Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 11
1.1 Понятие зрительно-моторной координации
в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях 11
1.2 Особенности зрительного восприятия и пространственных
представлений детей 6-7 лет с задержкой психического развития 23
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития зрительно-моторной координации ... 32
2.1 Выявление уровня развития зрительно-моторной координации
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 32
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей
6-7 лет с задержкой психического развития зрительно-моторной координации
2.3 Определение эффективности работы по развитию у детей
6-7 лет с задержкой психического развития зрительно-моторной
координации 60
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 72
Приложение Б Особенности копирования детьми 6-7 лет с задержкой психического развития элементов фигур (при выполнении гештальт-теста Бендера) 74
Приложение В Протоколы результатов гештальт-теста Бендера на констатирующем и контрольном этапах эксперимента 76
Приложение Г Модель коррекционно-образовательного процесса
по развитию у детей 6-7 лет с задержкой психического
развития зрительно-моторных функций 78
Приложение Д Календарно-тематическое планирование
Актуальность исследования. Одной из значимых проблем современной педагогики остается проблема повышения эффективности образовательного процесса. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с происходящим социально-экономическим развитием нашего общества, постоянным повышением требований к уровню общего образования, усложнением школьных программ. Эти изменения в нашем обществе обострили проблему школьной успеваемости. Количество школьников, которые не справляются с освоением образовательной программы, постоянно увеличивается. Первостепенным является полноценное развитие в дошкольном возрасте. Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного развития, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
Готовность к школьному обучению включает в себя целый ряд факторов, среди которых существенное место занимает мелкая моторика пальцев рук. Психологи единодушно отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться в раннем возрасте, чем больше его деятельность, тем больше расширяются возможности познания и формируются умственные способности. Чем больший запас действий накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет от наглядно- действенного к наглядно-образному, а затем и к словесно-логическому мышлению. Многие педагоги, психологи, физиологи склоняются к общей мысли о том, что мыслительная деятельность (мышление) развивается за счет рук, пальцев, в свою очередь руки способствуют развитию мозга. Развитие моторных функций и зрительно-моторной координации является не только одним из показателей, но и важным условием нервно-психического развития ребенка. Развитию этого направления посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей: А.Г. Венгера, А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, А.Р. Лурии и других. Но все эти работы направлены на исследование развития и формирования моторных функций у детей с нормальным психическим развитием. А проблемы развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития изучены недостаточно и ограничиваются отдельными рекомендациями по проведению пальчиковых игр, упражнений.
Одной из проблем обучения и развития детей с задержкой психического развития длительное время остается проблема оптимизации психокоррекционной помощи этим детям на первых уровнях общего образования. Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы значительно затрудняет процесс обучения этих детей. Особенно сильно тормозится освоение общеобразовательной программы из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания - сенсорной, моторной и речевой.
Особенности детей с задержкой психического развития освещены в работах Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульенковой, С.Г. Шевченко и других ученых. Анализируя данные психолого-педагогической литературы, следует отметить, что исследователями рассматривались в основном особенности овладения навыками письма у данной категории детей и в меньшей степени уделено развитию моторных функций и зрительно-моторной координации. При изучении методической литературы не просматривается система работы для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.
Проблема актуальна, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловила выбор темы исследования: «Развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития».
Объект исследования: процесс развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать содержание, формы и методы развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
- у детей 6-7 лет с задержкой психического развития имеет место выраженное (по сравнению со сверстниками, развивающимися в норме) отставание в развитии ведущих составляющих зрительно-моторной координации, что проявляется в нарушениях темпа и качества рукомоторных действий с опорой на зрительный анализатор;
- целенаправленное развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития может быть эффективным при реализации модели коррекционно-образовательного процесса, включающей целевой, содержательный, технологический (процессуальный) и результативный компоненты;
- модель коррекционно-образовательного процесса, направленного на развитие зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с задержкой психического развития предполагает включение определенного содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в разные части коррекционно-образовательного процесса: в совместную деятельность педагогов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя) с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников; а также предполагает создание условий в развивающей предметно-пространственной среде группы компенсирующей направленности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований и научной литературы раскрыть и охарактеризовать состояние разработанности проблемы.
