Языковой портфель как средство формирования рефлексии у учеников младших классов при изучении английского языка
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Технология «языковой портфель» и формирование самоконтроля, самооценки и рефлексии у младших школьников 7
1.1 Особенности формирования самоконтроля у младших школьников 7
1.2 Формирование самооценки и рефлексии, как одного из ее этапов 13
1.3 Языковой портфель, его история и использование в преподавании иностранных языков 20
Глава 2 Разработка и применение языкового портфеля для учащихся начальной школы 28
2.1 Анализ языкового портфеля, входящего в состав УМК «Английский в фокусе - 4» 28
2.2 Разработка авторского языкового портфеля 34
2.3 Апробация и результаты использования языкового портфеля на уроках по английскому языку 40
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А Языковой портфель 56
Приложение Б Анкетирование на констатирующем этапе 62
Приложение В Анкетирование на контрольном этапе 65
Введение 5
Глава 1 Технология «языковой портфель» и формирование самоконтроля, самооценки и рефлексии у младших школьников 7
1.1 Особенности формирования самоконтроля у младших школьников 7
1.2 Формирование самооценки и рефлексии, как одного из ее этапов 13
1.3 Языковой портфель, его история и использование в преподавании иностранных языков 20
Глава 2 Разработка и применение языкового портфеля для учащихся начальной школы 28
2.1 Анализ языкового портфеля, входящего в состав УМК «Английский в фокусе - 4» 28
2.2 Разработка авторского языкового портфеля 34
2.3 Апробация и результаты использования языкового портфеля на уроках по английскому языку 40
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А Языковой портфель 56
Приложение Б Анкетирование на констатирующем этапе 62
Приложение В Анкетирование на контрольном этапе 65
В сфере образования и преподавания происходят изменения вследствие вхождения России в мировое экономическое пространство. Данные изменения приводят к обновлению системы образования и постоянному поиску современных технологий обучения. Среди важнейших элементов управления качеством образования оказывается контрольно-оценочная деятельность. Рефлексия, наряду с самооценкой, являются важными мотивационными факторами, которые влияют на самостоятельное, активное и творческое овладение иностранным языком. Одной из технологий, направленных на развитие рефлексии и самооценки, является технология «языковой портфель». Актуальность языкового портфеля заключается в том, что он обладает аутентичными формами контроля, самоконтроля, оценки, самооценки и рефлексии по сравнению с другими формами, которые используются в области языков. Самоконтроль, самооценка и рефлексия способствуют мотивации, которая является отражением реальных результатов учебной деятельности. Учитывая то, что данное нововведение разработано индивидуально для немногих учебно-методических комплексов, разработка и применение портфеля также остаются актуальными вопросами.
Вопросами использования языкового портфеля занимались такие ученые как Т.В. Гончарова, И.А. Зимняя, М.А. Мосина, В.М. Смокотин, И.В. Шаповаленко, Н.Д. Гальскова и другие. Однако в названных исследованиях и научных трудах недостаточно рассматривается взаимосвязь языкового портфеля и младшего школьного возраста в контексте современных стандартов.
Объект исследования: навыки рефлексии при обучении иностранному языку.
Предмет исследования: особенности использования языкового портфеля для формирования навыков рефлексии на начальном этапе изучения иностранного языка.
Цель исследования: повышение эффективности формирования навыков рефлексии при помощи языкового портфеля на начальном этапе изучения иностранных языков.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и их способность к самоконтролю;
2) изучить особенности формирования самооценки и рефлексии;
3) изучить особенности структуры, функций и использования языкового портфеля;
4) разработать авторскую модель языкового портфеля, с учетом достоинств и недостатков языковых портфелей, предлагаемых в УМК для начальной школы, апробировать и проанализировать ее функциональность.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
2) диагностические: тестирование психологических особенностей испытуемых на исходном и контрольном этапах;
3) моделирования: моделирование условий и результатов обучения;
4) эмпирические: опытное обучение.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых- методистов, таких как И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, И.В. Шаповаленко и другие.
Практическая значимость заключается в возможности использования материала работы на занятиях английского языка с целью развития навыков рефлексии и передачи ответственности за свое обучение учащемуся.
Данная работа состоит из введения, двух глав и выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и 3 приложений.
Вопросами использования языкового портфеля занимались такие ученые как Т.В. Гончарова, И.А. Зимняя, М.А. Мосина, В.М. Смокотин, И.В. Шаповаленко, Н.Д. Гальскова и другие. Однако в названных исследованиях и научных трудах недостаточно рассматривается взаимосвязь языкового портфеля и младшего школьного возраста в контексте современных стандартов.
Объект исследования: навыки рефлексии при обучении иностранному языку.
Предмет исследования: особенности использования языкового портфеля для формирования навыков рефлексии на начальном этапе изучения иностранного языка.
