Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности готовности личности к браку в юношеском возрасте

Работа №104262

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы готовности личности к браку в
психологической литературе 8
1.1 Анализ понятий брака и семьи как категорий психологии 8
1.2 Проблема готовности личности к браку в психологической литературе 16
1.3 Основные социально-психологические особенности личности как фактор
психологической готовности к браку 25
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей готовности личности к браку 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования особенностей готовности личности к
браку 35
2.3 Рекомендации по формированию готовности к браку в юношеском возрасте 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 53
Список используемой литературы 56


Актуальность исследования. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в современном обществе, достаточно сильно влияют на институт семьи, его роль и значимость для молодежи. Это способствует возникновению большого интереса к изучению проблемы исследования особенностей вступления в брак, мотивации, а также готовности личности к вступлению и реализации брачно-семейных отношений.
Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что за последние годы значительно выросло количество разводов в нашей стране, наряду с сокращением заключаемых брачных союзов. Статистика такова, что в среднем, брак расторгает каждая вторая из пяти пар, то есть примерно половина мужчин и женщин в течение своей жизни были участниками бракоразводных процессов. Причем, большинство браков распадается в первые пять лет совместной супружеской жизни. Отсюда вытекает обострение многих социальных проблем, с которыми сталкивается современное российское общество - внебрачная рождаемость, а также, большое количество неполных семей.
Молодая семья является достаточно неустойчивой социальной системой, в которой происходят не только внутренние процессы адаптации, становления, но и необходимость развиваться в постоянно изменяющемся социуме. Все это негативно сказывается на процессах её жизнедеятельности. Также, к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи способствует разная мотивация на заключение брака, несовпадение представлений о браке и семье и, в целом, отсутствие готовности будущих супругов вступать в брак.
Не смотря на важность изучения для практической психологии и значимость для общества, проблема готовности личности к браку остается малоизученной. Большое количество исследований посвящено сфере семейных отношений в целом (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер , А.Я. Варга, Вирджиния Сатир, В.Н. Дружинин, Т.В. Андреева, А.Г. Харчев). Также ученые рассматривают проблему брачной мотивации в контексте изучения готовности молодежи к семейным отношениям и добрачного воспитания (Т.В. Андреева, Я. Корчак, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис). Свой вклад в изучение особенностей представлений молодежи о будущей семейной жизни внесли Е.Б. Маценова, А.М. Прихожан, Т.И. Юферева, П.М. Якобсон.
С нашей точки зрения, необходимость рассмотрения готовности к вступлению в брак в юношеском возрасте в качестве самостоятельного предмета научного исследования продиктовано как запросами практики психологического семейного консультирования, так и психологии семьи как отрасли современной психологической науки. В своем исследовании мы опираемся на периодизацию возрастного развития, в которой нижней границей юношеского возраста является возраст 17-18 лет, а верхней - 21-23 года.
Цель исследования: изучить психологические особенности готовности к браку в юношеском возрасте.
Объект исследования: готовность личности к браку.
Предмет исследования: особенности готовности к браку в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая готовность к браку в юношеском возрасте будет иметь свои особенности, а также половую специфику, в частности девушки характеризуются больше готовностью к браку, нежели юноши.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической литературы по проблеме психологической готовности к браку в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить психологические особенности готовности к браку у лиц юношеского возраста;
3. Проанализировать особенности психологической готовности к браку у юношей и девушек, провести сравнительный анализ;
4. Разработать рекомендации по формированию готовности к браку в юношеском возрасте
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами в сфере семейной психологии (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Э.Г. Эйдемиллер , А.Я. Варга, В.В. Юстицкис), а также концепции и подходы к анализу готовности к вступлению в брак (Т.В. Андреева, Я. Корчак, В. Сатир, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Методы исследования:
1) Теоретический метод - сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2) Диагностические методы:
• Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП);
• Опросник «Мотивационная готовность к браку», разработанный С.В. Жолудевой;
• Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда;
• Исследование семейных установок А.Н. Сизанов.
3) Математические методы обработки результатов - описательная статистика, сравнительный анализ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме готовности личности к вступлению в брак, по проблеме их особенностей в юношеском возрасте и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области данной проблематики.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования можно использовать при практической работе в области семейной психологии, реализовывать программы психологического просвещения по формированию готовности вступления в брак в юношеском возрасте, а также, использовать для совершенствования подготовки психологов и педагогов-психологов, работающих в области психологического консультирования.
Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании приняли участие 15 пар, состоящих в отношениях и решивших в ближайшие полгода их узаконить. Опираясь на тему исследования и выдвинутую нами гипотезу, мы разделил испытуемых на две группы по половому признаку. В первую группу вошли девушки (15 человек), вторую группу составили юноши (15 человек).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследователи и специалисты в сфере семейных отношений отмечают значительный рост количества разводов в нашей стране за последние годы, при этом число заключаемых браков сокращается. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Большее число разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет. Такая тенденция приводит к обострению социальных проблем - внебрачной рождаемости и увеличению количества неполных семей.
