Глава 1 Теоретические основы развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий 10
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью... 10
1.2 Характеристика полифункциональных дидактических пособий как средства развития цветовосприятия у детей
с умственной отсталостью 20
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий 27
2.1 Выявление уровня развития цветовосприятия у детей 6-7
лет с умственной отсталостью 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию
цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий.. 42
2.3 Определение динамики уровня развития цветовосприятия
у детей 6-7 лет с умственной отсталостью 54
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложение А Характеристика выборки исследования 68
Приложение Б Количественные результаты констатирующего этапа эксперимента 69
Приложение В Фотографии полифункциональных дидактических пособий 70
Приложение Г Комплекс игровых заданий с пособиями «Бизикуб» и
«Цветные кубики» 72
Приложение Д Количественные результаты контрольного этапа
эксперимента 75
Аннотация
Бакалаврская работа посвящена проблеме развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью. Актуальность рассматриваемой темы бакалаврской работы заключается в том, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, то есть фундамент общего интеллектуального развития ребенка с умственной отсталостью.
Целью работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий.
В ходе работы решаются следующие задачи: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью; выявить уровень развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью; разработать и апробировать содержание работы по развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий; выявить динамику развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников), приложений. Работа содержит 15 таблиц, включает в себя 5 приложений.
Объем работы - 75 страниц с приложениями.
Актуальность рассматриваемой темы бакалаврской работы заключается в том, что с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, то есть фундамент общего интеллектуального развития ребенка с умственной отсталостью. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Под цветовосприятием понимается способность различать и идентифицировать цвета видимых объектов. Как известно, цвет является одним из основных источников передачи информации. Он сопровождает ребенка с начала его жизни, оказывая огромное влияние на его развитие. Ведь цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие, которое первоначально и страдает у детей с умственной отсталостью. Значение цветового восприятия в жизни дошкольников очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, внимания, памяти и воображения.
Проблему восприятия и передачи цвета детьми, а также особенности развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста изучали такие психологи и педагоги, как Л.А. Венгер, А.Д. Виноградова, А.В. Запорожец, Т.А. Колосова, Т.С. Комарова, Л.А. Метиева, М. Монтессори,
Я.З. Неверович, Л.А. Ремезова, Б.М. Теплов. Как показывают исследования, восприятие у детей с умственной отсталостью характеризуется узостью и замедленностью, что проявляется в трудностях усвоения сенсорных цветовых эталонов, игнорировании цвета при описании предмета, их сравнении или передаче основных определяющих характеристик в рисунке.
Трудности в восприятии цвета у воспитанников с умственной отсталостью влияют на ограничение их возможности обозревать и изучать окружающее их пространство, выделять характерные признаки и особенности предметов, называть цвета и оперировать ими в разговоре, что указывает на необходимость проведения работы, направленной на коррекцию данных нарушений. Развитие цветового восприятия обычно у детей дошкольного возраста идет параллельно с развитием других органов чувств: визуального, слухового, тактильного, аудиального восприятия, но у детей с умственной отсталостью такие свойства восприятия сильно страдают и замедляют дальнейшее развитие ребенка.
Объединить работу органов чувств для решения проблемы развития цветового восприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью можно с помощью полифункциональных дидактических пособий. М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки, возможна только при наличии специальных дидактических средств.
Такими средствами можно считать полифункциональные дидактические пособия, так как данные пособия могут решать множество коррекционно-образовательных задач одновременно. То есть благодаря одному такому пособию можно развивать цветовое восприятие детей во всех его направлениях.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью и недостаточным использованием полифункциональных дидактических пособий в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий.
Объект исследования: процесс развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Предмет исследования: полифункциональные дидактические пособия как средство развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: развитие цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий возможно, если:
- разработаны полифункциональные дидактические пособия, направленные на развитие восприятия цвета в соответствии со степенью умственной отсталости детей 6-7 лет;
- подобран комплекс игровых заданий для полифункциональных дидактических пособий в соответствии с показателями развития цветовосприятия у детей с интеллектуальной патологией;
- организовано игровое взаимодействие детей с полифункциональными дидактическими пособиями в домашних условиях с применением метода «bookring».
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий.
2. Выявить уровень развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий.
4. Выявить динамику развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования об особенностях развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста (А.Л. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, В.С. Мухина, Л.А. Ремезова, Н.Б. Шевченко);
- исследования об особенностях развития цветовосприятия у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста (К.И. Вересотская, Е.А. Виноградова, Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф);
- исследования о содержании коррекционной работы по развитию
цветовосприятия у детей с умственной отсталостью дошкольного возраста (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Екжанова,
А.А. Катаева, М. Монтессори, Е.А. Стребелева);
- исследования о разработке и содержании применения дидактических пособий (М. Монтессори, Л.А. Ремезова, Э. Сеген, Е.А. Стребелева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 9 дошкольников 6-7 лет с умственной отсталостью.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы возможности полифункциональных дидактических пособий как средства развития цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы и описаны уровни развития цветового восприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игровых заданий для работы
с полифункциональными дидактическими пособиями по развитию цветового восприятия может быть использован в коррекционно-развивающей работе учителем-дефектологом и родителями в домашних условиях с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (38 источников), 5
приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами. Основной текст работы изложен на 67 страницах.