Цель исследования: повышение эффективности формирования навыков рефлексии при помощи языкового портфеля на начальном этапе изучения иностранных языков.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и их способность к самоконтролю;
2) изучить особенности формирования самооценки и рефлексии;
3) изучить особенности структуры, функций и использования языкового портфеля;
4) разработать авторскую модель языкового портфеля, с учетом достоинств и недостатков языковых портфелей, предлагаемых в УМК для начальной школы, апробировать и проанализировать ее функциональность.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
2) диагностические: тестирование психологических особенностей испытуемых на исходном и контрольном этапах;
3) моделирования: моделирование условий и результатов обучения;
4) эмпирические: опытное обучение.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых- методистов, таких как И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, И.В. Шаповаленко и другие.
Практическая значимость заключается в возможности использования материала работы на занятиях английского языка с целью развития навыков рефлексии и передачи ответственности за свое обучение учащемуся.
Данная работа состоит из введения, двух глав и выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и 3 приложений.
Подводя итоги нашего исследования, мы делаем следующие выводы.
Во-первых, в ходе изучения теоретической литературы мы выявили следующие возрастные особенности детей младшего школьного возраста: 1) обостренная восприимчивость и внимательность; 2) подчинение авторитету учителя; 3) формирование познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции; 4) умение делать анализ и умение контролировать собственные действия.
Во-вторых, нами были изучены такие аспекты как самооценка и рефлексия. Как выявлено в исследовании одним из важнейших качеств личности, ядром индивидуализации как раз называется самооценка человека. Как правило, выделяют адекватную и неадекватную самооценку. Одним из этапов самооценки является рефлексия. Она играет центральную роль в становлении личностной стороны учебного процесса. Рефлексия предоставляет учащемуся осмысленно рассчитывать свою деятельность; осознавать намеченные цели; ставить четкие задачи и следить за их выполнением; проводить анализ своих успехов и поражений, трудностей; выполнять «взгляд со стороны». В совокупности, рефлексия и оценка могут способствовать пониманию того, что ожидается, повысить мотивацию, привести к гордости за позитивные достижения и предложить реалистичную оценку слабых сторон.
В-третьих, мы ознакомились с таким понятием как «Европейский языковой портфель», которое определяется как собрание документов для фиксирования разнообразных достижений в области изучения иностранных языков. Европейский языковой портфель дает развитие другим видам языковых портфелей. Была выявлена структура и функции языкового портфеля и сферы его применения. Мы пришли к выводу о том, что языковой портфель - это инновационный подход к самостоятельному изучению иностранного языка учащимися на начальном этапе образования.
В-четвертых, нами был рассмотрен один из ныне существующих УМК «Английский в фокусе» для 4 класса. Проанализировав данный УМК, мы определили, что все компоненты тесно взаимосвязаны между собой и играют важную роль. Но более подробно мы остановились на языковом портфеле, выяснив его структуру и содержание, которое соответствует требованиям ФГОС. К недостаткам данного портфеля можно отнести непривычный характер данной формы работы, неосведомленность родителей о его важности и стандартизированность заданий, из-за чего учащимся может наскучить процесс.
В-пятых, исходя из изученного материала, нами был разработан собственный языковой портфель, в который мы включили три раздела, в каждом из которых есть дополнительные подразделы. Исправляя недостатки проанализированного портфеля, мы пришли к выводу, что стоит сделать два обращения: одно - к учащимся для объяснения заданий, второе - к родителям для ознакомления с данной технологией. Важным моментом стало то, что мы кардинально изменили часть с заданиями, убрав все имеющиеся для того, чтобы предоставить свободу выбора заданий самим учащимся. Тем самым портфель уже ориентирован не только на данную серию УМК «Английский в фокусе - 4», но и подходит для использования на уроках, основанных на других учебно-методических комплексах. Исправив недостатки, мы создали продукт, готовый к применению.
Наконец, наш авторский языковой портфель был апробирован. С целью выявления изменений в сфере рефлексии были проведены два анкетирования - перед использованием портфеля и после его использования. Исходя из результатов первичного анкетирования, 75% учащихся не задумывались над собственными действиями, не проводили рефлексию своих знаний и не анализировали тот материал, который изучали. Оценка собственных знаний по большей мере складывалась из оценки окружающих их людей, а контроль осуществлялся со стороны. Проведя анкетирование после использования данной технологии, нами было определено следующее: более 90% учащихся отметили самооценку важным аспектом при изучении иностранных языков и вообще становления себя как личности, они стали больше уделять ей внимания с помощью листов самооценивания; учащиеся, которые не проявляли себя на уроках, стали более активными, что хорошо отразилось на их успеваемости; учащиеся научились проводить рефлексию собственных умений, подчеркивать для себя что-то новое, проводить анализ собственных успехов и неудач, а также стали больше времени уделять изучению языка в связи с повышением мотивации. К минусам данной технологии: можно отнести неготовность отдавать много времени на проведение занятий, которые связаны с данной технологией, а также перекладывание ответственности за собственное обучение вызвало у преподавателя затруднение в связи с его неготовностью. Несмотря на эти минусы, языковой портфель выполнил свою задачу.
Мы решили поставленные задачи, а значит можно сказать, что цель нашего исследования, а именно, повышение эффективности формирования навыков рефлексии при помощи языкового портфеля на начальном этапе изучения иностранных языков, была достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении разработки языковых портфелей для разных уровней и их апробации.
