Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младшего школьника 6
1.1 Сущностная характеристика декоративно-прикладного
искусства в системе психолого-педагогических категорий 6
1.2 Место декоративно-прикладного искусства в эстетическом
воспитании младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников 20
2.1 Выявление уровня эстетической воспитанности младших
школьников 20
2.2 Содержание работы по изучению декоративно-прикладного
искусства младшими школьниками 31
2.3 Выявление динамики развития эстетической воспитанности
младших школьников 42
Заключение 56
Список используемой литературы 57
Приложение А Лепка из масс 59
Приложение Б Этап обжига работ 60
Приложение В Итоговая работа, роспись дымковской игрушки 61
В настоящее время в общеобразовательной школе предметам эстетического цикла уделяется недостаточно внимания, роль эстетического воспитания в целом и декоративно-прикладного искусства в частности неоправданно недооценивается. Особенно остро проблема стоит в начальной школе. Как показывает практика, не всегда предметы художественно- эстетического цикла ведутся учителями-предметниками: изобразительное искусство и технология часто преподаются учителями начальных классов, в большинстве своём не имеющими художественного образования и специальных навыков. Кроме того, эстетическое воспитание реализуется не только на уроках художественно-эстетического цикла, но и средствами внеурочной деятельности, которая на практике не реализуется в достаточном объёме.
Декоративно-прикладное искусство в современных реалиях высоких технологий и автоматизации труда переходит на новый уровень развития, однако традиционные ручные ремесленные техники становятся более редкими и ценными. Декоративно-прикладное искусство представляет собой часть народной культуры и истории и в связи с этим обладает высокими воспитательными возможностями.
Требования к эстетическому воспитанию младших школьников чётко описаны во многих концепциях и в том числе в государственной стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. В связи с этим проблема изучения современных концепций и технологий реализации эстетического воспитания в начальной школе достаточно актуальна.
Изучением данной проблемы занимались многие исследователи, такие как Д.Б. Кабалевский, A.C. Макаренко, Б.М. Неменский, A.M. Новиков и другие [14].
Однако на практике наблюдается недостаточная методическая готовность учителей начальных классов к реализации эстетического воспитания в начальной школе посредством декоративно-прикладного искусства. Исходя из данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какова роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников?
Исходя из данной проблемы гипотеза исследования заключается в предположении о том, что роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников заключается в:
- развитии эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия произведений искусства;
- формировании умений создания, анализа и воплощения художественного замысла.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать эмпирическим путём роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
- Выявить уровень эстетической воспитанности у младших школьников.
- Спроектировать и реализовать уроки декоративно-прикладного искусства.
- Доказать экспериментально роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование, беседа
В последнее время эстетическому воспитанию уделяется достаточно много внимания. В психолого-педагогической литературе широко представлены методы и приёмы формирования художественно-эстетического сознания. Согласно исследованиям, в области возрастной психологии наиболее благоприятным для его развития считается младший школьный возраст. В данном возрасте дети особенно восприимчивы и отзывчивы. Однако, как показывает практика, в начальной школе зачастую не хватает учителей-предметников, которые могли бы проводить уроки и внеурочные занятия художественно-эстетической направленности. В основном с этой задачей вынужден справляться учитель начальных классов. В этом контексте целесообразно привлекать различные средства и технологии, доступные педагогу.
Достаточно успешно с данной задачей позволяет справляться внедрение занятий по теоретическому и практическому ознакомлению младших школьников с декоративно-прикладным искусством. Экспериментально-педагогический опыт реализации эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства даёт положительный результат - дети более объективны в восприятии художественных произведений, активны в творчестве, заинтересованы искусством в целом, эмоционально отзывчивы.
Проанализированный в рамках данного исследования практический опыт вносит определённый вклад в изучение проблемы эстетического воспитания в начальной школе и является эффективным, тем самым подтверждая выдвинутую раннее гипотезу. Таким образом, цель, поставленная в исследовании - достигнута.
1. Анри де Моран История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М., 2020.
2. Гаранина Н.А. Наша деревушка. Дымковская игрушка. Наглядное пособие. Издательство: Карапуз, 2010 г.
3. Гильмутдинова О.А. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М., 74с.
4. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская. М.: Просвещение 2006. 160 с.
5. Дронова Т.Н. Наша мастерская. Пособие для детей 4 5 лет / Т.Н.
Дронова М.: Просвещение 2012. 201с.
6. Дремов А.К. Эстетический идеал современной литературы / А.К.
Дремов. М.: Знание 2014. 169 с.
7. Изобразительное искусство. 4 класс / Т Я. Шпикалова. М.: Просвещение 2019. 193 с.
8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя / Д.Б. Кобалевский М.: Просвещение 1984. 384 с.
9. Комарова Т С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду / Т.С. Комарова — М. 1979. — 35 с.
10. Луночарский А.В. Сборник / А.М. Арсеньев. — М.: Педагогика 1976. — 640 с.
11. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций / В.А. Сластенин. — М .:
Гуманитар изд. центр ВЛАДОС 2010. 378 с.
12. Макаренко А. С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. — Pubmix.com2012. — С. 161. — 284 с.
13. Менчикова Н.Н. Чудо глиняное, дымковское... Издательство "О- Краткое", Киров. ISBN 978-5-91402-180-8; 2015 .
14. Неменский Борис Михайлович // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Н. И. Шадрина Р В. Пигарев и др. — М.: МК Периодика 2006—2007. С. 109 111.
15. Никифоров О.В. О теории З. Фрейда и воспитании наших детей [Электронный ресурс] // https://dushaorthodox.ru/napravleniya/nikiforov o.v. o teorii z. freyda i vospitanii nashih detey.html. Дата обращения: 12.07.2021.
16. Сергей Леонидович Рубинштейн / К. А. Абульханова. М.:РОССПЭН 2010 г. 261 с.
17. Специализированный сайт о методологии (авторы А. М. Новиков и Д. А. Новиков) [Электронный ресурс] // http://www.methodolog.ru/Дата обращения: 24.08.2021.
18. Фалалеева Л.С. Моё суженое, ряженое.... КОГУП "Кировская областная типография", г. Киров, 2004 г.
19. Халезова Н.Б. Курочкина Н.А. Пантюхина Г.В. Лепка в детском
саду : Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Халезова Н.А. Курочкина Г.В. Пантюхина. М. : Просвещение 1986. 278 с.
20. Юнг К. Божественный ребенок: воспитание / В. Г. Голобоков. М.: О. АСТ ЛТД 1997. 400 с.
21. Teaching Content Outrageously: How to Captivate All Students andAccelerate Learning, Grades 4-12 (ebook).
22. Learner-Centered Pedagogy: Principles and Practice (Paperback)
23. Teaching Information Literacy Reframed: 50+ Framework-Based Exercises for Creating Information-Literate Learners (Paperback)
24. How People Learn: Brain, Mind, Experience, and School (Paperback)
25. Creative Teaching Approaches in the Lifelong Learning Sector(ebook)
26. Teaching with Love and Logic: Taking Control of the Classroom(Paperback)