Организация учебно-тренировочных занятий по баскетболу со слабослышащими мальчиками 12-14 лет
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками 7
1.1 Специфика организации педагогического процесса со
слабослышащими детьми 7
1.2 Особенности физического развития детей 12-14 лет 18
1.3 Организация учебно-тренировочного процесса по баскетболу со
слабослышащими детьми 22
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 38
2.1 Задачи исследования 38
2.2 Методы исследования 38
2.3 Организация исследования 43
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1 Методика использования средств СФП для повышения уровня
физической подготовленности баскетболистов с нарушением слуха 46
3.2 Влияние средств тренировочного плана на уровень развития
физической подготовленности баскетболистов с нарушением слуха 52
3.3 Результаты технической подготовки юных баскетболистов в ходе
педагогического эксперимента 61
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Глава 1 Теоретические основы организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками 7
1.1 Специфика организации педагогического процесса со
слабослышащими детьми 7
1.2 Особенности физического развития детей 12-14 лет 18
1.3 Организация учебно-тренировочного процесса по баскетболу со
слабослышащими детьми 22
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 38
2.1 Задачи исследования 38
2.2 Методы исследования 38
2.3 Организация исследования 43
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1 Методика использования средств СФП для повышения уровня
физической подготовленности баскетболистов с нарушением слуха 46
3.2 Влияние средств тренировочного плана на уровень развития
физической подготовленности баскетболистов с нарушением слуха 52
3.3 Результаты технической подготовки юных баскетболистов в ходе
педагогического эксперимента 61
Заключение 67
Список используемой литературы 70
Актуальность исследования. Важное место в системе физического воспитания подрастающего поколения занимает игра баскетбол. Баскетбол любимая игра миллионов болельщиков по всему миру. Яркая интересная игра с непредсказуемым сюжетом на протяжении всего периода.
Она интересна коллективными действиями, здоровым спортивным соперничеством в ловкости, быстроте, силе, выносливости и точности. Кроме того, эта игра увлекательна часто меняющимися ситуациями спортивной борьбы, необходимостью действовать как самостоятельно, так и совместно с партнерами по команде, проявлением инициативы, решительности и смелости.
Портнов Ю.М. пишет: «для этого вида спорта характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановка, повороты, прыжки, ловля, бросок и ведение мяча. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, работы всех систем организма» [4].
Увлекательная борьба в постоянно изменяющихся условиях и мгновенное решение задач в конкретных ситуациях способствует воспитанию и проявлению настойчивости, находчивости, самообладания, решительности.
Как известно в физической подготовке баскетболистов с нарушением слуха играет определяющую роль развитие физических качеств. Большую роль в развитии физических качеств играет физическая подготовка: общая (ОФП), направленная на развитие основных двигательных качеств таких, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, и специальная (СФП), включающая в себя развитие специальной выносливости и скоростно-силовых способностей.
Повышение уровня развития физических качеств у игроков с нарушением слуха является одной из основных задач подготовки мальчиков как спортсменов, так как высокий уровень развития физических качеств является фундаментом для других видов подготовки.
В процессе спортивной тренировки необходимо руководствоваться принципами адекватности и оптимальности, реализация которых определяется конкретной и своевременной постановкой педагогических задач, рациональным планированием и оперативным контролем за состоянием спортсмена.
Объектом исследования выступает учебно-тренировочный процесс по баскетболу со слабослышащими мальчиками 12-14 лет.
Предметом исследования является особенности организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу с использованием средств специальной физической подготовки у мальчиков с нарушением слуха.
Цель исследования - организация учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками.
Гипотеза исследования предполагалось, что разработанная методика будет способствовать повышению уровню физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха и способствовать оптимизации соревновательной деятельности.
Проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1) Изучить организацию учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками.
2) Разработать и апробировать методику использования средств специальной физической подготовки для повышения уровня физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха.
3) Изучить уровень физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основы теории и методики физической культуры, авторов Гужаловский А.А., Кузнецов В.С., Шерстюк А.А. и др.;
- физическое воспитание детей с нарушением слуха, авторов Коржова А.А., Банкина Н.Г., Боскис Р.М. и др.;
- физическая подготовка баскетболистов, авторов Яхонтов Е.Р., Устинова Т.А., Гомельский А.Я. и др.
Для решения поставленных задач в работе применялись такие методы исследования как: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математическая статистическая обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное учреждение спорта Центр физической культуры и спорта городского округа Тольятти.