Молодая семья, представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию. По мнению ученых, несовпадение целей супружества, различные представления о браке и семье и разная мотивация вступления в брак во многих случаях приводят к разочарованию в семейной жизни и распаду молодой семьи В.П. Шейнов, Н.Г. Юркевич, С.В. Ковалев и др.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме психологической готовности к браку в юношеском возрасте были проанализированы работы Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской, В.В. Столина, Э.Г. Эйдемиллера, А.Я. Варга, В. Сатир, Т.В. Андреевой, А.Г. Харчев, В.В. Юстицкиса. Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема исследования психологической готовности к браку в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как её специфика в юношеском возрасте и в аспекте половых различий лишь в недавнее время стала предметом внимания исследователей и требует дополнительного изучения и анализа.
В результате исследования особенностей готовности к браку в юношеском возрасте было определено:
Для девушек наиболее значимым в семейной жизни является моральная и эмоциональная поддержка супругов и других членов семьи, ориентируются на брак как на среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Также, девушки большое значение уделяют внешней привлекательности своего партнера и ориентируют его на современные образцы внешнего облика. Для юношей, в разрез традиционным представлениям, наиболее значимой сферой является родительско- воспитательная. Низкое значение у юношей, также, как и у девушек, имеет шкала интимно-сексуальной сферы.
Как для юношей, так и для девушек высокое значение имеет «мотивация на брак с определенным человеком», то есть они сознательно совершают выбор супругасупруги и принимают все его достоинства и недостатки. Ориентируются на определенный тип брака 40% юношей и 20% девушек. Мотивация на сам факт брака выявлена у 6,4% юношей и 6,4% девушек.
Девушки, в большей степени, чем юноши, демонстрируют достаточную подготовленность к семейной жизни. Они стремятся создать положительный психоэмоциональный фон в семье, поддерживают уважительные и доброжелательные отношения с родными и близкими, осваивают и совершенствуют хозяйственно-экономические функции, уделяют значение налаживанию здорового семейно-бытового режима и т.д.
У девушек наиболее выражены такие семейные установки как «значимость детей в жизни человека», «зависимость от супруга», «альтернатива между чувством долга и удовольствием», тогда как у юношей - только «отношение к разводу». Низкие значения у девушек имеют установки на традиционные представления о роли женщины и отношение к деньгам. У юношей наименее выражены такие шкалы как «представления о запретности сексуальной сферы», «позитивное отношение к людям», «альтернатива между чувством долга и удовольствием».
Сравнительный анализ ролевых притязаний и ожиданий в браке юношей и девушек выявил значимые различия в родительско-воспитательной сфере - юноши в большей степени, чем девушки придают значение своему будущему отцовству; в эмоционально-психотерапевтической сфере, то есть для девушек в большей степени, чем для юношей, в семейной жизни важной является моральная и эмоциональная поддержка супругов и других членов семьи. В целом, девушки характеризуются большей готовность к семейной жизни, чем юноши.
Сравнительный анализ семейных установок позволил определить, что девушки в большей степени, чем юноши, позитивно и доброжелательно относятся к людям», действуют исходя из своего чувства долга, чем стремления получить удовольствие, придают детям большую и значимую роль, подвержены эмоциональной и психологической зависимости от супруга, ориентируются на традиционно представляемую романтическую любовь. У юношей наиболее легкое отношение к разводу, чем у девушек, они более бережливо относятся к деньгам и финансовому состоянию, к семье у них более эгалитарное отношение, считают, что она должна быть основана на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства.
Девушки в большей степени, чем юноши, ориентируются на брак с определенным человеком, более сознательно совершают выбор супруга, основанный на понимании его достоинств и недостатков. Юноши в большей степени, чем девушки мотивированы на конкретный тип брака, то есть они стремятся найти такого партнера, который способен осуществить их мечты и соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений.
Подводя итог, отметим, что выдвинутая в начале исследования гипотеза о специфических особенностях готовности к браку у девушек и юношей подтвердилась.



1. Айгумова, З.И., Айгунов, В.Р. Мотивация выбора супруга [Текст] / З.И. Айгумова, В.Р. Айгунов. — М.: «Прометей» МПГУ, 2010. - 216 с.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование [Текст] / Ю.Н. Алешина. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 208 с
3. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Ю.Е. Алешина. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007.
4. Алешина, Ю.Е., Гозман, Л.Я., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубровская. - М.: МГУ, 1987. - 120 с.
