Психологические особенности готовности личности к браку в юношеском возрасте
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности личности к браку в
психологической литературе 8
1.1 Анализ понятий брака и семьи как категорий психологии 8
1.2 Проблема готовности личности к браку в психологической литературе 16
1.3 Основные социально-психологические особенности личности как фактор
психологической готовности к браку 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей готовности личности к браку 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования особенностей готовности личности к
браку 35
2.3 Рекомендации по формированию готовности к браку в юношеском возрасте 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности личности к браку в
психологической литературе 8
1.1 Анализ понятий брака и семьи как категорий психологии 8
1.2 Проблема готовности личности к браку в психологической литературе 16
1.3 Основные социально-психологические особенности личности как фактор
психологической готовности к браку 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей готовности личности к браку 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования особенностей готовности личности к
браку 35
2.3 Рекомендации по формированию готовности к браку в юношеском возрасте 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Актуальность исследования. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в современном обществе, достаточно сильно влияют на институт семьи, его роль и значимость для молодежи. Это способствует возникновению большого интереса к изучению проблемы исследования особенностей вступления в брак, мотивации, а также готовности личности к вступлению и реализации брачно-семейных отношений.
Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что за последние годы значительно выросло количество разводов в нашей стране, наряду с сокращением заключаемых брачных союзов. Статистика такова, что в среднем, брак расторгает каждая вторая из пяти пар, то есть примерно половина мужчин и женщин в течение своей жизни были участниками бракоразводных процессов. Причем, большинство браков распадается в первые пять лет совместной супружеской жизни. Отсюда вытекает обострение многих социальных проблем, с которыми сталкивается современное российское общество - внебрачная рождаемость, а также, большое количество неполных семей.
Молодая семья является достаточно неустойчивой социальной системой, в которой происходят не только внутренние процессы адаптации, становления, но и необходимость развиваться в постоянно изменяющемся социуме. Все это негативно сказывается на процессах её жизнедеятельности. Также, к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи способствует разная мотивация на заключение брака, несовпадение представлений о браке и семье и, в целом, отсутствие готовности будущих супругов вступать в брак.
Не смотря на важность изучения для практической психологии и значимость для общества, проблема готовности личности к браку остается малоизученной. Большое количество исследований посвящено сфере семейных отношений в целом (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер , А.Я. Варга, Вирджиния Сатир, В.Н. Дружинин, Т.В. Андреева, А.Г. Харчев). Также ученые рассматривают проблему брачной мотивации в контексте изучения готовности молодежи к семейным отношениям и добрачного воспитания (Т.В. Андреева, Я. Корчак, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Свой вклад в изучение особенностей представлений молодежи о будущей семейной жизни внесли Е.Б. Маценова, А.М. Прихожан, Т.И. Юферева, П.М. Якобсон.
С нашей точки зрения, необходимость рассмотрения готовности к вступлению в брак в юношеском возрасте в качестве самостоятельного предмета научного исследования продиктовано как запросами практики психологического семейного консультирования, так и психологии семьи как отрасли современной психологической науки. В своем исследовании мы опираемся на периодизацию возрастного развития, в которой нижней границей юношеского возраста является возраст 17-18 лет, а верхней - 21-23 года.
Цель исследования: изучить психологические особенности готовности к браку в юношеском возрасте.
Объект исследования: готовность личности к браку.
Предмет исследования: особенности готовности к браку в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность к браку в юношеском возрасте будет иметь свои особенности, а также половую специфику, в частности девушки характеризуются больше готовностью к браку, нежели юноши.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической литературы по проблеме психологической готовности к браку в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить психологические особенности готовности к браку у лиц юношеского возраста;
3. Проанализировать особенности психологической готовности к браку у юношей и девушек, провести сравнительный анализ;
4. Разработать рекомендации по формированию готовности к браку в юношеском возрасте
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами в сфере семейной психологии (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Э.Г. Эйдемиллер , А.Я. Варга, В.В. Юстицкис), а также концепции и подходы к анализу готовности к вступлению в брак (Т.В. Андреева, Я. Корчак, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Методы исследования:
1) Теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2) Диагностические методы:
• Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП);
• Опросник «Мотивационная готовность к браку», разработанный С.В. Жолудевой;
• Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда;
• Исследование семейных установок А.Н. Сизанов.
3) Математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме готовности личности к вступлению в брак, по проблеме их особенностей в юношеском возрасте и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования можно использовать при практической работе в области семейной психологии, реализовывать программы психологического просвещения по формированию готовности вступления в брак в юношеском возрасте, а также, использовать для совершенствования подготовки психологов и педагогов-психологов, работающих в области психологического консультирования.
Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании приняли участие 15 пар, состоящих в отношениях и решивших в ближайшие полгода их узаконить. Опираясь на тему исследования и выдвинутую нами гипотезу, мы разделил испытуемых на две группы по половому признаку. В первую группу вошли девушки (15 человек), вторую группу составили юноши (15 человек).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что за последние годы значительно выросло количество разводов в нашей стране, наряду с сокращением заключаемых брачных союзов. Статистика такова, что в среднем, брак расторгает каждая вторая из пяти пар, то есть примерно половина мужчин и женщин в течение своей жизни были участниками бракоразводных процессов. Причем, большинство браков распадается в первые пять лет совместной супружеской жизни. Отсюда вытекает обострение многих социальных проблем, с которыми сталкивается современное российское общество - внебрачная рождаемость, а также, большое количество неполных семей.
Молодая семья является достаточно неустойчивой социальной системой, в которой происходят не только внутренние процессы адаптации, становления, но и необходимость развиваться в постоянно изменяющемся социуме. Все это негативно сказывается на процессах её жизнедеятельности. Также, к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи способствует разная мотивация на заключение брака, несовпадение представлений о браке и семье и, в целом, отсутствие готовности будущих супругов вступать в брак.
Не смотря на важность изучения для практической психологии и значимость для общества, проблема готовности личности к браку остается малоизученной. Большое количество исследований посвящено сфере семейных отношений в целом (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер , А.Я. Варга, Вирджиния Сатир, В.Н. Дружинин, Т.В. Андреева, А.Г. Харчев). Также ученые рассматривают проблему брачной мотивации в контексте изучения готовности молодежи к семейным отношениям и добрачного воспитания (Т.В. Андреева, Я. Корчак, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Свой вклад в изучение особенностей представлений молодежи о будущей семейной жизни внесли Е.Б. Маценова, А.М. Прихожан, Т.И. Юферева, П.М. Якобсон.
С нашей точки зрения, необходимость рассмотрения готовности к вступлению в брак в юношеском возрасте в качестве самостоятельного предмета научного исследования продиктовано как запросами практики психологического семейного консультирования, так и психологии семьи как отрасли современной психологической науки. В своем исследовании мы опираемся на периодизацию возрастного развития, в которой нижней границей юношеского возраста является возраст 17-18 лет, а верхней - 21-23 года.
Цель исследования: изучить психологические особенности готовности к браку в юношеском возрасте.
Объект исследования: готовность личности к браку.
Предмет исследования: особенности готовности к браку в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность к браку в юношеском возрасте будет иметь свои особенности, а также половую специфику, в частности девушки характеризуются больше готовностью к браку, нежели юноши.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической литературы по проблеме психологической готовности к браку в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить психологические особенности готовности к браку у лиц юношеского возраста;
3. Проанализировать особенности психологической готовности к браку у юношей и девушек, провести сравнительный анализ;
4. Разработать рекомендации по формированию готовности к браку в юношеском возрасте
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами в сфере семейной психологии (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Э.Г. Эйдемиллер , А.Я. Варга, В.В. Юстицкис), а также концепции и подходы к анализу готовности к вступлению в брак (Т.В. Андреева, Я. Корчак, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Методы исследования:
1) Теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2) Диагностические методы:
• Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП);
• Опросник «Мотивационная готовность к браку», разработанный С.В. Жолудевой;
• Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда;
• Исследование семейных установок А.Н. Сизанов.
3) Математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме готовности личности к вступлению в брак, по проблеме их особенностей в юношеском возрасте и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования можно использовать при практической работе в области семейной психологии, реализовывать программы психологического просвещения по формированию готовности вступления в брак в юношеском возрасте, а также, использовать для совершенствования подготовки психологов и педагогов-психологов, работающих в области психологического консультирования.
Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании приняли участие 15 пар, состоящих в отношениях и решивших в ближайшие полгода их узаконить. Опираясь на тему исследования и выдвинутую нами гипотезу, мы разделил испытуемых на две группы по половому признаку. В первую группу вошли девушки (15 человек), вторую группу составили юноши (15 человек).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Исследователи и специалисты в сфере семейных отношений отмечают значительный рост количества разводов в нашей стране за последние годы, при этом число заключаемых браков сокращается. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Большее число разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет. Такая тенденция приводит к обострению социальных проблем - внебрачной рождаемости и увеличению количества неполных семей.
Молодая семья, представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию. По мнению ученых, несовпадение целей супружества, различные представления о браке и семье и разная мотивация вступления в брак во многих случаях приводят к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи В.П. Шейнов, Н.Г. Юркевич, С.В. Ковалев и др.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме психологической готовности к браку в юношеском возрасте были проанализированы работы Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской, В.В. Столина, Э.Г. Эйдемиллера, А.Я. Варга, В. Сатир, Т.В. Андреевой, А.Г. Харчев, В.В. Юстицкиса. Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема исследования психологической готовности к браку в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как её специфика в юношеском возрасте и в аспекте половых различий лишь в недавнее время стала предметом внимания исследователей и требует дополнительного изучения и анализа.
В результате исследования особенностей готовности к браку в юношеском возрасте было определено:
Для девушек наиболее значимым в семейной жизни является моральная и эмоциональная поддержка супругов и других членов семьи, ориентируются на брак как на среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Также, девушки большое значение уделяют внешней привлекательности своего партнера и ориентируют его на современные образцы внешнего облика. Для юношей, в разрез традиционным представлениям, наиболее значимой сферой является родительско- воспитательная. Низкое значение у юношей, также, как и у девушек, имеет шкала интимно-сексуальной сферы.
Как для юношей, так и для девушек высокое значение имеет «мотивация на брак с определенным человеком», то есть они сознательно совершают выбор супругасупруги и принимают все его достоинства и недостатки. Ориентируются на определенный тип брака 40% юношей и 20% девушек. Мотивация на сам факт брака выявлена у 6,4% юношей и 6,4% девушек.
Девушки, в большей степени, чем юноши, демонстрируют достаточную подготовленность к семейной жизни. Они стремятся создать положительный психоэмоциональный фон в семье, поддерживают уважительные и доброжелательные отношения с родными и близкими, осваивают и совершенствуют хозяйственно-экономические функции, уделяют значение налаживанию здорового семейно-бытового режима и т.д.
У девушек наиболее выражены такие семейные установки как «значимость детей в жизни человека», «зависимость от супруга», «альтернатива между чувством долга и удовольствием», тогда как у юношей - только «отношение к разводу». Низкие значения у девушек имеют установки на традиционные представления о роли женщины и отношение к деньгам. У юношей наименее выражены такие шкалы как «представления о запретности сексуальной сферы», «позитивное отношение к людям», «альтернатива между чувством долга и удовольствием».
Сравнительный анализ ролевых притязаний и ожиданий в браке юношей и девушек выявил значимые различия в родительско-воспитательной сфере - юноши в большей степени, чем девушки придают значение своему будущему отцовству; в эмоционально-психотерапевтической сфере, то есть для девушек в большей степени, чем для юношей, в семейной жизни важной является моральная и эмоциональная поддержка супругов и других членов семьи. В целом, девушки характеризуются большей готовность к семейной жизни, чем юноши.
Сравнительный анализ семейных установок позволил определить, что девушки в большей степени, чем юноши, позитивно и доброжелательно относятся к людям», действуют исходя из своего чувства долга, чем стремления получить удовольствие, придают детям большую и значимую роль, подвержены эмоциональной и психологической зависимости от супруга, ориентируются на традиционно представляемую романтическую любовь. У юношей наиболее легкое отношение к разводу, чем у девушек, они более бережливо относятся к деньгам и финансовому состоянию, к семье у них более эгалитарное отношение, считают, что она должна быть основана на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства.
Девушки в большей степени, чем юноши, ориентируются на брак с определенным человеком, более сознательно совершают выбор супруга, основанный на понимании его достоинств и недостатков. Юноши в большей степени, чем девушки мотивированы на конкретный тип брака, то есть они стремятся найти такого партнера, который способен осуществить их мечты и соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений.