Научная новизна исследования. Проведенное исследование позволило экспериментально обосновать организацию учебно-тренировочного процесса, обеспечивающего занятия по баскетболу со слабослышащими мальчиками.
Теоретическая значимость исследования заключается в аргументировании программы учебно-тренировочного процесса слабослышащих мальчиков, играющих в баскетбол с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей, повышением уровня технической подготовки.
Практическая значимость исследования: примененная учебно-тренировочная программа занятий со слабослышащими мальчиками может применяться в учреждениях, где тренируются баскетбольные команды, а также для расширения знаний по теории и методике спортивной тренировки.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в изучении организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками, разработке и апробации методики использования средств специальной физической подготовки для повышения уровня физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха и изучении уровня физической подготовки.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
1) 1Х Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры» (Тольятти, 22 ноября 2019года).
2) Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2019 года).
3) X Международная научно-практической конференция «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры» (Тольятти, 2020).
4) Научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» по направлению/секции "Физическая культура. Спорт. Адаптивная физическая культура. Здоровье. Туризм" (Тольятти, 2020).
На защиту выносятся следующие положения:
1) Особенности организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками 12-14 лет.
2) Методика использования средств специальной физической подготовки для повышения уровня физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 12 рисунков, 4 таблиц, списка используемой литературы. Основной текст работы изложен на 73 страницах.
Она интересна коллективными действиями, здоровым спортивным соперничеством в ловкости, быстроте, силе, выносливости и точности. Кроме того, эта игра увлекательна часто меняющимися ситуациями спортивной борьбы, необходимостью действовать как самостоятельно, так и совместно с партнерами по команде, проявлением инициативы, решительности и смелости.
Портнов Ю.М. пишет: «для этого вида спорта характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановка, повороты, прыжки, ловля, бросок и ведение мяча. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, работы всех систем организма» [4].
Увлекательная борьба в постоянно изменяющихся условиях и мгновенное решение задач в конкретных ситуациях способствует воспитанию и проявлению настойчивости, находчивости, самообладания, решительности.
Как известно в физической подготовке баскетболистов с нарушением слуха играет определяющую роль развитие физических качеств. Большую роль в развитии физических качеств играет физическая подготовка: общая (ОФП), направленная на развитие основных двигательных качеств таких, как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость, и специальная (СФП), включающая в себя развитие специальной выносливости и скоростно-силовых способностей.
Повышение уровня развития физических качеств у игроков с нарушением слуха является одной из основных задач подготовки мальчиков как спортсменов, так как высокий уровень развития физических качеств является фундаментом для других видов подготовки.
В процессе спортивной тренировки необходимо руководствоваться принципами адекватности и оптимальности, реализация которых определяется конкретной и своевременной постановкой педагогических задач, рациональным планированием и оперативным контролем за состоянием спортсмена.
Объектом исследования выступает учебно-тренировочный процесс по баскетболу со слабослышащими мальчиками 12-14 лет.
Предметом исследования является особенности организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу с использованием средств специальной физической подготовки у мальчиков с нарушением слуха.
Цель исследования - организация учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками.
Гипотеза исследования предполагалось, что разработанная методика будет способствовать повышению уровню физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха и способствовать оптимизации соревновательной деятельности.
Проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1) Изучить организацию учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками.
2) Разработать и апробировать методику использования средств специальной физической подготовки для повышения уровня физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха.
3) Изучить уровень физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основы теории и методики физической культуры, авторов Гужаловский А.А., Кузнецов В.С., Шерстюк А.А. и др.;
- физическое воспитание детей с нарушением слуха, авторов Коржова А.А., Банкина Н.Г., Боскис Р.М. и др.;
- физическая подготовка баскетболистов, авторов Яхонтов Е.Р., Устинова Т.А., Гомельский А.Я. и др.
Для решения поставленных задач в работе применялись такие методы исследования как: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математическая статистическая обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования - муниципальное бюджетное учреждение спорта Центр физической культуры и спорта городского округа Тольятти.
Научная новизна исследования. Проведенное исследование позволило экспериментально обосновать организацию учебно-тренировочного процесса, обеспечивающего занятия по баскетболу со слабослышащими мальчиками.
Теоретическая значимость исследования заключается в аргументировании программы учебно-тренировочного процесса слабослышащих мальчиков, играющих в баскетбол с преимущественным развитием скоростно-силовых способностей, повышением уровня технической подготовки.
