Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых

Работа №104269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

оперативно-розыскная деятельность

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика допроса свидетелей и обвиняемых 7
1.1 Понятие, виды и структура допроса свидетелей и обвиняемых 7
1.2 Основные тактические приемы проведения допроса свидетелей и обвиняемых 17
Глава 2 Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых 28
2.1 Тактика подготовки допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых 28
2.2 Тактика проведения допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых 39
2.3 Тактика фиксации и оценки допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых 50
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 66

Криминалистика располагает большим арсеналом тактических приемов, которые применяются как в процессе проведения конкретных следственных действий, так и в процессе проведения групп следственных действий. Частные и общие тактические приемы способствуют наиболее эффективному проведению следственного действия, а значит - получению допустимых доказательств, раскрывающих сущность произошедшего.
Допрос несовершеннолетнего свидетеля или подозреваемого/обвиняемого требует высокого профессионализма от проводящего его следователя. Допрос можно признать сложнейшим с точки зрения криминалистической тактики следственным действием, а в случае проведения допроса несовершеннолетнего лица, процедура еще более усложняется.
Следователь должен учитывать, как особенности несовершеннолетнего, так и смежных лиц, аккуратно применять тактические приемы, а также легко менять тактику поведения, подстраиваясь под изменчивые реалии допроса. В связи с этим, тема дипломной работой очень актуальна.
Целью работы является исследование тактики проведения допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых. В связи с этим нами были поставлены следующие задачи:
• изучить понятие и сущность допроса;
• рассмотреть виды допроса;
• проанализировать структуру допроса;
• проанализировать основные тактические приемы, используемые при проведении допроса;
• выявить особенности тактики подготовки к допросу несовершеннолетнего;
• выявить особенности тактики проведения допроса
несовершеннолетнего;
- изучить тактику фиксации и оценки показаний несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого.
Объектом исследования являются отношения, связанные с проведением допроса несовершеннолетнего свидетеля и несовершеннолетнего обвиняемого. Предметом выступает система тактических приемов, используемых при процедуре допроса несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого. В работе использовались базовые методы исследования, а именно метод синтеза, метод анализа, сравнительно-правовой метод и иные.
В качестве нормативной базы работы выступили следующие нормативно-правовые акты: Уголовно-процессуальный кодекс; Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и другие.
В качестве теоретической базы выступили работы следующих ученых: Ажиев В.В. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей; Аксенова Л.Ю., Анешева А.Т. Тактические приемы производства допроса; Васкэ Е.В., Сафуанов Ф.С. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе; Волчецкая Т.С. Роль, этапы и перспективы ситуационного подхода в современной криминалистике; Гарипова Р.А. Разрешение конфликтной ситуации во время допроса; Ефимичев П.С. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности; Кокорин Д.Л., Мосина С.В. Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего; Мишенина А.А., Кирянина И.А. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса и другие научные работы.
Эмпирической базой послужили следующие акты судебной практики: Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2012 N 49-О12-38СП; Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12.09.2018 N 297П17 Требование: О возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых обстоятельств. Решение: Требование удовлетворено, поскольку Европейским Судом по правам человека установлено нарушение статьи 3 и пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с тем, что использование судом «самоизобличительных» показаний заявителя, полученных «под пыткой» в ходе допросов на предварительном следствии, в качестве доказательств его виновности, независимо от влияния этих показаний на исход дела, свидетельствует о несправедливости судопроизводства в целом, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».
По своей структуре работа состоит из введения, первой главы, посвященной общим вопросам тактики допроса, второй главы, посвященной особенностям тактики допроса, применительно к несовершеннолетним допрашиваемым, заключения, а также списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате квалифицированного допроса следователь/дознаватель может получить важную, точную и правдивую информацию. Для этого ему необходимо владеть тактическими средствами, применяемыми при допросе конкретной категории лиц, а также обладать психологическими, педагогическими знаниями, чтобы найти подход к допрашиваемому и получить максимум данных.
