ВВЕДЕНИЕ……………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет…………………..5
1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования……………5
1.2. Содержание формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет…….………………………………………….10
1.3.Методика формирования математических представлений о геометрических фигурах у детей 4 – 5 лет……...………………………………...11
ГЛАВА 2. Лэпбук как средство формирования представления о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет………7
2.1. Понятие лэпбука и разновидности лэпбука………………..………….17
2.2. Значение лэпбука в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет……18
2.3. Роль воспитателя в использовании лэпбука………………………….19
2.4. Изучение опыта работы по теме исследования……………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………24
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является формирование элементарных математических представлений, способствующих умственному развитию ребенка и всех его познавательных способностей.
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда усваивается и запоминается ребенком [20].
Важное место занимает проблема формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Вопросами развития у детей представлений о форме занимались многие
методисты, педагоги, психологи, в частности: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, З.А. Михайлова, Н.Н. Павлова и др.
Чтобы решить эту проблему, нужно правильно выбрать методы и приемы, уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий, правильно организовывать окружающую, пространственную среду для ребёнка.
Одной из результативных технологий математического развития ребёнка может является технология «Лэпбук».
Лэпбук – это универсальное средство, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта, которое поможет педагогам обеспечить в целом математическое развитие детей дошкольного возраста, а так же закрепить представления о геометрических фигурах, заинтересовать их.
Объект исследования – формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет.
Предмет исследования – лэпбук, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством лэпбука.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет.
2) Изучить содержание и методику формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет.
3) Рассмотреть понятие и разновидности лэпбука.
4) Изучить значение лэпбука в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет.
5) Изучить педагогический опыт по проблеме исследования
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической); изучение педагогического опыта.
Рассмотрев теоретические и методические основы по теме исследования, можно сделать следующие выводы: в психолого- педагогической литературе принято считать, что формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
В методике формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей среднего возраста большое значение уделяется детальному обследованию геометрических фигур, дети учатся характеризовать фигуры на количественной основе, считая стороны, углы, вершины, знакомятся с характером соотношения сторон. Сравнивая геометрические фигуры, дети выявляют отношения идентичности и подобия, эквивалентности.
Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
1. Белошистая, А.В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9.-90с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики:Курс лекций для студентов дошк. Факультетов высш. Учеб. Заведений.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2009.-400с.
3. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
4. Блохина, Е. Лэпбук – наколенная книга [Текст] / Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. – 2015 – № 4 – С. 29-30.
5. Брынзарей, Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования [Текст] / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014 – 111 с.
6. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / ред. Т.С.Будько; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2006 – 320 с.
7. Габова, М.А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М.А. Габова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - с.2- 17.
8. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015 - С. 162-164.
9. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
10. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
11. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
12. Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с
13. Методические рекомендации «Практическое применение технологии лэпбук в педагогической деятельности» / Сост. Н.И.Калашникова, Л.В. Трухачёва - Строитель, 2018 г. – 24 с.
14. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
15. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю., Федорова Т. В // Молодой ученый. -2017.-№15.2.-С.136-138
16. Нурисламова, А. Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования / А. Д. Нурисламова, Н. С. Давыдова, Ю. С. Тазова. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 89-91.
17. Основы методик дошкольного образования. Краткий курс лекций: учеб. пособие / О.Н. Анцыпирович, Е.В.Горбатова, Д.Н. Дубинина [и др.]. – Минск: Новое знание; М.: ИНФА-М, 2016. – 390с.
18. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013 – 203с
19. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
20. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
21. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учебное пособие для вузов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. — Москва: Просвещение,2005.-303с.
22. Щербакова, Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», -2005.-392с.