Введение 8
1 Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия 11
1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия 11
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 18
1.3 Методы анализа конкурентоспособности предприятия 24
2 Анализ конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «БИЛД»)...29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ основных показателей работы предприятия 33
2.3 Оценка рыночной конкурентоспособности предприятия 39
3 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия...48
3.1 Мотивация сотрудников к обучению 48
3.2 Запуск работы интернет-магазина 56
3.3 Участие в специализированных выставках 60
3.4 Оценка эффективности мероприятий 65
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения
Как-то американский маркетолог, основатель и президент консалтинговой фирмы «Trout&Partners» произнес замечательную фразу, ставшую афоризмом. Звучит она так - «Сегодня, когда компания оступается, она сразу слышит за собой дыхание конкурентов, поскольку в современном бизнесе не ходят, а бегают».
Эта фраза очень точно отражает сущность конкуренции. Многие экономисты дают свое определение понятию «конкуренция», и таких определений очень много. Если сформулировать понятие «конкуренции» своими словами, то можно сказать, что это борьба за место под солнцем.
Это понятие присуще только рыночной экономике, где все основано на частной собственности. Некоторые экономисты полагают, что конкуренция должна быть идеальной, то есть на рынке должно быть неограниченное количество продавцов и товаров, и покупатель выбирает сам, у кого покупать, и что покупать.
Но на практике нет идеальной конкуренции. Очень часто в ход идут неценовые, недобросовестные формы конкуренции. Для решения этих проблем, правительство издает специальные законы, создает контролирующие органы. В Российской федерации за соблюдением антимонопольного законодательства отвечает Федеральная антимонопольная служба России (ФАС).
В России каждый год открываются новые фирмы, регистрируются индивидуальные предприниматели. Наше государство прилагает немало усилий для развития в стране малого и среднего предпринимательства. Но в то же время, найти свободную нишу для занятия бизнесом становится все сложнее. И здесь на первый план выходит конкурентоспособность фирмы или предпринимателя.
Чтобы продолжать борьбу за потребителей, предприятиям необходимо предлагать что-то новое в обслуживании, в товарах, в услугах. Чтобы найти такую «изюминку», необходимо постоянно изучать рынок, собирать информацию, анализировать. На основании полученной информации и ее анализе, можно принимать решения и разрабатывать стратегии по дальнейшему развитию предприятия.
Таким образом, актуальность выбранной темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.
Цель данной работы - провести анализ конкурентоспособности торгового предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятия конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- описать методику оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия;
- дать оценку рыночной конкурентоспособности предприятия;
- разработать предложения по повышению конкурентоспособности предприятия;
- дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования работы является ООО «БИЛД». Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является розничная и оптовая торговля сантехническим оборудованием.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, его внутренняя и внешняя среда.
Научной и методической основой бакалаврской работы, послужили законодательные акты, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности.
В рамках системного подхода к исследованию были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования; в практической части использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.
Выдвигаемые в бакалаврской работе выводы, могут использоваться при выработке научно-обоснованных решений относительно развития новых направлений торговли предприятия, мотивации сотрудников, рекламной компании.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по улучшению конкурентоспособности предприятия, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия.
Основные идеи, выводы и рекомендации в бакалаврской работе, формулируются с учетом возможностей их практической реализации на основе анализа. Закономерным результатом такого подхода является возможность практического применения большинства результатов исследования на любом другом предприятии.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе «Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия» основное внимание уделено сущности конкуренции и конкурентоспособности, рассмотрены различные определения конкуренции и конкурентоспособности, их виды и факторы, также в данном разделе работы представлена методика оценки конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе «Анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «БИЛД» представлена общая характеристика предприятия, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, дана оценка конкурентоспособности, проведенная динамическим методом в сравнении с основными конкурентами.
В третьей главе бакалаврской работы разработаны предложения по повышению конкурентоспособности предприятия и дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
Данное исследование раскрывает тему «Повышение конкурентоспособности торгового предприятия на примере ООО «БИЛД».
