Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ

Работа №104578

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения и ее особенностей в раннем юношеском возрасте 7
1.1 Профессиональное самоопределение личности как научная проблема в
отечественной и зарубежной психологии 7
1.2 Структура и этапы профессионального самоопределения 12
1.3 Профессиональные предпочтения, особенности и роль в
профессиональном самоопределении 19
Глава 2. Эмпирическое изучение профессиональных предпочтений у
учащихся 9-х и 11-х классов 28
2.1 Анализ профессиональных предпочтений испытуемых по результатам
анкетирования 29
2.2 Изучение профессиональной направленности личности испытуемых в
аспекте их профессиональных предпочтений и профессионального
самоопределения 47
2.3 Сопоставительный анализ профессиональных предпочтений и
профессиональных выборов учащихся 9-х и 11-х классов 59
Заключение 70
Список используемой литературы 75

Проблема личностного самоопределения в психологии занимает важное место. Это обусловлено не только необходимостью осознанности человеком своих жизненных выборов, но и значимостью этого для психологического здоровья и удовлетворенностью жизнью.
Самоопределение - понятие достаточно широкое. Оно предполагает выбор личностью целей собственной реализации во всех сферах своей жизнедеятельности, выбор ценностей и смыслов жизни.
Профессиональное самоопределение, являющееся частью целого, сегодня тоже имеет личностно-ориентированное значение. В современных условиях при выборе профессии происходит смещение ориентиров - с ориентиров на потребности общества, на ориентиры собственной самоактуализации, поэтому профессиональное самоопределение приобретает особую актуальность.
Проблема профессионального самоопределения, не смотря на ее изученность, все время требует научного анализа, так как велико ее прикладное и практическое значение. Самоопределение в профессии для каждого человека является не просто выбором того или иного варианта его трудовой деятельности, это выбор постижения сложной системы знаний, умений и навыков, развития компетентности в определенной социальной сфере со своими ценностями, целями, средствами и укладом сознания в целом.
В отечественной науке, этой проблемой занимались такие известные ученые, как Н.С. Пряжников [45], А.А. Вербицкий [9], К.М. Гуревич [16], Л.М. Митина [33], Н.В. Самоукина [57] и др. Эти исследования подтверждают актуальность не только научных, но и практико-ориентированных исследований проблемы профессиональных предпочтений и профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте для повышения эффективности профориентационных программ для школьников и молодежи. Образовательные учреждения уже и сегодня активно реализуют эти программы. Это выражено в профессиональной направленности всего учебно-воспитательного процесса в школе, внедрении программ дифференцированного и профильного обучения, программ предпрофильной подготовки и пр. [53, 6].
Большая роль в профессиональном самоопределении школьников принадлежит психологам, обеспечивающим условия для самопознания личности, выявления склонностей, способностей и интересов, диагностики наличия профессионально важных качеств личности в соответствии с профессиограммами современных профессий и пр. [56].
Значимость профессионального выбора определила проблему нашего исследования.
Цель исследования - изучение профессиональных предпочтений у учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы и определение их значения для профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Объект исследования - профессиональное самоопределение в раннем юношеском возрасте.
Предмет исследования - профессиональные предпочтения учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы как условие профессионального самоопределения.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что своевременное изучение профессиональных предпочтений и профессиональной направленности личности учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы позволит выявить различия в их профессиональном самоопределении, выраженные в выборах ими предпочитаемых профессий и мотивах профессионального выбора.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование профессиональных
предпочтений у учащихся 9 -х и 11-х классов общеобразовательной школы.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сделать выводы о специфике профессиональных предпочтений учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы и выделить их существенные особенности в соотношении с профессиональным самоопределением.
Методы исследования:
- Метод теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования.
- Метод анкетирования.
- Психодиагностические методы исследования:
- Опросник профессиональной готовности (ОПГ), автор Л.Н. Кабардова,
- Тест на определение профессионального типа личности, автор
Дж.Голланда (Холланда) - методика профессионального самоопределения,
- Тест-опросник «Мотивы выбора профессии», автор С.С. Гриншпун.
- Метод количественной обработки данных и анализа полученных результатов.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ № 61 г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 9-х и 11-х классов в количестве 64 человека. Из них 32 человека - учащиеся 9-го класса, 32 человека - учащиеся 11-го класса.