Вместе с тем, криминалистическое содержание допроса куда шире уголовно-процессуального. Это связано с тем, что в процессе допроса следователь/дознаватель воспринимает как вербальные, так и невербальные знаки допрашиваемого (жесты, мимика, интонации) и анализирует их, что способствует успешному протеканию допроса.
Также следователь/дознаватель использует тактико-психологические приемы и осуществляет психологическое воздействие на допрашиваемого (например, создание располагающей, доверительной атмосферы, сигнализирующей допрашиваемому, что следователь/дознаватель на его стороне).
Таким образом, если с уголовно-процессуальной точки зрения, допрос имеет четкую форму, за границы которой выходить нельзя, то с криминалистической допрос ограничивается только юридической этикой, и следователь/дознаватель имеет возможность использовать большой арсенал тактических и психологических приемов вплоть до сомнительных (например, запугивание допрашиваемого подозреваемого с целью получения признания в совершении преступления).
Тактика допроса разработана достаточно хорошо и предоставляет следователю возможность выбрать сообразную ситуации линию поведения. В первую очередь, следователь должен тщательно подготовится к допросу и выяснить всю доступную информацию о допрашиваемом, на основе которой построить план допроса. Собственно, при допросе следователю следует придерживаться упомянутой структуры допроса, не пропуская и не перескакивая стадии.
При этом в каждой стадии должны быть избраны походящие тактические приемы. Это очень важно, потому что неверно подобранный прием может повлечь негативный результат. Например, чрезмерное давление на допрашиваемого свидетеля после психотравмирующей ситуации может привести к невозможности получения от него показаний. Допрос признается, по сравнению с другими следственными действиями, наиболее эффективным по возможности и объему использования тактических приемов, средств, правил или их сочетания, способствующих собиранию и использованию информации в расследовании нашей категории уголовных дел.
Следователи при работе со свидетелями, подозреваемыми в основном оперируют логическими приемами и знаниями психологии. Прием предъявления доказательств направлен на изменение позиции допрашиваемого. Следователь может придерживаться одного из трех методов предъявления доказательств:
• постепенное с остановкой на каждом доказательстве помогает сформировать у допрашиваемого впечатление, что по делу собраны уже все доказательства, позволяющие установить истину по делу. В данном случае, например, обвиняемый может признать свою вину, почувствовав, что отрицать её бессмысленно;
• предъявление самого весомого доказательства, дабы вызвать у допрашиваемого волнение и впечатление, что истина по делу практически доказана, так что, например, обвиняемому стоило бы признать вину, чтобы облегчить свою участь;
• предъявление всей совокупности доказательств служит тай же цели, а выбор одного из методов зависит от позиции и психологических особенностей допрашиваемого. Следователь самостоятельно на основе имеющихся данных должен определить наиболее отвечающий ситуации метод.
Тактические приемы разнообразны по своей структуре и сущности, они в большинстве своем строятся на основе психологии и могут видоизменяться применительно к каждой конкретной ситуации, поэтому крайне сложно как перечислить все виды приемов, так и классифицировать их. Это обусловлено их изменчивостью и систематической актуализацией на практике.
Поэтому, на наш взгляд, не так важно заключать их в стройную систему, важно каждому следователю знать основные виды тактических приемов, обладать познаниями в психологии и криминалистики, чтобы эффективно их использовать, а также проверять на допустимость каждый прием.
Бесконфликтная ситуация характеризуется открытостью допрашиваемого, его в целом благожелательным отношением к следователю и дачей правдивых показаний. В этой ситуации допрашиваемый не противопоставляет себя следователю, показывает свою готовность рассказать всю известную ему информацию по делу. В этом случае могут применяться следующие приемы:
• возбуждение ассоциаций;
• подробный допрос;
• снятие эмоционального напряжения;
• замедленный тем допроса;
• допрос на месте происшествия;
• условия повышенной наглядности;
• предъявление вещественных доказательств.
Все эти приемы направлены на возбуждении воспоминаний о происшествии у допрашиваемого, дабы он мог вспомнить необходимые для дела детали.
