Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования средствами синтетических видов искусств
|
Введение 4
Глава 1 Теоретическая обоснованность организации театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у учащихся 11
1.1 Детское театральное творчество в историческом аспекте 11
1.2 Психолого-педагогический аспект роли театрального искусства в
формировании личности детей и подростков 20
1.3 Восприятие театрального искусства детьми и подростками 27
1.4 Создание модели развития творческих способностей средствами
синтетических искусств 33
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей 10-12 лет на занятиях по организации театральной деятельности в школе 40
2.1 Констатирующий эксперимент развитие творческих способностей у детей 10-12 лет на занятиях по организации театральной деятельности в школе 40
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы 52
2.3 Общие темы и описание цикла занятий 54
Заключение 68
Список используемой литературы 72
Приложение А 83
Иллюстративный материал к теме «Греческий театр» 83
Приложение Б 85
Иллюстративный материал к теме «Пространство сцены» 85
Приложение В 87
Иллюстративный материал к теме «О костюме» 87
Приложение Г 91
Иллюстративный материал к теме «Построение образа оформления» 91
Приложение Д 93
Учебные работы на тему «Пространство сцены» 93
Приложение Е 96
Учебные работы на тему «Свет на сцене» 96
Приложение Ж 99
Учебные работы на тему «О костюме» 99
Приложение З 101
Учебные работы на тему «Построение образа оформления»
Глава 1 Теоретическая обоснованность организации театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у учащихся 11
1.1 Детское театральное творчество в историческом аспекте 11
1.2 Психолого-педагогический аспект роли театрального искусства в
формировании личности детей и подростков 20
1.3 Восприятие театрального искусства детьми и подростками 27
1.4 Создание модели развития творческих способностей средствами
синтетических искусств 33
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей 10-12 лет на занятиях по организации театральной деятельности в школе 40
2.1 Констатирующий эксперимент развитие творческих способностей у детей 10-12 лет на занятиях по организации театральной деятельности в школе 40
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы 52
2.3 Общие темы и описание цикла занятий 54
Заключение 68
Список используемой литературы 72
Приложение А 83
Иллюстративный материал к теме «Греческий театр» 83
Приложение Б 85
Иллюстративный материал к теме «Пространство сцены» 85
Приложение В 87
Иллюстративный материал к теме «О костюме» 87
Приложение Г 91
Иллюстративный материал к теме «Построение образа оформления» 91
Приложение Д 93
Учебные работы на тему «Пространство сцены» 93
Приложение Е 96
Учебные работы на тему «Свет на сцене» 96
Приложение Ж 99
Учебные работы на тему «О костюме» 99
Приложение З 101
Учебные работы на тему «Построение образа оформления»
Современный мир с его постоянно меняющимся форматом общения ставит все новые и новые условия для развития современной личности. Возникают новые виды информационной среды, новые формы общения, среди которых комфортно и успешно себя будет чувствовать лишь личность с гибким нестандартным мышлением. Таким образом возникает задача воспитания людей с гибким мышлением, готовых к творческой деятельности.
Творчески развитая личность быстрее и качественнее готова к условиям современного мира, с его требованиями к мобильности, способности к принятию нестандартных решений, интегрированию навыков из различных профессиональных сфер. Развивать же творческие способности невозможно односторонне, только лишь художественными навыками или музыкальными.
Как сами способности многогранны, так и подход к ним должен быть многосложен и разносторонен. Здесь присутствует противоречие цели развития как многосторонне развитой личности и подходов к ее развитию, подходов, во многом не отличающихся многообразием затронутых сфер в искусстве.
Использование синтетических видов искусства в обучении может решить это противоречие, и театрализованная деятельность здесь видится максимально подходящей для успешного развития творческих способностей. Потому как искусство театра не только впитала в себя множество разных видов искусств, но и сумело их интегрировать, подчинить одной единой задаче, созданию совершенно нового продукта, произведению нового, синтетического искусства.