Практическая значимость работы - разработанная программа психодиагностики учащихся 9-х и 11-х классов может применяться школьными психологами при реализации задач профориентации личности школьников. Работа с данным психодиагностическим материалом под руководством психологов будет способствовать самопознанию школьников и их лучшему самопониманию при решении ими задач профессионального выбора и самоопределения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте является актуальной проблемой современной социальной жизни. Современная ситуация на рынке образовательных услуг, которая позволяет получать профессиональное образование в ходе всей жизни человека, меняя сферы, направления подготовки, специальности и уровни образования, зачастую вносит диссонанс в личностную систему профессионального самоопределения, затрудняя выборы направлений профессионального развития и даже на будущую профессиональную и социальную адаптацию.
В нашем исследовании нами была изучена проблема профессионального самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте в связи с имеющимися у них профессиональными предпочтениями.
Проведенный теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что профессиональное самоопределение в науке рассматривается как значимая составляющая личностного самоопределения человека в пространстве собственной жизни. Под ним понимают «...процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. ».
Исследования Л.И. Божович, И.С. Кона, М.Р. Гинзбурга, А.А. Реана, Д.И. Фельдштейна, А.В Петровского, К.А. Абульхановой-Славской, Е.И. Головаха, П.А., Шавира, С.Н. Чистяковой и многих других посвящены проблеме личностного и профессионального самоопределения. Они считают, что самоопределение - это некий образ будущего (и профессионального в том числе), его цели, построенные в соответствии с интересами, возможностями, ценностями, мотивами и личностными качествами.
Профессиональное самоопределение, рассматриваемое с разных позиций, понимается как выбор пути, выбор способов своей реализации относительно профессиональной сферы, которая по тем или иным параметрам привлекательна для индивида.
Условия жизни личности человека и факторы, влияющие на него в ходе развития, формируют предпочтения, влияющие на профессиональный выбор и самоопределение личности.
В психологии предпочтения рассматриваются в виде приоритетных выборов, обусловленных различными свойствами психики, свойствами личности, содержанием сознания (ценностями, установками, смыслами) и пр. Предпочтение - это некий приоритет одного над другим, влияющий на избирательность, отношение, моральные оценки и другие множественные формы и виды активности личности.
Профессиональные предпочтения - это избирательность и направленность по отношению к объектам выбора относительно сферы профессий и профессиональной деятельности. Профессиональные предпочтения следует понимать, как «характеристику интенсивности влияния ценностей профессии на формирование ее привлекательного образа у какой-либо части населения».
Проблема профессиональных предпочтений имеет практическое значение. Предпочтения появляются в рамках жизненного опыта в совокупности с содержательными характеристиками личности, где образуются жизненные перспективы человека, с одной стороны, а с другой - представления об объектах выбора (относительно профессий это существует в социальном поле как привлекательность и престиж профессии). Все это и позволяет личности делать значимые выборы своей жизни.
Для более точного понимания проблемы профессиональных предпочтений нами было проведено эмпирическое исследование этого параметра, а также изучение их профессиональной готовности, профессионально-личностного типа и мотивов выбора профессии. Для изучения мы отобрали группу испытуемых - учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы. В ходе сбора и анализа эмпирических данных нами были получены следующие результаты.
Большинство детей обеих возрастных групп высказали определённость по отношению к будущему профессиональному выбору. Следует отметить, что в группе учащихся 9-х классов на момент исследования были не определившиеся школьники, что объяснимо с точки зрения неактуальности для них профессионального выбора (эти дети выразили намерение проходить профессиональную подготовку в вузе, что предполагает наличие времени для анализа собственных предпочтений). Но, в обеих группах были данные о частично определившихся школьниках. Это особенно привлекает внимание у испытуемых - учащихся 11-х классов, так как на момент исследования профессиональный выбор для них остро актуален в связи с требованиями социальной ситуации в целом.
