Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования средствами синтетических видов искусств
Введение 4
Глава 1 Теоретическая обоснованность организации театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у учащихся 11
1.1 Детское театральное творчество в историческом аспекте 11
1.2 Психолого-педагогический аспект роли театрального искусства в
формировании личности детей и подростков 20
1.3 Восприятие театрального искусства детьми и подростками 27
1.4 Создание модели развития творческих способностей средствами
синтетических искусств 33
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей 10-12 лет на занятиях по организации театральной деятельности в школе 40
2.1 Констатирующий эксперимент развитие творческих способностей у детей 10-12 лет на занятиях по организации театральной деятельности в школе 40
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы 52
2.3 Общие темы и описание цикла занятий 54
Заключение 68
Список используемой литературы 72
Приложение А 83
Иллюстративный материал к теме «Греческий театр» 83
Приложение Б 85
Иллюстративный материал к теме «Пространство сцены» 85
Приложение В 87
Иллюстративный материал к теме «О костюме» 87
Приложение Г 91
Иллюстративный материал к теме «Построение образа оформления» 91
Приложение Д 93
Учебные работы на тему «Пространство сцены» 93
Приложение Е 96
Учебные работы на тему «Свет на сцене» 96
Приложение Ж 99
Учебные работы на тему «О костюме» 99
Приложение З 101
Учебные работы на тему «Построение образа оформления»
Современный мир с его постоянно меняющимся форматом общения ставит все новые и новые условия для развития современной личности. Возникают новые виды информационной среды, новые формы общения, среди которых комфортно и успешно себя будет чувствовать лишь личность с гибким нестандартным мышлением. Таким образом возникает задача воспитания людей с гибким мышлением, готовых к творческой деятельности.
Творчески развитая личность быстрее и качественнее готова к условиям современного мира, с его требованиями к мобильности, способности к принятию нестандартных решений, интегрированию навыков из различных профессиональных сфер. Развивать же творческие способности невозможно односторонне, только лишь художественными навыками или музыкальными.
Как сами способности многогранны, так и подход к ним должен быть многосложен и разносторонен. Здесь присутствует противоречие цели развития как многосторонне развитой личности и подходов к ее развитию, подходов, во многом не отличающихся многообразием затронутых сфер в искусстве.
Использование синтетических видов искусства в обучении может решить это противоречие, и театрализованная деятельность здесь видится максимально подходящей для успешного развития творческих способностей. Потому как искусство театра не только впитала в себя множество разных видов искусств, но и сумело их интегрировать, подчинить одной единой задаче, созданию совершенно нового продукта, произведению нового, синтетического искусства.
Театрализованная деятельность как метод развития творческих способностей незаслуженно мало используется в образовательной системе. Когда имея такой подход в основе, мы получаем широкий спектр возможных вариаций развития личности в целом и творческих способностей как неотъемлемой части развития личности. На сегодняшний день образовательная система дает общие представления об отдельных видах искусства, позволяя совершенствовать навыки в различных видах искусств. Но вовлекая детей в театрализованную деятельность мы знакомим детей не только с искусством, но и показываем, как разные виды искусства могут сотрудничать, что музыка и живопись, танец и пение могут стать единым целым. И, хоть и театр временами называют вымирающим видом искусства, что современный мир с его информационным полем вытесняют камерные искусства, все же театр, как и киноискусство и анимация, в своем синтезе наиболее точно отвечает интегрированию современного мира и общества.
Цель - разработать и апробировать модель развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусств.
Объект исследования - процесс художественно-творческой деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования - условия, методы, средства организации педагогического процесса развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусства.
Гипотеза исследования - процесс развития творческих способностей в учебно-воспитательном пространстве школы будет эффективным если:
- процесс развития творческих способностей будет определен спецификой творческой активности личности, ее стремлением к преобразующей деятельности;
- разработана и внедрена модель методической системы совершенствования процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
- модель содержащая комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений, направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей, обучающихся являющихся важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности;
- разработанные критерии и уровни оценки развития творческих способностей обучающихся.