5. Вацлавик, Л., Бивин, Д., Джексон, Д. Прагматика человеческих коммуникаций: изучение паттернов, патологии и парадоксов взаимодействия [Текст] / Л. Вацлавик, Д. Бивин, Д. Джексон. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО- Пресс, 2000
6. Волкова, А.Н., Трапезникова, Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений [Текст] / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова. - Самара: Бахра-М, 2007.
7. Волченкова, Е.В. Классификация и характеристика мотивов вступления в брак [Текст] / Е.В. Волченкова // Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - 2014.- №2 (34).- С. 31-36
8. Гозман, Л.Я., Алешина, Ю.Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре [Текст] / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1987. - С. 140-152.
9. Гозман, Л.Я., Алешина, Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 10 - 20
10. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С.И. Голод. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 124 с.
11. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологические и
демографические аспекты [Текст] / С.И. Голод. - Л.: Наука, 1984. - 136 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 533 с.
13. Елизаров, А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи [Текст] / А.Н. Елизаров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - № 3. - С. 59-67.
14. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - С.512
15. Камнева, Н.А. Мотивация вступления в брак и ее влияние на конфликтные ситуации будущей молодой семьи [Текст] / Н.А. Камнев // Вестник ТГУ. - 2009. - №2 (70). - С. 271-276
16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
17. Карташова, Т.Е. Особенности брачно-семейных установок современной молодежи [Текст] / Т.Е. Карташова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - № 129. - 114-122 с.
18. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 420 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
20. Маленова, А.Ю, Дружинина, Ю.А. Особенности мотивации брачно-семейных отношений представителей разных поколений [Текст] / А.Ю. Маленова, Ю.А. Дружинина // Семейная Психология. Вестник Омского Университета. - 2010. - № 2. - С. 39-51
21. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма
субъектности [Текст] / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 - 512 с
22. Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы всероссийской научной конференции: в 2-х частях. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М.: МГУ, 2003. - 328 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 566 с.
24. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е.Г. Силяева. - М.: Академия, 2002. - 212 с.
25. Собчак, Л.Н. Диагностика психологической
совместимости. Еще раз про любовь (психолог о любви, о семье, о детях) [Текст] / Л.Н. Собчак. - СПб.: Речь, 2002. - 154 с.
26. Сысенко, В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия [Текст] / В.А. Сысенко. - М.: Финансы и статистика, 1981. - 94 с.
27. Терехин, В.А. Криченко, Е.В. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений [Текст] / В.А. Терехин, Е.В. Криченко // Прикладная психология. - 1999. - № 5. - С. 63-74
28. Усынина, Т.П., Мотивация вступления в брак [Текст] / Т.П. Усынина // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». - 2014. - № 7.
29. Утепбергенов, М.А. Факторы устойчивости брака в каракалпакской семье [Текст] / М.А. Утепбергенов // Педагогика. - №1. - 2015
30. Философский словарь [Текст / под общ.ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. - Ростов-на-Дону: Феникс,2012. - 576 с
31. Харчев, А.Г., Мацконский, М.С. Современная семья и ее
проблемы [Текст] / А.Г. Харчев, М.С Мацконский. Социально¬
демографическое исследование. - М., 1978
32. Холмогорова, А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии [Текст] / А.Б. Холмогорова // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - №1. - С. 93-119
33. Черников А.В Системная семейная терапия [Текст] / А.В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 208 с.
34. Чернов, А. Стратегия брака. «Если бы все женились только по любви, то человечество бы вымерло» [Текст] / А. Чернов // Ведомости. - 2004. - №5.
35. Чистякова, Т.С., Курамшев, А.В Стратегии добрачных практик современной молодежи [Текст] / Т.С. Чистякова, А.В. Курамшев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2010. - № 3. - С. 43-49
36. Шапиро, Б.Ю. От знакомства к браку [Текст] / Б.Ю. Шапиро. - М.: Медицина, 1990
37. Швец, А.М., Могилевкин, Е.А., Каргаполова, Е.Ю. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи [Текст]/ А.М. Швец, Е.А. Могилевкин, Е.Ю. Каргаполова // Вопросы психологии. - 2006. - №2.
38. Шингаркина, Д.А. Изучение представлений современной студенческой молодежи [Текст] / Д.А. Шингаркин // Вектор науки ТГУ (Томск). - 2012. - № 2 (20).
39. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Апрель-Пресс, 2000
40. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - М.: Наука, 1989
41. Юнг, К.Г. Брак как психологическое отношение [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Харвест, 2003. - 384 с.
42. Юркевич, Н.Г. Роль советского семейного права в укреплении семьи [Текст]/ Н.Г. Юркевич. - М.: Наука, 1971.
43. Bowen M. Family Therapy in Clinical Practice. NY: Jason Aronson, 1978.
44. Lee J. A. A typology of styles of loving // Person, and Soc. Psyhol. Bull. 1977. Vol. 3. P. 173— 182.
45. Sternberg R. A triangular of love. Psichological Review. 93.1986.119-135.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