Конфликтная ситуация возникает, когда допрашиваемый противопоставляет себя следователю, относится к нему негативно. Конфликт проявляется следующим образом: лицо отказывается от дачи показаний или уклоняется от них (отказывается входить в психологический контакт со следователем); дает ложные показания или утаивает часть информации; уничтожает доказательства, шантажирует, угрожает свидетелю и потерпевшим; наносит себе ранения, нападает на следователя и присутствующих при допросе лиц [18].
Каждая конфликтная ситуация требует индивидуального подхода. Когда допрашиваемый отказывается от дачи показаний, целесообразно применить следующие тактические приемы:
• необходимо выяснить причину отказа от дачи показаний и постараться устранить ее;
• провести беседу на нейтральную тему. При этом желательно найти тему, которая близка допрашиваемому, интересует его;
• выразить сочувствие. Оно выражается в зависимости от процессуального положения допрашиваемого. Для подозреваемого и обвиняемого сочувствие выражается в форме: «Судя по всему, жизнь Вас не баловала», или «Как много в этой жизни Вам пришлось пережить». Потерпевшему сочувствие выражается в форме: «Я понимаю, что Вам неприятно вспоминать это событие, но для установления истины и привлечения виновного к ответственности, это необходимо»;
• предложить в любое время обращаться за советом и помощью, для чего сообщить номера служебных телефонов для контакта;
• растолковать допрашиваемому, что отказ от дачи показаний ухудшает возможности защиты его прав и интересов, а также использовать иные приемы.
Эффективность допроса несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства во многом зависит от того, насколько эффективной будет подготовка к допросу. Анализ научной юридической литературы показывает, что подготовка к допросу - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий его производства.
При использовании любого тактического приема следователь должен четко понимать границы допустимого поведения. В связи с этим при допросе несовершеннолетнего следователь не должен:
• относиться к ребенку уничижительно, не воспринимая его как личность;
• делать скоропалительные выводы и навязывать их несовершеннолетнему;
• задавать наводящие вопросы;
• небрежно относиться к работе, считая, что допрос ребенка ничего не принесет;
• формально исполнять свои обязанности;
• вести себя с ребенком как с заведомо виновным;
• давить на несовершеннолетнего и нагнетать атмосферу, в которой несовершеннолетнему будет некомфортно;
• пугать несовершеннолетнего;
• насмехаться над несовершеннолетним и фамильярничать;
• опускаться до использования подростковой лексики и сленга.
При допросе несовершеннолетнего также целесообразно использовать следующие тактические приемы:
• допущение легенды - следователь дает возможность несовершеннолетнему высказаться и изложить его версию происходящего, зная по другим доказательствам, что показания несовершеннолетнего ложные. В процессе получения показаний следователь отмечает их нелогичность и несогласованность, указывая на это несовершеннолетнему и побуждая его давать правдивые показания;
• прерывание лжи - в противовес вышеуказанному приему, следователь сразу пресекает попытки дачи ложных показаний, предъявляет иные доказательства, которые опровергают слова несовершеннолетнего. В зависимости от ситуации следователю необходимо определить, какой из двух методов, связанных с ложными показаниями, необходимо использовать;
• отвлечение внимания - следователь задает дополнительные вопросы, не связанные с интересующим его эпизодом, чтобы усыпить бдительность допрашиваемого;
• уточнение - следователь акцентирует внимание на важных моментах, побуждая несовершеннолетнего более подробно на них остановиться;
• детализация - следователь задает короткие и конкретные вопросы, чтобы конкретизировать расплывчатые показания;
• контроль - тактический прием, заключающийся в постановке вопросов, прямо не относящихся к теме допроса, но позволяющих получить контрольные сведения для проверки правильности показаний об отдельных фактах;
• косвенное внушение - если лицо отказывается от дачи показаний, следователь может сообщить некоторые факты, достоверно установленные, в целях создания преувеличенного представления о своей осведомленности.
Проводя допрос с несовершеннолетним свидетелем или подозреваемым/ обвиняемым, следователь должен также учитывать воздействие на психику несовершеннолетних законных представителей, педагога, психолога.