2. Выявить психологические особенности развития компонентов зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание, формы и методы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическую основу исследования составляют положения:
- о закономерностях развития высших функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия);
- о закономерностях и специфике возрастного развития детей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин);
- о ведущей роли обучения в развитии психики ребёнка (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, З.И. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- о единстве возрастных закономерностей развития нормального и аномального ребёнка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова).
Для решения поставленных задач в работе использовались такие методы, как: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (тесты, наблюдение, анализ продуктов деятельности, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической статистики).
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2018-2019 гг.). На данном этапе определяется проблема исследования, уточняется объект, предмет, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2019-2020 гг.). Этот этап включает в себя разработку и апробацию содержания, форм и методов развития зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2020 г.). Включает в себя обработку, анализ и интерпретацию результатов проведенного эксперимента, а также уточнение основных выводов, обобщение, систематизацию и оформление материалов магистерской диссертации.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53«Чайка» городского округа Тольятти. На разных этапах в исследовании участвовали 20 детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Научная новизна исследования заключается в том, на основе анализа современных теорий и положений образования детей с нарушениями в развитии и психофизическими особенностями старших дошкольников с задержкой психического развития обоснована значимость модели коррекционно-образовательного процесса в группе для детей 6-7 лет с задержкой психического развития, направленная на развитие зрительно-моторной координации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены и описаны особенности зрительно-моторной координации детей 6¬7 лет с задержкой психического развития, обосновано значение развития зрительно-моторной координации в интеллектуальном развитии ребёнка 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в деятельности дошкольных образовательных организаций, особенно в группах компенсирующей направленности, может быть использована апробированная модель коррекционно-образовательного процесса в группе для детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на концептуальные научные идеи отечественной дефектологии, детской психологии; комплексным характером используемых методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования выражается в изучении состояния проблемы; в выявлении психологических особенностей развития компонентов зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического развития; разработке и апробации содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с задержкой психического; внедрении результатов исследования в деятельность дошкольной образовательной организации; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» в рамках проведения Дней науки ТГУ (2019 г., 2020 г.), а также на психолого-педагогических консилиумах МБУ детского сада № 53«Чайка» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Зрительно-моторная координация детей 6-7 лет с задержкой психического развития характеризуется отставанием в развитии ведущих компонентов: способности к пространственной организации визуального материала, наглядной и внутренней образно-моторной регуляции мелких движений рук, зрительно-моторной координации в пространстве.
2. Модель коррекционно-образовательного процесса, направленного на развитие зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с задержкой психического развития представлена целевым, процессуальным, результативным компонентами; предполагает включение определенного содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в разные части коррекционно-образовательного процесса: в совместную деятельность педагогов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя) с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников; а также предполагает создание условий в развивающей предметно-пространственной среде группы компенсирующей направленности.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 2 рисунка, 1 таблицу, список используемой литературы (34 источника) и 5 приложений. Основной текст работы изложен на 71 странице.
В заключении диссертации сформулированы основные выводы относительно теоретических и экспериментальных аспектов работы.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что нарушение зрительно-моторной координации у детей с ЗПР связано с нарушениями общей и мелкой моторики, а также пространственных представлений и зрительного восприятия в целом. Поэтому данную проблему необходимо решать комплексно в совместной работе педагогов и узких специалистов (учителя-дефектолога, педагога-психолога). В данном исследовании комплексный подход был реализован в процессе построения и апробации модели коррекционно-образовательного процесса по развитию зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с ЗПР.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне развития у детей экспериментальной выборки зрительно-моторных функций. Зрительно-моторная координация детей 6-7 лет с ЗПР характеризуется отставанием в развитии ведущих компонентов: способности к пространственной организации визуального материала, наглядной и внутренней образно-моторной регуляции мелких движений рук, зрительно-моторной координации в пространстве.
Это связано с тем, что у ребёнка с ЗПР повышенная отвлекаемость, фрагментарность восприятия, слабая включенность в процесс работы, отсутствие умения выслушивать до конца содержание инструкции, низкий познавательный интерес, безразличное отношение к результату работы, слабая волевая регуляция.