Задачи исследования:
- определить педагогическую специфику средств синтетических видов искусств и основные направления в развитии творческих способностей обучающихся;
- разработать и внедрить в практику учебно-воспитательного процесса модель методической системы, направленную на совершенствование процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
- разработать критерии и уровни оценки развития творческих способностей, обучающихся;
- опытным путем подтвердить эффективность подели развития творческих способностей детей, определить методы, технологии и условия развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусства.
Методология работы основана на идеях о возможностях развития стратегии полихудожественного образования на разных его уровнях. Результаты работы: авторами научной школы
Методологическая база исследования представляют собой научные труды в области методологии комплексного подхода к обучению и развитию ребенка средствами интеграции искусств А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Б.П. Юсова, Е.В. Квятковского, Д.С. Лихачева, Г.В. Лабунской, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой, Е.Е. Рожковой, Е.А. Флериной, Т.Г. Пеня, В.Н. Шацкой, Л.Г. Савенковой, Ю.У.Фохт-Бабушкина; научные труды и исследования в области механизмов полихудожественного подхода Л.М.Баженова, Е.Я. Гембицкая, Е.А. Захарова, Е.П. Кабкова В.В. Неверов, Ю.Н. Усов, Т.И. Сухова, Ю.А. Тамм; гуманистические идеи и концепции А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения, развития и воспитании ребенка.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ различных учебных программ, диссертационных исследований, научных публикаций по теме научного исследования;
- эмпирические исследования, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент представляющий собой разработку и апробацию специально разработанных заданий и упражнений, характеризующийся постоянным сравнительным анализом продуктов творческой деятельности обучающихся выполненных на различных этапах эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации модели методической системы направленную на совершенствование процесса развития творческих способностей обучающихся средствами синтетических видов искусств и содержащей в своей основе методику, где различные формы и средства, целенаправленные задания и упражнения представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных интегрированных занятий направленных на эстетическое воспитание и нравственное воздействие; разработанная методика опирается на игровые технологии), развивающее, личностно-ориентированное обучение, а также проектного, интерактивного, информационно-коммуникационные технологии.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании, и подтверждении существующей проблемы развития творческих способностей у обучающихся в практике учебно-воспитательного процесса; в определении педагогической, эстетической и нравственной специфике синтетических видов искусств и основных направлений в развитии творческих способностей обучающихся средствами театральной деятельности; в углублении и расширении существующих теоретико-методологических подходов, средств и методов развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусства.
Практическая значимость исследования состоит разработке, внедрении и апробации модели методической системы представляющей собой совершенствование процесса развития творческих способностей у обучающихся средствами синтетических видов искусства (на примере театральной деятельности), структурные компоненты которой представляют собой комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей обучающихся являющихся важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности и представляют собой эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
На защиту выносятся следующие положения:
- модель методической системы развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств;
- методика развития творческих способностей, обучающихся представляющая собой целенаправленные и логически связанные действия, формы, средства и методы раскрытия личностной индивидуальности, неповторимости и оригинальности творческого продукта, формирования интереса к изобразительному творчеству и искусству, развитие воображения и освоение средств художественной выразительности;
- критерии и уровни развития творческих способностей обучающихся.
Этапы исследования.
Эксперимент осуществлялся на базе МБУ ДО г.о. Самара «Детская художественная школа им. Г.Е. Зингера». В исследовании приняли участие ученики 4-го класса - 20 человек.
Исследование проводилось с 2019-2021 г.
- теоретический (2017-2019 гг.): на констатирующем этапе проведено исследование психолого-педагогической и методической литературы по теме развития личности; рассматривались возможные методы и средства решения проблемы исследования; были обоснованы цель, предмет, объект исследования, разрабатывалась гипотеза и положения, выносимые на защиту;
- экспериментальный (2019-2020 гг.): проводился констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы;
- аналитический (2020-2021 гг.): на данном этапе был проведён анализ результатов педагогического эксперимента, проверка полученных статистических данных, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, а также определены методические рекомендации по проведению системы заданий и упражнений направленных на развитие творческих способностей.
