Формирование двигательных действий юных футболистов 9-10 лет на этапе начальной подготовки
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 4
1.1 Особенности формирования двигательных действий юных
футболистов на этапе начальной подготовки 6
1.2 Обучение основам техники игры в футбол на тренировочных
занятиях 10
1.3 Развитие физических качеств и технической подготовки юных футболистов в ходе учебно -тренировочного процесса 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1 Особенности методики овладения приемам с мячом на месте и в
движении при учёте основных правил игры 23
3.2 Результаты физической подготовленности юных футболистов в
ходе педагогического эксперимента 27
3.3 Результаты контрольных тестов по формированию двигательных
действий юных футболистов на этапе начальной подготовки 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 4
1.1 Особенности формирования двигательных действий юных
футболистов на этапе начальной подготовки 6
1.2 Обучение основам техники игры в футбол на тренировочных
занятиях 10
1.3 Развитие физических качеств и технической подготовки юных футболистов в ходе учебно -тренировочного процесса 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 20
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1 Особенности методики овладения приемам с мячом на месте и в
движении при учёте основных правил игры 23
3.2 Результаты физической подготовленности юных футболистов в
ходе педагогического эксперимента 27
3.3 Результаты контрольных тестов по формированию двигательных
действий юных футболистов на этапе начальной подготовки 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность исследования. Основная задача процесса обучения и тренировки в футболе - это формирование необходимых двигательных умений и навыков.
Губа В.П. в своих работах по футболу отмечает: «на этапе обучения сообщаются сведения о значении, и особенности двигательной задачи и путях ее решения, формируя соответствующие знания на основе рассказа об изучаемом действии, показывая и сопровождая комментариями, концентрируя внимание на программе действия, и усиливая мотивацию, потребность в овладении техникой и основой движений в футболе. Это способствует формированию представлений об изучаемом действии, так как кроме создания зрительного и логического образа, основанного на наблюдении и объяснении, формируется кинестетический образ, связанный с ощущениями, возникающими при практических попытках решить поставленные задачи» [5].
В настоящее время выражена скоростная игра и усложненные тактические комбинации, поэтому спортсмену необходимо в ходе игры быстро оценивать игровую ситуацию, определять нахождение игроков команды и соперников на площадке и анализировать свои действия, выбирая эффективные и целесообразные решения. Любая игровая ситуация в футболе - это умение предугадывать ситуацию и заблаговременно подготовиться к активному включению в атакующие действия или защитные противодействия команды. Доказано, что достигнуть управляемости и способствовать эффективности тренировочного процесса возможно посредством построения процесса начального обучения технике футбола, которое основано на теории поэтапного формирования действий. Базовым методическим требованием является умение рационально и эффективно выполнять действия с мячом в условиях взаимодействия с соперником с активным сопротивлением.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов 9-10 лет
Предмет исследования: процесс формирования двигательных действий юных футболистов 9-10 лет
Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствуя процесс овладения основными приемами с мячом на месте и в движении при учёте основных правил игры в футбол, будут решены основные задачи технической подготовки юных футболистов
Цель исследования: совершенствовать процесс формирования двигательных действий юных футболистов 9-10 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности процесса формирования двигательных действий юных футболистов 9-10 лет в учебно-тренировочном процессе.
2. Совершенствовать методику овладения основными приемами с мячом на месте и в движении при учёте основных правил игры юных футболистов 9-10 лет в учебно -тренировочном процессе.
3. Определить эффективность влияния разработанной методики на техническую подготовку юных футболистов и эффективность применения своих знаний и умений на соревнованиях.
Новизна работы: разработанная методика овладения основными приемами с мячом на месте и в движении позволит сформировать двигательный навык, который будет способствовать хорошей технической подготовке юных футболистов и умению эффективно применять свои знания и умения в условиях соревнований.
Практическая значимость заключается в том, что при обучении основным приемам с мячом на месте и в движении осваиваются необходимые технические навыки игры и на их основе юные футболисты овладевают более сложными техническими приёмами и действиями.
Губа В.П. в своих работах по футболу отмечает: «на этапе обучения сообщаются сведения о значении, и особенности двигательной задачи и путях ее решения, формируя соответствующие знания на основе рассказа об изучаемом действии, показывая и сопровождая комментариями, концентрируя внимание на программе действия, и усиливая мотивацию, потребность в овладении техникой и основой движений в футболе. Это способствует формированию представлений об изучаемом действии, так как кроме создания зрительного и логического образа, основанного на наблюдении и объяснении, формируется кинестетический образ, связанный с ощущениями, возникающими при практических попытках решить поставленные задачи» [5].