Исследование доказало эффективность коррекционно-образовательного процесса по развитию зрительно-моторной координации у детей 6-7 лет с ЗПР, организованного в соответствии с предложенной моделью, включающей целевой, содержательный, технологический (процессуальный) и результативный компоненты.
Модель предполагает включение определенного содержания, форм и методов работы по развитию у детей 6-7 лет с ЗПР показателей зрительно-моторной координации в разные части коррекционно-образовательного процесса: в совместную деятельность педагогов (учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя) с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников; а также предполагает создание условий в развивающей предметно-пространственной среде группы компенсирующей направленности.
Контрольный эксперимент показал наличие положительной динамики в развитии показателей зрительно-моторной координации детей 6-7 лет с ЗПР.
Полученные теоретические и практические данные подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и правомерность вынесенных на защиту положений.
Однако, данное исследование не является исчерпывающим в решении рассматриваемой проблемы. Интерес представляет изучение моторного развития детей на ранних этапах выявления задержки психического развития в профилактических целях.
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. . Особенности восприятия пространства у детей. М. : Просвещение, 1964. 321 с.
2. Александрв Ю. И. Основы психофизиологии : Учебник / Отв. ред. Ю. И. Александров. М. : ИНФРА-М, 1997.
3. Варламова О. И. Диагностика ориентировочно-исследовательских действий детей младшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным развитием // Специальная психология. № 1(3), 2005. С. 69-74.
4. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. : Просвещение, 1969. 363 с.
5. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. : Просвещение, 1988. 143 с.
6. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М. : Просвещение, 1973. 175 с.
7. Власова Т. А., Лубовской Н. А., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ. 200. 672 с.
9. Дунаева З. М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции : Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1980. 22 с.
10. Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю.Левченко, С. Д. Забрамной. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
11. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М. : Просвещение, 1995.
12. Захарова Ю. А. Тетрадь для штриховки (5-6 лет). СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. 24 с.
13. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб. : Питер, 2006. 320 с.
14. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр Академия, 2003. 384 с.
15. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950. 98 с. (не переизд.)
16. Лурия А. Р. Письмо и речь : Нейропсихологические исследования. М. : Издательский центр Академия, 2002. 352 с.
17. Сиволапов С. К. Особенности образной сферы у школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1988. № 2. С. 3.
18. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : Учебное пособие. 2-е изд. М. : Генезис, 2008. 474 с.
19. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. М. : Просвещение, 1981. 191 с.
20. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. 2-е изд., исправ. и допол. М. : Просвещение, 1979. 288 с.
21. Кондратьева С. Ю. Если у ребёнка задержка психического развития... СПб. : «Детство-пресс», 2011. 64 с.
22. Кобык И. В семье «особый» ребёнок: особенности развития и воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. № 7. С. 83-87.
23. Лебедева О. Проблема формирования психологического здоровья детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №1. С. 21¬26.
24. Левченко И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии : методическое пособие. М. : Просвещение, 2008. 239 с.
25. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. М. : ТЦ «Сфера», 2009. 320 с.
26. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М. : ВЛАДОС, 2005. 180 с.
Т1. Стребелева Е. А. Психологическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2009. 164 с.
28. Шамарина Е. В. обучение детей с ЗПР: организация
индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. 80 с.
29. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.
30. Allman B. L. The importance of teacher restraint // Journal of Teacher Education, 2015. Vol. 1-15. P. 51-66.
31. Feldman D. E. Association of Sensory Processing and Eating Problems in Children with Autism Spectrum Disorders // International Journal of Education and Research, 2011. Vol. 4, № 2. P. 33-31.
32. Meredith M. A. The importance of meaningful readings // Journal of Educational Psychology, 2012. Vol. 104, № 4. P. 123-128.
33. Neville H. Sensory Deprivation and Brain Plasticity // International Journal of Education and Research, 2013. Vol. 1, № 10. P. 24-32.
34. Sasson B. Sensory Response Patterns in Nonverbal Children with ASD // International Journal of Academic Research in Social Sciences, 2014. Vol. 4, № 1. P. 253-261.