Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ

Работа №104353

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет 8
1.2 Характеристика наглядных моделей с целью формирования музыкального восприятия у детей 5-6 лет 14
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей 19
2.1 Выявление уровня развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет 19
2.2 Содержание работы по развитию музыкального восприятия детей у 5-6 лет посредством наглядных моделей 30
2.3 Динамика уровня развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет 45
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложения 59

В настоящее время разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одной из образовательных областей является «Художественно - эстетическое развитие», куда в свою очередь включено и музыкальное развитие детей- дошкольников.
Введение ФГОС ДО требует обновления содержания, а также поиска новых технологий реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», в том числе и в части развития музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Одним из активных игровых методов, используемых в дошкольной практике для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста, все чаще стало являться наглядное моделирование.
В работах Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Волчанской, Г.Н. Кечхуашвили, Л.Н. Комиссаровой, Н.Г. Кононовой, Э.П. Костиной Е.Г. Сайкиной, Ж.Е. Фирилевой. было доказано, что возможно использовать метод моделирования для музыкального развития дошкольников. Музыкальное мышление ребенка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
На современном этапе развития дошкольного музыкального образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования продолжает оставаться актуальной необходимость сосредоточения усилий на совершенствовании музыкально-образовательного процесса, подчеркивается значимость его игровых форм и методов, в частности - музыкально-игровой деятельности, которая успешно реализуется в процессе применения музыкальных и музыкально-дидактических игр.
Используя разнообразные игровые приемы, педагоги не только создают и поддерживают определенное эмоциональное состояние воспитанников, но и помогают успешно осваивать детям элементарные представления об особенностях музыкального языка (Н.А. Ветлугина, Т.И. Бакланова, Э.П. Костина и др.). Одним из активных игровых методов, используемых в дошкольной практике для развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста, все чаще стало являться наглядное моделирование. Проблема применения в образовании знаково-символических средств наглядного моделирования была и продолжает оставаться актуальной.
Так, известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что большой объем информации при познании окружающего мира поступает к человеку через системы значений, выработанных в культурно­историческом развитии человечества и зашифрованных в различных знаково­символических средствах.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило проблему исследования: какова возможность развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей.
Объект исследования - процесс развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей.
Гипотеза исследования. Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей будет эффективно, если:
• разработаны наглядные модели в соответствии с показателями музыкального восприятия дошкольников;
• подобраны музыкальные упражнения с использованием наглядных моделей в соответствии с показателями музыкального восприятия;
• включены наглядные модели для развития музыкального восприятия в образовательную и совместную деятельность педагога с детьми.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей.
2. Выявить уровень музыкального восприятия у детей 5-6 лет.
3. Определить методику развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей
Теоретическую основу исследования составляют:
• исследование особенностей музыкального развития (Т.И. Бакланова, Н.А. Ветлугина, Э.П. Костина и др.);
• исследования в области моделирования (Л. Бондаренко, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Н. Чекулаева);
• исследования об использовании моделирования в музыкальном развитии дошкольников. (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Волчанская, Г.Н. Кечхуашвили, Л.Н. Комиссарова, Н.Г. Кононова, Э.П. Костина Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева).
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования: обосновано использование наглядных моделей с целью развития музыкального восприятия у дошкольников 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании методики развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные музыкальные упражнения с наглядными моделями для развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет, которые могут быть использованы при реализации задач ОО «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 127 «Гуси - лебеди» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (40 источников) и 4 приложения. Текст иллюстрируют 11 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, исследование подтвердило нашу гипотезу и позволило сделать следующий вывод: использование наглядных моделей положительно влияет на уровень развития у детей 5-6 лет музыкального восприятия.
По результатам теоретического анализа, мы выяснили, что проблема развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет является актуальной в наше время. В исследованиях педагогов и психологов установлены факторы влияния на качество музыкально восприятия, к ним относятся: возраст детей, уровень их музыкального и общего развития, а также их социальное окружение. Большое влияние на музыкальное восприятие оказывает в тип нервной системы, индивидуальные особенности, музыкальные способности ребенка. Зачастую, дети, с высокими общими и музыкальными способностями, длительнее концентрируют свое внимание на музыкальном произведении, и более эмоционально откликаются на музыку, чем другие дети.
Исследования Б.М. Теплова показали, что качество музыкального восприятия связано с природными свойствами нервной организации и не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности человека, среди которых важное место занимают тонкость эмоциональных переживаний, творческой воображение, фантазия, художественное восприятие мира.
Выявление уровня музыкального восприятия детей 5-6 лет показало, что 50% детей имеет низкий уровень развития музыкального восприятия. Это связано с тем, что дошкольники не могут отличить созвучные по эмоционально-смысловому содержанию и некоторым формальным признакам (схожесть фактуры, динамика звучания, регистрово-тембровые средства выразительности) музыкальные произведения. Узнают по звучанию несколько музыкальных инструментов, но называют их не всегда правильно и нередко путают. Знания детей поверхностны и неглубоки.
Исходя из этого, нами была разработана и экспериментально проверена методика развития музыкального восприятия у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей.
Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет по средствам наглядных моделей эффективно, если:
• разработаны наглядные модели в соответствии с показателями музыкального восприятия дошкольников;
• подобраны музыкальные упражнения с использованием наглядных моделей;
• включены наглядные модели для развития музыкального восприятия в образовательную и совместную деятельность педагога с детьми.
Для реализации экспериментальной деятельности, мы разработали упражнения, направленные на развитие музыкального восприятия старших дошкольников с использованием наглядных моделей по критериям: эмоциональная отзывчивость; темпо-метрический слух; звуковысотный слух; тембровый слух; динамический слух. Упражнения проводились на музыкальном занятии, а также закреплялись в группе в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Разработанная методика позволила развить музыкальное восприятие у детей 5-6 лет посредством наглядных моделей.


1. Арисмеди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] / А.Л. Арисмеди. - М. : Прогресс, 2012. - 198 с.
2. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду. Научно - методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова - Спб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 592 с.
3. Бекина, С.И. Музыка и движение [Текст] : из опыта работы музыкальных руководителей детских садов / С.И. Бекина. - М. : Просвещение, 1983. - 208 с.
4. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонград - М. : Просвещение, 1972 - 143с.
5. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст] : Дошкольный возраст / Л.А Венгер - М. : Просвещение, 1969. - 365 с.
6. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание - 1982. - № 3. - С. 46-52.
7. Венгер, Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов [Текст] / Н.Б. Венгер // Вопросы психологии. - 1970. - № 4. - С. 77-86.
8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1968. - 415 с.
9. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 255 с
10. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] / Под ред. Ветлугиной Н.А. - Изд. 2-е - М. : Просвещение, 1982. - 156 с.
11. Волкова, А.А. ИКТ как средство музыкального воспитания детей дошкольного возраста // Материалы X Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="http://www.scienceforum.ru/2018/3174/5660"www.scienceforum.ru/2018/3 174/5660 (дата обращения: 17.03.2018).
12. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Книга по Требованию, 2013. - 135 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва : АСТ : Астрель : Люкс, 2005. - 671 с.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] : Психологический очерк / Л.С. Выгодский - Изд. 2-е - М. : Просвещение, 1967. - 92 с.
15. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я. Гальперин - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