Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповая форма организации учебной деятельности на уроках математики как средство формирования коммуникативных учебных действий обучающихся общеобразовательной школы

Работа №104498

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы групповой формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках математики 9
1.1 Понятие и виды групповой формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках математики 9
1.2 Функции и возможности групповой формы работы организации учебной деятельности учащихся в формировании коммуникативных универсальных учебных действий 12
1.3 Анализ опыта работы учителей математики по формированию коммуникативных универсальных учебных действий через групповую форму организации учебной деятельности на уроках математики 15
Глава 2 Методические основы конструирования системы заданий, ориентированной на формирование коммуникативных учебных действий учащихся при организации групповой формы учебной деятельности на уроке математики 20
2.1 Принципы конструирования системы заданий для организации групповой формы учебной деятельности учащихся с учетом этапов урока математики 20
2.2 Система заданий по теме «Теорема синусов» с применением групповой формы организации учебной деятельности 23
2.3 Система заданий для организации групповой работы учащихся на элективном курсе «Именные теоремы школьного курса алгебры и геометрии» 30
2.4 Педагогический эксперимент и его результаты 47
Заключение 62
Список используемой литературы и список используемых источников 64

Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В настоящее время происходят изменения образовательной парадигмы, и Россия вступает в мировое образовательное пространство, вследствие чего происходит смена целевых установок при определении образовательных результатов. В этих условиях, акцент в основных целях математического образования делается не только на систему знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся, а и на совокупность его личностных, познавательных, социальных и коммуникативных компетенций. Для достижения данной цели необходимо формировать у учащихся систему универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов под руководством А.Г. Асмолова [1]. В основе данной концепции лежит системно - деятельностный подход, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского [7], Д.Б. Эльконина [66], А.Н. Леонтьева [31], П.Я. Гальперина [9].
Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в содержании федерального государственного образовательного стандарта средней школы определяется, как «совокупность способов действий учащегося(а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [58]. В составе УУД выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный.
В магистерской диссертации основное внимание уделяется действиям коммуникативного блока. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет не только на результат обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения возникают в результате деятельности обучающегося, а коммуникативные умения формируются и усовершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Как показывает практика, современным детям не хватает продуктивного общения на уроках, в том числе и математики. Это объясняется тем, что большую часть на уроках либо говорит учитель (рассказывает, показывает, объясняет, контролирует), а обучающиеся слушают, читают, записывают, выполняют письменные задания (тесты, самостоятельные, проверочные, контрольные работы).
Практика и результаты исследований ученых указывают на необходимость разрешения противоречия между: требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего среднего образования о необходимости формирования универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, и недостаточным использованием форм, методов и средств организации коллективной учебной деятельности на уроках математики, предполагающих обсуждение и решение учебно-познавательных задач в процессе организации групповой работы на уроках.
Проблема диссертационного исследования: каковы функции и возможности групповой формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики в формировании коммуникативных учебных действий?
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: групповая форма организации учебной деятельности обучающихся на уроках математики как средство формирования их коммуникативных учебных действий.
Цель исследования заключается в выявлении функций и возможностей групповой формы организации учебной деятельности учащихся на уроках математики в формировании коммуникативных учебных действий.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уровень сформированности коммуникативных учебных действий, обучающихся зависит от принципов конструирования системы заданий для организации групповой формы учебной деятельности учащихся на уроках математики и методики их включения в структуру уроков с учетом особенностей её этапов и содержания темы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и виды групповой формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках математики.
2. Проанализировать опыт работы учителей математики по формированию коммуникативных универсальных учебных действий через групповую форму организации учебной деятельности на уроках математики.
3. Обосновать принципы конструирования системы заданий для организации групповой формы учебной деятельности учащихся с учетом этапов урока математики.
4. Разработать систему заданий с применением групповой формы организации учебной деятельности.
5. Провести педагогический эксперимент и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования в области теории и методики обучения математике Т.А. Ивановой [21], Г.И. Саранцева [48];
• исследования по методике организации групповой работы учащихся на уроках [15], [17], [56], [63].
Базовыми для настоящего исследования явились работы А.Г. Асмолова [1], Р.А. Утеевой [54,55].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; анкетирование школьников и учителей; констатирующий и поисковый этапы эксперимента.
Основные этапы исследования:
2019/20уч.г.:
На первом этапе анализировались понятие и виды групповой формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках математики; опыт работы учителей математики по формированию коммуникативных универсальных учебных действий через групповую форму организации учебной деятельности на уроках математики.
2020/21 уч.г.:
На втором этапе обоснованы принципы конструирования системы заданий для организации групповой формы учебной деятельности учащихся с учетом этапов урока математики и разработана система заданий для уроков математики и занятий элективного курса «Именные теоремы школьного курса математики».
На заключительном этапе : оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 47 имени М.В. Демидовцева".
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем проблема формирования коммуникативных универсальных действий у обучающихся решается за счет организации на уроках математики групповой формы учебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
• определены функции и возможности групповой формы организации учебной деятельности учащихся в формировании коммуникативных универсальных учебных действий;
• обоснованы принципы конструирования системы заданий для организации групповой формы учебной работы на уроках математики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем разработаны:
• система заданий по теме «Теорема синусов» для организации групповой работы учащихся на уроке геометрии;
• система заданий по теме «Именные теоремы школьного курса алгебры и геометрии» для организации групповой работы учащихся на занятиях элективного курса.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, следуют из их согласованности с результатами ранее проведенных исследований.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в самостоятельном решении поставленных задач, в том числе: разработки системы заданий для организации групповой формы учебной деятельности учащихся с учетом этапов урока математики, проведении педагогического эксперимента с обучающимися 10 «Б» класса, описании результатов исследования.
Апробация результатов работы проводилась в период работы учителем математики на базе МБУ «Школа №47» (Самарская область, г.о. Тольятти), а также в период производственной (научно-исследовательской работы) и преддипломной практик на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование» Тольяттинского государственного университета. Результаты исследований докладывались и обсуждались на:
• всероссийской студенческой научно-практической конференции «Молодёжь. Наука. Общество» (г. Тольятти, декабрь, 2020 г.);
• вузовской конференции «Студенческие дни науки» в ТГУ (апрель 2020, 2021 г.)
• заседании кафедры математики МБУ «Школа №47» (Самарская область, г.о. Тольятти).
Они также отражены в 2-х публикациях [25,26].
На защиту выносятся:
1. Принципы конструирования системы заданий для организации групповой формы учебной деятельности учащихся с учетом этапов урока математики.
2. Система заданий по теме «Теорема синусов» для организации групповой работы учащихся на уроке геометрии.
3. Система заданий по теме «Именные теоремы школьного курса алгебры и геометрии» для организации групповой работы учащихся на занятиях элективного курса в старших классах.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 25 рисунков, 6 таблиц, список используемой литературы (71 источник). Основной текст работы изложен на 70 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время много внимания в образовательном процессе отводится формированию универсальных учебных действий учащихся. В диссертации в соответствии с предметом и целью исследования обосновывается необходимость формирования у обучающихся коммуникативных действий.
Большинство учителей отмечают, что дети с трудом налаживают конструктивное деловое и межличностное взаимодействие, что влияет на снижение уровня обученности и развитие личностных качеств школьника.
В представленной опытно-экспериментальной работе был апробирован комплекс заданий, с помощью которого была организована групповая работа на уроке математике, направленная на формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
В первой главе проанализирована научно-педагогическая литература по организации групповой формы работы и универсальных учебных действий. Определены основные понятия, используемые в работе.
Большое внимание в диссертации уделено рассмотрению педагогического опыта в организации групповой работы на уроках, в том числе и как средства развития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Отмечено, что коммуникативные умения представляют комплекс навыков, необходимых для социализации школьников; умение учитывать позиции других людей; умение вести диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Во второй главе выделены основные принципы конструирования системы заданий для организации групповой работы на уроках математики с учетом её основных этапов в соответствии с концепцией Р.А. Утеевой.
Описана собственная опытно-экспериментальная работа в 10-м классе общеобразовательной школы. Представлены методические разработки системы заданий для учащихся 9 класса по теме «Теорема синусов» и элективного курса для 10 класса, применяемых на уроках математики для работы в группах. Результаты эксперимента показали, что они способствуют формированию коммуникативных умений и навыков учащихся.
Групповая работа на уроках математики была организована в соответствии с принципами этапности. Работа в малых группах способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, формируют навыки взаимодействия учащихся, воспитывает ответственность за результат коллективной работы.
Таким образом, цели и задачи исследования решены, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтверждена.
Проведенная работа показывает эффективность организации групповой формы работы на уроках математики для формирования коммуникативных умений учащихся. Предложенная система задач может быть применена на различных этапах уроков математики. Данная система не требует дополнительной подготовки педагога, что позволяет рекомендовать ее в работе учителей.


