Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие системы образования в СССР во второй половине ХХ века

Работа №104473

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы45
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Культурно-просветительная работа в СССР 8
1.1 Восстановление учреждений культуры в послевоенное время. 9
1.2 Исторически значимые события в СССР 1950-1970 гг 13
1.3 Цели и задачи культурно - просветительной деятельности 16
Глава 2 Особенности культурно просветительной работы в СССР в 1950¬1970 гг 19
2.1 Основные направления культурно - просветительной работы 19
2.2 Кружковая деятельность в СССР 23
2.3 Привнесение культуры зарубежной и её влияние 26
Глава 3 Развитие г. Онега Архангельской области в 1950-1970 гг 29
3.1 Развитие жилищного строительства и культурных заведений:
главные задачи 29
3.2 Популярные кружковые объединения г. Онега 32
3.3 Роль библиотечной системы СССР и г. Онега в решении
вопроса о ликвидации безграмотности 35
Заключение 39
Список используемой литературы и используемых источников 41
Приложение А Фото из архива Дворца культуры 44
Приложение Б Библиотечная афиша

Актуальность темы моей дипломной работы является важной составляющей в изучении широкого спектра политических, общественных, личностных и психологических аспектов влияния кружковой деятельности на сознание, как молодого поколения, так и на более взрослое население.
Война нанесла большой ущерб культурно-просветительным учреждениям. Только на селе было уничтожено около 8.000 клубных учреждений и 4.000 массовых библиотек с огромным фондом книг в 20 млн. томов. Практически сеть культурно-просветительных учреждений пришлось поднимать с ноля.
Статистика свидетельствует о популярности кружковой деятельности в послевоенное время. Уже к 1971 г. в СССР работали 4.403 дворца и дома пионеров и школьников, свыше 7000 детских секторов при домах культуры, 1008 станций юных техников,587 кружков юных натуралистов и огромное количество кружков при школах, ЖЭКах и т.д.
Население не только проводит свой досуг в кружках, но и учится жить в коллективе. Наиболее важнейшим документом, положенным в основу деятельность всех культурно просветительных учреждений, было постановление ЦК ВКП (б) «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.»
Объект исследования: культурно - просветительная деятельность в СССР, кружковая работа в г. Онега Архангельской области.
Предмет исследования: методы и принципы культурно-просветительной работы в СССР в 50-70 гг. XX века.
Хронологические рамки исследования: с 1946 года по 1975 год.
С 1946 года принят закон о пятилетнем плане. В стране происходит много важных событий. Меняется власть. Именно с начала 1950 года по 1970 год происходит подъём и расцвет в культурно - просветительной работе.
Территориальные рамки исследования: СССР, г. Онега, Архангельская область.
Степень изученности темы: вопросам становления и развития культурно-просветительной деятельности в СССР посвящено много разных работ. Основная часть материала лежит в основе учебных пособий и носит общий ознакомительный характер. Но в книгах местных краеведов, по данной теме, вопросы работы учреждений культуры после войны рассмотрены довольно узко с применением территориальных особенностей, культуры и обычаев местного населения.
Цель работы: изучить историю восстановления и развития культурно просветительной деятельности в учреждениях культуры в СССР и проследить, как это всё нашло отражение в отдельно взятой местности (на примере г. Онега Архангельской области).
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- изучить цели и задачи кружковой деятельности в СССР,
- проследить развитие культурной деятельности в 1950-1970 годы,
- с помощью исторических событий изучить интересующий меня временной отрезок эпохи СССР,
- исследовать направления культурно-просветительной работы в изучаемый период,
- определить какие направления являются основными,
- выявить роль влияния западной культуры на советское общество,
- исследовать опыт кружковой работы в СССР,
- изучить кружковую деятельность на примере г. Онега Архангельской области,
- роль библиотек в культурной деятельности.
Источниковая база исследования: для написания работы по теме «Развитие кружковой деятельности в учреждениях культуры в послевоенные годы (на примере г. Онега Архангельской области)» была использована литература советского и постсоветского времени, а также статьи и обзоры в печатных изданиях того времени, библиографические и исторические книги местных краеведов, справочная литература и другие актуальные источники информации.
Литература советского времени очень часто ссылается на указы, приказы, постановления. А литература постсоветского времени чаще проводит анализ изучаемого временного периода, выявляет ошибки и сопоставляет факты.