Конкурентоспособность - это сравнительная характеристика предприятия, которая содержит комплекс оценок всей совокупности присущих данному предприятию показателей - экономических, коммерческих, организационных и производственных, относительно показателей конкурентов. Это некая относительная характеристика, отличающая фирму от фирм - конкурентов и, дающая преимущество у потребителей перед другими компаниями.
Помимо теоретических исследований понятий конкуренции и конкурентоспособности, экономисты давно рассуждают о проблеме оценки конкурентоспособности с практической стороны. Определенные успехи в этом направлении уже достигнуты. Появились методики, позволяющие оценить идентичные товары и услуги. Сложнее оценить конкурентоспособность предприятия.
Методов для оценки много, но до настоящего времени не разработано универсальной методики для проведения комплексной оценки конкурентоспособности предприятия. Каждая существующая методика имеет свои плюсы и свои недостатки. Для корректной оценки конкурентоспособности и получения объективной информации, нужно использовать несколько методов исследования и проводить анализ через определенные промежутки времени. Изучать необходимо и конкурентов, и ситуацию в отрасли, в которой работает предприятие и только после этого возможно делать выводы и разрабатывать собственную конкурентную стратегию.
Исследования проводились на базе предприятия ООО «БИЛД». В практической части был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и дана оценка конкурентоспособности ООО «БИЛД» по сравнению с основными конкурентами.
В работе был использован метод анализа основных финансовых показателей предприятия (показатели рентабельности, коэффициенты ликвидности, автономии, обеспеченность запасами). Для оценки рыночной конкурентоспособности ООО «БИЛД» был использован динамический метод. Данный метод был выбран мной в связи с тем, что он показывает состояние предприятия в динамике и позволяет сравнивать с показателями конкурентов также в динамике.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыто понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия;
- рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- описана методика оценки конкурентоспособности предприятия;
- проведен анализ конкурентоспособности предприятия;
- дана оценка рыночной конкурентоспособности предприятия;
- разработаны предложения по повышению конкурентоспособности предприятия;
- дана оценка эффективности предложенных мероприятий.
В процессе решения поставленных задач, я пришла к следующим выводам:
- что любая компания, присутствующая на рынке, встречается с большим числом конкурентов. В таких условиях, для любой компании главным является конкурентоспособность самой компании и конкурентоспособность ее товара. В этом случае становится необходимостью проведение исследований таких важных категорий, как конкуренция и конкурентоспособность. Победа в конкурентной борьбе будет одержана теми предприятиями, которые будут постоянно анализировать конкурентную ситуацию в отрасли и оценивать свою конкурентоспособность.
- факторы, имеющие влияние на конкурентоспособность предприятия в целом, подразделяют на внешние и внутренние. Ко внешней среде относятся все условия и факторы, возникшие в окружающей среде и не зависящие от деятельности конкретного предприятия, но влияющие на её функционирование.
Внутренняя же среда является результатом принятия управленческих решений и возникает в процессе работы фирмы. Анализ факторов внешней и внутренней среды позволит выявить потенциально сильные и слабые стороны предприятия и вовремя принять необходимые решения. При наличии развитых и специализированных факторов, можно достичь наибольшей степени повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
- методов для оценки много, но до настоящего времени не разработано универсальной методики для проведения комплексной оценки конкурентоспособности предприятия. Каждая существующая методика имеет свои плюсы и свои недостатки. Для корректной оценки конкурентоспособности и получения объективной информации, нужно использовать несколько методов исследования и проводить анализ через определенные промежутки времени.