1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володорская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий: от действий к мысли. Система заданий пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. :Просвещение, 2010. 159 с.
2. Атанасян, Л.С. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни М. : Просвещение, 2019. 287 с.
3. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. М. Ю. Бабанский ; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев ; авт. коммент. А. М. Моисеев] ; Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1989. 558 с.
4. Бекламов Б. Применение теоремы Эйлера к некоторым задачам // Научно-популярный физико-математический журнал Квант. 1974. № 10. С. 17-19.
5. Беседина И.Г. Элективный курс «Правильные многогранники и их изображение»//Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. МЦНС «Наука и Просвещение». Пенза, 2018. С.11-13
6. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы. Педагогика. М. Просвещение 1977г. 160с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное на­следство / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. 400 с.
8. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 9класс.2-е изд. М.: ВАКО, 2019. 384 с.
9. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. М. Изд-во «Книжный дом «Университет»,1999. 332с.
10. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991 175с.
11. Делоне Б. Леонард Эйлер // Научно-популярный физико-математический журнал Квант. 1974. № 5. С. 26-35.
12. Долбилин Н. П. Жемчужины теории многогранников/ Н.П. Долбилин, М. : МЦНМО, 2000. 40 с.
13. Долбилин Н. Три теоремы о выпуклых многогранниках // Научно-популярный физико-математический журнал Квант. 2001, № 5. С. 9-12. URL: http://kvant.mccme.ru/pdf/2001/05/kv0501dolbilin.pdf (07.06.2021).
14. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Просвещение, 1989. 156 с.
15. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