Личный вклад автора состоит в разработке модели методической системы развития творческих способностей у обучающих; разработке и внедрении методики, программы обучения изобразительному искусству средствами синтетических видов искусств; в получении теоретических и практических результатов педагогического исследования, выдвинутых в гипотезе магистерской диссертации.
Достоверность и обоснованность исследования исходит из использования обширного теоретического и практического материала, соответствует точно поставленным задачам и логике исследования, использованием теоретических и эмпирических методов, подтверждением выдвинутой гипотезы результатами экспериментального исследования, разработанной модели развития творческих способностей обучающихся.
Апробация и внедрение результатов отражены участием автора различных творческих конкурсах.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложения. Общий объем магистерской диссертации 104 страниц, из которых 72 станиц текста, и приложения, в котором отражены, 26 изображений. Список используемой литературы включает 67 источников.
Проанализировав научно-методическую литературу, автор исследования пришел к выводу, что развитие творческих способностей представляет собой сложную совокупность личностных качеств, необходимых для развития личности в целом. При разработке модели методической системы, мы опирались на структурно-содержательные и стимулирующее-мотивационные компоненты. Это личностно-ориентированный, деятельностный, дифференцированный, коммуникативный и интегрированный подходы.
Таким образом, опираясь на поставленные задачи и гипотезу исследования, как показывают результаты магистерской диссертации: развитие творческих способностей учащихся будет успешным если определена специфика процесса развития творческих способностей у детей 10-12 лет с помощью полифункционального синтеза видов искусств на занятиях по театральной деятельности, заключающегося в том, что, навыки формируются в систематичной и последовательной деятельности, эту последовательность организует разработанная модель методической системы, содержащая формы и методы развития с применением педагогических технологий, методов и средств направленных на создание театральной постановки. Работу модели обеспечивает критериальный аппарат. Именно исходя из критериев креативности можно выстроить успешный процесс развития творческих способностей.
Наличие модели обеспечит не только структурность и содержательность процесса обучения и способствует развитию мотивационной сферы.
Для ребенка научиться ясно, просто и красиво выражать свои внутренние переживания, создавать образы средствами синтетического искусства является особой творческой и научной школой в познании окружающего мира. Это требует от него не только усидчивости, терпения, но и больших эмоциональных и интеллектуальных затрат. И как показали результаты формирующего этапа эксперимента, модель методической системы направленна не только дать знания, но и адекватно оценить уровень обучающихся, с тем чтобы в дальнейшем можно было корректировать и направлять деятельность учителя, выстраивая образовательное пространство, таким образом, в котором ребенку было комфортно, интересно, познавательно.
В процессе реализации задач формирующего эксперимента мы опирались на то, что творческие способности невозможно развивать односторонне, только рисованием или только музыкой. Все виды искусства влияют на развитие творческих навыков, но лишь вместе они помогают сформировать цельную творческую личность.
Таким образом, театральная педагогика занимает существенное место в системе обучения и воспитания ребенка и связана прежде всего с развитием эмоциональной сферы, образного мышления, воображения, а также таких психических процессов как память, внимание, восприятие.
Как средство в учебном процессе театр обладаем множествами качествами, среди которых просветительская, эстетическая, культурно-историческая, педагогическая, художественно-творческая способные активизировать связанных между собой элементы искусства в единое целое, такие как написание сценария, создание декораций, афиши или костюма.
В результате чего, дети в форме игры осваивают, проецируют доступными средствами различные социальные роли, входят в коммуникативную среду, приобщаются к культуре.
