Введение 3
Глава 1. Урегулирование конфликта интересов, как одно из направлений противодействия коррупции 9
1.1. Правовая природа конфликта интересов 9
1.2. Зарубежная практика урегулирования частных и публичных интересов...22
Глава 2. Административно-правовые механизмы урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.33
2.1. Организационно-правовые средства предупреждения конфликта
интересов на государственной и муниципальной службе 33
2.2. Транспарентность деятельности должностных лиц как важнейшее
средство исключения конфликта интересов на государственной гражданской службе 53
2.3. Участие институтов гражданского общества в выявлении признаков
конфликта интересов государственных и муниципальных служащих 63
Заключение 70
Список используемых источников 73
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования правового механизма борьбы с коррупцией, в том числе, и механизма предотвращения конфликта интересов.
Не секрет, что Россия занимает лидирующие позиции в коррупционных антирейтингах международного антикоррупционного движения «Transparensy international». Согласно опубликованному им Индексу восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.
Безусловно, в нашей стране делаются определенные шаги по борьбе с коррупцией, в том числе, принят пакет антикоррупционных законов, нередки громкие «посадки» высокопоставленных лиц. В тоже время только по официальным данным по итогам 2018 года увеличилось на 2,9 % (30 495) количество преступлений коррупционной направленности. Их удельный вес в массе всех выявленных деяний за отчетный период составил 1,5 %. При этом, пока нет обобщенных данных иных правонарушений коррупционной направленности. Думается, их количество немалое.
В настоящее время вроде бы призванные бороться с коррупцией, однако, по весьма точному замечанию отдельных исследователей, «борьба с коррупцией в России зачастую напоминает борьбу пчел с медом».
Более того, нередко представители правоохранительных органов становятся фигурантами уголовных дел. Вспомнить хотя бы дело полковника Захарченко, занимавшего один из ключевых постов в антикоррупционном ведомстве: в одной из принадлежащих ему квартир, было обнаружено около 9 млрд. рублей. Для сравнения, бюджет г. Тольятти на 2019 год порядка 7 млрд. рублей.
Сегодня при каждом органе власти созданы комиссии, призванные проводить проверку сведений об имуществе чиновника, его супруги и несовершеннолетних детей на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства. Однако, зачастую, эти комиссии эти комиссии являются ангажированными. Особенно это свойственно малым населенным пунктам.
К сожалению, антикоррупционное законодательство распространяется лишь на самый ограниченный круг близких родственников чиновника. За рамками правового регулирования на данный момент остается такое явление, как нематериальная взятка. Речь идет о взаимных услугах друг другу чиновников, предпринимателей, по принципу «ты мне - я тебе». Условно говоря, ты устраиваешь моего племенника к себе прокуратуру, я твою племянницу к себе городскую администрацию. Ты закрываешь сегодня глаза на какие-то нарушения, я завтра тебе пригожусь.
Подобные схемы несут в себе не меньшую опасность, что банальная взятка. Они могут стать основанием для предоставления необоснованных преимуществ отдельным лицам, что противоречит принципам объективности, равноправия и справедливости. Это извращает изначальную сущность государственного управления - служить обществу и его интересам.
Развитие средств массовой информации, и «Интернета», в частности, оказывает существенное влияние на развитие общества и государства, информация о деятельности органов власти становится все более открытой. В том числе, все чаще выявляются нарушения антикоррупционного законодательства, благодаря СМИ. Необходимо развивать транспарентность органов власти. Полагаем, что органы власти, будучи сами по себе, во многом замкнутыми системами, не способны самоочиститься от коррупции. В этом плане особую роль призваны сыграть институты гражданского общества, а также отдельные граждане.
В связи с этим приобретает актуальность исследование урегулирования конфликта частных и публичных интересов как одного из основных административно-правовых способов противодействия коррупции в системе государственного управления.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Проблематике борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей (С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, Н.А. Бобровой, Е.И. Колюшина, С. Роуз-Акерман, Ю.А. Тихомирова, П.С. Яни и др.).
Но все же предметом научных исследований указанных авторов являются лишь отдельные аспекты государственной политики по противодействию коррупции.
