РЕФЕРАТ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И
РАЗВИТИЯ БИЗНЕС-ЭКОСИСТЕМ 6
1.1 Понятие и история концепции бизнес-экосистемы 6
1.2 Классификация и свойства цифровых бизнес-экосистем и подход к их
построению 9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЙ .. 23
2.1 Обзор существующих примеров применения экосистемного подхода в
России 23
2.2 Анализ использования экосистемного подхода на примере ООО «Яндекс»
26
2.3 Обзор применения экосистемного подхода среди сервисов музыкальной
цифровой дистрибуции 31
2.4 Обоснование выбора экосистемного подхода для реализации в компании
«Sundesire Media Worx» 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 72
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ЭКОСИСТЕМЫ «sUNDESIRE
MEDIA WORX» 74
3.1 Планирование проекта разработки экосистемы «Sundesire Media Worx»74
3.2 Выбор услуг и сервисов для экосистемы «Sundesire Media Worx» 82
3.3 Разработка концепции элементов экосистемы 89
3.4 Разработка концепции объединения сервисов в экосистему 107
3.5 Экономическое обоснование проектного решения 111
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 128
С развитием интернет-технологий, а также с ростом числа пользователей всемирной сети, появляется всё большее количество онлайн-сервисов. Компании стараются предлагать своим клиентам максимально удобное взаимодействие с услугами, упрощая и улучшая интерфейс, делая работу с ними наиболее быстрой и понятной, оказывая своевременную поддержку и организуя обратную связь. Развитие компаний и повышение запросов пользователей к качеству обслуживания привело к появлению цифровых бизнес-экосистем - объединений сервисов, предполагающих удобное и в некоторых случаях более выгодное пользование всеми или несколькими услугами такой системы.
Впервые термин «бизнес-экосистема» был использован американским ученым Джеймсом Муром в 1993 году, и с тех пор многие исследователи как российские, так и иностранные, стараются развить и дополнить данное понятие [1].
Поскольку оно было создано за некоторое время до всемирного распространения интернета, Мур не мог предположить, во что может развиться предложенный им термин через 20-30 лет. Из данного им определения следует, что он представлял бизнес-экосистему как экономическое сообщество, состоящее из совокупности взаимосвязанных организаций и физических лиц. В состав экосистем предприятий входят их товары и услуги, потребители, поставщики, ведущие производители, конкуренты и другие заинтересованные стороны [1]. В настоящее время всё чаще под экосистемой понимается более узкое понятие - лишь совокупность предлагаемых компаниями товаров и услуг, без непосредственного учета внешних контактов - конкурентов, поставщиков и производителей.
В наши дни к представителям экосистемного подхода в России относятся «Яндекс», «Сбер», «Mail.ru», «Тинькофф» и «МТС». Первые три из них строят системы, объединяющие под одним брендом множество продуктов и сервисов, различных по функциям и направлениям [2][3][4]. «Тинькофф» и «МТС» же работают преимущественно по конкретным сферам услуг [5][6].
Одно из преимуществ экосистемного подхода - возможность быстрого роста аудиторий новых сервисов [7]. Охватывая множество различных услуг и осуществляя деятельность под одним брендом, компании повышают свою узнаваемость и увеличивают количество возможных путей, по которым к ним могут прийти новые пользователи; избавляя пользователя от необходимости повторной регистрации на каждом новом сервисе, компании повышают вероятность, что он посетит другие, помимо того, на который попал изначально.
Актуальность темы данного исследования обусловлена потребностью решения проблемы компании «Sundesire Media Worx» - медленного роста количества новых клиентов, способом решения которого может стать разработка цифровой экосистемы компании - подхода, набирающего популярность в наше время.
«Sundesire Media Worx» - сервис музыкальной дистрибуции [8]. С помощью него артисты рассылают свои произведения по музыкальным интернет-магазинам и площадкам и получают вознаграждения за их продажи и стриминг.
Цель работы - разработка концепции, при реализации которой возможны ускорение роста количества новых клиентов «Sundesire Media Worx» и сохранение их в компании.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить и построить полную архитектуру исследуемого
предприятия;
- выявить возможную причину медленного роста количества
клиентов;
- рассмотреть возможные способы решения проблемы и выбрать один;
- предложить и использовать подход к построению экосистемы компании;
- провести планирование разработки проекта, выявить его задачи, календарный график, определить ресурсы;
- провести анализ крупнейших представителей цифровых бизнес - экосистем;
- по результатам анализа выявить свойства экосистем, классификацию, преимущества и недостатки элементов, по которым она строится;
- провести обзор существующих сервисов музыкальной дистрибуции, проверить наличие экосистем в таких компаниях;
- по результатам обзора оставить список сервисов, потенциально востребованных у музыкантов;
- определить преимущества и недостатки каждого из возможных сервисов, выбрать первоочередные сервисы для разработки их концепций в соответствии с возможностями компаниями и требованиями руководства;
- определить способы объединения сервисов в экосистеме, разработать дизайнерские решения каждого из них, построить необходимые схемы для понимания положения компании на рынке до и после создания экосистемы;
- привести экономическое обоснование внедрения проектного решения.
Объектом исследования являются цифровые бизнес-экосистемы.
Предмет исследования - экосистема сервиса музыкальной дистрибуции «Sundesire Media Worx».
В процессе данной работы были использованы следующие программные средства:
- MS Word;
- MS Excel;
- MS Visio;
- MS Project;
- Adobe Photoshop CS6;
- MySQL Workbench.