В настоящее время выражена скоростная игра и усложненные тактические комбинации, поэтому спортсмену необходимо в ходе игры быстро оценивать игровую ситуацию, определять нахождение игроков команды и соперников на площадке и анализировать свои действия, выбирая эффективные и целесообразные решения. Любая игровая ситуация в футболе - это умение предугадывать ситуацию и заблаговременно подготовиться к активному включению в атакующие действия или защитные противодействия команды. Доказано, что достигнуть управляемости и способствовать эффективности тренировочного процесса возможно посредством построения процесса начального обучения технике футбола, которое основано на теории поэтапного формирования действий. Базовым методическим требованием является умение рационально и эффективно выполнять действия с мячом в условиях взаимодействия с соперником с активным сопротивлением.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных футболистов 9-10 лет
Предмет исследования: процесс формирования двигательных действий юных футболистов 9-10 лет
Гипотеза исследования. Предполагалось, что совершенствуя процесс овладения основными приемами с мячом на месте и в движении при учёте основных правил игры в футбол, будут решены основные задачи технической подготовки юных футболистов
Цель исследования: совершенствовать процесс формирования двигательных действий юных футболистов 9-10 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности процесса формирования двигательных действий юных футболистов 9-10 лет в учебно-тренировочном процессе.
2. Совершенствовать методику овладения основными приемами с мячом на месте и в движении при учёте основных правил игры юных футболистов 9-10 лет в учебно -тренировочном процессе.
3. Определить эффективность влияния разработанной методики на техническую подготовку юных футболистов и эффективность применения своих знаний и умений на соревнованиях.
Новизна работы: разработанная методика овладения основными приемами с мячом на месте и в движении позволит сформировать двигательный навык, который будет способствовать хорошей технической подготовке юных футболистов и умению эффективно применять свои знания и умения в условиях соревнований.
Практическая значимость заключается в том, что при обучении основным приемам с мячом на месте и в движении осваиваются необходимые технические навыки игры и на их основе юные футболисты овладевают более сложными техническими приёмами и действиями.
В заключение исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1. На первом этапе обучения юных футболистов необходимо научить ведению мяча, остановке мяча, разучить различные удары ногами, головой, так же дриблингу, финтам, и различным способам отбора мяча. При последовательном изучении технических приемов, необходимо использовать специальные упражнения и приемы которые, можно выполнять в обычных и усложненных условиях. На первых этапах обучения играть в футбол можно малыми составами и на площадках меньших размеров, решая игровые задачи необходимо следить за тем, чтобы правильно выполнялись основные игровые и технические приемы юными футболистами. Начинать обучение техническим приемам необходимо, используя простые упражнения, например работа в парах и дополняя их командной игрой в футбол. Тренировка должна подготовить футболиста к изменяющимся требованиям, которые может предъявить ему игра. На тренировочных занятиях игроки должны уметь работать самостоятельно и проявлять собственные стремления и инициативу, как в командной, так и в индивидуальной тренировке. Спортивные тренировки выстраиваются тренером для всех игроков команды, в основе их содержания применяются различные игровые средства, а тренер исходит из основной системы и концепций игры команды. На тренировках на этапе обучения следует отрабатывать движения без мяча, приемы освобождения от опеки. Не менее важно и умение освободиться от опеки соперника. Кроме изучения технических приёмов в тренировочном процессе юных футболистов рекомендуется использовать упражнения из футбола и других спортивных и подвижных игр, которые воздействуют на важные для овладения техникой игры физические качества занимающихся.
2. Мы рекомендуем применять на практике при работе с юными футболистами круговую тренировку. Ее преимущество в том, что можно составить целый комплекс из нескольких упражнений для любой группы мышц с учетом индивидуальных особенностей юных футболистов. Тренер только составляет программу упражнений и дает необходимые указания по их выполнению. Выбирая и составляя упражнения, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, при круговой тренировке речь идет о сугубо индивидуальном методе. В некоторых случаях целые группы спортсменов могут получать одинаковые задания, но с индивидуальной дозировкой и нагрузкой. В упражнения можно включить основные элементы футбола, а также небольшие игры, упражнения с мячом и прежде всего элемент соревнования.
Результат игры в футболе можно улучшить только при соответствующей общей и специальной технико-тактической подготовке, чтобы все движения были целенаправленны и рациональны. Параметры физической нагрузки и методика развития основных физических качеств, как правило, составляют основу подготовки футболистов в тренировочной и соревновательной деятельности. Правильный выбор характера тренировочной нагрузки, в зависимости от возраста, а также от периода подготовки, позволяет не только улучшить физические показатели игроков, но и добиться высокого командного результата. Можно рассматривать эффективность методов тренировки при развитии конкретного физического качества (скорости, выносливости и т.д.) за счет однонаправленных тренировочных воздействий, а также проводить конкретные тренировочные программы, в которой используются методы различной эффективности. Они могут успешно использоваться как в процессе индивидуальной подготовки футболистов, направленной на ликвидацию слабых звеньев в структуре физической подготовленности, так и на групповых занятиях с использованием специфических нагрузок. В учебно-тренировочной практике юных футболистов рекомендуется широко использовать игровые упражнения, при помощи которых можно развивать определённые тактические действия, отрабатывать взаимопонимание и взаимосвязь между игроками, в зависимости от поставленной задачи. Успешность решения вопросов управления тренировочным и соревновательным процессами определяется практическим опытом тренера, а также уровнем подготовки футболистов.