Игра как известно, это вид детского самовыражения, что заложена в самой природе ребенка, и как инстинктивный способ получения навыков на основе которых он учится примерять различные социальные роли удовлетворяя свои потребности, пополняет свой жизненный опыт впечатлениями, желаниями и эмоциями. Театрализованная игра дает широкий простор для развития фантазии ребенка. Как средство в педагогике искусства, театральная деятельность побуждает к импровизации, что может выражаться в стремлении обучающихся самостоятельно искать средства выразительности в создании художественной образа. Театр обусловлен синергетичностью своей деятельности, обеспечивает высокую степень свободы самовыражения, целостность и глубину эмоционального воздействия за счет включенности в игру музыкальных, словесных, хореографических, ритмических и изобразительных начал, усиливая эстетический, творческий эффект от взаимодействия. Театральная деятельность создает реальные условия, позволяющие ребенку освоить различные способы поведения и взаимодействия с коллективом.
И как образовательная система способствует воспитанию чувств создает особую динамику в развитии эмоциональной сферы. То есть театральная деятельность на уроках изобразительного искусства содержит те фундаментальные принципы, которые заложены в механизмах развития творческой личности и ее самореализации.
Следовательно, театр являясь синтетическим видом искусства, в основе которого взаимодействие с одной стороны, как средство способно усовершенствовать педагогический потенциал урока, а с другой стороны, как механизм эмоционального воздействия способно активизировать в сознании обучающегося процесс постижения смысла, идейного его содержания.
Таким образом, театральная деятельность несет в себе черты образного воплощения, выступает еще и эмоционально-образным, ассоциативным компонентом зрительной культуры, в постижении всего богатства и многогранности окружающего мира, природы и человека.
Итак, различные театральные формы, используемые на уроках изобразительного искусства способны не только проявить интерес к творчеству, но и стать инновационным средством, что в соответствии с требованиями стандартов готовит личность, способную проявить импровизацию, воображение и фантазию в условиях неопределенности.
Проведенное педагогическое исследование позволило автору в области теоретико-методологического познания определить процесс развития творческих способностей в соответствии со спецификой внутренней творческой активности личности, ее стремлением к преобразующей деятельности. Разработанная и внедренная модель прежде всего является стратегическим уровнем в деятельности учителя направленная на совершенствование процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие. Уделяя особое значение модели, автор стремился рассматривать модель, как комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений, направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей, обучающихся, что является важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности. И как любой педагогической процесс он нуждается в разработке критериально-диагностического аппарата.
1. Алексеева Л.Л., Савенкова Л.Г., Школяр Л.В. Теоретические и
методические аспекты интеллектуально-творческого развития детей на уроках искусства в общеобразовательной школе // КПЖ. 2017. №4 (123). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoreticheskie-i-metodicheskie-aspekty- intellektualno-tvorcheskogo-razvitiya-detey-na-urokah-iskusstva-v- obscheobrazovatelnoy-shkole(дата обращения: 18.06.2021).
2. Антонова О.А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.05. - Санкт-Петербург, 2006. - 365 с.
3. Богомолова М.Н. Неталантливых детей не бывает практический опыт
исследований в сфере музыкально-театральной деятельности // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №2-3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/netalantlivyh-detey-ne-byvaet-prakticheskiy-opyt- issledovaniy-v-sfere-muzykalno-teatralnoy-deyatelnosti (дата обращения:
23.06.2021).
4. Боброва О.А. Формирование рефлексивных умений подростков в образовательном процессе школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Боброва Оксана Анатольевна; [Место защиты: ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет]. - Воронеж, 2019. - 24 с.
5. Введение в основы педагогического мастерства. Учебное пособие http://bibliorossica.com
6. Генералова И.А. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05. - Москва, 1997. - 188 с.
7. Гордеева Е.Н. Развитие эстетической культуры личности как
исторически сложившаяся педагогическая проблема // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-
esteticheskoy-kultury-lichnosti-kak-istoricheski-slozhivshayasya-pedagogicheskaya- problema (дата обращения: 18.06.2021)
8. Голубева Т.В. Подготовка учителя начальных классов к использованию приемов театрализации в обучении школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2002. - 23 с.