Практическая значимость исследования: примененная учебно-тренировочная программа занятий со слабослышащими мальчиками может применяться в учреждениях, где тренируются баскетбольные команды, а также для расширения знаний по теории и методике спортивной тренировки.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в изучении организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками, разработке и апробации методики использования средств специальной физической подготовки для повышения уровня физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха и изучении уровня физической подготовки.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
1) 1Х Всероссийская научно-практическая конференция «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры» (Тольятти, 22 ноября 2019года).
2) Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2019 года).
3) X Международная научно-практической конференция «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры» (Тольятти, 2020).
4) Научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» по направлению/секции "Физическая культура. Спорт. Адаптивная физическая культура. Здоровье. Туризм" (Тольятти, 2020).
На защиту выносятся следующие положения:
1) Особенности организации учебно-тренировочного процесса по баскетболу со слабослышащими мальчиками 12-14 лет.
2) Методика использования средств специальной физической подготовки для повышения уровня физической подготовленности юных баскетболистов с нарушением слуха.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 12 рисунков, 4 таблиц, списка используемой литературы. Основной текст работы изложен на 73 страницах.
В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1) Учебно-тренировочные занятия по баскетболу со слабослышащими детьми - специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение спортивных результатов. Успех процесса обучения и воспитания слабослышащих детей во многом зависят от мастерства педагога, его владения методикой преподавания, требовательности к себе и занимающимся. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос о наиболее оптимальных и эффективных средствах подготовки юных спортсменов. Возможно, наиболее успешным решением этой задачи является применение более разнообразных педагогических технологий на этапе начальной специализации, теоретические принципы которых, на данный момент недостаточно освещены в литературе. Известно, что занятия баскетболом предъявляют серьезные требования к функциональному состоянию организма. Нагрузки у игроков весьма велики, поэтому понятны требования к индивидуальным качествам занимающихся. Среди всех физических способностей спортсменов-игровиков наиболее востребованными считаются скоростно-силовые.
2) Инновационные педагогические технологии могут оказать помощь тренерам при подготовке юных игроков, и способствовать достижению спортсменами максимальных спортивных результатов в дальнейшем. Немаловажное значение в программах физической подготовки имеют спортивные секции. Они являются одним из важных средств разностороннего развития личности, в том числе физического воспитания. Во время занятий задействованы все главные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий. Если занятия проводить правильно, то они будут способствовать формированию внимательности, сообразительности, развитию ловкости, быстроты, выносливости, а также воспитанию дружбы и товарищества. Физическая подготовленность слабослышащих детей делится на два вида: общая и специальная. Под общей физической подготовленностью подразумевают способность долго осуществлять работу в умеренной интенсивности. Если спортсмен может долго работать в умеренном темпе в течение длительного времени, он может сохранить этот темп в другой задаче. Специальная физическая подготовленность - это физическая подготовленность в конкретном виде физической деятельности. Значительную роль в спортивном развитии играет общая физическая подготовленность в оптимизации жизнедеятельности, является важным элементом физического здоровья, а также предпосылкой для формирования специальной физической подготовленности.
3) Для правильной организации занятий баскетболом необходимо владеть знаниями о анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Если педагог будет владеть этими знаниями, он сможет грамотно построить учебно-тренировочный процесс. При планировании учебно-тренировочного процесса следует помнить, что для правильного и гармоничного развития организма детей огромное значение имеет нагрузка, которую педагог дает на тренировках. Результаты, полученные в ходе практических исследований и анализа теоретического материала, дали возможность сделать следующие выводы. Повышение уровня развития физических качеств у баскетболистов с нарушением слуха является одной из основных задач подготовки спортсменов, так как высокий уровень развития физических качеств является фундаментом для других видов подготовки. В процессе спортивной тренировки необходимо руководствоваться принципами адекватности и оптимальности, реализация которых определяется конкретной и своевременной постановкой педагогических задач, рациональным планированием и оперативным контролем за состоянием спортсмена. Для внедрения экспериментальной методики необходимо изучить уровень развития физических качеств у баскетболистов с нарушением слуха путем предварительного тестирования. Тестирование баскетболистов с нарушением слуха в экспериментальной и контрольной группах в начале исследования не имели существенных различий. Исследования уровня развития физических качеств у баскетболистов после эксперимента показало улучшение результатов в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе прирост показателей оказался не значительным. Разницу в приросте показателей мы связываем с систематическими занятиями по нашей методике. Таким образом, все вышесказанное, еще раз подтверждает, что использование разработанного плана тренировок в тренировке баскетболистов является весьма эффективным и действенным средством. Было проведено исследование влияния средств баскетбола на развитие физической подготовленности у школьников. В исследовании приняло участие 10 мальчиков в возрасте 12-14 лет, которые занимаются баскетболом и имеют средний уровень физической подготовленности. В результате исследования было установлено, что при систематическом применении предложенных нами упражнений наблюдалась положительная динамика в повышении уровня развития физических качеств.