Театрализованная деятельность как метод развития творческих способностей незаслуженно мало используется в образовательной системе. Когда имея такой подход в основе, мы получаем широкий спектр возможных вариаций развития личности в целом и творческих способностей как неотъемлемой части развития личности. На сегодняшний день образовательная система дает общие представления об отдельных видах искусства, позволяя совершенствовать навыки в различных видах искусств. Но вовлекая детей в театрализованную деятельность мы знакомим детей не только с искусством, но и показываем, как разные виды искусства могут сотрудничать, что музыка и живопись, танец и пение могут стать единым целым. И, хоть и театр временами называют вымирающим видом искусства, что современный мир с его информационным полем вытесняют камерные искусства, все же театр, как и киноискусство и анимация, в своем синтезе наиболее точно отвечает интегрированию современного мира и общества.
Цель - разработать и апробировать модель развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусств.
Объект исследования - процесс художественно-творческой деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования - условия, методы, средства организации педагогического процесса развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусства.
Гипотеза исследования - процесс развития творческих способностей в учебно-воспитательном пространстве школы будет эффективным если:
- процесс развития творческих способностей будет определен спецификой творческой активности личности, ее стремлением к преобразующей деятельности;
- разработана и внедрена модель методической системы совершенствования процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
- модель содержащая комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений, направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей, обучающихся являющихся важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности;
- разработанные критерии и уровни оценки развития творческих способностей обучающихся.
Задачи исследования:
- определить педагогическую специфику средств синтетических видов искусств и основные направления в развитии творческих способностей обучающихся;
- разработать и внедрить в практику учебно-воспитательного процесса модель методической системы, направленную на совершенствование процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
- разработать критерии и уровни оценки развития творческих способностей, обучающихся;
- опытным путем подтвердить эффективность подели развития творческих способностей детей, определить методы, технологии и условия развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусства.
Методология работы основана на идеях о возможностях развития стратегии полихудожественного образования на разных его уровнях. Результаты работы: авторами научной школы
Методологическая база исследования представляют собой научные труды в области методологии комплексного подхода к обучению и развитию ребенка средствами интеграции искусств А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Б.П. Юсова, Е.В. Квятковского, Д.С. Лихачева, Г.В. Лабунской, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой, Е.Е. Рожковой, Е.А. Флериной, Т.Г. Пеня, В.Н. Шацкой, Л.Г. Савенковой, Ю.У.Фохт-Бабушкина; научные труды и исследования в области механизмов полихудожественного подхода Л.М.Баженова, Е.Я. Гембицкая, Е.А. Захарова, Е.П. Кабкова В.В. Неверов, Ю.Н. Усов, Т.И. Сухова, Ю.А. Тамм; гуманистические идеи и концепции А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения, развития и воспитании ребенка.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ различных учебных программ, диссертационных исследований, научных публикаций по теме научного исследования;
- эмпирические исследования, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент представляющий собой разработку и апробацию специально разработанных заданий и упражнений, характеризующийся постоянным сравнительным анализом продуктов творческой деятельности обучающихся выполненных на различных этапах эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации модели методической системы направленную на совершенствование процесса развития творческих способностей обучающихся средствами синтетических видов искусств и содержащей в своей основе методику, где различные формы и средства, целенаправленные задания и упражнения представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных интегрированных занятий направленных на эстетическое воспитание и нравственное воздействие; разработанная методика опирается на игровые технологии), развивающее, личностно-ориентированное обучение, а также проектного, интерактивного, информационно-коммуникационные технологии.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании, и подтверждении существующей проблемы развития творческих способностей у обучающихся в практике учебно-воспитательного процесса; в определении педагогической, эстетической и нравственной специфике синтетических видов искусств и основных направлений в развитии творческих способностей обучающихся средствами театральной деятельности; в углублении и расширении существующих теоретико-методологических подходов, средств и методов развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусства.
