Введение 3
Глава 1 Правовой статус государственных служащих в Российской
Федерации 7
1.1 Определение и признаки государственного служащего 7
1.2. Понятие и элементы правового статуса государственных служащих 28
Глава 2. Реализация отдельных элементов административно-правового статуса государственного служащего 39
2.1 Права и свободы государственного служащего 39
2.2 Ограничения и обязанности на государственной службе 42
2.3 Запреты на государственной службе 47
Глава 3. Проблемные вопросы реализации административно-правового статуса государственного служащего 54
3.1. Проблема применения мер ответственности в отношении
государственного служащего 54
3.2. Проблема применения мер поощрения в отношении
государственного служащего 62
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 72
Существование современного государства невозможно представить без института государственной службы: разветвленной, урегулированной законодательством, способной управлять всей совокупностью складывающихся в государстве общественных отношений. В качестве одного из значимых элементов достижения поставленной цели выступает четкое закрепление в законодательстве административно-правового статуса государственного гражданского служащего, комплексно определяющего совокупность прав, обязанностей и ответственности служащего, позволяющих рассчитывать на успешное выполнение должностным лицом поставленных перед ним профессиональных задач.
Актуальность подобной тематики исследования может быть обоснована посредством указания на необходимость существования института государственной службы для функционирования соответствующего государства. В настоящее время задачи управления делами государства решаются на профессиональном уровне посредством создания соответствующего государственного аппарата, состоящего из государственных служащих. В последние годы в Российской Федерации формируется институт современной высокопрофессиональной государственной службы, не в последнюю очередь на основе совершенствования соответствующего правового регулирования в данной сфере. Были приняты многочисленные законы и и подзаконные правовые акты, закрепляющие различные аспекты административно-правового статуса государственного служащего на современно этапе развития соответствующих общественных отношений в российском обществе.
Определенные изменения в административно-правовой статус государственного гражданского служащего были внесены также в связи с поправкой к Конституции Российской Федерации 2020 года. В настоящее время служащего целесообразно рассматривать в качестве лица, реализующего публичную власть в Российской Федерации, постоянно возрастают требования к антикоррупционной составляющей его административно-правового статуса.
Цель исследования - теоретико-правовой и практический анализ института административно-правового статуса государственного служащего, выявление проблем и предложение основных направлений совершенствования норм действующего конституционного и административного законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы регулирования соответствующих прав, обязанностей и ответственности государственных должностных лиц.
Основными задачами проведенного исследования являются:
- рассмотрение понятия и признаков государственного служащего;
- анализ понятия «статус государственного служащего» и «элементы правового статуса государственного служащего».
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере реализации административно-правового статуса государственного служащего.
Предмет исследования - нормы действующего конституционного и административного законодательства, регулирующие правоотношения, возникающие в сфере обеспечения административно-правового статуса государственного служащего, а также материалы соответствующей юридической практики.
К настоящему времени в периодических изданиях было опубликовано большое количество научных статей, касающихся рассмотрения различных особенностей правового статуса государственного служащего. В качестве подобного рода работ можно выделить труды Д.Р. Иваева [8], С.В. Качушкина [9], А.Н. Королевой [12], Е.В. Охотского [18],В.Г. Римской [24], В.Ю. Слободчикова [26], С.В. Фоминой [43], И.К. Харитоновым и И.В. Яблонским [44] и многими другими современными исследователями данного вопроса.
В методологическом плане исследование включает применение таких общенаучных способов научного познания, как общенаучный диалектический метод, анализ и синтез, индукция и дедукция. В качестве основного метода исследования выступает формально-юридический, применялись в работе также и методы сравнительного правоведения.
В данном случае применялся системный подход - все элементы административно-правового статуса государственного служащего рассматривались в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в неразрывном единстве.