Также нами были изучены предпочитаемые профессиональные сферы. Здесь были получены данные о различиях в предпочтениях испытуемых 9-х и 11-х классов. Так, подростки предпочитают сферу «Информационные технологии», затем «Экономика и финансы», менее популярна «Сфера обслуживания», затем «Медицина», «Культура, искусство». Наименьшей популярностью обладают сферы «Образование», «Транспорт», «Армия и силовые структуры», а сферы «Строительство», «Промышленное производство», «Химическое производство, охрана окружающей среды» и «Менеджмент» совсем не выбирается. Учащиеся 11-х классов выразили другие предпочтения. Приоритет был отдан сферам «Культура и искусство», «Предпринимательство, частный бизнес», «Правоведение», «Информационные технологии». Менее популярны «Медицина» и «Сфера обслуживания», лишь потом выбирают сферы «Экономика, финансы» и «Менеджмент». Самой низкой популярностью обладают сферы «Образование», «Торговля, общественное питание», «Промышленное производство», «Транспорт», «Строительство». Совсем непривлекательна сфера «Сельское, лесное хозяйство».
Также мы получили данные о представленности в выборке профессионально-ориентированных типов личности. И здесь тоже были обнаружены различия между группами испытуемых. Особенно привлекло внимание то, что у учащихся 11-х классов не было проявлено ни одного человека с исследовательским типом личности, т.е. никто из них не ориентирован на сбор информации, ее анализ и обработку. Преимущество было у предпринимательских типов, а социальный тоже набрал мало выборов.
В группе подростков (учащихся 9-х классов) приоритетным стал традиционный тип личности, а предпринимательский напротив занял низкое положение в выборах. Интересным явился тот факт, что в группе младших детей были испытуемые с исследовательским типом личности.
При анализе данных о профессиональной направленности испытуемых выявилось, что у группы испытуемых есть дети каждой профессиональной сферы и предпочитаемой является сфера «Человек-человек».
При выявлении ведущего мотива выбора профессии у испытуемых было выявлено различие ведущих мотивов выбора профессии. Так у учащихся 9-х классов доминирует мотив материального благополучия (а затем только творческая работа), а у учащихся 11-х классов преобладает стремление к творческой работе и только потом материальное благополучие. Мотивы престижности выбора профессии у обеих эмпирических групп практически на одном уровне и занимают последнее место.
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что все испытуемые имеют вполне четкие предпочтения, но при этом третья часть учащихся все же продемонстрировала неопределенность. Причем неопределённость эта была проявлена как в плане выбора профессии, так и места получения профессиональной подготовки. Этот факт может свидетельствовать (косвенно) о наличии представлений об определенном роде профессией у испытуемых, но отсутствии у них сформированного профессионального предпочтения, которое бы выразилось в более четких и определенных позициях, высказанных учащимися.
Таким образом, полученные результаты показывают актуальность для испытуемых исследования, проведенного в рамках профориентационной работы. Они активно участвовали, были вовлечены в процесс сбора данных и работу по самопониманию на основе полученных данных. Собранные ими в ходе исследования данные о себе будут способствовать осознанию личных субъективных профессиональных предпочтений, сопоставлению их со своими индивидуальными особенностями личности, движущими мотивами выбора профессии, что позволит им конструктивно решать задачи профессионального самоопределения.



1. Абдурасулов, Т.Д. Исследование профессионального самоопределения
студентов-психологов [Электронный ресурс] / Т.Д. Абдурасулов // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-studentov-psihologov
2. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1988. - 431с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во: Мысль, 1991. - 298 с.
4. Айсмонтас, Б.Б., Пряжников, Н.С. Активирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2 [Текст] / Б.Б. Айсмонтас, Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во: Институт практической психологии, 1997. - 90 с.
5. Алишев, Б.С. Предпочтение как функция психики [Электронный ресурс] // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/predpochtenie-kak-funktsiya-psihiki
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Генезис, 2000. - 304 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2013. - 400 с.
8. Бутковская, С.А. Становление идентичности в процессе профессионального самоопределения: Дис. ... канд. психол. наук [Текст] / С.А. Бутковская. - Хабаровск, 2007. - 202 с.
9. Вербицкий, А.А., Ларионова, О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М.: Логос, 2017. - 336 с. 
10. Винтин, И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников [Текст] / И.А. Винтин // Социологические исследования. - 2004. - №2. - С. 14-19.
11. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Под ред. Г.А. Ярошевского. - М.: «Воронеж», 1996. - С. 5-220; 244¬269.
12. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка [Текст] / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире: научно-методический журнал академии педагогических и социальных наук / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 1995. - №3 июль-сентябрь. - 1995. - С. 21-28.
13. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.13 [Текст] / М.Р. Гинзбург // Психологич. ин-т. - М., 1996. - 60 с.
14. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника [Текст]: Воспитат. концепция проф. ориентации / А.Е. Голомшток. - М.: Изд-во: Педагогика, 1979. - 160 с.
15. Гриншпун, С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе [Текст] / С.С. Гришпун // Школа и производство. - 1994. - № 6. - С. 11-12.
16. Гуревич, А.М. Дифференциальная психология и психодиагностика [Текст] / А.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
17. Забровский, Г.Е., Шукалина, Е.А. Профессиональное образование и
рынок труда [Текст] / Г.Е. Забровский, Е.А. Шукалина //
Социологические исследования. - 2003. - №4. - С.76-81.
18. Зверева, Т.В., Носкова, О.Г. Психологическое наследие К.К.
Платонова [Текст] / Т.В. Зверева, О.Г. Носкова. - М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 2016. - 214 с. 
19. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников: монография [Текст] / Л.А. Йовайша. - М.: Изд-во: Педагогика, 1983. - 129 с.
20. Кабардова, Л.Н. Опросник профессиональной готовности // Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова. - М.: Изд-во: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с. - С. 168-173.
21. Кемеров, В.Е., Керимов, Т.Х. Современный философский словарь [Текст] / В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во: Академический проект, 2015. - 824 с.
22. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
23. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов, 5-е изд., - М.: Изд-во: Akademia, 2012. - 304 с.
24. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Изд-во: Издательство политической литературы, 1989. - 336 с.
25. Лихтенштейн, С., Слович, П. Конструирование предпочтений [Текст] / С. Лихтенштейн, П. Слович. - N.Y.: Кембридж Univ.-Press, 2006. - 808 с.
26. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Изд- во: Питер, 2017. - 800 с.
27. Манухина, С.Ю. Основы профориентации. Хрестоматия: учебное пособие [Электронный ресурс] / Манухина С.Ю. - Электрон. текстовые данные. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 125 c. - Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/11046.html.- ЭБС «IPRbooks». 
28. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Изд-во: «Речь», 1996. - 342 с.
29. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу: 3-е издание. - СПб.: Изд-во: Питер, 2019. - 400 с.
30. Методика исследования профессиональных ориентаций (МИЛО) [Электронный ресурс] / Алексеев Н.А., Гусельникова О.В., Молокова В.П. / http: //www.tgngu.tyumen.ru
31. Милграм, С., Аронсон, Э. Общественное животное. Исследования (комплект из 2 книг) [Текст] / С. Милграм: 9-е международное издание. - М.: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2003. - 800 с.
32. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования [Текст] / Л.М. Митина. - М.: изд-во: Нестор- История, 2014. - 212 с.
33. Митина, Л.М., Брендакова, Л.В., Вачков, И.В. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст] / Л.М. Митина, Л.В. Брендакова, И.В. Вачков. - М.: Флинта, 2004. - 184 с.
34. Молодежь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится? // Аналитический доклад Российского независимого института социальных и национальных проблем по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта / Л. Вызов, Н. Давыдова и др. / http: //referat.kulichki.net/000/07/more2.html
35. Мухина, B.C. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина: 15-е издание. - М.: Изд-во: Издательский центр «Академия», 2015. - 656 с.
36. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во: Просвещение, 1996. - 423 с.
37. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: изд-во: Мир и Образование, 2018. - 1376 с. 
38. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования [Текст] / В.Э. Пахальян. - М.: изд-во: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.
39. Петровский, А.В. К проблеме самоопределения личности в группе / А.В. Петровский [Текст] // Тез. докл. К XX Международному психологическому конгрессу. - М., 1972. - С. 149-154.
40. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Изд-во: Издательство политической литературы, 1982. - 254 с.
41. Практическая психология образования; Учебное пособие [Текст] / Под редакцией И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
42. Прощицкая, Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии [Текст] / Е.Н. Прощицкая // Школа и производство. - 1993. - №4. - С.23-25.
43. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Изд-во: Akademia, 2008. - 320 с.
44. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Профориентация[Текст] / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников: 6-е изд. - М.: Изд-во: Akademia, 2013. - 496 с.
45. Пряжникова, Е.Ю., Пряжников, Н.С. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи [Текст] // Вестник практической психологии образования. - 2007. - №3. - С. 42.