Практическая значимость исследования состоит разработке, внедрении и апробации модели методической системы представляющей собой совершенствование процесса развития творческих способностей у обучающихся средствами синтетических видов искусства (на примере театральной деятельности), структурные компоненты которой представляют собой комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей обучающихся являющихся важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности и представляют собой эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
На защиту выносятся следующие положения:
- модель методической системы развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств;
- методика развития творческих способностей, обучающихся представляющая собой целенаправленные и логически связанные действия, формы, средства и методы раскрытия личностной индивидуальности, неповторимости и оригинальности творческого продукта, формирования интереса к изобразительному творчеству и искусству, развитие воображения и освоение средств художественной выразительности;
- критерии и уровни развития творческих способностей обучающихся.
Этапы исследования.
Эксперимент осуществлялся на базе МБУ ДО г.о. Самара «Детская художественная школа им. Г.Е. Зингера». В исследовании приняли участие ученики 4-го класса - 20 человек.
Исследование проводилось с 2019-2021 г.
- теоретический (2017-2019 гг.): на констатирующем этапе проведено исследование психолого-педагогической и методической литературы по теме развития личности; рассматривались возможные методы и средства решения проблемы исследования; были обоснованы цель, предмет, объект исследования, разрабатывалась гипотеза и положения, выносимые на защиту;
- экспериментальный (2019-2020 гг.): проводился констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы;
- аналитический (2020-2021 гг.): на данном этапе был проведён анализ результатов педагогического эксперимента, проверка полученных статистических данных, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, а также определены методические рекомендации по проведению системы заданий и упражнений направленных на развитие творческих способностей.
Личный вклад автора состоит в разработке модели методической системы развития творческих способностей у обучающих; разработке и внедрении методики, программы обучения изобразительному искусству средствами синтетических видов искусств; в получении теоретических и практических результатов педагогического исследования, выдвинутых в гипотезе магистерской диссертации.
Достоверность и обоснованность исследования исходит из использования обширного теоретического и практического материала, соответствует точно поставленным задачам и логике исследования, использованием теоретических и эмпирических методов, подтверждением выдвинутой гипотезы результатами экспериментального исследования, разработанной модели развития творческих способностей обучающихся.
Апробация и внедрение результатов отражены участием автора различных творческих конкурсах.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложения. Общий объем магистерской диссертации 104 страниц, из которых 72 станиц текста, и приложения, в котором отражены, 26 изображений. Список используемой литературы включает 67 источников.
Творчески развитая личность быстрее и качественнее готова к условиям современного мира, с его требованиями к мобильности, способности к принятию нестандартных решений, интегрированию навыков из различных профессиональных сфер. Развивать же творческие способности невозможно односторонне, только лишь художественными навыками или музыкальными.
Как сами способности многогранны, так и подход к ним должен быть многосложен и разносторонен. Здесь присутствует противоречие цели развития как многосторонне развитой личности и подходов к ее развитию, подходов, во многом не отличающихся многообразием затронутых сфер в искусстве.
Использование синтетических видов искусства в обучении может решить это противоречие, и театрализованная деятельность здесь видится максимально подходящей для успешного развития творческих способностей. Потому как искусство театра не только впитала в себя множество разных видов искусств, но и сумело их интегрировать, подчинить одной единой задаче, созданию совершенно нового продукта, произведению нового, синтетического искусства.
Театрализованная деятельность как метод развития творческих способностей незаслуженно мало используется в образовательной системе. Когда имея такой подход в основе, мы получаем широкий спектр возможных вариаций развития личности в целом и творческих способностей как неотъемлемой части развития личности. На сегодняшний день образовательная система дает общие представления об отдельных видах искусства, позволяя совершенствовать навыки в различных видах искусств. Но вовлекая детей в театрализованную деятельность мы знакомим детей не только с искусством, но и показываем, как разные виды искусства могут сотрудничать, что музыка и живопись, танец и пение могут стать единым целым. И, хоть и театр временами называют вымирающим видом искусства, что современный мир с его информационным полем вытесняют камерные искусства, все же театр, как и киноискусство и анимация, в своем синтезе наиболее точно отвечает интегрированию современного мира и общества.
Цель - разработать и апробировать модель развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусств.
Объект исследования - процесс художественно-творческой деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования - условия, методы, средства организации педагогического процесса развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусства.