Во-первых, в ходе изучения теоретической литературы мы выявили следующие возрастные особенности детей младшего школьного возраста: 1) обостренная восприимчивость и внимательность; 2) подчинение авторитету учителя; 3) формирование познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции; 4) умение делать анализ и умение контролировать собственные действия.
Во-вторых, нами были изучены такие аспекты как самооценка и рефлексия. Как выявлено в исследовании одним из важнейших качеств личности, ядром индивидуализации как раз называется самооценка человека. Как правило, выделяют адекватную и неадекватную самооценку. Одним из этапов самооценки является рефлексия. Она играет центральную роль в становлении личностной стороны учебного процесса. Рефлексия предоставляет учащемуся осмысленно рассчитывать свою деятельность; осознавать намеченные цели; ставить четкие задачи и следить за их выполнением; проводить анализ своих успехов и поражений, трудностей; выполнять «взгляд со стороны». В совокупности, рефлексия и оценка могут способствовать пониманию того, что ожидается, повысить мотивацию, привести к гордости за позитивные достижения и предложить реалистичную оценку слабых сторон.
В-третьих, мы ознакомились с таким понятием как «Европейский языковой портфель», которое определяется как собрание документов для фиксирования разнообразных достижений в области изучения иностранных языков. Европейский языковой портфель дает развитие другим видам языковых портфелей. Была выявлена структура и функции языкового портфеля и сферы его применения. Мы пришли к выводу о том, что языковой портфель - это инновационный подход к самостоятельному изучению иностранного языка учащимися на начальном этапе образования.
В-четвертых, нами был рассмотрен один из ныне существующих УМК «Английский в фокусе» для 4 класса. Проанализировав данный УМК, мы определили, что все компоненты тесно взаимосвязаны между собой и играют важную роль. Но более подробно мы остановились на языковом портфеле, выяснив его структуру и содержание, которое соответствует требованиям ФГОС. К недостаткам данного портфеля можно отнести непривычный характер данной формы работы, неосведомленность родителей о его важности и стандартизированность заданий, из-за чего учащимся может наскучить процесс.
В-пятых, исходя из изученного материала, нами был разработан собственный языковой портфель, в который мы включили три раздела, в каждом из которых есть дополнительные подразделы. Исправляя недостатки проанализированного портфеля, мы пришли к выводу, что стоит сделать два обращения: одно - к учащимся для объяснения заданий, второе - к родителям для ознакомления с данной технологией. Важным моментом стало то, что мы кардинально изменили часть с заданиями, убрав все имеющиеся для того, чтобы предоставить свободу выбора заданий самим учащимся. Тем самым портфель уже ориентирован не только на данную серию УМК «Английский в фокусе - 4», но и подходит для использования на уроках, основанных на других учебно-методических комплексах. Исправив недостатки, мы создали продукт, готовый к применению.
Наконец, наш авторский языковой портфель был апробирован. С целью выявления изменений в сфере рефлексии были проведены два анкетирования - перед использованием портфеля и после его использования. Исходя из результатов первичного анкетирования, 75% учащихся не задумывались над собственными действиями, не проводили рефлексию своих знаний и не анализировали тот материал, который изучали. Оценка собственных знаний по большей мере складывалась из оценки окружающих их людей, а контроль осуществлялся со стороны. Проведя анкетирование после использования данной технологии, нами было определено следующее: более 90% учащихся отметили самооценку важным аспектом при изучении иностранных языков и вообще становления себя как личности, они стали больше уделять ей внимания с помощью листов самооценивания; учащиеся, которые не проявляли себя на уроках, стали более активными, что хорошо отразилось на их успеваемости; учащиеся научились проводить рефлексию собственных умений, подчеркивать для себя что-то новое, проводить анализ собственных успехов и неудач, а также стали больше времени уделять изучению языка в связи с повышением мотивации. К минусам данной технологии: можно отнести неготовность отдавать много времени на проведение занятий, которые связаны с данной технологией, а также перекладывание ответственности за собственное обучение вызвало у преподавателя затруднение в связи с его неготовностью. Несмотря на эти минусы, языковой портфель выполнил свою задачу.
Мы решили поставленные задачи, а значит можно сказать, что цель нашего исследования, а именно, повышение эффективности формирования навыков рефлексии при помощи языкового портфеля на начальном этапе изучения иностранных языков, была достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в направлении разработки языковых портфелей для разных уровней и их апробации.
Подобные работы
- Языковой портфель как инструмент оценки коммуникативной
компетенции на начальном этапе обучения английскому языку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Языковой портфель как средство развития регулятивных универсальных учебных действий у старших подростков на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Европейский языковой портфель
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Использование языкового портфолио как эффективного средства рефлексии в процессе обучения иностранному языку на старших этапах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ПОРТФОЛИО КАК ЭФФЕКТИВНОГО
СРЕДСТВА РЕФЛЕКСИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - Европейский языковой портфель
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Использование интенсивных методов обучения английскому языку в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019