Кроме того, указанные лица могут вмешиваться в процесс допроса, что существенно осложняет деятельность следователя и мешает получению правдивых показаний.
Поэтому следователю необходимо найти подход также и к законным представителем, уверив их в том, что он действует на благо несовершеннолетнего.
Таким образом, допрос можно признать сложнейшим с точки зрения криминалистической тактики следственным действием, а в случае проведения допроса несовершеннолетнего лица, процедура еще более усложняется.
Следователь должен учитывать, как особенности несовершеннолетнего, так и смежных лиц, аккуратно применять тактические приемы, а также легко менять тактику поведения, подстраиваясь под изменчивые реалии допроса.
Таким образом, следователь в своем идеальном виде должен быть осведомлен о психологических особенностях несовершеннолетнего, уметь применять на практике педагогические методы и вместе с тем неукоснительно соблюдать требования законодательства, морали и нравственности. Только в этом случае допрос несовершеннолетнего может пройти плодотворно. Однако зафиксировано, что такая высокая квалификация кадров редка.
Прокурорская проверка, проводимая в Москве в 2015 году выявила - 74% следователей не делают различий между взрослыми и несовершеннолетними. Также часто они не производят должную подготовку к допросу, а также не используют весь арсенал тактических методов, которые могут применяться при допросе несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых, что непосредственным образом сказывается на качестве следствия.


1. Ажиев В.В. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Теория и практика общественного развития. № 5. 2012. С. 288-291.
2. Аксенова Л.Ю., Анешева А.Т. Тактические приемы производства допроса // Сибирское юридическое обозрение. 2019. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/takticheskie-priemy-proizvodstva-doprosa (дата обращения: 24.04.2020).
3. Алексеева С.О., Понамаренко Е.Р. Особенности тактики допроса несовершеннолетних // ППД. 2019. №4. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-taktiki-doprosa-nesovershennoletnih (дата обращения: 22.05.2020).
4. Антонов В.П., Морозов В.Н. Криминалистика// Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации: [сайт]. - 2009-2020. URL: https://distance.rpa-mu.ru/files/books/krm/pr.html (дата доступа 22.04.2020).
5. Бертовский Л.В. Допрос: тактика и технологии. М.: Экзамен, 2015. - 303 с.
6. Варлова Александра Олеговна, Гнетова Людмила Валентиновна Особенности допроса несовершеннолетних // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-doprosa-nesovershennoletnih-1 (дата обращения: 15.12.2019).
7. Васильев А.Н. Следственная тактика. - М.: Юридическая литература. 1976. 84с.
8. Васильев А.Н., Карнеева Л. М. Тактика допроса при расследовании преступлений. М. : Юрид. лит., 1970. 208 с.
9. Васкэ Е.В., Сафуанов Ф.С. Методологические принципы психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними при допросе // Юридическая психология. 2011. № 2. С. 10-14.
10. Вершинин А.Г. Особенности правового регулирования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (с учетом изменений УПК, вступающих в силу 01.01.2015). Процессуальный и криминалистический аспекты // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 504-506.
11. Виноградова О.П. Особенности тактики отдельных следственных действий с участием подозреваемых (обвиняемых), страдающих нарушением психики / О.П.Виноградова // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. № 1. С. 208-213.
12. Волчецкая Т.С. Роль, этапы и перспективы ситуационного подхода в современной криминалистике // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (46). С. 9-11.
13. Гарипова Р.А. Разрешение конфликтной ситуации во время допроса / Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2014. С. 45-46.
14. Давидович Зинаида Олеговна Тактические особенности фиксации показаний несовершеннолетних на стадии предосудительного расследования // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2013. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/takticheskie-osobennosti-fiksatsii- pokazaniy-nesovershennoletnih-na-stadii-predaritelnogo-rassledovaniya (дата обращения: 20.05.2020).
15. Джанибекова Н.А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н.А. Джанибекова, Ш.А. Зарипов. - Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. 2013. № 7 (54). С. 357-359. - URL: https://moluch.ru/archive/54/7451/ (дата обращения: 26.04.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