Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

Работа №103867

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития социальных эмоций 9
1.2 Арт-терапевтические средства в развитии у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития социальных эмоций 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт- терапевтическими средствами 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития социальных эмоций 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития социальных эмоций 45
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 57
Приложение Б Результаты выявления первого показателя социальных эмоций 58
Приложение В Результаты выявления второго показателя социальных эмоций 59
Приложение Г Результаты выявления третьего показателя социальных эмоций 60
Приложение Д Результаты выявления четвертого показателя социальных
эмоций 61
Приложение Е Картотека образовательной деятельности по изотерапии...

Социальные эмоции являются одной из важных потребностей человека и занимают огромную роль в жизни. Согласно периодизации потребностей Маслоу, эмоции стоят у основания всех жизненно необходимых процессов. Если индивид по какой-либо причине испытывает эмоциональный дискомфорт, он чаще отвлекается от реальных дел и событий, много думает над своим состоянием.
Современный мир настолько изобилует различного рода информацией, а также сам темп жизни современного человека достаточно интенсивный, что, согласно исследованиям психологов, большинство взрослого населения находятся в состоянии психоэмоционального стресса. Стрессу подвержены и дети 6-7 лет с задержкой психического развития, так как они находятся на пороге кризисного развития, связанного с дальнейшим переходом к школьному обучению.
Как показывают исследования детей 6-7 лет с задержкой психического развития, для них характерны быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания и рассеянность, а также различные поведенческие отклонения. Все это, по мнению психологов, связано с несовершенством у детей с задержкой психического развития социальных эмоций.
Изучением социальных эмоций человека занимались такие психологи, как Л.С Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Б.Д. Карвасарский, Г.А. Маклаков, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнас, Я. Рейковский.
Проблема развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций актуальна еще и потому, что к уровню развития выпускника детского сада, поступающего в первый класс школы, на практике предъявляется определенный ряд требований.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (как одной из коррекционно-развивающих задач примерной АООП ДО для детей с задержкой психического развития) и недостаточностью использования арт- терапевтических средств, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности арт-терапевтических средств как средства развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций.
Предмет исследования: арт-терапевтические средства как средство развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: процесс развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами будет возможным, если:
- выявлены индивидуальные особенности социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- отобраны и включены в непрерывную образовательную деятельность средства изотерапии, направленные на развитие умений детей ориентироваться в эмоциональных состояниях;
- отобраны приемы психолого-педагогической поддержки, направленные на демонстрацию детям образца-ориентира в проявлении социальных эмоций, реализующие тактику «помощь» в создании у детей позитивного отношения к себе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт- терапевтическими средствами.
4. Выявить динамику уровня развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования эмоций в работах В.К. Вилюснаса, Б.Д. Карвасарского, Г.А. Маклакова;
- исследования в области возрастных особенностей развития у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций Л.Б. Баряевой, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой;
- теоретические и методологические аспекты использования арт- терапии, как средства психокоррекции в работах К. Рудестаму и А. Хилла.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 53 «Чайка» г. Тольятти. В исследовании приняли участие 7 воспитанников 6-7 лет старшей дошкольной группы для детей с задержкой психического развития «Яблочки».
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования средств арт-терапии в развитии у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование возможности развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (31 источников), 6 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 13 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Развитие социальных эмоций играет важную роль в развитии личности в целом, ее социализации, межличностном общении. В основе развитой эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет лежат умения интерпретировать свои и чужие эмоции, уметь называть эмоции, выражать их или сдерживать, способность к эмпатии.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций является актуальной в данном возрасте и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, было раскрыто значение арт- терапевтических средств в развитии социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В психолого-педагогических исследованиях В.К. Вилюснаса, Б.Д. Карвасарского, Г.А. Маклакова рассматривается эмоциональная сфера личности. Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова занимались изучением в области возрастных особенностей развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций. Теоретические и методологические аспекты использования арт-терапии, как средства психокоррекции в работах К. Рудестаму и А. Хилла.
Выявление уровня развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций в экспериментальной группе на констатирующем этапе показало, что высокий уровень у детей составляет 14% от всей группы (1 человек), средний уровень наблюдается у 29% детей (2 человека), а низкий уровень у 57% детей (4 человека).
Мы доказали, что процесс развития у детей 6-7 лет с задержкой развития социальных эмоций арт-терапевтическими средствами будет возможным, если:
- выявлены индивидуальные особенности социальных эмоций у детей 6-7 лет с задержкой психического развития;
- отобраны и включены в непрерывную образовательную деятельность средства изотерапии, направленные на развитие умений детей ориентироваться в эмоциональных состояниях;
- отобраны приемы психолого-педагогической поддержки, направленные на демонстрацию детям образца-ориентира в проявлении социальных эмоций, реализующие тактику «помощь» в создании у детей позитивного отношения к себе.
Результаты контрольного эксперимента позволили нам выявить динамику уровня развития эмоционально-волевой сферы у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Высокий уровень на контрольном этапе отмечается у 29% детей (2 человека), средний уровень у 42% детей (3 человека), низкий уровень на контрольном этапе зафиксирован у 29% детей (2 человека).
Полученные данные позволяют утверждать, что после проведения формирующего этапа работы уровень развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития социальных эмоций изменился в лучшую сторону.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.



1. Анохин П. К. Эмоции. М. : Гуманит. издат. центр Владос, 2013. 312 с.
2. Барканова О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск : Литера-принт, 2009. 237 с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Изд. 2-е, испр. М. : Когито-Центр, 2009. 192 с.
4. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. М. : НЦ ЭНАС, 2014. 136 с.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Воронеж, 2015. 313 с.
6. Бреслов Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве : норма и отклонения. М. : Педагогика, 1990. 126 с.
7. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. СПб. : Невский проспект, 2015. 407 с.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. СПб. : Питер, 2013. 310 с.
9. Выготский Л. С. Психология. М. : Эксмо-Пресс, 2012. 1008 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Спб. : Союз, 1997. 224 с.
11. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М. : Изд-во Москва. ун-та, 2017. 391 с.
12. Горбатков А. А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями. №4. 2012. С. 132-140.
13. Грот Н. Я. Психология чувствований. М. : Гуманист. издат. центр Владос, 2013. 405 с.
14. Дружинин В. Е. Психологическое здоровье детей. М. : Сфера, 2012. 301 с.
15. Ермолаева М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М. : Ин-т практ. психологии, 2011. 102 с.
16. Игумнова Т Т., Осеева Н. А. Арт-терапия и ее использование в практике дошкольного учреждения. // Психология, социология и педагогика. № 3. 2013. 57 с.
17. Калина Н. Ф. Психология личности. М. : Академический проект, 2015. 214 c.
18. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми. Спб. : Речь, 2009. 83 с.
19. Колосова С. Л. Детская агрессия. СПб. : Питер, издание первое, 2004. 224 с.
20. Конева О. Б. Влияние социальных эмоций на процесс социализации детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. 19 с.
21. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 2005. 368 c
22. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб. : Речь, 2003. 256 с.
23. Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. М. : Логос, 2014. 256 с.
24. Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2010. 400 с.
25. Мухина В. С. Детская психология. Учеб. для студентов пед. институтов. М. : Логос, 2012. 236 с.
26. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М. : Владос, 2013. 128 с
27. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учеб. пособие. СПб. : Речь, 2004. 336 с.
28. Попова С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. № 1. 2011. 224 с.
29. Прозорова М. Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. № 2. 2014. 69 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М. : Педагогика, 1989. 416 с.
31. Цыганкова И. Г. Изучение уровня сформированности эмоциональной саморегуляции у детей 6-7 лет. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1(16) 212-215 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