9. Донцов А. О. Особенности реализации полихудожественного
подхода в процессе художественного образования в отечественной педагогике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-polihudozhestvennogo- podhoda-v-protsesse-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-otechestvennoy-pedagogike(дата обращения: 18.06.2021).
10. Ежова, Н. Н. Справочник практического психолога /Н. Н. Ежова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 380 с. (Психологический практикум) - ISBN 978-5-222-18029-7. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222180297.html(дата обращения: 23.06.2021)
11. Ермоленская Е.А. Б.П.Юсов - учитель, ученый, мыслитель, новатор // Гуманитарное пространство. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7b- p-yusov-uchitel-uchenyy-myslitel-novator(дата обращения: 01.07.2021).
12. Заплатина Е.А. Полихудожественный подход в образовательном процессе школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла // Вестник Костромского государственного университета.
Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008. №1. URL:
https: //cyberleninka. ru/article/n/polihudozhestvennyy-podhod-v-obrazovatelnom- protsesse-shkoly-s-uglublennym-izucheniem-predmetov-hudozhestvenno- esteticheskogo-tsikla (дата обращения: 18.06.2021).
13. Ибятова З.А. диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 Казань 2010http://dlib.rsl.ru
14. Институт культуры детства (Челябинск). Вестник Института культуры детства. Теория и практика формирования культуры детей и подростков [Текст] / ФГБОУ ВПО «Челябинская гос. акад. культуры и искусства, Ин-т культуры детства». - Челябинск : Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2004-. - 21 см.
15. Ильев В.А. Когда урок волнует: (театральная технология в педагогическом творчестве): учебное пособие / В. А. Ильев. - 3-е изд., (доп.). - Пермь: Пермский гос. ин-т искусства и культуры, 2008. - 376 с. : ил.
16. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации /
О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 638 с. (Справочник) - ISBN 978-5-222-17008-3. - Текст : электронный // URL : http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785222170083.html (дата обращения:
23.06.2021)
17. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта организации / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 638 с.
18. Козловский В.И. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05. - Москва, 1998. - 169 с.
19. Калинина Л.Ю. Понятие «синтез искусств»: Актуальные аспекты // БГЖ. 2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sintez-iskusstv- aktualnye-aspekty(дата обращения: 18.06.2021).
20. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 12-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 414, [1] с.; 21 см. - (Среднее профессиональное образование. Педагогическое образование).; ISBN 978-5-7695-8395-7
21. Квашнина Е.С. Приемы театральной педагогики как способ проживания текста художественного произведения // Филологический класс.
2018. №4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-teatralnoy-pedagogiki- kak-sposob-prozhivaniya-teksta-hudozhestvennogo-proizvedeniya(дата обращения: 22.06.2021).
22. Киселева И.Е. диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 Ростовна-Дону 2005http://dlib.rsl.ru
23. Коханая О.Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра : автореферат дис. ... доктора культурологии : 24.00.01 / Коханая Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва,
2009. - 45 с.
24. Коханая О.Е. диссертация ... доктора культурологии : 24.00.01 Москва 2009http://dlib.rsl.ru
25. Кузнецова С.В., Быстрицкая Е.В. Потенциал театральной педагогики в профессиональном образовании учителя // Вестник ОГУ. 2017. №10 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-teatralnoy-pedagogiki-v-professionalnom- obrazovanii-uchitelya(дата обращения: 23.06.2021).
26. Некрасова Л.М. История развития театральной педагогики в россии в трудах института художественного образования // Педагогика искусства. 2011. №4 (276-286). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17275568
27. Никитин С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие
личности учащегося / С. В. Никитин, Е. В. Кузнецов. // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-22. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1058/(дата обращения: 22.06.2021)
28. Никитина А.Б. диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 Москва 2002http://dlib.rsl.ru
29. Новолодская Е.Г. Театральная педагогика в начальной школе: здоровьесберегающий эффект // Школьные технологии. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZteatralnaya-pedagogika-v-nachalnoy-shkole- zdoroviesberegayuschiy-effekt(дата обращения: 23.06.2021).
