Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ

Работа №94881

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 11
1.1. Цветовосприятие в изобразительной деятельности с позиций
психологии и педагогики 11
1.2. Возрастные и психологические особенности развития
цветовосприятия у детей дошкольного
возраста 16
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ 28
2.1. Организация опытно-поисковой работы по развитию
цветовосприятия у детей дошкольного возраста 28
2.2. Описание результатов опытно-поисковой работы с дошкольниками
на занятиях в изостудии «Акварелька» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

В процессе самореализации личности необходимо проделать длинный путь, но есть короткий и очень важный период в жизни каждого человека - детство. В этот период его творческий потенциал находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. В концепции дополнительного образования (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014, Пр. № 1726-р) подчеркивается необходимость создания условий, способствующих развитию интереса ребенка к творческим занятиям в различных видах художественной деятельности, в т.ч. изобразительной [54].
Занятия изобразительной деятельностью влияют на духовный мир человека в целом, всесторонне развивая многие способности. Эта деятельность развивает психические познавательные процессы: внимание, зрительные ощущения и восприятие, в том числе и цветовосприятие, память, мышление, воображение, обогащает эмоционально-волевую сферу, расширяет кругозор [23, с. 4].
Одним из ярких характерных признаков художественной деятельности детей дошкольного возраста является цветовая выразительность рисунка. Цвет - это важное средство художественно-образной и эмоционально­-эстетической выразительности. Палитра цветовых сочетаний служит своего рода показателем общего состояния ребенка, уровня его развития, так как цветовосприятие эмоциональное воздействует на человека в целом. Дошкольник, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цветов и оттенков, а также уметь их систематизировать. Рисование играет роль одного из механизмов совершенствования организма и детской психики, т.к. процесс рисования обеспечивает согласованность межполушарного взаимодействия. Поэтому сниженная мотивация к изобразительной деятельности в дошкольном возрасте может сказаться отрицательно на развитии ребенка в целом [24].
В литературе проблема цветовосприятия рассматривается в различных аспектах: психологическом, педагогическом, искусствоведческом.
В психологии цвет рассматривается как свойство предмета или явления, познаваемый детьми в процессе восприятия. Проблему восприятия и передачи цвета детьми, а также особенности возрастного цветовосприятия изучали психологи: А. Л. Венгер [9], А. В. Запорожец, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Ремезова, В. С. Мухина и др. Вопросы развития восприятия произведений искусства младшими подростками рассматриваются с позиций искусствоведения: А. В. Бакушинский, Н. Н. Волков и др. Педагоги изучают различные аспекты развития цветовосприятия у детей в процессе обучения изобразительному искусству, в т.ч. и детей дошкольного возраста: В. А. Езикеева, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Ф. Фребель, М. Монтессори, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в различных видах художественной деятельности важную роль сыграли работы А. Л. Венгера [8], Н. А. Ветлугиной, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, А. П. Усовой и др. В ходе психологических исследований установлено, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; а также умение передавать цвет при создании образа в рисунке или аппликации, подбирать цвета, оттенки или создавать их в ходе изобразительной деятельности, выявляя цветовой образ или выражая индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета рассматривается как проявление художественных способностей человека и как способность отражения явлений и предметов окружающего мира.
Существуют разнообразные методики и учебные программы, предназначенные для обучения детей техникам изобразительного искусства. Разработанные в 80-90-х годах ХХ века программы такими авторами, как
Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Т. Г. Казакова, Т. Н. Доронова, В. А. Езикеева, направлены на развитие восприятия предметов, знакомство с сенсорными эталонами, основами цветоведения. Ф. Фребель считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и
использовать различные цвета и оттенки. Особое значение он придавал выбору качественных изобразительных материалов, отбору цветов и оттенков при работе с детьми. Он рекомендовал использовать цвета, характерные для предметов и явлений природы, окружающей ребенка; подчеркивал необходимость учитывать интересы детей, их эмоциональное отношение к тому или иному цвету. Поэтому считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других. Если дети испытывают затруднения в цветовом решении, то следует предложить им повторно рассмотреть предмет и с помощью наводящих вопросов помочь отобрать соответствующий цвет для его изображения.
М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей навыков различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств [51].
На сегодняшний день существует достаточно много авторских программ по изобразительному творчеству для детей - это программы Б. М. Неменского, И. А. Лыковой, О. Г. Кузнецовой, О. М. Сахаровой, Н. В. Дубровской, Т. В. Шоптовой, Н. А. Зайцева [30].
Однако, несмотря на разностороннее рассмотрение проблемы развития художественного восприятия цвета и наличие разнообразных методик обучения, вопросы, связанные с развитием художественного восприятия цвета у детей дошкольного возраста, требуют дополнительного изучения.