Восприятие цвета не может быть выделено практически, то есть путем проб и ошибок, а значит, цвет нужно обязательно увидеть, тем самым, использовать для этого только зрительную, перцептивную ориентировку. После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны - образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребенок учится определять цвет предмета в «уме», то есть мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цветов.
Е.А. Екжанова, С.Д. Забрамная, М. Монтессори, Е.А. Стребелева в ходе своих исследований разработали задания, дидактические пособия, программы для развития цветовосприятия. Для более эффективного развития мы использовали полифункциональные дидактические пособия.
После проведения теоретического анализа проблемы исследования для проведения констатирующего этапа были сформулированы шесть показателей развития цветовосприятия детей 6-7 лет с умственной отсталостью и подобраны к ним 6 диагностических заданий.
По результатам проведенных индивидуально с каждым ребенком диагностических заданий можно сделать вывод о том, что в группе у 56 % детей преобладает низкий уровень развития цветовосприятия и у 44 % детей уровень развития промежуточный между средним и высоким уровнем. Дети с низким уровнем восприятия не могут выполнить словесную инструкцию, не называют самостоятельно цвета, по показу действуют не все и с большим трудом, внимание теряется и интерес к выполнению заданий минимален.
В соответствии с анализом полученных результатов констатирующего этапа исследования и на основе теоретического исследования развития цветового восприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью посредством полифункциональных дидактических пособий, определена логика формирующего этапа исследования:
- разработаны полифункциональные дидактические пособия, направленные на развитие восприятия цвета в соответствии со степенью умственной отсталости детей 6-7 лет;
- подобран комплекс игровых заданий для полифункциональных дидактических пособий в соответствии с показателями развития цветовосприятия у детей с интеллектуальной патологией;
- организовано игровое взаимодействие детей с полифункциональными дидактическими пособиями в домашних условиях с применением метода «bookring».
По результатам контрольного этапа было выявлено, что количество детей с высоким уровнем достигло 44 %. А 56 % детей с низким уровнем так и остались на низком уровне развития цветового восприятия, но хочется отметить некоторые сдвиги в выполнении заданий и действиях детей. Они стали более внимательны, дольше удерживают свое внимание, хорошо воспринимают действия по показу, после многократного повторения могут выполнить некоторые задания.
Полученные данные свидетельствуют о том, что нами была проведена эффективная работа по развитию цветовосприятия у детей 6-7 лет с умственной отсталостью.
Таким образом, мы справились с поставленной целью и задачами, создали уникальные полифункциональные дидактические пособия и определи комплекс игровых заданий с ними, осуществили полноценную коррекционную работу с детьми, и тем самым, подтвердили гипотезу исследования.
1. Бакиева Н. З. Клиника интеллектуальных нарушений. Курс лекций : учебное пособие для вузов. М. : ВЛАДОС, 2017. 150 с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб. : СОЮЗ, 2003. 320 с.
3. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 2010. 237 с.
4. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : кн. Для воспитателя дет. сада. М. : Просвещение, 1988. 144 с.
5. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». М. : Просвещение, 1985. 144 с.
6. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 189 с.
7. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное восприятие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005. 304 с.
8. Дидактические игры в детском саду / под ред. А. К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
9. Дубровская Н. В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников с основами цветоведения: учебник. СПб. : Речь, 2012. 58 с.
10. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М. : Просвещение, 2005. 272 с.
11. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов на Дону : Феникс, 2007. 486 с.
12. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к
пособию «Практический материал для проведения психолого¬педагогического обследования детей» : пособие для психолого¬
педагогический комиссий. М. : ВЛАДОС, 2003. 32 с.
13. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. СПб. : Речь, 2003. 391 с.
14. Карасева А. В. Значение развития цветовосприятия дошкольников.
Москва: Территория науки, 2017. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/znachenie-razvitiya-tsvetovospriyatiya- doshkolnikov/viewer (дата обращения: 27. 10.2020).
15. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная
олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : ВЛАДОС, 2005. 208 с.
16. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников : кн. для учителя. М. : БУК- МАСТЕР, 1999. 191 с.
17. Колосова Т. А. Коррекционная педагогика: Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников умственной отсталостью. СПб. : KAPO, 2011. 72 с.
18. Котенко Л. В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. М. : «Книголюб», 2003. 48 с.
19. Любина Г. Монтессори - педагогика. Журнал : Ребенок в детском
саду. 2002. [Электронный ресурс] // URL:
https://works.doklad.rU/view/TqY9U0pdntQ/5.html (дата обращения:
17.01.2021).
...
Содержание бакалаврской работы - РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
Выдержки из бакалаврской работы - РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