Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий в условиях межпредметной интеграции 10
1.1 Межпредметная интеграция как социально-педагогическая проблема 10
1.2. Ретроспективный анализ взглядов отечественных педагогов на
проблему познавательных учебных действий 19
1.3. Структура познавательных учебных действий 24
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование по формированию познавательных универсальных учебных действий 38
2.1 Констатирующий эксперимент 38
2.2 Формирующий эксперимент на основе интегрированных уроков .. 45
2.3 Контрольный этап эксперимента 53
Заключение 61
Список используемой литературы 65
Приложение А Установление аналогий 70
Приложение Б Определение сходства и различия понятий 72
Приложение В Исполнение инструкций
Актуальность исследования. Благодаря познавательным учебным действиям представляется возможность сформировать у учащихся полный комплекс знаний и умений, навыков, которые помогут в последующем эффективно самостоятельно осуществлять поиск информации и способствовать саморазвитию. Основным вектором современного образования является воспитание личности, владеющей такими качествами. Основой формирования такой личности будет осуществление деятельности, которая будет происходить с помощью универсальных учебных действий. Именно эти действия в настоящий момент являются важнейшими в образовательном процессе. Целью образовательной сферы Российской Федерации в настоящий момент является обучение подрастающего поколения решать сложные задачи и проблемы, уметь находить нестандартные способы их решений, выявлять необходимое для дальнейшего развития с помощью усовершенствования образовательного процесса.
Актуальность и необходимость изучения познавательных учебных действий нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденного приказом от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 29.06.2017), потребовало изменение цели и содержания обучения. Именно поэтому важной задачей современной школы сегодня является реализация компетентностного подхода в обучении, что возможно в условиях внедрения современных педагогических технологий, среди которых главное место занимает межпредметная интеграция.
Использование в образовательном процессе интегрированного обучения является чрезвычайно актуальным направлением деятельности, учитывая требования общества к современному образованию. Реализация интегрированного обучения связана с предоставлением образования нужного уровня, а также в полной мере будет отвечать запросам современной жизни. Одним из центральных направлений современной науки является межпредметная интеграция, т.к. существующая на данный момент степень прогрессивного научного мышления людей в полной мере характеризует их желанию к более детальному изучению уже ранее рассматриваемых предметов и явлений. В этом случае интеграция научных знаний в единое целое выступает в роли дидактического средства, способного помочь в вопросе рассмотрения нашего мира с другой точки зрения.
Межпредметная интеграция в учебной среде рассматривается как процесс повышения знаний у учащихся, под которым принято понимать разумное объединение и дополнение одного предмета другим с целью формирования у учащихся полной картины понимания мира и реальности о тех или иных объектах[1]. Существует ряд причин, которые указывают на важность немедленной реализации межпредметной интеграции в общеобразовательных учреждениях.
Школьная программа сегодня может сочетать на первый взгляд несочетаемые предметы, рассматривая интеграции: экономики и природы, физики и географии, музыки и истории. Важным условием такого соединения должно выступать простое правило - соответствие познанию человека о мире, то есть, учащиеся не могут и не должны изучать то, что они еще не способны понять или то, что вообще не входит в школьную программу. Предложенный материал в рамках межпредметной интеграции должен сочетать в себе различные концепции рассмотрения объектов и явлений. Из этого следует, что межпредметная интеграция - центральное направление в современном образовании.
Познавательные действия формируют умения получать конкретный набор знаний и в дальнейшем осмысливать научную основу таких знаний для повышения компетентности в любой сфере деятельности. Реализация межпредметных связей позволит педагогу успешно формировать познавательные универсальные учебные действия для сформированности у обучающихся целостной научной картины мира, подъёма познавательного интереса, мыслительных творческих процессов.
Анализируя научную педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что недостаточно изучены уровни сформированности познавательных учебных действий учащихся и подходы к их формированию.
Налицо противоречия между:
- уровнем развития познавательных универсальных учебных действий в условиях межпредметной интеграции и качественной подготовкой педагогических кадров;
- имеющимися педагогическими условиями для устранения противоречий между представлением о единой научной картине мира и с позиции отдельных наук;
- доступностью информации по внедрению интегрированного обучения в образовательную среду и недостаточным уровнем профессиональной культуры педагога.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: как сформировать познавательные универсальные учебные действия в условиях межпредметной интеграции?
Проблема исследования: научный поиск перспектив роста качества образования на основе эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий в условиях межпредметной интеграции.