Безусловно, проблема противодействия коррупции носит междисциплинарный характер, поскольку здесь пересекаются вопросы экономики, политологии, социологии, философии, юриспруденции.
В рамках последней вопросы профилактики коррупционных проявлений находятся на стыке различных отраслей: гражданского, административного, уголовного, финансового и других.
Отметим, что все чаще ученые-конституционалисты обращаются к проблематике противодействия коррупции . В частности, через призму конституционного права вопросы противодействия коррупции рассматривают С.А. Авакьян, А.С. Автономов, Н.А. Боброва, С.А. Глотов, О.О. Миронов, Б.С. Эбзеев и многие другие.
Вопросы повышения эффективности административно-правовых механизмов реализации антикоррупционной политики Российской Федерации (в том числе, урегулирование конфликта интересов) рассматриваются в научных работах И.Н. Барцица, А.Н. Волкова, Т.Я. Хабриевой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования конфликта частных и публичных интересов в системе государственного управления как способа противодействия коррупции.
Предмет исследования являются административно-правовые нормы, определяющие процедуры урегулирования конфликта интересов, а также предупреждения коррупционных деяний в сфере государственного управления и местного самоуправления.
Цель исследования состоит в формулировании разработке теоретических положений в сфере урегулирования конфликта интересов на государственной службе, а также практических рекомендаций по совершенствованию данного способа противодействия коррупции.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
исследование правовой природы коррупции, а также форм коррупционных проявлений в системе государственного управления;
- изучение конфликта интересов на государственной службе как основы коррупционных правонарушений, уточнение его содержания и оснований возникновения, а также выявление пробелов и коллизий в правовом регулировании в сфере урегулирования конфликта интересов на государственной службе в Российской Федерации;
- сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства и практики урегулирования конфликта частных и публичных интересов;
- рассмотрение механизма урегулирования конфликтов интересов на государственной службе в Российской Федерации, а также уточнение роли общественного контроля в его реализации;
- исследование организационно-правовых средств предупреждения конфликта интересов на государственной службе в Российской Федерации;
- изучение юридического механизма предупреждения возникновения личной заинтересованности государственного служащего как основы конфликта интересов;
- выработка предложений по совершенствованию законодательной основы противодействия коррупции и правоприменения в сфере управления конфликтом интересов на государственной службе.
Методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания, общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, системный, обобщение, логический, исторический, структурно-функциональный и системный), а также частно-научные: собственно юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой) и иные методы.
Теоретической основой исследования являются научные труды ученых-юристов, специалистов в области теории государственного управления (Г.В. Атаманчука, А.И. Новиченко, И.И. Овчинникова, К.В. Севрюгина,), монографические и иные источники в области теории государства и права (научные работы С.В. Бошно, Н.М. Чепурновой, В.А. Юсупова), административного права (исследования М.А. Лапиной, А.В. Мелехина), уголовного права (Б.В. Волженкин, А.И. Долгова), а также организационно-управленческой деятельности (Ф.М. Кобзарев, А.В. Кудашкин, А.Ф. Ноздрачев, Я.Ю. Старцев, Т.Я. Хабриева и др.).
Нормативную правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты в сфере противодействия коррупции, федеральные законы, регламентирующее вопросы прохождения государственной службы, вопросы противодействия коррупции, указы Президента России, акты Федерального Правительства и иные нормативные правовые акты.
Эмпирическую базу исследования составили официальные данные и статистическая информация, аналитические обзоры и информационные материалы, представленные подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, материалы социологических исследований, средств массовой информации, материалы исследований и расследований неправительственных организаций.
Научная новизна исследования состоит в системном исследовании проблемы урегулирования частных и публичных интересов на государственной и муниципальной службе с учетом современных реалий, в акценте на необходимость совместной работы органов публичной власти, институтов гражданского общества, отдельных граждан в борьбе с коррупцией.
По результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Основой всех коррупционных проявлений служит конфликт частных и публичных интересов, поэтому чрезвычайно важна профилактика таких конфликтов.