30. Теория, методика и организация культурно-просветительной
деятельности Курбатова Н.В. Концептуальные подходы к преподаванию изобразительного искусства во второй половине ХХ В.: историко-педагогический анализ // Гуманитарное пространство. 2014. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-prepodavaniyu- izobrazitelnogo-iskusstva-vo-vtoroy-polovine-hh-v-istoriko-pedagogicheskiy-analiz(дата обращения: 18.06.2021).
31. Лапина О. А. Школьный театр в системе культуры и образования: автореферат дис. ... кандидата культурологии: 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2000. - 21 с.
32. Маркова Е.Р. К вопросу о приемах эстетического воспитания
обучающихся в ходе занятий изобразительным искусством // Символ науки. 2016. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-priemah-
esteticheskogo-vospitaniya-obuchayuschihsya-v-hode-zanyatiy-izobrazitelnym- iskusstvom (дата обращения: 18.06.2021).
33. Максимова С.М. Кызы Театрализованная деятельность — важнейший фактор развития личности дошкольника. // Молодой ученый. 2016. №13 (117)http://elibrary.ru
34. Ронами Т.Ю.Успешная постановка спектакля с детьми // Народное образование. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnaya- postanovka-spektaklya-s-detmi(дата обращения: 23.06.2021).
35. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. - Москва: Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2007. - 86, [2] с., [4] л. цв. ил.
36. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII
Всероссийской студенческой научно-практической конференции с
международным участием (г. Новосибирск, 4-6 декабря 2019 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Новосибирский государственный педагогический университет, Институт культуры и молодежной политики; под общей редакцией О. В. Капустиной, М. В. Чельцова. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет,
2019. - 311 с. : табл.; ISBN 978-5-00104-484-0 : 500 экз.
37. Махотина Е.Н. Развитие художественно-творческих способностей у детей 6-8 лет на занятиях изобразительной деятельности : На материале настольного театра : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Сыктывкар, 2005. - 311 с. : ил.
38. Мелик-Пашаев А.А. Кто может быть учителем искусства? //
Музыкальное искусство и образование. 2014. №3 (7). URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/kto-mozhet-byt-uchitelem-iskusstva (дата
обращения: 18.06.2021).
39. Никитина А.Б. Театр, где играют дети, в поисках собственной идентичности : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01. - Москва, 2002. - 269 с.
40. Новикова Н.И. Социализация школьников средствами театральной
педагогики // Эксперимент и инновации в школе. 2011 №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sotsializatsiya-shkolnikov-sredstvami-teatralnoy- pedagogiki(дата обращения: 23.06.2021).
41. Палаткина Г.В., Семенищева М.Г. Синтез искусств как средство
эстетического воспитания младших школьников // Теория и практика общественного развития. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sintez- iskusstv-kak-sredstvo-esteticheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата
обращения: 18.06.2021).
42. Плеханова Е. М., Соколовская Н. В. Театральная деятельность как
средство социальной адаптации трудных детей младшего школьного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.
2010. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-deyatelnost-kak- sredstvo-sotsialnoy-adaptatsii-trudnyh-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 23.06.2021).
43. Портнова Т.В. Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX вв. : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Портнова Татьяна Васильевна; [Место защиты: Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств Рос. акад. художеств]. - Москва, 2009. - 58 с.
44. Савенкова Л.Г. Борис Петрович юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь // Гуманитарное пространство. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boris-petrovich-yusov-vydayuschiysya- sovremennyy-uchenyy-pedagog-myslitel-issledovatel(дата обращения: 18.06.2021).
45. Санникова И.И. Жанры письменной педагогической речи [Электронный ресурс] [Текст] : учебное пособие для учителя. - 2-е издание, стереотипное. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 99 с.;
46. Стаунэ Г.Д. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Стаунэ Галина Дмитриевна; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т]. - Улан- Удэ, 2007. - 22 с.