Структура выпускной квалификационной работы предопределена целью и задачами исследования и включает в свой состав: введение, три главы, в совокупности включающие в своей состав семь параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Правовой статус государственного служащего имеет значительные отличия от правовых статусов иных субъектов - участников правоотношений, складывающихся в государстве. Особенности правового статуса служащего обусловлены его ролью в системе государственного управления. Являясь физическим лицом (гражданином) государственный служащий одновременно выступает в качестве представителя государства, что определяет наличие у него особых прав, обязанностей, ограничений и запретов.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована развернутая законодательная база, касающаяся закрепления нормативно-правовым образом понятия и особенностей правового статуса государственного служащего. Подобная нормативно-правовая база начала формироваться в начале нулевых годов и к настоящему времени процесс формирования соответствующего правового института можно признать практически законченным. При поступлении на государственную службу гражданин сталкивается с появлением у него большого круга прав и обязанностей, запретов и ограничений, которые не являются свойственными для граждан, на государственной службе не состоящих. Особый статус государственного служащего подчеркивается наличием у него классного чина (воинского или специального звания, дипломатического ранга). При этом, подобного рода статус носит длящийся характер и сохраняется у служащего даже после увольнения с государственной службы. Отдельное место в статусе государственного служащего занимает его право участвовать в рассмотрении индивидуальных служебных споров: будучи представителями государства, служащие свои споры с представителями государства должны также рассматривать в особом порядке. В действующем законе выделяются условия присвоения гражданину статуса государственного служащего, такими условиями, в частности, является у него определенного уровня образования.
На основании проведенного анализа существующей судебной практики можно прийти к выводу, что, несмотря на то, что различные элементы административно-правового статуса государственного служащего получили свое закрепление в действующем российском законодательстве, данная сфера имеет и определенную степень конфликтности; государственные служащие в ряде случаев не соглашаются с теми или иными особенностями протекания их государственной службы; споры в указанных случаях рассматриваются в судебном порядке.
Большое значение в настоящее время придается разработке положений кодексов профессиональной этики на государственной службе, нормы которых можно было бы определить в качестве «квазиюридических». Будучи нормативными по своему содержанию, они вместе с тем обращены к моральным и этическим моментам прохождения государственной службы, то есть к той сфере социального регулирования, которая по общему правилу не получает своего закрепления в нормативно-правовых актах.
Можно прийти к выводу о наличии у государственного служащего целого комплекса особых прав, которые, отчасти, совпадая в некоторых отношениях с правами работника, трудящегося по трудовому договору, вместе с тем ставят государственного служащего в более привилегированное положение по сравнению с лицами, в отношении которых действуют общие нормы трудового законодательства.
При этом, права государственного гражданского служащего можно подразделить на две группы: первая связана с исполнением им обязанностей государственной службы и, по сути, призвана обеспечить его большими возможностями для исполнения этих обязанностей, а вторая группа прав самым непосредственным образом направлена на предоставление дополнительных льгот и возможностей лицу, осуществляющему государственную служебную деятельность; задача облегчить служащему выполнение тех или иных профессиональных задач в рамках деятельности государственного органа власти при предоставлении данных разновидностей прав в отношении должностного лица законодателем не ставится.
Соблюдение служебной дисциплины осуществляется посредством использования мер юридической ответственности и поощрения служащих, которые, в своей совокупности, позволяют повысить эффективность государственного управления в России.
Если права государственного служащего представляют собой меру его возможного поведения, то обязанности являются мерой должного поведения государственного служащего. Именно от надлежащего исполнения служащим его профессиональных обязанностей зависит то, насколько эффективно будут исполняться им его профессиональные и должностные обязанности, с другой стороны, при неисполнении вышеприведенных обязанностей, в отношении служащего должен быть реализован институт юридической ответственности.
Как иногда отмечается в специальной литературе, предусмотренные для государственных служащих обязанности призваны способствовать исключению коррупционных проявлений в деятельности государственных служащих, но в реальности далеко не все из приведенного перечня обязанностей участвуют в механизме противодействия коррупции на государственной службе.