Исходя из всего изложенного выше, можно обозначить следующие сложившиеся противоречия:
- между содержанием нормативных документов, социальными потребностями в необходимости наращивания образовательного потенциала в учреждениях дошкольного образования и недостаточным его использованием в процессе формирования художественных способностей детей дошкольного возраста;
• между уровнем теоретической разработанности проблемы цветовосприятия в отечественной науке и недостатком научных исследований применительно к дошкольному образованию;
- между наличием методик и дисциплин по развитию цветовосприятия для учащихся художественных школ, студентов колледжей и ВУЗов, и недостаточным вниманием к методам и приемам развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования.
Указанные противоречия определяют актуальность исследования и позволяют сформулировать проблему, которая заключается в поиске и теоретическом обосновании путей развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить комплекс методов и приемов, способствующих развитию цветовосприятия у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях в изостудии со старшими дошкольниками.
Предмет исследования: комплекс методов и приемов,
способствующих развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития цветовосприятия у старших дошкольников будет более эффективным, если:
• учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста;
• использовать комплекс общепедагогических методов: объяснительно- иллюстративный и метод упражнения в сочетании со специфическими изобразительными методами обучения: сюжетно-изобразительной игрой, рисованием с натуры, методом копирования, методом вариантности впечатления...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении сформулируем основные выводы диссертационного исследования. Цель и задачи выполнены: теоретически обоснован и опытным путём проверен комплекс общепедагогических и специфических изобразительных методов и приемов, обеспечивающих развитие способностей цветовосприятия у детей дошкольного возраста на занятиях в изостудии в дополнительном художественном образовании.
Проанализирована научная, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста. Охарактеризованы понятия: зрительное восприятие, цветоразличение, цветопередача, цветоощущение, цветовосприятие.
Зрительное восприятие - это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, зрительных систем.
Цветоразличение понимается как способность видеть градацию каждого цвета и умение называть оттенки, сочетать их между собой.
Цветопередача понимается как общее понятие, характеризующее влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов, при котором сознательно или бессознательно сравнивается с восприятием тех же объектов, освещённых стандартным источником света.
Цветоощущение - это способность человека различать цвет видимых объектов;
Уточнено понятие «Цветовосприятие»: применительно к детям дошкольного возраста оно рассматривается как способность адекватно воспринимать цвета, видеть яркость и многообразие цветовых сочетаний в продукте изобразительного творчества, применять нужный оттенок, разделять каждые цвета на теплые и холодные.
В главе описаны возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольников, охарактеризованы особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста, в т.ч. и особенности цветовосприятия детей старшего дошкольного возраста.
Анализ учебных программ для дошкольного образования детей показал, что основное внимание уделяется общему разностороннему, физическому, а также художественно-эстетическому развитию ребенка, в т.ч. и средствами изобразительной деятельности. Однако проблеме развития цветовосприятия у дошкольников специального внимания уделяется недостаточно. Следовательно, требуется дополнительное исследование с целью развития цветовосприятия у дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью в дополнительном художественном образовании.
Опытная работа проводилась в художественной студии «Акварелька» г. Екатеринбурга в 2018-2019 учебном году. В ней приняли участие 20 обучающихся дошкольного возраста (5-6 лет).
Цель опытной работы достигнута: проверен практически комплекс общепедагогических и специфических изобразительных методов обучения в процессе выполнения вариативных заданий, обеспечивающих развитие цветовосприятия детей дошкольного возраста на занятиях в изостудии.
Описаны и охарактеризованы вариативные задания, направленные на развитие способностей цветовосприятия обучающихся художественной студии:1) «Радуга; 2) «Фонарики»; 3) «Груша»; 4) «Золотая хохлома»; 5) «Осенний листок»; 6) «Подсолнухи»; 7) «Замерзшее дерево»; 8) «Замерзающие цветы»; 9) «Фея Красной страны»; 10) Пейзаж «Весеннее тепло».
Сформированы критерии и условные уровни оценивания выполнения вариативных заданий для проведения опытно-поисковой работы. В качестве критериев выбраны:
- восприятие и классификация цвета;
- выбор цвета в соответствии с художественным замыслом.
Определены три уровня оценивания выполнении вариативных заданий: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень характеризуется способностью к цветовосприятию и классификации цвета, способностью самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом (оценивается 3 балла).
Средний уровень характеризуется достаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, способностью выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи педагога (оценивается 2 балла).
Низкий уровень характеризуется недостаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, неумением выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом (оценивается 1 балл).
Указан и охарактеризован комплекс общепедагогических и специфических изобразительных методов обучения при выполнении вариативных заданий на занятиях изобразительным искусством с дошкольниками в изостудии, направленных на развитие и автоматизацию навыков смешивания цветов обучающимися, освоение приемов и способов работы с красками, развитие способности цветовосприятия обучающихся художественной студии «Акварелька».
Охарактеризованы результаты констатирующего, формирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы.