Гипотеза исследования - процесс развития творческих способностей в учебно-воспитательном пространстве школы будет эффективным если:
- процесс развития творческих способностей будет определен спецификой творческой активности личности, ее стремлением к преобразующей деятельности;
- разработана и внедрена модель методической системы совершенствования процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
- модель содержащая комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений, направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей, обучающихся являющихся важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности;
- разработанные критерии и уровни оценки развития творческих способностей обучающихся.
Задачи исследования:
- определить педагогическую специфику средств синтетических видов искусств и основные направления в развитии творческих способностей обучающихся;
- разработать и внедрить в практику учебно-воспитательного процесса модель методической системы, направленную на совершенствование процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
- разработать критерии и уровни оценки развития творческих способностей, обучающихся;
- опытным путем подтвердить эффективность подели развития творческих способностей детей, определить методы, технологии и условия развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусства.
Методология работы основана на идеях о возможностях развития стратегии полихудожественного образования на разных его уровнях. Результаты работы: авторами научной школы
Методологическая база исследования представляют собой научные труды в области методологии комплексного подхода к обучению и развитию ребенка средствами интеграции искусств А.В. Бакушинского, П.П. Блонского, Б.П. Юсова, Е.В. Квятковского, Д.С. Лихачева, Г.В. Лабунской, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Т.А. Копцевой, Е.Е. Рожковой, Е.А. Флериной, Т.Г. Пеня, В.Н. Шацкой, Л.Г. Савенковой, Ю.У.Фохт-Бабушкина; научные труды и исследования в области механизмов полихудожественного подхода Л.М.Баженова, Е.Я. Гембицкая, Е.А. Захарова, Е.П. Кабкова В.В. Неверов, Ю.Н. Усов, Т.И. Сухова, Ю.А. Тамм; гуманистические идеи и концепции А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна и Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения, развития и воспитании ребенка.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ различных учебных программ, диссертационных исследований, научных публикаций по теме научного исследования;
- эмпирические исследования, наблюдение, беседы, педагогический эксперимент представляющий собой разработку и апробацию специально разработанных заданий и упражнений, характеризующийся постоянным сравнительным анализом продуктов творческой деятельности обучающихся выполненных на различных этапах эксперимента.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробации модели методической системы направленную на совершенствование процесса развития творческих способностей обучающихся средствами синтетических видов искусств и содержащей в своей основе методику, где различные формы и средства, целенаправленные задания и упражнения представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных интегрированных занятий направленных на эстетическое воспитание и нравственное воздействие; разработанная методика опирается на игровые технологии), развивающее, личностно-ориентированное обучение, а также проектного, интерактивного, информационно-коммуникационные технологии.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании, и подтверждении существующей проблемы развития творческих способностей у обучающихся в практике учебно-воспитательного процесса; в определении педагогической, эстетической и нравственной специфике синтетических видов искусств и основных направлений в развитии творческих способностей обучающихся средствами театральной деятельности; в углублении и расширении существующих теоретико-методологических подходов, средств и методов развития творческих способностей детей средствами синтетических видов искусства.
Практическая значимость исследования состоит разработке, внедрении и апробации модели методической системы представляющей собой совершенствование процесса развития творческих способностей у обучающихся средствами синтетических видов искусства (на примере театральной деятельности), структурные компоненты которой представляют собой комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей обучающихся являющихся важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности и представляют собой эстетическое воспитание и нравственное воздействие;
На защиту выносятся следующие положения:
- модель методической системы развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств;
- методика развития творческих способностей, обучающихся представляющая собой целенаправленные и логически связанные действия, формы, средства и методы раскрытия личностной индивидуальности, неповторимости и оригинальности творческого продукта, формирования интереса к изобразительному творчеству и искусству, развитие воображения и освоение средств художественной выразительности;
- критерии и уровни развития творческих способностей обучающихся.
Этапы исследования.
Эксперимент осуществлялся на базе МБУ ДО г.о. Самара «Детская художественная школа им. Г.Е. Зингера». В исследовании приняли участие ученики 4-го класса - 20 человек.
Исследование проводилось с 2019-2021 г.