Можно прийти к выводу, что вся совокупность существующих на государственной службе запретов и ограничений должна, прежде всего, быть направлена на проблему противодействия коррупции в российском обществе и в этом плане может рассматриваться правоприменителем. Задача противодействия коррупции должна служить в данном случае неким ориентиром при реформировании механизмов и процедур, существующих в области государственной службы Российской Федерации. Любое изменение, вносимое в законодательство о государственной службы, должно, прежде всего, оцениваться с точки зрения возможности противодействия коррупции; изменения неоднозначного характера, которые напротив создают коррупционные риски в данном отношении, на наш взгляд, должны законодателем отвергаться.
Достижение цели нулевой терпимости к коррупции на государственной службе, будучи ориентиром для отечественного законодателя, должно предполагать значительные усилия государства, предпринимаемые в этом отношении. Считаем, что на практике должна быть сформирована ситуация, когда сам статус государственного служащего будет восприниматься в качестве статуса субъекта, абсолютно беспристрастного, добросовестного и справедливого, свободного от разного рода коррупционных проявлений в своей повседневной деятельности.
Можно прийти к выводу о наличии в современном законодательстве развернутой системы норм, регламентирующих вопросы реализации института дисциплинарной ответственности в отношении государственного служащего. Как и в отношении реализации ответственности уголовной и административной, в данном случае в законодательстве устанавливаются развернутым образом процедуры привлечения служащего к соответствующему виду ответственности. При несоблюдении установленных правил, служащий имеет возможность опротестовать свое привлечение к ответственности в судебном порядке.
Многие современные авторы указывают на важность применения мер поощрения на государственной службе. Меры дисциплинарного поощрения в данном случае следует рассматривать в качестве противоположности мерам дисциплинарного взыскания, но, как и данные меры, они также направлены на обеспечение служебной дисциплины государственных служащих.
Можно прийти к выводу, что действующее законодательство о государственной службе содержит развернутый перечень возможных дисциплинарных поощрений, которые должны стимулировать добросовестное и эффективное поведение государственных служащих. В процессе практической деятельности государственных органов важность поощрений часто недооценивают, наши предложения заключаются в более широком использовании института дисциплинарных поощрений и в разработке новых вариантов поощрений государственных служащих, которые также можно было бы указать в тексте соответствующих нормативно-правовых актов. В частности, опытные государственные служащие, характеризующиеся длительной и безупречной службой, могли бы быть поощрены выбором более интересных и ответственных заданий в рамках деятельности соответствующего государственного органа, им могло бы быть сокращено ежедневное время нахождения на службе, они могли бы быть назначены наставниками своих коллег - молодых служащих с выплатой соответствующих надбавок к должностному окладу и т.д.
Представляется, что дисциплинарные поощрения должны занять равнозначное положение с дисциплинарными взысканиями при обеспечении дисциплины на государственной службе, они также способны положительным образом повлиять на моральный климат в коллективе соответствующих государственных органов.
1. Административное право России. Учебник. / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 759 с.
2. Административное право. Ученик. / А.Н. Миронов - М.: Форум, 2020. - 320 с.
3. Апелляционное определение от 3 июня 2021 г. Верховный Суд Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа : URL: https://sudact.ru/
4. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.:
Директ-Медиа, 2013. - 656 с.
5. Братановский С.Н. Особенности административно-правового статуса государственного гражданского служащего //Гражданин и право. - 2020. - № 11. - С. 3-13.
6. Демиденко А.А. Административно - правовой статус государственного служащего: гарантии и ответственность // Евразийское Научное Объединение. 2020. № 1-2 (59). - С. 126-128.
7. Закон Самарской области №254-ГД от 30.12.2005 «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Самарской области» // Волжская коммуна от 6.1.2006 г. , № 1
8. Иваев Д.Р. Сущность и значение института государственной гражданской службы и правового статуса государственного гражданского служащего // E-Scio. - 2017. - № 5 (8). - С. 53-56.
