ВВЕДЕНИЕ……………………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет…………………..5
1.1 Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования……………5
1.2. Содержание формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет…….………………………………………….10
1.3.Методика формирования математических представлений о геометрических фигурах у детей 4 – 5 лет……...………………………………...11
ГЛАВА 2. Лэпбук как средство формирования представления о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет………7
2.1. Понятие лэпбука и разновидности лэпбука………………..………….17
2.2. Значение лэпбука в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет……18
2.3. Роль воспитателя в использовании лэпбука………………………….19
2.4. Изучение опыта работы по теме исследования……………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………24
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является формирование элементарных математических представлений, способствующих умственному развитию ребенка и всех его познавательных способностей.
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда усваивается и запоминается ребенком [20].
Важное место занимает проблема формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Вопросами развития у детей представлений о форме занимались многие
методисты, педагоги, психологи, в частности: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, З.А. Михайлова, Н.Н. Павлова и др.
Чтобы решить эту проблему, нужно правильно выбрать методы и приемы, уметь ориентироваться в широком спектре современных технологий, правильно организовывать окружающую, пространственную среду для ребёнка.
Одной из результативных технологий математического развития ребёнка может является технология «Лэпбук».
Лэпбук – это универсальное средство, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта, которое поможет педагогам обеспечить в целом математическое развитие детей дошкольного возраста, а так же закрепить представления о геометрических фигурах, заинтересовать их.
Объект исследования – формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет.
Предмет исследования – лэпбук, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет.
Цель исследования: рассмотреть теоретические и методические аспекты формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет посредством лэпбука.
Для осуществления данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет.
2) Изучить содержание и методику формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4 – 5 лет.
3) Рассмотреть понятие и разновидности лэпбука.
4) Изучить значение лэпбука в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 4-5 лет.
5) Изучить педагогический опыт по проблеме исследования
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической); изучение педагогического опыта.
Рассмотрев теоретические и методические основы по теме исследования, можно сделать следующие выводы: в психолого- педагогической литературе принято считать, что формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
В методике формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей среднего возраста большое значение уделяется детальному обследованию геометрических фигур, дети учатся характеризовать фигуры на количественной основе, считая стороны, углы, вершины, знакомятся с характером соотношения сторон. Сравнивая геометрические фигуры, дети выявляют отношения идентичности и подобия, эквивалентности.
Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!