- теоретический (2017-2019 гг.): на констатирующем этапе проведено исследование психолого-педагогической и методической литературы по теме развития личности; рассматривались возможные методы и средства решения проблемы исследования; были обоснованы цель, предмет, объект исследования, разрабатывалась гипотеза и положения, выносимые на защиту;
- экспериментальный (2019-2020 гг.): проводился констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня развития творческих способностей у обучающихся в учебно-воспитательном процессе школы;
- аналитический (2020-2021 гг.): на данном этапе был проведён анализ результатов педагогического эксперимента, проверка полученных статистических данных, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, а также определены методические рекомендации по проведению системы заданий и упражнений направленных на развитие творческих способностей.
Личный вклад автора состоит в разработке модели методической системы развития творческих способностей у обучающих; разработке и внедрении методики, программы обучения изобразительному искусству средствами синтетических видов искусств; в получении теоретических и практических результатов педагогического исследования, выдвинутых в гипотезе магистерской диссертации.
Достоверность и обоснованность исследования исходит из использования обширного теоретического и практического материала, соответствует точно поставленным задачам и логике исследования, использованием теоретических и эмпирических методов, подтверждением выдвинутой гипотезы результатами экспериментального исследования, разработанной модели развития творческих способностей обучающихся.
Апробация и внедрение результатов отражены участием автора различных творческих конкурсах.
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложения. Общий объем магистерской диссертации 104 страниц, из которых 72 станиц текста, и приложения, в котором отражены, 26 изображений. Список используемой литературы включает 67 источников.
Проанализировав научно-методическую литературу, автор исследования пришел к выводу, что развитие творческих способностей представляет собой сложную совокупность личностных качеств, необходимых для развития личности в целом. При разработке модели методической системы, мы опирались на структурно-содержательные и стимулирующее-мотивационные компоненты. Это личностно-ориентированный, деятельностный, дифференцированный, коммуникативный и интегрированный подходы.
Таким образом, опираясь на поставленные задачи и гипотезу исследования, как показывают результаты магистерской диссертации: развитие творческих способностей учащихся будет успешным если определена специфика процесса развития творческих способностей у детей 10-12 лет с помощью полифункционального синтеза видов искусств на занятиях по театральной деятельности, заключающегося в том, что, навыки формируются в систематичной и последовательной деятельности, эту последовательность организует разработанная модель методической системы, содержащая формы и методы развития с применением педагогических технологий, методов и средств направленных на создание театральной постановки. Работу модели обеспечивает критериальный аппарат. Именно исходя из критериев креативности можно выстроить успешный процесс развития творческих способностей.
Наличие модели обеспечит не только структурность и содержательность процесса обучения и способствует развитию мотивационной сферы.
Для ребенка научиться ясно, просто и красиво выражать свои внутренние переживания, создавать образы средствами синтетического искусства является особой творческой и научной школой в познании окружающего мира. Это требует от него не только усидчивости, терпения, но и больших эмоциональных и интеллектуальных затрат. И как показали результаты формирующего этапа эксперимента, модель методической системы направленна не только дать знания, но и адекватно оценить уровень обучающихся, с тем чтобы в дальнейшем можно было корректировать и направлять деятельность учителя, выстраивая образовательное пространство, таким образом, в котором ребенку было комфортно, интересно, познавательно.
В процессе реализации задач формирующего эксперимента мы опирались на то, что творческие способности невозможно развивать односторонне, только рисованием или только музыкой. Все виды искусства влияют на развитие творческих навыков, но лишь вместе они помогают сформировать цельную творческую личность.
Таким образом, театральная педагогика занимает существенное место в системе обучения и воспитания ребенка и связана прежде всего с развитием эмоциональной сферы, образного мышления, воображения, а также таких психических процессов как память, внимание, восприятие.
Как средство в учебном процессе театр обладаем множествами качествами, среди которых просветительская, эстетическая, культурно-историческая, педагогическая, художественно-творческая способные активизировать связанных между собой элементы искусства в единое целое, такие как написание сценария, создание декораций, афиши или костюма.
В результате чего, дети в форме игры осваивают, проецируют доступными средствами различные социальные роли, входят в коммуникативную среду, приобщаются к культуре.