Литература советского времени основана на конкретных фактах и событиях, а литература постсоветская это в основном догадки и предположения.
Например, книги местного краеведа Ульянова [21]-[22]-[23], изданные в постсоветский период это воспоминания о советской эпохе, о жизни людей в этот непростой период, о жизни города.
А книга «Онега» Калинина, изданная в 1980 году это описание событий, происходивших в городе Онега [7].
Предположения автора о том, как будет развиваться город дальше, очень оптимистичны и вселяют надежду на лучшее будущее, как для горожан, так и для всей страны Советов.
Ульянов же в своих книгах описывает реальную ситуацию, анализирует события со своей точки зрения и именно постсоветская литература даёт ощущения утраты чего-то светлого, хорошего, прослеживается ностальгия людей по тому советскому времени.
Также достоверную информацию можно получить, изучая журналы и газеты, изданные в советское время.
Все культурные, политические события были отражены с разных сторон.
Именно газеты и журналы были источником информации грядущих новостей и перемен в жизни общества.
Приказы, указы, постановления печатались именно в прессе.
Также хочется отметить учебное пособие «Русская культура» 2018 года. На его страницах анализируется сложный и противоречивый процесс становления и развития советской культуры.
Методология и методы исследования: в моей работе, при исследовании данной темы, методологической основой и теоретической явились законодательные акты, нормативные документы и фотодокументы, как исторический источник того времени.
Новизна работы заключается в том, что данная тема интересна, актуальна, но на практике изучена не полностью.
Структура работы традиционная и состоит из следующих элементов: введение, основная часть, заключение, приложения и библиографический список.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрев все аспекты развития кружковой деятельности в советской стране в послевоенное время, можно прийти к следующим выводам:
- досуг детей в СССР был организован на высоком уровне. Он был разнообразным;
- страна нуждалась в кадрах работников культуры и делала всё возможное для быстрого развития этой отрасли. Поддержка и заинтересованность государства явно прослеживается;
- кружковая деятельность, кроме образовательной функции взяла на себя ещё и воспитательную роль. Это видно из работы с «трудными подростками». Оказалось кружок может перевоспитать ребёнка своим примером дружбы, взаимопомощи и коллективизма, а также трудом;
- основные навыки, полученные детьми от занятий в кружках, в дальнейшем применялись активно и в жизни. Полезная функция кружковой работы была актуальна;
- главная цель большинства кружков - это обучение ребёнка, сплоченность, взаимовыручка. Поэтому руководить кружковыми объединениями должны были профессионалы, наличие образования было обязательным условием для приёма на работу;
- кружок - это коллективизм своего рода, то, что нужно было именно советскому школьнику. Дети привыкали работать в кружках сообща, была единая цель;
- кружок - это развитие кругозора, проведённое с пользой время. Поэтому в стране Советов очень любили читать и ценились знания;
- в стране Советов был большой выбор различных кружков, и самое главное - это то, что посещение их было совершенно бесплатным. Руководители учреждений культуры ценили свои кадры и активно принимали на работу молодых специалистов, расширяя направления кружков по мере их актуальности, и востребованности;
- страна быстро отстроила утраченные во время фашистских мародерств учреждения культуры, а также построила много новых зданий клубов, Домов культуры. С поставленной перед собой целью народ справился.
В то время культурные учреждения по всей стране не только множились, но и расширялись. В наше время происходит другое, закрываются кинотеатры, зрители не очень охотно посещают мероприятия. А дети не видят необходимости посещать кружки и в большинстве своём ходят туда только потому, что их отправляют родители.
Родители ещё помнят свой советский досуг и хотят своих детей тоже приобщить, но, к сожалению, кружки, направленные на получение знаний нужных в быту, постепенно исчезают [13].
И, пожалуй, самым важным можно считать тот факт, что дети с детства вырабатывали привычку к труду и демонстрировали такие важные качества, как дружба и товарищество, а не рыночную конкурентность.
Главным девизом того времени является высказывание «Научился сам - научи и товарища!» Это и есть главный принцип внеурочной деятельности.
В наше время многие вспоминают трудные послевоенные годы с особой теплотой.
Старшее поколение мечтает, чтобы их внуки возродили добрые традиции советского поколения в плане организации досуговой и общественной деятельности школьников.