Цель исследования: повысить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования: образовательный процесс в общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий, учащихся 7-8 классов в условиях межпредметной интеграции.
Гипотеза исследования базируется на том, что уровень формирования познавательных действий повысится, если:
1) социально-педагогической проблемой будет выступать повышение качества образования. Межпредметная интеграция будет методом решения этой проблемы;
2) определены условия для формирования познавательных учебных действий в условиях межпредметной интеграции: самостоятельная постановка учебной цели, готовность к самореализации, умение работать с информацией, наличие коммуникативных навыков;
3) разработать серию интегрированных уроков (36 часов) для повышения уровня сформированности познавательных действий и проверить их эффективность.
Задача исследования:
1) провести анализ литературы понятия «межпредметная интеграция»;
2) определить педагогические условия для формирования познавательных учебных действий в условиях межпредметной интеграции;
3) разработать серию интегрированных уроков по повышению уровня сформированности универсальных учебных действий;
4) провести экспериментальное исследование по определению эффективности проведенных интегрированных уроков.
Для решения поставленных задач исследования и проверки основных научных предположений, применялись методы анализа научной литературы, методы оценивания (оценка, анкетирование, наблюдение, тесты), а также аналитический анализ итогов эксперимента.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
1) работы, раскрывающие процесс формирования познавательных учебных действий А.Г. Асмолов, А.В. Усова;
2) исследования по изучению возможностей для управления познавательной деятельности учащихся Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин;
3) теоретические основы концепции повышения эффективности учебного процесса при реализации межпредметной интеграции И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, П.Г. Кулагин.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ научно-учебной литературы, справочных изданий, периодических изданий по теме исследования;
- эмпирические методы: тестирование и анкетирование, метод наблюдения, позволивший комментировать предыдущие методы,
- математические методы: анализ качества результатов проведенного исследования, представление в графическом виде экспериментальных данных.
В качестве базы исследования выступала муниципальное бюджетное образовательное учреждение «МБУ Школа №86». В исследовании приняли участие 96 учащихся 7-8 классов.
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
Первый этап - теоретическо-поисковый (октябрь 2019 - апрель 2020 года). Упорядочивание и выстраивание подобранного учебно-научного материала по теме исследования, формирование научного аппарата. На данном этапе выделяется проблема исследования и прорабатываются цели, задачи и гипотеза по проблеме.
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2020 г. - октябрь 2020 г.). Уточнение цели и задачи исследования, опытная работа. Разработка и апробация условий формирования познавательных универсальных учебных действий, учащихся при проведении интегрированных уроков. Обработка, изучение и упорядочение полученного материала.
Третий этап - заключительно-итоговый, в ходе которого проводится эксперимент, анализ полученных данных в ходе исследования и их оформление.
Научная новизна заключена в следующем:
- изучены условия, при которых возрастают качественные характеристики процесса формирования познавательных учебных действий;
- уточнено понятие «межпредметной интеграции» и ее роль в повышении качества образования;
- определена целесообразность вовлечения педагогов образовательного учреждения в образовательный процесс для проведения интегрированных уроков.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется особой актуальностью развития познавательных учебных действий и конкретизации понятия «межпредметная интеграция». Практическая значимость исследования: разработана серия интегрированных уроков с целью повышения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Разработанные интегрированные уроки могут быть применимы в образовательных учреждениях на любой ступени образования.
Личный вклад заключается в участии во всех этапах опытно-экспериментальной работы, в выступлениях на научно-практических конференциях, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме, трансляции педагогического опыта.
Достоверность и обоснованность результатов исследования заключается в использовании научного опыта современной педагогической науки и практики, взаимодополняющая совокупность теоретического и эмпирического исследования в ходе написания диссертационного исследования, подбор реалистичных диагностических методик.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на научных конференциях, научных публикациях и участии в научной деятельности различного уровня.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Межпредметная интеграция является социально-педагогической проблемой и состоит из следующих компонентов:
- содержательный (теоретические познания);
- операционный (работа с информацией);
- методический (поисковые, творческие методы);
- организационный (системность в обеспечении межпредметных связей).
2) Особенности формирования познавательных учебных действий в
направлении потока информационно-творческих подходов к уроку в современном образовательном учреждении. Педагогическими условиями для формирования познавательных учебных действий выступают интегрированные уроки, направленные на повышение эффективности педагогической деятельности. Кроме этого, для повышения уровня формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках применялись эффективные методы, приемы и формы обеспечения образовательного процесса.
