентабельность продаж увеличилась на 4,7 п.п., а рентабельность по чистой прибыли - на 1,7 процентных пункта. Таким образом, эффективность предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Компоненты» подтверждена и экономически обоснована.
1. Басовский Л. Е. Маркетинг: учебное пособие/ Басовский Л. Е.. М.: ИНФРА-М, 2018. 233 с.
2. Боровских Н. В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия / Боровских Н. В., Паскевич Е. В. Молодой ученый. 2017. №3. С. 35-40
3. Быков В. А., Комаров Е.И. Управление конкурентоспособностью: учеб. Пособие/ Быков В. А., Комаров Е.И. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. 242 с.
4. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации: учеб. Пособие / Головачев А. С. Минск: Выш. шк., 2018. 319 с.
5. Дробышева Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Дробышева Л. А. М.: Дашков и К, 2020. 152 с.
6. Ким С. А. Маркетинг: Учебник / Ким С. А. М.: Дашков и К°, 2017. 260 с.
7. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2019. 448 с.
8. Лубский А. А. Конкурентоспособность предприятия: проблемные вопросы и решения // Журнал прикладных исследований. 2021. №1. С. 48-52.
9. Марущак И.И. Система факторов, влияющих на конкурентоспособность организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №9-2. С. 20-24
10. Минева О. К. Управление персоналом организации: технологии управления развитием персонала: Учебник / Минева О. К. М.: Инфра-М, 2019. 539 с.
11. Наумов В.Н. Маркетинг: Учебник / Наумов В.Н. М.: ИНФРА-М,
2019. 320 с.
12. Нуралиев С. У. Экономика: Учебник для бакалавров / Нуралиев С. У. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 432 с.
13. Нуралиев С.У. Маркетинг: учебник для бакалавров / Нуралиев С.У. Москва: Дашков и К, 2020. 362 с.
14. Онищенко Н. Н. Система показателей оценки
конкурентоспособности фирмы // Эпоха науки. 2021. №26. С. 68-70.
19. Петриченко Н. Д. Способы повышения конкурентоспособности организации на рынке // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №1. С. 129-132
22. Петрищев М. В. Изменения конкурентного процесса при
эволюции рыночных структур // Теоретическая экономика. 2019. №2(50).С.43
...
Содержание бакалаврской работы - Организационно-экономические мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО "Компоненты")
Выдержки из бакалаврской работы – Организационно-экономические мероприятия по повышению конкурентоспособности торгового предприятия (на примере ООО "Компоненты")