Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

Работа №104334

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством народной сказки 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития 8
1.2 Сказка как средство развития коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития 21
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством народной сказки 30
2.1 Выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 30
2.2 Содержание коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством народной сказки 44
2.3 Динамика развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 52
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложения 65

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования установлена необходимость решать задачу по коммуникативно-личностному развитию дошкольников посредством приобретения ими опыта в коммуникативной деятельности, для чего необходимо формировать навыки по конструктивному общению и взаимодействию с педагогами и сверстниками, использованию устной речи как основного средства общения. По наблюдениям В.А. Киселевой, И.Ю. Кулагиной, В.В. Лебединского, В.И. Лубовского, Е.А. Медведевой, О.С. Павловой, Л.И. Переслени, О.С.Степиной и др., дети с задержкой психического развития демонстрируют сниженную активность во всех видах деятельности, что оказывает существенное влияние на коммуникативное развитие этих детей. Для них характерна пониженная потребность в общении со сверстниками, а также низкий уровень эффективности этого общения во всех видах детской деятельности. Дети с задержкой психического развития не могут достичь необходимого уровня развития общения, так как им недостает знаний и умений в области межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления о том, что люди имеют индивидуальные особенности. Дети с задержкой психического развития отличаются запаздыванием формирования социальных отношений по сравнению с нормой.
Процесс коммуникативного развития детей с задержкой психического развития представляет собой актуальную проблему современной специальной педагогики и психологии. Благодаря изучению путей коммуникативного развития детей данной категории можно установить своеобразие становления психики детей с задержкой психического развития, разработать пути и средства, позволяющие корректировать индивидуальные отклонения в психическом развитии ребенка.
Необходима комплексная система, позволяющая преодолеть нарушенное развитие с учетом всех его структурных элементов, и деятельности, способной заинтересовать ребенка. У детей дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность, однако в случае с детьми с задержкой психического развития О.С. Никольская, Л.И. Плаксина, У.В. Ульенкова считают, что именно игровая деятельность не является ведущей, ее естественному возникновению и развертыванию препятствуют такие факторы, как наличие психического и речевого недоразвития, плохо развитой предметной деятельности, трудности общения со взрослыми и сверстниками. Именно поэтому в использовании произведений народного творчества, в частности народных сказок, кроется масса потенциальных возможностей, позволяющих развивать коммуникативные навыки у детей с задержкой психического развития.
Однако в современной психолого-педагогической литературе и практике специального образования недостаточно представлены исследования, раскрывающие особенности развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития посредством народной сказки. Это ведет к возникновению противоречия между необходимостью развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и отсутствием методики по использованию народной сказки при осуществлении этого процесса.
Выявленное противоречие позволяет выдвинуть проблему исследования: каковы возможности использования народной сказки в процессе развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности использования народной сказки в процессе развития коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных навыков дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития посредством народной сказки.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет эффективным, если:
• разработан и реализован комплекс НОД на основе русских народных сказок с использованием различных видов детской коммуникативной деятельности;
• активизировано развитие коммуникативной деятельности через создание ситуаций сотрудничества и взаимодействия детей 5-6 лет с задержкой психического развития в процессе ознакомления и драматизации народных сказок.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития;
2. Выявить уровень развития коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Определить и апробировать содержание работы с народной сказкой по развитию коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности; эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение; методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретические основы исследования:
• концепция Л.С. Выготского об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка в контексте культурно-исторического подхода;
• идеи М.И. Лисиной М.Г. Елагиной, С.Ю. Мещеряковой, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой об общении дошкольников;
• теоретические исследования Е.А. Екжановой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенковой по проблеме развития коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что в работе обоснована возможность использования народной сказки в процессе развития коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована методика использования народной сказки в процессе развития коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития и дано описание содержательной характеристики уровней развития коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной методики применения народной сказки в процессе развития коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями старшей группы и учителями-дефектологами в образовательном процессе детей с задержкой психического развития на базе образовательной организации.