Игра как известно, это вид детского самовыражения, что заложена в самой природе ребенка, и как инстинктивный способ получения навыков на основе которых он учится примерять различные социальные роли удовлетворяя свои потребности, пополняет свой жизненный опыт впечатлениями, желаниями и эмоциями. Театрализованная игра дает широкий простор для развития фантазии ребенка. Как средство в педагогике искусства, театральная деятельность побуждает к импровизации, что может выражаться в стремлении обучающихся самостоятельно искать средства выразительности в создании художественной образа. Театр обусловлен синергетичностью своей деятельности, обеспечивает высокую степень свободы самовыражения, целостность и глубину эмоционального воздействия за счет включенности в игру музыкальных, словесных, хореографических, ритмических и изобразительных начал, усиливая эстетический, творческий эффект от взаимодействия. Театральная деятельность создает реальные условия, позволяющие ребенку освоить различные способы поведения и взаимодействия с коллективом.
И как образовательная система способствует воспитанию чувств создает особую динамику в развитии эмоциональной сферы. То есть театральная деятельность на уроках изобразительного искусства содержит те фундаментальные принципы, которые заложены в механизмах развития творческой личности и ее самореализации.
Следовательно, театр являясь синтетическим видом искусства, в основе которого взаимодействие с одной стороны, как средство способно усовершенствовать педагогический потенциал урока, а с другой стороны, как механизм эмоционального воздействия способно активизировать в сознании обучающегося процесс постижения смысла, идейного его содержания.
Таким образом, театральная деятельность несет в себе черты образного воплощения, выступает еще и эмоционально-образным, ассоциативным компонентом зрительной культуры, в постижении всего богатства и многогранности окружающего мира, природы и человека.
Итак, различные театральные формы, используемые на уроках изобразительного искусства способны не только проявить интерес к творчеству, но и стать инновационным средством, что в соответствии с требованиями стандартов готовит личность, способную проявить импровизацию, воображение и фантазию в условиях неопределенности.
Проведенное педагогическое исследование позволило автору в области теоретико-методологического познания определить процесс развития творческих способностей в соответствии со спецификой внутренней творческой активности личности, ее стремлением к преобразующей деятельности. Разработанная и внедренная модель прежде всего является стратегическим уровнем в деятельности учителя направленная на совершенствование процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие. Уделяя особое значение модели, автор стремился рассматривать модель, как комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений, направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей, обучающихся, что является важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности. И как любой педагогической процесс он нуждается в разработке критериально-диагностического аппарата.
Таким образом, опираясь на поставленные задачи и гипотезу исследования, как показывают результаты магистерской диссертации: развитие творческих способностей учащихся будет успешным если определена специфика процесса развития творческих способностей у детей 10-12 лет с помощью полифункционального синтеза видов искусств на занятиях по театральной деятельности, заключающегося в том, что, навыки формируются в систематичной и последовательной деятельности, эту последовательность организует разработанная модель методической системы, содержащая формы и методы развития с применением педагогических технологий, методов и средств направленных на создание театральной постановки. Работу модели обеспечивает критериальный аппарат. Именно исходя из критериев креативности можно выстроить успешный процесс развития творческих способностей.
Наличие модели обеспечит не только структурность и содержательность процесса обучения и способствует развитию мотивационной сферы.
Для ребенка научиться ясно, просто и красиво выражать свои внутренние переживания, создавать образы средствами синтетического искусства является особой творческой и научной школой в познании окружающего мира. Это требует от него не только усидчивости, терпения, но и больших эмоциональных и интеллектуальных затрат. И как показали результаты формирующего этапа эксперимента, модель методической системы направленна не только дать знания, но и адекватно оценить уровень обучающихся, с тем чтобы в дальнейшем можно было корректировать и направлять деятельность учителя, выстраивая образовательное пространство, таким образом, в котором ребенку было комфортно, интересно, познавательно.
В процессе реализации задач формирующего эксперимента мы опирались на то, что творческие способности невозможно развивать односторонне, только рисованием или только музыкой. Все виды искусства влияют на развитие творческих навыков, но лишь вместе они помогают сформировать цельную творческую личность.