1) Учебно-тренировочные занятия по баскетболу со слабослышащими детьми - специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение спортивных результатов. Успех процесса обучения и воспитания слабослышащих детей во многом зависят от мастерства педагога, его владения методикой преподавания, требовательности к себе и занимающимся. В связи с этим, особую актуальность приобретает вопрос о наиболее оптимальных и эффективных средствах подготовки юных спортсменов. Возможно, наиболее успешным решением этой задачи является применение более разнообразных педагогических технологий на этапе начальной специализации, теоретические принципы которых, на данный момент недостаточно освещены в литературе. Известно, что занятия баскетболом предъявляют серьезные требования к функциональному состоянию организма. Нагрузки у игроков весьма велики, поэтому понятны требования к индивидуальным качествам занимающихся. Среди всех физических способностей спортсменов-игровиков наиболее востребованными считаются скоростно-силовые.
2) Инновационные педагогические технологии могут оказать помощь тренерам при подготовке юных игроков, и способствовать достижению спортсменами максимальных спортивных результатов в дальнейшем. Немаловажное значение в программах физической подготовки имеют спортивные секции. Они являются одним из важных средств разностороннего развития личности, в том числе физического воспитания. Во время занятий задействованы все главные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий. Если занятия проводить правильно, то они будут способствовать формированию внимательности, сообразительности, развитию ловкости, быстроты, выносливости, а также воспитанию дружбы и товарищества. Физическая подготовленность слабослышащих детей делится на два вида: общая и специальная. Под общей физической подготовленностью подразумевают способность долго осуществлять работу в умеренной интенсивности. Если спортсмен может долго работать в умеренном темпе в течение длительного времени, он может сохранить этот темп в другой задаче. Специальная физическая подготовленность - это физическая подготовленность в конкретном виде физической деятельности. Значительную роль в спортивном развитии играет общая физическая подготовленность в оптимизации жизнедеятельности, является важным элементом физического здоровья, а также предпосылкой для формирования специальной физической подготовленности.
3) Для правильной организации занятий баскетболом необходимо владеть знаниями о анатомо-физиологических особенностей детей школьного возраста. Если педагог будет владеть этими знаниями, он сможет грамотно построить учебно-тренировочный процесс. При планировании учебно-тренировочного процесса следует помнить, что для правильного и гармоничного развития организма детей огромное значение имеет нагрузка, которую педагог дает на тренировках. Результаты, полученные в ходе практических исследований и анализа теоретического материала, дали возможность сделать следующие выводы. Повышение уровня развития физических качеств у баскетболистов с нарушением слуха является одной из основных задач подготовки спортсменов, так как высокий уровень развития физических качеств является фундаментом для других видов подготовки. В процессе спортивной тренировки необходимо руководствоваться принципами адекватности и оптимальности, реализация которых определяется конкретной и своевременной постановкой педагогических задач, рациональным планированием и оперативным контролем за состоянием спортсмена. Для внедрения экспериментальной методики необходимо изучить уровень развития физических качеств у баскетболистов с нарушением слуха путем предварительного тестирования. Тестирование баскетболистов с нарушением слуха в экспериментальной и контрольной группах в начале исследования не имели существенных различий. Исследования уровня развития физических качеств у баскетболистов после эксперимента показало улучшение результатов в экспериментальной группе, тогда как в контрольной группе прирост показателей оказался не значительным. Разницу в приросте показателей мы связываем с систематическими занятиями по нашей методике. Таким образом, все вышесказанное, еще раз подтверждает, что использование разработанного плана тренировок в тренировке баскетболистов является весьма эффективным и действенным средством. Было проведено исследование влияния средств баскетбола на развитие физической подготовленности у школьников. В исследовании приняло участие 10 мальчиков в возрасте 12-14 лет, которые занимаются баскетболом и имеют средний уровень физической подготовленности. В результате исследования было установлено, что при систематическом применении предложенных нами упражнений наблюдалась положительная динамика в повышении уровня развития физических качеств.
Подобные работы
- Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