1. Антонова В.С. Социокультурные аспекты государственной деятельности Е.А. Фурцевой в 1950-1974 гг. // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 1(57). - С. 28-36.
2. Библиотекарь. - 1959. - № 12.
3. Вестник руководителя. - Август 2007.
4. Глазков М.И. Библиотечная сфера СССР в 1953-1964 годы // Вестник МГУКИ. - 2019. - № 1(87). С. 180-189.
5. Доклад первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва от 25 февраля 1956 года «О культе личности и его последствиях» // Известия ЦК КПСС. - 1989. - № 3. - С. 128-170.
6. Злотникова Т.С. Культурный проект «советский человек» // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2021. - № 1(46). - С. 36-45.
7. Калинин Г.Д. Онега. - Архангельск : Северо-западное книжное издательство, 1980. - 126 с. : ил.
8. Культура России и сопредельных стран: прошлое, настоящее, будущее. - Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2014. 208 с. (Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Сер. Культурология; т. 16).
9. Мой город: сборник к 235-летию со дня основания г. Онеги. - Онега : МБУК «Онежская библиотечная система», 2016. - 79 с.
10. Невская Т.Н. Становление молодёжной рок-культуры в СССР в
конце 50-х начале 80-х годов XX века // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 77. - С. 343-349
11. Онега город у моря : [буклет]. - Онега : Онежская типография, 1997.
12. Огонёк. - 1957. - № 33.
13. Проблемы развития повседневной культуры и организации досуга детей и молодежи в СССР в 1945-1964 гг. : общесоюзный и региональный срез : Сборник научных трудов Всероссийского научно¬практического семинара, Волгоград, 11 апреля 2019 года / отв. ред. А.В. Липатов. - Волгоград: ООО «Сфера», 2019. - 90 с.
14. По памятным местам Прионежья : краеведение и история родного края по публикациям газет «Советская Онега» и «Трудовая честь» : Сборник / сост. В.В. Киселев. - Онега : Онежская типография, 1989. - 65 с.
15. Рожков В.С. Авиамодельный кружок : Пособие для
руководителей кружков. 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1986. - 144 с. : ил.
16. Смирнова А.А. Культура страны Советов : Учебное пособие по курсу «Русская культура ХХ века». - Санкт-Петербург : Санкт- Петербургский государственный институт культуры, 2018. - 288 с.
17. Стебляк В.В. Советский проект как уникальное явление в мировой культуре // Омский научный вестник. - 2014. - № 4(131). - С. 194¬197.
18. Сынчиков Д. От тьмы веков / Советская Онега.
19. Указ Екатерины II от 5 февраля 1789 года.
20. Ульянов А.И. Онега: вчера и сегодня: (XII-XXI вв.). - Онега: Онежская типография, 2015. - 174 с.
21. Ульянов А.И. О себе и о многом. - Онега : Онежская типография, 2016 - 145 с.
22. Ульянов А.И. Я Севером вырос : Краеведческий альманах : Вып.2 : [очерки и стихи об Онежском районе]. - Онега.2016. - 236 с. : ил.
23. Ульянов А. И. Памятные даты Онежского района 2019 года : [календарь] - Онега : Онежская типография, 2018. - 260 с.
24. Черникова Т.В. Иллюзии и разочарования : СССР и мир в 1960-е гг. - Москва : МИРОС, 1998. - 168 с.
25. Что в имени твоём, Онега? / Онега. - 26 октября 2002 года.
26. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ : Творческая лаборатория сценариста. 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 350 с. (Серия «Хит сезона»)



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