3) Создана серия интегрированных уроков, состоящая из 10 различных школьных предметов. Основной акцент был сделан на предметы русского языка и литературы. Количество интегрированных уроков 36, в процессе реализации системы уроков применялись инновационные образовательные технологии.
Вызовы, связанные с процессами глобализации и интеграции общества на современном этапе развития, обусловливают инновации в сфере национального образования, постепенный вывод ее на уровень образования развитых стран мира, что требует подготовки компетентного выпускника, способного сохранить, раскрыть и конструктивно реализовать свой жизненный и творческий потенциал в условиях сложных требований и рисков, которые ставит перед ним настоящее.
Межпредметная интеграция - ведущее направление реформатизмами школьной системы обучения и ликвидации противоречий между большим потоком необходимой к усвоению информации и возможностью к достижению нужного.
Особенность формирования учебных действий заключается в том, что ученики средних классов не просто должны запоминать учебный материал, а спрашивать, исследовать, творить, решать, интерпретировать и обсуждать его содержание, потому что ученики, которые мыслят критически, обычно учатся с интересом.
Основной показатель развитости учебных действий можно продемонстрировать в отношении умений правильно подходит к обучению в школе, распределять свое время (уроки и отдых), не опаздывать на занятия, всегда быть собранным, не забывать сменную обувь или форму для физкультуры. Сформировать полную организованность возможно путем повышения заинтересованности ученика в успехе. Чтобы не потерять полученные навыки, учащийся должен обладать еще объективностью оценивания своих способностей.
Формирование предметных и ключевых компетентностей требует от учителя применения методов, предусматривающих активную деятельность школьников средних классов. К таковым относятся: производительные (изученный материал применяется на практике); эвристические или частично поисковые (отдельные элементы новых знаний ученик находит благодаря решению познавательных задач); проблемные (ученик осознает проблему и находит пути ее решения); интерактивные (активное взаимодействие всех учащихся, в ходе которой каждый школьник осмысливает свою деятельность, чувствует свою успешность).
Чтобы процесс обучения был более эмоциональным, результативным, обязательно должен существовать обратная связь. Сотрудничество между учителем и учениками, привлечение родителей к организации и проведению различных форм работы - залог успешной работы. Поэтому важная роль отводится нестандартным урокам с использованием интерактивных упражнений. Например, это урок-игра, урок-путешествие, урок-аукцион, урок- исследование, урок-презентация проектов.
Универсальность учебных действий заключается в нескольких моментах: наличие метапредметных направленностей усвоения, выступают базисом в воспитании личности, которая составит конкуренцию другим, личность, имеющая возможность грамотно и точно планировать свое время и распоряжаться своими возможностями; возможность получения лучшей оценки в конкретной области.
Основным условием достижения развития всех видов универсальных учебных действий является максимальное направление потока информационно-творческих подходов урока в современной школе. Для этого важно не только определить цель такой системы образования, составить принципы и технологию ее реализации, а выдвинуть гипотезу, разработать методические указания, а также предложить эффективные методы, приемы и формы ее обеспечения.
Для исследования всех видов универсальных учебных действий у учащихся 7-8 классов были определены такие качества: умение ребенка различать хорошие и плохие поступки через призму этических норм; владение знаниями установленных нравственных норм поведения и принципов; планирование (умение составлять правильную последовательной действий); умение давать оценку другим; учебная активность (активность на уроке); быстрота усвоения новой информации и успеваемость в школе; взаимоотношения с одноклассниками; взаимоотношения с учителями. Для этого использовали такие методы и методики: Карта проявлений активности А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова), «Учимся задавать вопросы», составить слово из элементов по правилу.
Оценка уровня планирования работы; Карта проявлений активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова); наблюдение, выписка оценок из журнала. Высокий уровень обучаемости показало 48 % детей - 27 человек, средний уровень 32 % - 18 человек, низкий уровень показало 16 % - 9 человек, а полностью необучаемо 4 % - 2 человека. Высокие нравственные принципы у 58 % - 38 человек, средний уровень развития 30 % - 20 человек и низкие 12 % - 8 человек. Высокий уровень планирования выявлен у 76 % - 44 ребенка, средний у 21 % - 12 человек, низкий у 3 % 2 человека. Это идеальный показатель, который не нужно включать в программу развития учебных действий. Объективность оценивания свойственно 37 учащимся, остальные 19 человек прибегают к субъективному оцениванию. Высокая активность выявлена у 30 % - 20 человек, средний у 22 % - 15 человек, низкая у 48 % - 32 человека. Учащиеся одного и другого класса имеют одинаковые успехи в учебном процессе, а именно среднею успеваемость. Высокий уровень коммуникативности выявлен у 14 %, выше среднего у 18 %, средний - 21 %, ниже среднего - 38 %, низкий у 9 %. Высокий уровень входить легко в контакт со взрослыми показали 6 % - 3 человека, средний 24 % - 12 человек, низкий 71 %.
