Введение
Глава 1 Теоретические основы права на жизнь и смертной казни как высшей меры наказания
1.1 Понятие смертной казни и конституционного права на жизнь ...
1.2 Правовая природа и социальная значимость смертной казни ...
Глава 2 История развития смертной казни в России как акта высшей меры наказания
2.1 Смертная казнь в период с Древней Руси и до середины XX века
2.2 Применение смертной казни в СССР и современной России
Глава 3 Дискуссионные вопросы применения смертной казни
3.1 Сторонники применения смертной казни
3.2 Противники применения смертной казни
3.3 Пожизненное заключение как альтернатива смертной казни ....
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Право на жизнь - первостепенное, неотъемлемое, неотчуждаемое право каждого человека, присущее ему от рождения и сопровождающее на протяжении всей его жизни. Право на жизнь неоспоримо принадлежит человеку от рождения, поскольку, в соответствии с Конституцией РФ, является личным правом каждого человека и гражданина, одновременно с этим являясь главным конституционным правом, от кого проистекают остальные права - политические, экономические, социальные и другие не менее важные права. Право на жизнь - наивысшая правовая ценность демократического государства, чья обязанность - гарантировать право на жизнь, во-первых, гражданам государства, а во-вторых, тем людям, которые находятся в пределах территории государства, но не являются его гражданами.
Актуальность темы исследования обусловлена ее социальной значимостью во все времена существования человеческого общества: с образования немногочисленных общественных групп, продолжая быть актуальной в эпоху образования первых государств и становления права, и не теряя своей значимости в современное время, поскольку именно сейчас права, свободы и законные интересы человека - центральный элемент правовой системы и являются главным объектом охраны и защиты государства. Права человека - важнейшая ценность современного правового демократического государства, а смертная казнь фактически лишает человека его законного права на жизнь, что противоречит современным гуманистическим идеям и является спорным вопросом в истории становления государства, которое развивается в эпоху морально нравственных тенденций.
Целью исследования является всестороннее изучение и анализ
института смертной казни и проблем ее применения в Российской Федерации, а также значения смертной казни в контексте неотъемлемого конституционного права на жизнь.
Для достижения заданной цели исследования был поставлен ряд следующих задач:
5. исследовать теоретические основы права на жизнь в Российской Федерации и смертной казни как высшей меры наказания, а именно: раскрыть понятие смертной казни и содержание конституционного права на жизнь; исследовать правовую природу смертной казни и определить ее социальную значимость;
6. проанализировать историю развития смертной казни, а также института смертной казни в Российской Федерации: раскрыть все значимые исторические периоды;
7. исследовать дискуссионные вопросы относительно применения смертной казни: изучить мнения противников и сторонников смертной казни;
8. сопоставить пожизненное заключение и смертную казнь.
Объектом исследования выступает конституционное право на жизнь, а также применение в отношении данного права смертной казни.
Предметом выбранной темы выступают, в первую очередь, нормы конституционного права, а также нормы уголовного и уголовно-исполнительного права, научные труды различных ученых, юридические монографии по выбранной теме, а также совокупность правовых норм, относящихся к институту прав и свобод личности в Российской Федерации.
Данная выпускная квалифицированная работа имеет свою структуру, состоящую из: вступительной части - введения, трех глав, разделенных на разъяснительные параграфы, заключительной части - заключения и списка используемой литературы и используемых источников. Во вступительной части тезисно обоснована социальная значимость выбранной темы и ее актуальность. Поставлена цель исследования и обозначены соответствующие задачи, которые необходимо раскрыть в процессе написания выпускной квалифицированной работы. Проведен краткий экскурс необходимых для исследования научных источников и литературных.
В первой главе нами будет освещен теоретический аспект основных положений смертной казни и тезисов, раскрывающих сущность смертной казни как высшей меры наказания, определение категории «конституционное право на жизнь», а также исследованы правовая природа смертной казни и социальная значимость в современном обществе. Последний вопрос особенно актуален на сегодняшний день, поскольку не только представляет интерес для исследования российскими деятелями науки, но и имеет значение для государства, общества и его сохранения в стабильном состоянии с минимизацией преступности, насколько это возможно.