9. Качушкин С.В. К вопросу о соотношении статуса государственных должностей и статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 6. - С. 10-13.
10. Квития А.Г. К вопросу административно-правового статуса государственных служащих // экономика и управление: актуальные проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Московский финансово-юридический университет МФЮА; - 2018. - С. 75-79.
11. Козлова Е.В. Сходство правового статуса государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации // Теория права и межгосударственных отношений. - 2018. - № 2 (8). - С. 104-110.
12. Королева А.Н. Актуальные вопросы публично-правовой природы обеспечения статуса государственного служащего государственной и муниципальной службы // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 6 (22). - С. 24-29.
13. Кромская Я.М., Попова Л.Н. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих // Проблемы и перспективы развития уголовно-исполнительной системы России на современном этапе. материалы Всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов с международным участием. Самарский юридический институт ФСИН России. - 2019. - С. 140-142.
14. Мамонов Ю.М. Особенности административно-правового статуса государственного гражданского служащего // Символ науки: международный научный журнал. 2020. - № 12-2. - С. 33-35.
15. Махмудова П.А. Административный и правовой статус
государственных служащих // Проблемы совершенствования
законодательства. сборник научных статей студентов юридического факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). Махачкала, 2019. С. 232-235.
16. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. — М., 2009. - 511 с.
17. Миннигулова Д.Б. Конкретизация административно-правового статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. - 2018. - № 5. - С. 37-41.
18. Охотский Е.В. Социально-правовой статус государственного гражданского служащего в системе государственного управления // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. - 2007. - № 12. - С. 54-74.
19. Попугаев, Ю. И. Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих / Ю. И. Попугаев // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2018. - № 3. - С. 54-56.
20. Постановление Губернатора Самарской области от 11 октября
2012 года № 162 «О Реестре должностей государственной гражданской
службы Самарской области» // Волжская коммуна, № 378(28306), 13.10.2012
21. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2021 г. по делу № АКПИ20-1046 [Электронный ресурс] // Режим доступа : URL: https://sudact.ru/
22. Решение от 1 февраля 2021 г. Верховный Суд Российской Федерации по дело № АКПИ20-823 [Электронный ресурс] // Режим доступа : URL: https://sudact.ru/
23. Решение от 27 октября 2020 г. Верховный Суд Российской Федерации Дело № АКПИ20-569 [Электронный ресурс] // Режим доступа : URL: https://sudact.ru/
24. Римская В.Г. Особый статус государственного (муниципального) служащего на современном этапе функционирования института государственных служащих // Молодой ученый. - 2015. - № 12 (92). - С. 630-631.
25. Симонова Л.М., Сердюков Э.В. Административно - правовой статус государственного служащего в системе государственного управления // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики. Тезисы докладов и выступлений Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Под общей редакцией Л.И. Дмитриченко. - 2020. - С. 96-99.
27. Солохин К.С., Башкирева А.А. Административно-правовой статус муниципальных служащих и его отличие от схожей категории в государственной службе // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2020. С. 182-186.
28. Туктарева А.В. Административно-правовой статус
государственного служащего в РФ // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 1 (28). - С. 599-602.
29. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г., N 6, ст. 440
30. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами» // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1999 г., N 11
31. Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1554 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции" // Российская газета от 23 ноября 2007 г. № 263
32. Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 48
33. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3461
34. Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 января 2006 г. № 1 ст. 118
35. Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 437-ФЗ "О
федеральной территории «Сириус» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. № 52 (часть I) ст. 8583
36. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228
37. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22 ст. 2063
38. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. № 13 ст. 1475
39. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2020 г. № 45 ст. 7061
40. Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215
41. Фомина С.В. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных служащих // Журнал российского права. - 2007. - № 4 (124). - С. 52-60.
42. Харитонов И.К., Яблонский И.В. Отдельные проблемы реализации конституционно-правового статуса государственного служащего // Право и практика. - 2019. - № 4. - С. 71-75.