На сегодняшний день антикоррупционное законодательство под коррупцией понимает только получение материальной выгоды. Между тем, Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию не ограничивается только материальной заинтересованностью. На данный момент Россия не ратифицировала конвенцию, однако вполне можно задействовать ее понятийный аппарат при совершенствовании национального законодательства применительно к таким категориям, как «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «коррупция».
В понятие «коррупция» необходимо включать не только получение материальной выгоды, как по действующему законодательству, но и услуги неимущественного характера. По нашему мнению, антикоррупционное законодательство распространяется на весьма ограниченный круг лиц, что позволяет достаточно легко обходить норму о конфликте интересов.
Предлагается часть 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О противодействии коррупции" изложить в следующей редакции:
«1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного или неимущественного характера, иных имущественных и неимущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»;
п. 1 ст. 10 в следующей редакции:
«Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная, материального и нематериального характера) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства»;
п. 2 ст. 10 в следующей редакции:
«В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ, а также иных выгод или преимуществ, не имеющих прямого имущественного выражения, лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями».
Сегодня при каждом органе государственной власти созданы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению, однако, зачастую, члены указанных комиссий обременены служебными и корпоративными связями. В связи с этим необходимо данные комиссии формировать из представителей общественности, с тем, чтобы последние составляли квалифицированное большинство, а также закрепив требование о том, что заседание комиссии является правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей от членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе. Полагаем, это будет являться гарантией вынесения объективных решений.
Заметную роль стали играть институты гражданского общества в выявлении конфликта интересов чиновников разных уровней. Это, прежде всего, неправительственная организация «Трансперенси Интернешнл - Россия», Национальный антикоррупционный комитет и другие. В тоже время, необходимо задействовать весь потенциал институтов гражданского общества. В свою очередь, государство, следуя демократическим принципам должно способствовать развитию таких институтов.
Только совместными усилиями государства, общества и граждан можно успешно с коррупцией.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
3. «Международный кодекс поведения государственных должностных лиц» (Принят 12.12.1996 Резолюцией 51/59 на 82-ом пленарном заседании 51-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. «Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
8. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 09.10.2017) «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 21. Ст. 2429.
9. «Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы (утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568) (ред. от 14.01.2011) (утратил силу) // Российская газета. 2008. 5 августа.
10. Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (ред.
от 10.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и
урегулированию конфликта интересов» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов») // СЗ РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.
12. Указы Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. Российская газета. 2018. 2 марта.
14. Обзор Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблениях служебными полномочиями и о превышении полномочий» // СПС «КонсультантПлюс».
15.Закон Литовской Республики от 28 мая 2002 г. № IX-904 имеет название «О предупреждении коррупции» // URL: www.transparency.az /transpfiles/zig97.pdf (дата обращения: 10.02.2019).
16.Закон Республики Молдова от 25 апреля 2008 года № 90-XVI «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» URL:// http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=23553 (дата доступа
10.02.2019).
17. «Стокгольмская программа «Открытая и безопасная Европа, которая служит своим гражданам и защищает их» (2010/С 115/01) (Принята 04.05.2010) // СПС «Консультант Плюс».
18. Baeva T. Russia : Council of Europe anti-corruption watchdog calls for more transparency and public accountability amongst parliamentarians, judges and prosecutors // https://search.coe.int/directorate_of _ communications/Pages /result_details.aspx?ObjectId=09000016807955a5 (дата доступа 07.02.2019).
19. Directive No. 2007/36/EC of The European Parliament and of the Council
on the Exercise of Certain Rights of Shareholders in Listed Companies (Strasbourg, 11 .VII.2007) // https://eur-lex. europa.eu/legal-
content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32007L0036&from=EN (дата
доступа 10.02.2019).
20. Managing Conflict of Interest in the Public Service: OECD Guidelines and country experiences, OECD, Paris, 2003.
21. Regulation (EC) No. 66/2010 Of the European Parliament and of the Council on the EU Ecolabel (Strasbourg, 25.XI.2009) // https://eur- lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid"=1549775779488&uri=CELEX: 32010R0066 (дата доступа 10.02.2019).