Подводя итог, отметим, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о специфических особенностях готовности к браку у девушек и юношей подтвердилась.
Молодая семья, представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию. По мнению ученых, несовпадение целей супружества, различные представления о браке и семье и разная мотивация вступления в брак во многих случаях приводят к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи В.П. Шейнов, Н.Г. Юркевич, С.В. Ковалев и др.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме психологической готовности к браку в юношеском возрасте были проанализированы работы Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской, В.В. Столина, Э.Г. Эйдемиллера, А.Я. Варга, В. Сатир, Т.В. Андреевой, А.Г. Харчев, В.В. Юстицкиса. Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема исследования психологической готовности к браку в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как её специфика в юношеском возрасте и в аспекте половых различий лишь в недавнее время стала предметом внимания исследователей и требует дополнительного изучения и анализа.
В результате исследования особенностей готовности к браку в юношеском возрасте было определено:
Для девушек наиболее значимым в семейной жизни является моральная и эмоциональная поддержка супругов и других членов семьи, ориентируются на брак как на среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Также, девушки большое значение уделяют внешней привлекательности своего партнера и ориентируют его на современные образцы внешнего облика. Для юношей, в разрез традиционным представлениям, наиболее значимой сферой является родительско- воспитательная. Низкое значение у юношей, также, как и у девушек, имеет шкала интимно-сексуальной сферы.
Как для юношей, так и для девушек высокое значение имеет «мотивация на брак с определенным человеком», то есть они сознательно совершают выбор супругасупруги и принимают все его достоинства и недостатки. Ориентируются на определенный тип брака 40% юношей и 20% девушек. Мотивация на сам факт брака выявлена у 6,4% юношей и 6,4% девушек.
Девушки, в большей степени, чем юноши, демонстрируют достаточную подготовленность к семейной жизни. Они стремятся создать положительный психоэмоциональный фон в семье, поддерживают уважительные и доброжелательные отношения с родными и близкими, осваивают и совершенствуют хозяйственно-экономические функции, уделяют значение налаживанию здорового семейно-бытового режима и т.д.
У девушек наиболее выражены такие семейные установки как «значимость детей в жизни человека», «зависимость от супруга», «альтернатива между чувством долга и удовольствием», тогда как у юношей - только «отношение к разводу». Низкие значения у девушек имеют установки на традиционные представления о роли женщины и отношение к деньгам. У юношей наименее выражены такие шкалы как «представления о запретности сексуальной сферы», «позитивное отношение к людям», «альтернатива между чувством долга и удовольствием».
Сравнительный анализ ролевых притязаний и ожиданий в браке юношей и девушек выявил значимые различия в родительско-воспитательной сфере - юноши в большей степени, чем девушки придают значение своему будущему отцовству; в эмоционально-психотерапевтической сфере, то есть для девушек в большей степени, чем для юношей, в семейной жизни важной является моральная и эмоциональная поддержка супругов и других членов семьи. В целом, девушки характеризуются большей готовность к семейной жизни, чем юноши.
Сравнительный анализ семейных установок позволил определить, что девушки в большей степени, чем юноши, позитивно и доброжелательно относятся к людям», действуют исходя из своего чувства долга, чем стремления получить удовольствие, придают детям большую и значимую роль, подвержены эмоциональной и психологической зависимости от супруга, ориентируются на традиционно представляемую романтическую любовь. У юношей наиболее легкое отношение к разводу, чем у девушек, они более бережливо относятся к деньгам и финансовому состоянию, к семье у них более эгалитарное отношение, считают, что она должна быть основана на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства.
Девушки в большей степени, чем юноши, ориентируются на брак с определенным человеком, более сознательно совершают выбор супруга, основанный на понимании его достоинств и недостатков. Юноши в большей степени, чем девушки мотивированы на конкретный тип брака, то есть они стремятся найти такого партнера, который способен осуществить их мечты и соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений.
Подводя итог, отметим, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о специфических особенностях готовности к браку у девушек и юношей подтвердилась.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К БРАКУ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К СОЗДАНИЮ БРАКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Представления о семье в юношеском возрасте
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительный анализ психологической готовности к браку у юношей и девушек
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - «Психологическая готовность к браку у лиц юношеского возраста»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте (19.00.13)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И МОТИВАЦИОННО-
ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ ЮНОШЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020