Практическая значимость исследования заключается в разработке концепции экосистемы компании, воплощение которой позволит ускорить рост количества новых клиентов, а предложенный подход по построению экосистемы можно применить в любой компании, рассматривающей вариант создания такой системы.
Информационно-эмпирической базой данного исследования являются стандарты и политики деятельности компании, статистические показатели деятельности компании, а также результаты собственного исследования деятельности «Sundesire Media Worx», компаний-представителей экосистемного подхода в России и компаний-конкурентов в России и в мире.
Магистерская диссертация включает в себя введение, заключение, список использованных источников и три главы:
1. Теоретико-методологические основы создания и развития бизнес- экосистем.
2. Исследование эффективности применения экосистемного подхода в работе интернет-компаний.
3. Разработка концепции экосистемы «Sundesire Media Worx».
Как было сказано во введении, развитие компаний и повышение запросов пользователей к качеству обслуживания привело к появлению цифровых бизнес-экосистем - объединений сервисов, предполагающих удобное и в некоторых случаях более выгодное пользование всеми или несколькими услугами такой системы.
В процессе исследования предметной области была рассмотрена история термина бизнес-экосистем. Были рассмотрены разные взгляды учёных, продолжающих развитие предложенной Джеймсом Муром в 1993 году концепции.
Однако при ознакомлении с непосредственным определением данного понятия в научной среде, и сравнении его с тем, в каком контексте оно всё чаще употребляется в настоящее, была выявлена необходимость более конкретно обозначить тот частный случай бизнес-экосистем, вокруг которого построена данная исследовательская работа. Таким образом, было предложено определение цифровых бизнес-экосистем как набора множества товаров и, в первую очередь, интернет-услуг, объединённых внутри системы одной или нескольких организаций, функционально и на уровне интерфейса удобные для использования вместе или отдельно, охватывающие одну конкретную сферу жизнедеятельности или множество разных сфер, с точки зрения клиента.
Первая глава данного исследования помогла разобраться в самом понятии явления экосистемы, рассмотреть историю данного термина и его развития. Также в данной главе был предложен набор из 7 предположительно универсальных свойств цифровых бизнес-экосистем и их классификация по 4 параметрам, а также предложен подход по построению такой системы, состоящих из 11 пунктов.
При написании второй главы был проведён обзор российских цифровых бизнес-экосистем и проведён более подробный анализ одной из них. Её анализ позволил прийти к построению схемы, напоминающей дерево, которая может помочь понять концепцию экосистем людям, не знакомым с ними. Также на основе данного анализа был выявлен пример успешного применения экосистемного подхода с более чем десятилетней историей.
После обзора и анализа крупнейших представителей бизнес-экосистем, который, ввиду большого количества информации о таких компаниях, качественно помог выявить ключевые свойства и элементы классификации, а также предложить подход к построению экосистемы, было решено провести обзор и анализ сервисов-конкурентов «Sundesire Media Worx» на музыкальном рынке. По результатам анализа был выявлен опыт применения музыкальными дистрибьюторами экосистемного подхода, использования таких его элементов, как единые бренд и аккаунт, подписка и товары. Кроме того, был составлен список возможных для реализации сервисов, необходимый для разработки концепции экосистемы «Sundesire Media Worx».
Также была построена полная модель архитектуры предприятия, что позволило подробнее ознакомиться с бизнес-процессами компании, а также всеми сторонами её организации. Это было необходимо для выявления возможной причины обозначенной руководством проблемы - медленного роста числа новых пользователей. Было выдвинуто и позже подтверждено предположение, что причина заключается в слишком узкой спецификации услуги - музыкальной дистрибуции. Так в качестве решения проблемы руководству было предложено создание дополнительных сервисов и услуг внутри компании - построения её экосистемы с сохранением единых бренда и аккаунта для пользования всеми элементами экосистемы.
После одобрения руководством данного решения, был начат анализ данной области, описанный ранее. Завершение первых двух глав данной работы позволило приступить непосредственно к разработке концепции экосистемы «Sundesire Media Worx».
В процессе написания последней, третьей главы магистерской диссертации была реализована практическая часть исследования. В соответствии с предложенным в первой главе подходом построения экосистемы, была повторно обозначена цель разработки концепции экосистемы, а также сфера деятельности, которую охватывает будущая экосистема. Из сервисов, выявленных в процессе написания прошлых частей работы как возможные для реализации в экосистеме компании, по итогу для проекта было выбрано 7.
Перед началом разработки их концепций было проведено планирование проекта с помощью программного средства MS Project. Были рассчитаны сроки реализации проекта, его ресурсы, а также возможные риски, стратегии их предотвращения и планы по реакции.
В процессе разработки концепции элементов были предложены дизайнерские решения, а также описания каждого из сервисов.
Далее была показана концепция объединения сервисов в экосистему - повторно обозначен выбор сохранения единого бренда для всех сервисов экосистемы и принято решение разработки единого аккаунта для доступа к ним. Были разработаны две схемы - до создания экосистемы «Sundesire Media Worx» и после. В заключительной части разработки концепции бизнес- экосистемы было проведено экономическое обоснование проекта, которое показало, что проект окупается за 11 месяцев.
Проведение исследования позволило прийти к лучшему пониманию феномена бизнес-экосистем, а анализ подтвердил актуальность данного подхода, что подтверждает перспективы его развития. Из этого следует, что необходимо и далее изучать цифровые бизнес-экосистемы в научных работах. Предложенные в данной работе классификация и свойства экосистем, а также подход по их разработке, могут быть расширены, развиты или изменены другими исследователями, студентами, магистрами и любыми научными сотрудниками.