22. «Stockholm program “An open and safe Europe that serves its citizens and
protects them” (2010 / C 115/01) (Adopted on 04/05/2010) //
https://ec.europa.eu/anti-trafficking/eu-policy/stockholm-programme-open- and-secure-europe-serving-and-protecting-citizens-0_en(дата доступа 10.02.2019).
23. Абузярова Н.А., Артемов В.Ю., Булаевский Б.А. и др.
Коррупциогенность законодательства: причин факторы,
преодоление: Монография / Отв. ред. Е.И. Спектор, А.М. Цирин. М., 2013. С. 58.
24. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М., 2010.
25. Браташова Ю.А. Этика государственной службы на современном этапе развития России // Российская юстиция. 2016. № 11. С. 6 - 8.
26. Бурдина Е.В. Исключение конфликта интересов при привлечении судьи к дисциплинарной ответственности // Российский судья. 2016. № 3. С. 49 - 54.
27. Василевич Г.А. Транспарентность деятельности должностных лиц как важнейшее средство исключения конфликта интересов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3. С. 32 - 37.
28. Ватель А.Ю. Административно-правовое регулирование на
государственной службе в механизме противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 26 - 30.
29. Гаухман Л.Д., Журавлев М.П. Законотворческие проблемы Уголовного кодекса Российской Федерации // Уголовное право. 2015. № 1. С. 40 -43.
30. Глазырин Т.С., Козлов Т.Л., Колосова Н.М. и др. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2016.
31.Зайцева Л.В. Конфликт интересов в трудовых отношениях с участием представителей: проблемы и пути их преодоления // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 143 - 149.
32.Зорин О.Л. Протекционизм как преференция в военно-служебных отношениях // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 4. С. 27 - 31.
33. Ильяков А.Д. Конфликт интересов на государственной службе:
Монография. М., 2017.
34. Ильяков А.Д. Правовое регулирование конфликта интересов на
государственной службе посредством этических норм // Современное право. 2016. № 10. С. 65 - 69.
35. Ильяков А.Д. Урегулирование конфликта интересов как основной способ предупреждения коррупции в системе государственного управления // Современное право. 2016. № 4. С. 32 - 36.
36. Кибальник А.Г., Михайлов В.И., Пархоменко С.В., Поликарпова И.В. Уголовное право. Общая часть. Преступление: академический курс: В 10 т. / Под ред. Н.А. Лопашенко. Т. 10: Обстоятельства, исключающие преступность деяния. М., 2016. С. 262 - 266.
37. Козак В.Н. Вопросы теории и практики крайней необходимости. Саратов, 1981. С. 58 - 62.
38. Коррупция: природа, проявление, противодействие: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2012. С. 580.
39. Костенников М.В., Елисеев А.В. Актуальные вопросы противодействия коррупции в государственном управлении // Международный журнал «Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики». 2018. № 1. С. 47 - 51.
40. Марку Ж. Суждения о противодействии коррупции / С.Е. Нарышкин,
Т.А. Голикова, Т.Я. Хабриева и др. Современные стандарты и технологии противодействия коррупции: Материалы Третьего
Евразийского антикоррупционного форума (Москва, 24 - 25 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2015. С. 84.
41. Михайлов В.И. Конфликт интересов: вопросы этики и
совершенствования законодательного оформления // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3. С. 26 - 31.
42. Михайлов В.И. Конфликт интересов: содержание, порядок
предотвращения и урегулирования // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4. С. 16.
43. Мониторинг практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1 // Сайт Минтруда России. 03.06.2018.
44. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов в системе государственного и муниципального управления: проблема нормативного правового определения понятия // Законодательство и экономика. 2016. № 3. С. 7 - 30.
45. Официальная информация ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Сайт ГУ МВД России по Краснодарскому краю. URL: ййр8://23.мвд.рф/пе'№8/йеш/12968144/ (дата обращения: 03.02.2019).
46. Розин Н.Н. О крайней необходимости: уголовно-юридическое исследование. СПб., 1899. С. 190 - 191.
47. Уткин В.А. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и механизм его предотвращения и урегулирования // Безопасность бизнеса. 2018. № 5. С. 11 - 18.
48.Черепанова Е.В. Противодействие коррупции в государственном управлении // Журнал российского права. 2017. № 4. С. 100 - 105.