- изучив деятельность и структуру ООО «БИЛД», можно кратко ее охарактеризовать так: в соответствии с критериями отнесения к предпринимательству, ООО «БИЛД», относится к среднему бизнесу, так как количество сотрудников превышает 100 человек и в 2016 выручка превысила 800 млн. рублей. Занимает лидирующее положение на рынке сантехнической продукции г. Ростова-на-Дону. Имеет несколько розничных магазинов, в том числе и магазин премиум-класса. В ООО «БИЛД» есть отдел Охраны труда, без прохождения инструкций по технике безопасности ни один человек не может приступить к работе. Также есть свой сервисный центр и центр качества. Схема организационной структуры представлена в Приложении В. ООО «БИЛД» ведет розничную и оптовую торговлю. Обеспечен офисными, складскими помещениями, автопарком.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы, которые выявили необходимость разработки и реализации мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «БИЛД»:
- руководство не применяет мотивацию к обучению сотрудников, поэтому часть сотрудников не могут дать качественную консультацию по товару; есть возможность запуска интернет-магазина, но она не используется; отдел маркетинга не использует все возможные пути расширения клиентской базы; по «ходовым» номенклатурным позициям цена часто выше, чем у конкурентов; накоплен неликвидный товар; нет разработок по привлечению новых покупателей в оптовой торговле.
Несмотря на то, что ООО «БИЛД» занимает лидирующее конкурентное положение на рынке сантехнического оборудования, есть много позиций, которые можно добавить или улучшить для повышения конкурентоспособности компании. Мною предложены мероприятия, которые увеличат выручку предприятия, как для розничной торговли, так и при оптовых продажах и повысят конкурентоспособность ООО «БИЛД». Предложены следующие мероприятия - мотивирование сотрудников к обучению; создание сайта и запуск интернет-магазина; принимать участие в специализированных выставках.
В последней главе был произведен расчет и дана оценка эффективности предложенным мероприятиям. По итогам расчетов, вследствие реализации компанией предложенных мер, можно получить дополнительно к выручке 118 миллионов 295 тысяч рублей, то есть увеличение произойдет на 14%. Самую большую прибыль принесет запуск интернет - торговли. Кроме увеличения выручки, предприятие получает известность на всей территории России, имеет в своем штате высококвалифицированных специалистов, приобретает опыт участия в выставках, что в итоге повышает конкурентоспособность и экономическую эффективность ООО «БИЛД».
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите
конкуренции»
2. Воронов Д. С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности
предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 5. - С. 92-102. Web: http://vds1234.ru/concurency/8-21
3. Андрей Юданов. Конкуренция: теория и практика. - М.: Издательство
ГНОМ-ПРЕСС, 1998. - 384 с. Web:
http://studbooks.net/1044795/pravo/bibliograficheskiy_spisok#483
4. И. А. Данилов, Е. В. Волкова «Теоретические аспекты конкуренции:
ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование. // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2 (183). Экономика. Вып. 23. С. 122-127.
5. Фатхутдинов Р.А. «Стратегический менеджмент»// Web: http://uchebnik-
online.com/soderzhanie/textbook_17.html
6. Метелев И.С. Статья «Проблемы теории и практики предпринимательства»//
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011// Web: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3467
7. Антипина Е.В., Шапкин И.Н. «Перспективы развития капитализма: взгляды
Й. А. Шумпетера»// Журнальный клуб Интелрос «Век глобализации» №1,2014// Web: http://www.intelros.ru/readroom/vek-globalizacii/vek1-
2014/24706-perspektivy-razvitiya-kapitalizma-vzglyady-y-a-shumpetera.html
8. Агапова И. История экономической мысли// Web:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/agap/13.php
9. Виды конкуренции. Web: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidy-konkurencii.html
10. Власова О.В.; Киселева Е.Н.; Коннова Е.Б. «Рынок продовольственных
товаров». //Web:
http ://www.plam.ru/bislit/rynok_prodovolstvennyh_tovarov/p4.php
11. Конкурентоспособность предприятия. Web: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/konkurentosposobnost-
organizacii.html
12. Рокотянская В.В.; Герасимов А.Н. «Особенности конкурентоспособности
продукции промышленных предприятий». // «Экономика, Статистика и Информатика». № 2, 2015, стр. 119-120
13. Душенькина Е.А. Экономика предприятия: конспект лекций. //Понятие
факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Web: http://www.e-reading.club/chapter.php/99984/86/Dushen%27kina_-
_Ekonomika_predpriyatiya konspekt_lekciii. html
14. Крайнова А.В. «Система факторов конкурентоспособности в условиях глобализации»//Журнал Экономические науки. Выпуск июль, 2013// Web: http://research-journal.org/economical/sistema-faktorov-konkurentosposobnosti-v-usloviyax-globalizacii/
15. Миронов Г.М. Ваша конкурентоспособность. // Web:
http://velib.com/book/mironov_maksim/vasha_konkurentosposobnost/#book_269693
16. Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие . Web: http://www.smartmanages.ru/smas-654-3.html
17. Методика анализа конкурентоспособности. Web: http://poisk-
ru.ru/s52664t2.html
18. Блог преподавателя экономики Галяутдинов.ру. Матрица БКГ: что такое,
как построить и проанализировать. Web: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg
19. Матрица БКГ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Web:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%91 %D0%9A%D0%93
20. Многоугольник конкурентоспособности.