46. Пятницкая, Г.А. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра РАН, 2011. - №2-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalnogo-samoopredeleniya-tarsheklassnikov-na-sovremennom-etape 
47. Райгородский, Д.А. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Д.А. Райгородский. - Самара: Издательство: «БАХРАХ-М», 2006. - 672 с.
48. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М.: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2008. - 576 с.
49. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки [Текст] / Г.В. Резапкина. - М.: Изд-во: Генезис, 2017. - 208 с.
50. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт.- М.: Изд-во: Мир, 1994. - 320 с.
51. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях: Практическое пособие [Текст] / Е.И. Рогов. 4-е изд., пер. и доп. - М.: изд-во: Юрайт, 2016. - 412 с.
52. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию [Текст] / К.Р. Роджерс. - М.: Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 258 с.
53. Романова, Е.С. Организация профориентационной работы в школе [Текст] / Е.С. Романова. - М.: изд-во: Academia, 2013. - 304 с.
54. Российская молодежь: образование и наука [Электронный ресурс] / Н.В. Бондаренко, Ю.Л. Войнилов, Г.С. Волкова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 72 с. - http://profcom.istu.ru/prof/files/21.12.17 russian youth education and science.pdf
55. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах [Электронный
ресурс] / под ред.: В.В. Давыдов. - М.: Изд-во: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 1280 с. - https://rus-pedagog-
enc.slovaronline.com/1489 
56. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во: ЭБС Юрайт, 2018. - 255 с. - URL:https://biblio-online.ru/bcode/414401
57. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. - СПб.: изд-во: Питер, 2003. - 224 с.
58. Сафин, В.Ф., Ников, Г.П. Психологический аспект самоопределения [Текст] // Психологический журнал. - 2004. - №4. - С.65-74.
59. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: изд-во: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - 400 с.
60. Смирнов, Е.Е. На пути к выбору профессии [Текст] / Е.Е. Смирнов. - СПб.: Изд-во: КАРО, 2003. - 176 с.
61. Собкин, В.С., Мкртычян, А.А. Профессии в контексте социальных
стереотипов: оценки старшеклассников двадцать лет спустя
[Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. 2010. №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professii-v-kontekste-
sotsialnyh-stereotipov-otsenki-starsheklassnikov-dvadtsat-let-spustya
62. Социология. Энциклопедия [Текст] / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - М.: Изд-во: Книжный дом, 2003. - 1312 с.
63. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды. В 2-х томах [Текст] / Д.И. Фельдштейн: 2-е изд.: испр. и доп. - М.: Изд-во: МПСИ, 2009. - 1100 с.
64. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В.Э. Франкл. - М.: Изд-во: Книга по требованию, 2012. - 366 с.
65. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность. Теории, упражнения, эксперименты [Текст] / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб.: Изд-во: Прайм-Еврознак, 2006. - 704 с. 
66. Холланд, Дж. Опросник профессиональных предпочтений [Электронный ресурс] / Дж. Холланд. - режим доступа: http://www.azps.ru/tests/hI .htm
67. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / ред.: Д.И. Фельдштейн: 4-е изд. - М.: Изд-во: МОДЭК, 2010. - 400 с.
68. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 176 с.
69. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П.А. Шавир. - М.: Изд-во: Педагогика, 1981. - 96 с.
70. Шайдуллин, Р.Б. Профессиональное самоопределение
старшеклассников: проблемы [Электронный ресурс] // Р.Б.
Шайдуллин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - №4 (31). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-
samoopredelenie-starsheklassnikov-problemy
71. Шапарь, В.В. Практическая психология. Инструментарий / В.В. Шапарь.- Р. н/Д.: Изд-во: Феникс, 2005. - 768с.
72. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология учебник и практикум для СПО [Текст] / И.В. Шаповаленко: 3-е издание. - М.: изд-во: Юрайт, 2019. - 457 с.
73. Эриксон, Э. Г. Детство и общество [Текст] / Э.Г. Эриксон - СПб.: Изд-во: Питер, 2018. - 448 с.
74. Эриксон, Э.Г. Идентичность. Юность и кризис [Текст] / Э.Г. Эриксон: 2-е издание. - М.: Изд-во: Флинта, 2006. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