47. Стаина О.А. Становление и развитие форм и методов театральной
работы с детьми в народном образовании России // Педагогическое образование в России. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie- form-i-metodov-teatralnoy-raboty-s-detmi-v-narodnom-obrazovanii-rossii (дата
обращения: 23.06.2021).
48. Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства :
учеб. пособие / Л. Г. Сударчикова. - 4-е изд. , стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 377 с. - ISBN 978-5-9765-1968-8. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL:
https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976519688.html(дата обращения: 21.06.2021).
49. Сысоева Г.Н. Ориентация школьников на развитие творческих способностей в театральном коллективе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сысоева Галина Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2007. - 205 с. : ил.
50. Тагильцева Н.Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии
полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polihudozhestvennyy-podhod-v-
razvitii-strategii-polihudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.06.2021).
51. Тагильцева Н.Г., Овсянникова О.А. Полихудожественный подход в
подготовке учителей предметной области "искусство" // Язык и культура. 2018. №43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polihudozhestvennyy-podhod-v-
podgotovke-uchiteley-predmetnoy-oblasti-iskusstvo-1 (дата обращения: 18.06.2021).
52. Таиров А.Я. Записки режиссера [Текст] / Александр Таиров. - Москва : Издание Камерного театра, 1921. - 189 с.
53. Тимофеева Т.В. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. гос. пед. ин-т. - Москва, 2000. - 16 с.
54. Матренин Д.И., Харитонова И.В. Эмоциональный интеллект как
ресурс социально-психологической адаптации // Universum: психология и образование. 2019. №1 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy- intellekt-kak-resurs-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii (дата обращения:
23.06.2021).
55. Цотова Д.Ю. Обучение русскому языку как иностранному на курсах вне языковой среды с использованием лингвотеатральных приемов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 /Цотова Диана Юрьевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2017. - 26 с.
56. Фадеева И.Ю. Полихудожественное мышление как
междисциплинарная психолого-педагогическая проблема // Педагогика и психология образования. 2014. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/polihudozhestvennoe-myshlenie-kak- mezhdistsiplinarnaya-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения:
18.06.2021).
57. Фуртас Т.В. Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности со школьниками: автореферат дис. ...
кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я.
Яковлева. - Чебоксары, 2005. - 24 с.
58. Чермокина Р.Ш диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ижевск 2006http://dlib.rsl.ru
59. Школяр Л.В., Курбатова Н.В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы // Пространство и Время. 2013. №3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-tendentsii- sovremennogo-prepodavaniya-iskusstva-problemy-i-perspektivy(дата обращения: 18.06.2021).
60. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; [авт. вступ. ст. и коммент. В. В. Давыдов] ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1989. - 554
61. Ярмолинская В.Н. Сценография Беларуси XX века: истоки и
становление // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/stsenografiya-belarusi-xx-veka-istoki-i-stanovlenie(дата обращения: 23.06.2021).
62. Gourd K.M. Enacting democracy: Using forum theatre to confront bullying / K.M. Gourd, T.Y. Gourd // Equity & Excellence in Education, 2011. -Vol. 44. - No. 3. - Pp. 403-419.
63. Millon Т. Disorders of Personality DSM-III-Axis II. New York: John Wiley & Son Inc, 1981; p. 304.
64. Sumathi Maniam Raj The abc's (appreance, behaviour and communication) of hygiene care through pedagogy theatre / M.R. Sumathi, B.Junita, M. Raja // Journal of Critical Reviews, 2020. - Vol. 7. - Is. 6. - 82 p
65. Theatre in Indication Directory 1975-1976.-London: TQ Publication Ltd, 1975.-P.4-17.
66. William H. Rough. TheEvolution of the Peucham school Secondary
School theatre Journal, 1977, winter.Vol.16. ,N2. - P.9-24.