На констатирующем этапе выявлен уровень развития цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии (сентябрь 2018): высокий уровень развития цветовосприятия отмечен у 20 % обучающихся; средний уровень у 50 % обучающихся; низкий уровень у 30 % обучающихся.
На формирующем этапе опытной работы мы проверяли на практике комплекс общепедагогических и специфических изобразительных методов обучения, обеспечивающих развитие способностей цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии: объяснительно-иллюстративный, метод упражнения, метод копирования, метод вариантного впечатления, рисование с натуры. Результаты формирующего этапа:
• у 18 % обучающихся отмечен высокий уровень, характеризующийся высокой способностью цветовосприятия и классификацией цвета, умением самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;
• 73 % обучающихся отличает выполнение заданий на среднем
уровне, который характеризуется способностью цветовосприятия и классификацией цвета, умением самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи преподавателя;
• 9 % обучающихся характеризует выполнение вариативных заданий на низком уровне, который характеризуется низкой способностью цветовосприятия и классификацией цвета, неумением выбирать цвета в соответствии с художественным замыслом.
На итоговом этапе опытной работы мы проверяли уровень развития способностей цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии (май 2019):
• у 25% обучающихся отмечен высокий уровень, характеризующийся способностью к цветовосприятию и классификации цвета, умением самостоятельно выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом;
• у 55% обучающихся отмечен средний уровень, характеризующийся достаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, умением выбирать цвет в соответствии с художественным замыслом при помощи педагога;
• у 20% обучающихся отмечен низкий уровень, характеризующийся недостаточной способностью к цветовосприятию и классификации цвета, неумением выбрать цвет в соответствии с художественным замыслом.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапов показал: высокий уровень увеличился на 5 %, средний уровень увеличился на 5 %, низкий уровень уменьшился на 10 %.
Таким образом, проведенная опытно-поисковая работа показала, что применение разработанного комплекса методов в процессе выполнения вариативных заданий эффективно для развития способностей
цветовосприятия у дошкольников на занятиях в изостудии.
Гипотеза исследования подтвердилась: развитие способностей цветовосприятия на занятиях по изобразительному искусству станет более эффективным, если в учебном процессе использовать комплекс общепедагогических (объяснительно-иллюстративный, метод упражнения) и специфических изобразительных методов обучения (метод вариантности впечатления, метод копирования, сюжетно-изобразительная игра, рисование с натуры) в процессе выполнения вариативных заданий с детьми дошкольного возраста в изостудии.
Теоретическая значимость исследования:
• в уточнении понятия «Цветовосприятие» применительно к изобразительной деятельности дошкольников, обучающихся в художественной студии, под которым понимается способность адекватно воспринимать цвета, видеть яркость и многообразие цветовых сочетаний в продукте изобразительного творчества, применять нужный оттенок, разделять каждые цвета на теплые и холодные;
• в обосновании комплекса методов обучения, способствующих развитию способности цветовосприятия детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в дополнительном художественном образовании: общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный и метод упражнения, и специфические методы изобразительного искусства: сюжетно-изобразительная игра, рисование с натуры, метод копирования, метод вариантности впечатления.
Практическая значимость исследования заключается:
• в формировании критериев и условных уровней развития цветовосприятия у дошкольников в ходе проведения опытно-поисковой работы в художественной студии;
- в разработке вариативных заданий для развития цветовосприятия у дошкольников на занятиях изобразительным искусством в дополнительном художественном образовании, направленных как на освоение приемов и способов работы с красками, развитие и автоматизацию навыков смешивания цветов, так и на развитие воображения и креативности у детей дошкольного возраста.


1. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1979. - 454 с.
2. Бардин К. В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства: Дис. канд. пед. наук (по психологии). - М.: 1963. - 249 с.
3. Березина Ю. Ю., Князева О. В. Теория и методика изображения человека: учебно-методическое пособие. - М.: Планета, 2015. - 105 с.
4. Березина Ю. Ю. Изучение особенностей развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: 2007. - С. 517-522.
5. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студ-ов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. - М.: Академия, 1997. - 240 с.
6. Бубнова М. В. Восприятие оттенков «юным художником» при работе цветом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 2. - 23-31 с.
7. Бубнова М. В. Восприятие художника. Зритель смотрит, а художник «видит» // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сборник факультета ИЗО и НР МГОУ М.: - 2016. - Вып. 2. - С. 15-18.
8. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). - М.: 2011. - 46 с.
9. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
10. Визер В. В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192 с.
11. Волков Н. Н. Цвет в живописи - М.: Искусство, 1984. - 480 с.
12. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 540 с.
13. Гельмгольц Г. О зрении / Г. Гельмгольц. СПб.: Научное обозрение, 1886. - 152 с.
14. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005 - № 1. - С. 35-43.
15. Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 36-45...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