Таким образом, театральная педагогика занимает существенное место в системе обучения и воспитания ребенка и связана прежде всего с развитием эмоциональной сферы, образного мышления, воображения, а также таких психических процессов как память, внимание, восприятие.
Как средство в учебном процессе театр обладаем множествами качествами, среди которых просветительская, эстетическая, культурно-историческая, педагогическая, художественно-творческая способные активизировать связанных между собой элементы искусства в единое целое, такие как написание сценария, создание декораций, афиши или костюма.
В результате чего, дети в форме игры осваивают, проецируют доступными средствами различные социальные роли, входят в коммуникативную среду, приобщаются к культуре.
Игра как известно, это вид детского самовыражения, что заложена в самой природе ребенка, и как инстинктивный способ получения навыков на основе которых он учится примерять различные социальные роли удовлетворяя свои потребности, пополняет свой жизненный опыт впечатлениями, желаниями и эмоциями. Театрализованная игра дает широкий простор для развития фантазии ребенка. Как средство в педагогике искусства, театральная деятельность побуждает к импровизации, что может выражаться в стремлении обучающихся самостоятельно искать средства выразительности в создании художественной образа. Театр обусловлен синергетичностью своей деятельности, обеспечивает высокую степень свободы самовыражения, целостность и глубину эмоционального воздействия за счет включенности в игру музыкальных, словесных, хореографических, ритмических и изобразительных начал, усиливая эстетический, творческий эффект от взаимодействия. Театральная деятельность создает реальные условия, позволяющие ребенку освоить различные способы поведения и взаимодействия с коллективом.
И как образовательная система способствует воспитанию чувств создает особую динамику в развитии эмоциональной сферы. То есть театральная деятельность на уроках изобразительного искусства содержит те фундаментальные принципы, которые заложены в механизмах развития творческой личности и ее самореализации.
Следовательно, театр являясь синтетическим видом искусства, в основе которого взаимодействие с одной стороны, как средство способно усовершенствовать педагогический потенциал урока, а с другой стороны, как механизм эмоционального воздействия способно активизировать в сознании обучающегося процесс постижения смысла, идейного его содержания.
Таким образом, театральная деятельность несет в себе черты образного воплощения, выступает еще и эмоционально-образным, ассоциативным компонентом зрительной культуры, в постижении всего богатства и многогранности окружающего мира, природы и человека.
Итак, различные театральные формы, используемые на уроках изобразительного искусства способны не только проявить интерес к творчеству, но и стать инновационным средством, что в соответствии с требованиями стандартов готовит личность, способную проявить импровизацию, воображение и фантазию в условиях неопределенности.
Проведенное педагогическое исследование позволило автору в области теоретико-методологического познания определить процесс развития творческих способностей в соответствии со спецификой внутренней творческой активности личности, ее стремлением к преобразующей деятельности. Разработанная и внедренная модель прежде всего является стратегическим уровнем в деятельности учителя направленная на совершенствование процесса развития творческих способностей, обучающихся средствами синтетических видов искусств и имеющих в своей основе эстетическое воспитание и нравственное воздействие. Уделяя особое значение модели, автор стремился рассматривать модель, как комплекс интегрированных, систематических и целенаправленных заданий и упражнений, направленных на формирование интереса к изобразительному искусству, овладение средствами художественной выразительности, развития воображения и творческих способностей, обучающихся, что является важным условием во всестороннем и гармоничном развитии личности. И как любой педагогической процесс он нуждается в разработке критериально-диагностического аппарата.
Подобные работы
- Арт-терапия как средство развития творческих способностей
младшего школьника в учреждении дополнительного
образования детей
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - ОСВОЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ ПАПЬЕ МАШЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Роспись по дереву как средство развития творческих способностей
студентов в системе художественного образования СПО
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ КАК СРЕДСТВА
ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
В КЛАССАХ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Развитие воображения учащихся 5-6 классов при разработке и изготовлении панно в технике батика
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ПО ЭСТАМПУ С УЧАЩИМИСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016



