Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании школьников
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младшего школьника 6
1.1 Сущностная характеристика декоративно-прикладного
искусства в системе психолого-педагогических категорий 6
1.2 Место декоративно-прикладного искусства в эстетическом
воспитании младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников 20
2.1 Выявление уровня эстетической воспитанности младших
школьников 20
2.2 Содержание работы по изучению декоративно-прикладного
искусства младшими школьниками 31
2.3 Выявление динамики развития эстетической воспитанности
младших школьников 42
Заключение 56
Список используемой литературы 57
Приложение А Лепка из масс 59
Приложение Б Этап обжига работ 60
Приложение В Итоговая работа, роспись дымковской игрушки 61
Глава 1 Теоретические основы исследования роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младшего школьника 6
1.1 Сущностная характеристика декоративно-прикладного
искусства в системе психолого-педагогических категорий 6
1.2 Место декоративно-прикладного искусства в эстетическом
воспитании младших школьников 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников 20
2.1 Выявление уровня эстетической воспитанности младших
школьников 20
2.2 Содержание работы по изучению декоративно-прикладного
искусства младшими школьниками 31
2.3 Выявление динамики развития эстетической воспитанности
младших школьников 42
Заключение 56
Список используемой литературы 57
Приложение А Лепка из масс 59
Приложение Б Этап обжига работ 60
Приложение В Итоговая работа, роспись дымковской игрушки 61
В настоящее время в общеобразовательной школе предметам эстетического цикла уделяется недостаточно внимания, роль эстетического воспитания в целом и декоративно-прикладного искусства в частности неоправданно недооценивается. Особенно остро проблема стоит в начальной школе. Как показывает практика, не всегда предметы художественно- эстетического цикла ведутся учителями-предметниками: изобразительное искусство и технология часто преподаются учителями начальных классов, в большинстве своём не имеющими художественного образования и специальных навыков. Кроме того, эстетическое воспитание реализуется не только на уроках художественно-эстетического цикла, но и средствами внеурочной деятельности, которая на практике не реализуется в достаточном объёме.
Декоративно-прикладное искусство в современных реалиях высоких технологий и автоматизации труда переходит на новый уровень развития, однако традиционные ручные ремесленные техники становятся более редкими и ценными. Декоративно-прикладное искусство представляет собой часть народной культуры и истории и в связи с этим обладает высокими воспитательными возможностями.
Требования к эстетическому воспитанию младших школьников чётко описаны во многих концепциях и в том числе в государственной стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. В связи с этим проблема изучения современных концепций и технологий реализации эстетического воспитания в начальной школе достаточно актуальна.
Изучением данной проблемы занимались многие исследователи, такие как Д.Б. Кабалевский, A.C. Макаренко, Б.М. Неменский, A.M. Новиков и другие [14].
Однако на практике наблюдается недостаточная методическая готовность учителей начальных классов к реализации эстетического воспитания в начальной школе посредством декоративно-прикладного искусства. Исходя из данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какова роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников?
Исходя из данной проблемы гипотеза исследования заключается в предположении о том, что роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников заключается в:
- развитии эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия произведений искусства;
- формировании умений создания, анализа и воплощения художественного замысла.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать эмпирическим путём роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
- Выявить уровень эстетической воспитанности у младших школьников.
- Спроектировать и реализовать уроки декоративно-прикладного искусства.
- Доказать экспериментально роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование, беседа
Декоративно-прикладное искусство в современных реалиях высоких технологий и автоматизации труда переходит на новый уровень развития, однако традиционные ручные ремесленные техники становятся более редкими и ценными. Декоративно-прикладное искусство представляет собой часть народной культуры и истории и в связи с этим обладает высокими воспитательными возможностями.
Требования к эстетическому воспитанию младших школьников чётко описаны во многих концепциях и в том числе в государственной стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. В связи с этим проблема изучения современных концепций и технологий реализации эстетического воспитания в начальной школе достаточно актуальна.
Изучением данной проблемы занимались многие исследователи, такие как Д.Б. Кабалевский, A.C. Макаренко, Б.М. Неменский, A.M. Новиков и другие [14].
Однако на практике наблюдается недостаточная методическая готовность учителей начальных классов к реализации эстетического воспитания в начальной школе посредством декоративно-прикладного искусства. Исходя из данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какова роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников?
Исходя из данной проблемы гипотеза исследования заключается в предположении о том, что роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников заключается в:
- развитии эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия произведений искусства;
- формировании умений создания, анализа и воплощения художественного замысла.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать эмпирическим путём роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования роли декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
- Выявить уровень эстетической воспитанности у младших школьников.
- Спроектировать и реализовать уроки декоративно-прикладного искусства.
- Доказать экспериментально роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение; эмпирические - педагогическое наблюдение, тестирование, беседа
В последнее время эстетическому воспитанию уделяется достаточно много внимания. В психолого-педагогической литературе широко представлены методы и приёмы формирования художественно-эстетического сознания. Согласно исследованиям, в области возрастной психологии наиболее благоприятным для его развития считается младший школьный возраст. В данном возрасте дети особенно восприимчивы и отзывчивы. Однако, как показывает практика, в начальной школе зачастую не хватает учителей-предметников, которые могли бы проводить уроки и внеурочные занятия художественно-эстетической направленности. В основном с этой задачей вынужден справляться учитель начальных классов. В этом контексте целесообразно привлекать различные средства и технологии, доступные педагогу.
Достаточно успешно с данной задачей позволяет справляться внедрение занятий по теоретическому и практическому ознакомлению младших школьников с декоративно-прикладным искусством. Экспериментально-педагогический опыт реализации эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства даёт положительный результат - дети более объективны в восприятии художественных произведений, активны в творчестве, заинтересованы искусством в целом, эмоционально отзывчивы.
Проанализированный в рамках данного исследования практический опыт вносит определённый вклад в изучение проблемы эстетического воспитания в начальной школе и является эффективным, тем самым подтверждая выдвинутую раннее гипотезу. Таким образом, цель, поставленная в исследовании - достигнута.
Достаточно успешно с данной задачей позволяет справляться внедрение занятий по теоретическому и практическому ознакомлению младших школьников с декоративно-прикладным искусством. Экспериментально-педагогический опыт реализации эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства даёт положительный результат - дети более объективны в восприятии художественных произведений, активны в творчестве, заинтересованы искусством в целом, эмоционально отзывчивы.
Проанализированный в рамках данного исследования практический опыт вносит определённый вклад в изучение проблемы эстетического воспитания в начальной школе и является эффективным, тем самым подтверждая выдвинутую раннее гипотезу. Таким образом, цель, поставленная в исследовании - достигнута.
Подобные работы
- Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей с с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (Томский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Эстетическое воспитание старших дошкольников посредством казахского декоративно-прикладного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2013 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание национальной культуры учащихся среднего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Эстетическое воспитание младших школьников
средствами искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