После прохождения программы интегративного курса по формированию универсальных учебных действий у учащихся 7-8 классов результаты пройденных идентичных методик улучшился. Высокий уровень обучаемости показало 73 % детей - 41 человек, средний уровень 14 % - 8 человек, низкий уровень показало 11 % - 6 человек, а полностью необучаемо 2 % - 1 человек. Этот показатель в двое больше чем полгода назад. Высокие нравственные принципы у 86 % - 48 человек, средний уровень развития 11 % - 6 человек и низкие 4 % - 2 человека. Результаты спустя полгода значительно выросли. Высокий уровень планирования выявлен у 89 % - 50 детей, средний у 7 % - 4 человека, низкий у 3 % 2 человека. Это идеальный показатель, который все же изменился после проведенной программы. Объективность оценивания свойственно 48 учащимся, остальные 8 человек прибегают к субъективному оцениванию, которое так и не изменилось у них. Высокая активность выявлена у 63 % - 35 человек, средний у 29 % - 16 человек, низкая у 9 % - 5 человек. Учащиеся одного и другого класса имеют одинаковые успехи в учебном процессе. Высокий уровень коммуникативности выявлен у 43 %, выше среднего у 32 %, средний - 14 %, ниже среднего -7 %, низкий у 4 %. Высокий уровень входить легко в контакт со взрослыми показали 71 % - 36 человек, средний 23 % - 12 человек, низкий 6 % - 8 человек.
Таким образом, полученные результаты экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования. Дальнейшее исследование может быть продолжено в направлении создании серии уроков для другой группы учебных предметов.
1. Абдулаева Н. М., Зайналова Л. А. Межпредметная интеграция как эффективное средство обучения учащихся в основной школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 52-59.
2. Алиева М. Е. Межпредметные связи как один из принципов современных образовательных процессов // Вестник науки и образования. 2020. № 11. С. 65-69.
3. Баляйкина В. М., Маскаева Т. А. Межпредметные связи как принцип интеграции обучения // Наука и образование. 2020. № 16. С.18-22.
4. Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Пермь. 2018. 132 с.
5. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Наука и образование. 2016. № 8. С.16-19.
6. Браже Т. Т. Интеграция учебных дисциплин как средодостижения нового уровня в образовании Т. Т. Браже // Основы обучения. 2016. № 6. С. 23-29.
7. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3. С.46-50.
8. Горовая В. И., Ивановский В. А. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против // Биология в школе. 2019. № 7. С.67-71.
9. Дик Ю. И., Пинский А. А. Интеграция учебных предметов // Современная педагогика. 2017. № 18. С.33-43.
10. Дышлюк И. С. Содержание образовательного процесса как фактор межпредметной интеграции. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. 96 с.
11. Евладова Е. Б., Петракова Т. И. На пути к открытию мира // Начальная школа. 2019. № 17. С.62-74.
12. Журавлева Н. С., Кашлач И. Ф. Межпредметные связи как условие развития универсальных учебных действий в средней школе // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 2. С. 97-99.
13. Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. Ростов н/Д., 2020. 199 с.
14. Иванова М. А., Карева И. Л. Межпредметные связи на уроках информатики // Информатика и образование. 2018. № 6. С. 10-13.
15. Ильенко Л. П. Опыт интегрированного обучения // Современная педагогика. 2019. № 15. С. 23-28.
16. Кадашникова Н. Ю. Интегрированные уроки в 7-10 классах. М.: Знания, 2018. 175 с.
17. Кобелева Г. А., Култышева М. Е. Межпредметная интеграция как условие развития познавательной активности и проектных умений средствами ИКТ // Образование в Кировской области. 2017. № 1. С. 42-45.
18. Коваль Т. В. Формирование опыта познавательной учебной деятельности старшеклассников: метапредметные результаты изучения межпредметного модульного курса // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 5. С. 31-36.
19. Козловская И. М. Принципы дидактики в контексте интегрированного обучения // Педагогика и психология. 1998. - № 4.