Web: http://fb.ru/article/6229/mnogougolnik-konkurentosposobnosti
21. Россия в цифрах. 2016: Крат.стат.сб./Росстат - M., Р76 2016 - 543 с. (стр. 420)
22. Макарова Е. «Общая и чистая рентабельность предприятия». База авторских
статей// март 2012 Web: http://fb.ru/article/9851/obschaya-i-chistaya-
rentabelnost-predpriyatiya
23. Галицкая С.В. канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы, кредит и
страхование» Российской академии предпринимательства. Статья «Коэффициенты рентабельности»// Web: http://finance-place.ru/fin-
menedzhment/fin-instrumenty/finansoviy-analiz/koef-rentabelnosti.html
24. Южная аналитическая компания. Финансовый анализ. Коэффициент текущей ликвидности. Web: http://1-fin.ru/?id=311&t=3
25. Жданов И.Ю. к.э.н. «Коэффициент автономии». Школа финансового директора. Web: http://www.beintrend.ru/2013-02-26-09-13-40
26. Статья «Что показывает коэффициент автономии» // Налоговые новости и
статьи. Сайт Налог-налог.ру. Web: http://nalog-
nalog.ru/analiz_hozyajstvennoj_deyatelnosti_ahd/chto_pokazyvaet_koefficient_avtonomii_formula_po_balansu/
27. Жданов И. «Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами». // Финансово-инвестиционный блог Жданова Василия и Жданова Ивана. Web: http://finzz.ru/koefficient-obespechennosti-zapasov- sobstvennymi-sredstvami.html
28. Емелина Т. А., Горнастаева Н. В. Обучение персонала как основной метод
повышения конкурентоспособности работников на внутрифирменных рынках труда: проблемы и пути их решения // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 258-260.
29. Изместьев Д. Как повысить мотивацию сотрудников к обучению //
Управление персоналом // № 27 - 2012 Web:
http://www.nastol.ru/Go/ViewArticle?id=4158
30. Для чего нужна раскрутка сайта //
Web: http://www.hmx.ru/pricesaitmaking.html
31. Как рекламировать сайт. // Web: http://topmayseo.ru/kak-reklamirovat-sajt- sposoby-effektivnoj-reklamy-sobstvennogo-sajta/
32. Как раскрутить сайт. Web: http://max1net.com/kak-raskrutit-sajt-
samostoyatelno-enciklopediya-seomax/#prodvijenie-sayta-statjami
33. Выставки. //http://www.b2bos.ru/article/716
34. Как организовать выставку: 10 подробных шагов.//
Web:http://biznesprost.com/rukovodstvo/kak-organizovat-vystavku.html
35. Психология счастливой жизни. Web: // http://psychok.net/testy/536-test-
oprosnik-motivatsiya-i-stimulirovanie-personala-anketa-dlya-opredeleniya-tipa- trudovoj-motivatsii-rabotnika