Во второй главе нами будут исследованы все этапы исторического развития смертной казни в России: от времен Древней Руси до середины XX века, и затем - изучены положения российского законодательства относительно приостановления применения смертной казни, а именно: по каким причинам произошло данное историческое событие, были ли они, на наш взгляд, объективны, и возможно ли вернуть смертную казнь как высшую меру наказания в положения современного законодательства.
В последней - третьей главе нами будет исследована практическая сторона исследуемой темы. Освещены и проанализированы дискуссионные вопросы применения смертной казни: мнения сторонников и противников применения смертной казни, а также амбивалентность отношения современных государств к применению смертной казни. Вместе с тем, в третьей главе мы углубимся в значение частой альтернативы смертной казни - пожизненного заключения, а именно: выясним, действительно ли пожизненное заключение выступает сопоставимым видом высшей меры наказания современного общества.
Глава 1 Теоретические основы права на жизнь и смертной казни как высшей меры наказания
Смертная казнь, сопоставимая с актом лишения человека жизни, фактически выходит за рамки постулатов современного гуманизма, тем самым представляя актуальную проблему на только на сегодняшний день, но и оглядываясь на прошедшие десятилетия.
Для того, чтобы в полной мере исследовать и осмыслить эти два противоположных компонента одной среды, необходимо, в первую очередь, рассмотреть понятие конституционного права на жизнь, его содержание и ценность в существовании каждого человека, а также раскрыть понятие смертной казни, ее правовую природу и некоторые моменты, которые позволяют сторонникам смертной казни посредством ее применения решать ряд задач, стоящих перед обществом, а противникам смертной казни - обходить стороной данный вид наказания.
Подводя общую черту данного исследования, необходимо отметить, что нами была проделана объемная работа по изучению и анализу конституционного права на жизнь и противопоставляемой ему смертной казни как особого вида уголовного наказания. Также нами были исследованы основные признаки смертной казни, ее правовая природа, социальная значимость, аргументация сторонников и противников смертной казни, а также другие значимые аспекты реализации смертной казни и особенного фокусирования на высшей ценности государства - конституционного права каждого на жизнь, в контексте выбранной темы выпускной квалификационной работы.
В первой главе данного исследования мы выяснили, что, в первую очередь, право на жизнь закреплено в ст. 20 Конституции РФ, где сказано: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Вместе с тем, право на жизнь закреплено во всех демократических конституциях мира, включая различные международные документы (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., где сказано: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность»; ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., где сказано: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни»).
Что касается социального предназначения смертной казни в современном обществе, то она является, по мнению некоторых ученых, сдерживающим фактором, необходимым для защиты общественных отношений от жестоких преступных деяний. По мнению других ученых, смертная казнь, если выступает социально-значимым элементом, регулирующим общественные отношения в сфере уголовного права, то следует придать ее осуществлению более гуманный характер, используя практически безболезненные методы реализации исключительной меры наказания в виде смертной казни. Однако вопрос о необходимости применения смертной казни в современном мире как был, так и остается резонансным и дискуссионным, а потому смертная казнь как наказание, на данный момент на территории России в исполнение не приводится.
Мы выяснили, что право на жизнь - неотчуждаемо и присуще каждому человеку от рождения. Это основное личное право каждого индивида, позволяющее ему реализовывать другие права (политические, экономические, социальные, духовные), необходимые для активной жизнедеятельности каждой личности и отстаивании своих законных интересов. Также право на жизнь является наивысшей правовой ценностью демократического государства, обязанность которого - гарантировать право на жизнь своим гражданам государства и людям, находящимся на территории государства, но не имеющие устойчивой правовой связь с ним. Мы однозначно постановили, что отношение к смертной казни (общества, его отдельных индивидов и государства в целом) - абсолютно субъективная позиция, а потому - каждое государство по-своему относится к применению смертной казни на своей территории.