20. Колокольцева Е. Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М.: Знания, 2018. 218 с.
21. Колпакова Г. И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Наука и жизнь. 2019. № 12. С. 34-38.
22. Колягин Ю. М. Интеграция школьного обучения // Знания. 2020. № 11. - С. 19-26.
23. Колягин Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания // Современная педагогика. 2019. № 5. С. 56-59.
24. Колягин Ю. М., Алексеенко О.Л. Интеграция предметов в условиях школы // Наука и жизнь. 2020. № 14. С.29-35.
25. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. - 1982.
26. Король С. С. Интеграция и межпредметные связи: цели, задачи, перспективы // Школьная жизнь. 2020. № 14. С. 23-28.
27. Краткий терминологический словарь по педагогике / сост. С. Г. Мельничук. - Кировоград, 2004.
28. Кулагин П. Г. О межпредметных связях в обучении. М., 1981. 163 с.
29. Лазебникова А. Ю. Обновление содержания образования в советской школе : актуален ли сегодня опыт 20-х годов / А. Ю. Лазебникова, О. А. Французова // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 8. С. 36—41.
30. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. С. 192
31. Максимова В. Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения // Педагогика 21 века. 2017. № 12. С. 16-22.
32. Максимова В. Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения. М.: Знания. 130 с.
Министерство образования и науки Российской Федерации
33. Монахова Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. 2019. № 7. С. 17-18.
34. Морозов Д. Н. Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания // Молодой ученый. 2019. № 14. С. 17-19.
35. О структуре учебной деятельности Эльконин Д.Б. // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды; под редакцией Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж ,: НПО «МОДЭК», 1997.
36. Педагогический словарь / под ред. действительного члена АПН РФ Н.Д. Ярмаченка М.: Педагогическая мысль, 2001.
37. Петунин О. В. Способы межпредметной интеграции школьных естественнонаучных дисциплин // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2.
38. Писарчук Е. А., Щербан О.В. Еще раз о концепции интеграции естественно-научных знаний // Вестник МГУ. 2020. № 6. 7-14.
39. Потапов К. Н. Внутрипредметные и межпредметные связи в обучении. М., 2019. 141 с.
40. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. - М., 2019.
- 100 с.
41. Суходимцева А. П., Сергеева М. Г, Соколова Н. Л. Межпредметность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реализации в настоящем // Научный диалог. 2018. С. 30-35.
42. Талызина Н. Ф. Общий анализ учебного процесса М. : Междунар. пед. акад., 1995. С. 31-44
43. Усова А. В., Кузьмин Н. Н. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей у учащихся // МГУ. 2019. № 2. С. 12-19.
44. Усова А. В. Формирование учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла / А. В. Усова. Физика. 2006. № 16.
45. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. М. : Педагогика, 1993. 340 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
47. Фёдорец Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.
- М., 2020. - 126 с.
48. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
49. Чилингарова Д. Н., Оганнисян Л. А. Интегрированные уроки, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 388-391.
50. Чухина Е. В. Интеграция образования: сущность, современные интегративно-педагогические концепции // Педагогическая наука и практика. 2015. №1. С. 49-50 .
51. Шевченко Г. Н., Зайцев В. В. Предметное обучение в средней школе // Средняя и старшая школа. 2018. № 13. С. 12-17.
52. Щербакова С. Г. Проблема интеграции в школе. М., 2018. 126 с.
53. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Знания, 2020. 314 с.
54. Юркевич В. С. К вопросу о познавательной потребности у школьников. - М.: Знания, 2016. 258 с.
55. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков в школе // Школьная жизнь. 2016. № 15. С. 20-23.
56. Gray, J. How a child works in the family / J. Gray // family education. - 2017. - №9. - P. 10-28.
57. Grochowalska, M. Interactive learning environment for children in the beliefs of pre-school teachers / M. Grochowalska // pedagogical journal. - 2016. - №10. - P. 6-24.
58. Song G., Wang Z. Factors influencing middle school students' interdisciplinary competence in science education // Journal of Research in Science Teaching. 2021. P. 1-32.
59. Weinberg A.E., Sample McMeeking L.B. Toward meaningful interdisciplinary education: High school teachers’ views of mathematics and science integration // School Science and Mathematics. 2017. Vol. 117, N 5. P. 204-213. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/ssm.12224
60. You H.S. Why Teach Science with an Interdisciplinary Approach: History, Trends, and Conceptual Frameworks // Journal of Education and Learning. 2017. Vol. 6, N 4. P. 66-77.