3. В ходе педагогического эксперимента в разработанной методике, при обучении двигательным действиям юных футболистов, преобладали подвижные игры, различные игровые упражнения с мячом на различных по размерам игровых площадках и с изменяющимся количеством игроков. Всё это способствовало улучшению физической подготовленности юношей экспериментальной группы. Юноши контрольной группы проводили занятия по стандартной методике. Результаты контрольных тестов юношей контрольной и экспериментальной группы показывают прирост во всех контрольных тестах после педагогического эксперимента с достоверностью результатов p<0,05.
1. На первом этапе обучения юных футболистов необходимо научить ведению мяча, остановке мяча, разучить различные удары ногами, головой, так же дриблингу, финтам, и различным способам отбора мяча. При последовательном изучении технических приемов, необходимо использовать специальные упражнения и приемы которые, можно выполнять в обычных и усложненных условиях. На первых этапах обучения играть в футбол можно малыми составами и на площадках меньших размеров, решая игровые задачи необходимо следить за тем, чтобы правильно выполнялись основные игровые и технические приемы юными футболистами. Начинать обучение техническим приемам необходимо, используя простые упражнения, например работа в парах и дополняя их командной игрой в футбол. Тренировка должна подготовить футболиста к изменяющимся требованиям, которые может предъявить ему игра. На тренировочных занятиях игроки должны уметь работать самостоятельно и проявлять собственные стремления и инициативу, как в командной, так и в индивидуальной тренировке. Спортивные тренировки выстраиваются тренером для всех игроков команды, в основе их содержания применяются различные игровые средства, а тренер исходит из основной системы и концепций игры команды. На тренировках на этапе обучения следует отрабатывать движения без мяча, приемы освобождения от опеки. Не менее важно и умение освободиться от опеки соперника. Кроме изучения технических приёмов в тренировочном процессе юных футболистов рекомендуется использовать упражнения из футбола и других спортивных и подвижных игр, которые воздействуют на важные для овладения техникой игры физические качества занимающихся.
2. Мы рекомендуем применять на практике при работе с юными футболистами круговую тренировку. Ее преимущество в том, что можно составить целый комплекс из нескольких упражнений для любой группы мышц с учетом индивидуальных особенностей юных футболистов. Тренер только составляет программу упражнений и дает необходимые указания по их выполнению. Выбирая и составляя упражнения, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого спортсмена, при круговой тренировке речь идет о сугубо индивидуальном методе. В некоторых случаях целые группы спортсменов могут получать одинаковые задания, но с индивидуальной дозировкой и нагрузкой. В упражнения можно включить основные элементы футбола, а также небольшие игры, упражнения с мячом и прежде всего элемент соревнования.
Результат игры в футболе можно улучшить только при соответствующей общей и специальной технико-тактической подготовке, чтобы все движения были целенаправленны и рациональны. Параметры физической нагрузки и методика развития основных физических качеств, как правило, составляют основу подготовки футболистов в тренировочной и соревновательной деятельности. Правильный выбор характера тренировочной нагрузки, в зависимости от возраста, а также от периода подготовки, позволяет не только улучшить физические показатели игроков, но и добиться высокого командного результата. Можно рассматривать эффективность методов тренировки при развитии конкретного физического качества (скорости, выносливости и т.д.) за счет однонаправленных тренировочных воздействий, а также проводить конкретные тренировочные программы, в которой используются методы различной эффективности. Они могут успешно использоваться как в процессе индивидуальной подготовки футболистов, направленной на ликвидацию слабых звеньев в структуре физической подготовленности, так и на групповых занятиях с использованием специфических нагрузок. В учебно-тренировочной практике юных футболистов рекомендуется широко использовать игровые упражнения, при помощи которых можно развивать определённые тактические действия, отрабатывать взаимопонимание и взаимосвязь между игроками, в зависимости от поставленной задачи. Успешность решения вопросов управления тренировочным и соревновательным процессами определяется практическим опытом тренера, а также уровнем подготовки футболистов.
3. В ходе педагогического эксперимента в разработанной методике, при обучении двигательным действиям юных футболистов, преобладали подвижные игры, различные игровые упражнения с мячом на различных по размерам игровых площадках и с изменяющимся количеством игроков. Всё это способствовало улучшению физической подготовленности юношей экспериментальной группы. Юноши контрольной группы проводили занятия по стандартной методике. Результаты контрольных тестов юношей контрольной и экспериментальной группы показывают прирост во всех контрольных тестах после педагогического эксперимента с достоверностью результатов p<0,05.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ У
ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ У ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В ДЮСШ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ У ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА
ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОБЩЕФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ФУТБОЛИСТОВ 7-9 ЛЕТ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Совершенствование физической и технико-тактической подготовки футболистов 13-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Методические особенности обучения технике владения мячом на этапе начальной подготовки (Теория и методика избранного вида спорта (футбол), Уральский государственный университет физической культуры)
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ УДАРА В ФУТБОЛЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