База исследования: ДОУ № 16 г.о. Сызрань. В исследовании приняли участие 18 детей с задержкой психического развития 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (одна теоретическая и одна практическая), заключения, списка используемой литературы, приложений. Работу иллюстрируют 13 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коммуникативными навыками называется способность человека взаимодействовать с другими людьми, интерпретируя получаемую информацию адекватно ситуации и передавая ее без искажений. Коммуникативный навык включает в себя распознавание ситуации, после которого формируется своеобразное «меню» с вариантами реакции на конкретную ситуацию. Из нескольких возможных вариантов субъект склонен к выбору наиболее подходящего и удобного способа реагирования.
В связи с воздействием на всю психическую сферу ребенка, задержка психического развития представляет собой системный дефект. Дошкольники с задержкой психического развития испытывают сниженную потребность общаться со сверстниками, у них недостаточно развито общение, которое характеризуется незрелостью и ситуативностью поведения. Следует отметить доминирование у этой категории детей прагматической направленности общения со взрослыми, недостаточное владение речевыми и невербальными средствами общения, что вызывает затруднения в ходе межличностного взаимодействия, подталкивает детей к аффективному поведению в процессе коммуникации, нарушение их социальной адаптации.
Правильная организация занятий по изучению сказки, формирование интереса и мотивации к этим занятиям , позволяет развивать слуховую и произносительную культуру речи посредством инсценировки сказки, ролевых игр, чтения по ролям, что в целом развивает коммуникативные навыки детей с ЗПР. Сказка представляет собой эффективное средство, направленное на развитие коммуникативного потенциала ребенка , позволяет накапливать богатый коммуникативный опыт, расширяет коммуникативный инструментарий, влияет на оптимизацию и гармонизацию процесса межличностного общения.
Проведение экспериментального изучения коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показало, что у большинства детей средний уровень и низкий уровень развития коммуникативных навыков. Коммуникативное развитие дошкольников с задержкой психического развития 5-6 лет характеризуется недостаточной готовностью ребенка к общению и взаимодействию, пассивностью и невысокой инициативностью в общении, эмпатической неразвитостью.
В ходе проведения коррекционной педагогической работы мы реализовали комплекс занятий на основе русских народных сказок, на которых организовывали различные виды детской коммуникативной деятельности в виде бесед, совместных словесных игр-фантазий, подвижных и дидактических игр, разыгрывания диалогов, драматизации сказок.
Повторное изучение уровня развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР показало положительную динамику в уровне развития коммуникативных навыков, так как снизилось количество детей, имеющий низкий уровень развития коммуникативных навыков. Благодаря проведенной педагогической работе:
• дети знают и умеют применять в общении нормы речевого этикета;
• дети стали более инициативными и активными при организации взаимодействия со сверстниками, научились планировать совместные действия для достижения общего результата и их обсуждать;
• дети научились слушать и договариваться партнером, осуществлять согласование своих действий.
• дети стали более уверенно распознавать ситуации социального взаимодействия и применять средства коммуникации адекватно ситуации общения;
Соответственно, гипотеза исследования получила подтверждение, а использование народных сказок оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков детей 5-6 лет с задержкой психического развития.


1. Баряева, Л.Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Б. Баряева - СПб. : Ось, 2015. - 354 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: Издательствово НЦ ЭНАС, 2015. - 136 с.
3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2015. - 64 с.
4. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю.Борякова. - М. : 2013. - 127 с.
5. Буре, Р.С. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Айрис-Пресс, 2014. - 214 с.
6. Выготский, Л.С. Воспитание дошкольника. Собр. Сочинений [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 2014. - 294 с.
7. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития [Текст] / Л.А. Данилова. - С-Пб. : 2017. - 204 с.
8. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Г.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: 2013. - 177 с.
9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. - М. : 2016. - 243 с.
10. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Г.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М. : 2013. - 177 с.
11. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е.Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. - № 6. - С.11-17.
12. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М. : Изд-во Московского университета, 2017. - 104 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2014. - 203 с.
14. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - СПб.: 2012. - 248 с.
15. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития [Текст] / Г.А. Карпова. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. - 155 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