Вместе с тем, во второй главе данного исследования мы изучили многовековую историю становления смертной казни и выяснили, что смертная казнь приобрела законную форму при переходе общественных цивилизаций к правовым отношениям, а точкой формирования смертной казни как вида наказания на Руси считается конец 10-го века - приход на территорию Древней Руси христианства. Смертная казнь в истории России и, в частности, в истории отечественного уголовного права - явление закономерное, генетически произошедшее из обычая кровной мести.
В процессе исследования этапов исторического развития смертной казни нами было выяснено, по каким причинам и применялась смертная казнь с принятием Судебника Ивана III (расширивший спектр преступлений, за которые могла быть назначена смертная казнь и добавивший в данный перечень религиозные преступления, поднятие бунта, душегубство и прочее) и то, как смертная казнь стала более жестокой с вступлением в силу положений Судебника Ивана Грозного. Кроме того, мы определили, что смертная казнь в 17-м веке была не менее редким явлением, чем в период правления Ивана Грозного: она могла быть назначена не только за убийство, кражу и государственные преступления, но и за ловлю селедки, торговлю целебным корнем ревеня и т.д., и выяснили, что с началом правления Петра I смертная казнь и случаи ее применения начали постепенно снижаться.
Что касается отношения различных государств и деятелей науки, также дискуссионных вопросов относительно применения смертной казни, то данный момент был нами исследован в последней главе выпускной квалификационной работы. Сторонники смертной казни, высказывая свою положительную оценку относительно применения смертной казни, оперируют несколькими аргументами:
1. применение смертной казни восстанавливает справедливость;
2. смертная казнь - соразмерное наказания за совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление;
3. отмена смертной казни и ее замена на пожизненное лишение свободы - крайне невыгодная для государства позиция относительно распределения финансовых средств;
4. смертная казнь является эффективным элементом устрашения преступников, а потому - действенный фактор снижения преступности.
Выяснив также мнения противников смертной казни, мы определили, что на каждую точку зрения существует несколько опровержений, поэтому в данном вопросе не может быть однозначного ответа. Между тем, мнения противников применения смертной казни заключаются в следующем:
1. применение смертной казни дегуманизирует общество;
2. смертная казнь не уменьшает количество преступлений и не является средством устрашения преступников, а напротив - порождает новые преступления в силу своей жестокости и бесчеловечности (с точки зрения того, что жестокость порождает еще большую жестокость);
3. применение смертной казни не исключает возможности совершения судебных ошибок и лишения жизни невиновных лиц;
4. смертная казнь не выполняет воспитательную функцию, которая, по мнению противников смертной казни, является важнейшим звеном в линии судьбы любого человека, в том числе, преступника).
Что касается пожизненного лишения свободы как современной альтернативы смертной казни, то данный вопрос также был нами исследован в последнем параграфе третьей главы. Вопрос о пожизненном лишении свободы как более гуманной меры наказания по отношению к смертной казни - довольно спорный и, по нашему мнению, справедливость вынесенного судебного решения - индивидуальна и зависит от конкретного случая. В некоторых случаях, заменяя высшую меру наказания на пожизненное лишение свободы, государство обрекает человека на более мучительные страдания, заставляя его каждый день вспоминать о содеянном. И если смертная казнь противоречит общечеловеческим этическим требованиям, а ее реализация неизбежно сопряжена с негативными социальными последствиями (так как последствия необратимы), то пожизненное лишение свободы хоть и имеет характер реабилитации в случае судебной ошибки, но также не является традиционно гуманным наказанием, поскольку несет страдания осужденному.
Вместе с тем, на наш взгляд, и смертная казнь, и пожизненное лишение свободы, имеют место быть в современном мире как разновидности уголовного наказания. В них как в особо серьезных наказаниях определенно есть смысл, особенно если речь идет об особо опасных преступниках и защиты общества от его противоправных действий.