Введение 4
Глава I. Экономика впечатлений. Особенности и применение в туризме 8
1.1. Понятие «экономика впечатлений» 8
1.2. Модель экономики впечатлений 11
1.3. Особенности впечатления как продукта 12
1.4. Экономика впечатлений в сфере туризма 14
Глава II. Технологии дополненной реальности 21
2.1. История ЛЯ-технологий 21
2.2. Области применения ЛЯ-технологий 27
2.3. Классификация приложений дополненной реальности 40
Глава III. Применение дополненной реальности в туризме 47
3.1. Дополненная реальность и экономика впечатлений 47
3.2. ЛЯ-приложения для путешествий 49
3.3. Дополненная реальность для отелей 52
3.4. ЛЯ для предприятий питания 53
3.5. ЛЯ в экскурсионной деятельности 54
3.6. Типы ЛЯ-приложений для туристов 56
Глава IV. Применение технологий дополненной реальности в музейной сфере Екатеринбурга 59
4.1. Реализованные ЛЯ-проекты 59
4.2. Характеристика исследования «Актуальность применения ЛЯ-технологий в музеях Екатеринбурга» 62
4.3. Проект музейной экспозиции с использованием ЛЯ-технологий 66
Заключение 76
Список источников и литературы 79
Приложение 1 86
Приложение 2 89
В настоящее время происходит переход к новому типу экономического развития - экономике впечатлений. В эру экономики впечатлений потребители нуждаются в увеличении разнообразия ассортимента рынка товаров и услуг и качественном изменении их предоставления. Это же касается и туристской отрасли, поскольку она, как и прочие, нуждается в развитии. Успешность туристской дестинации напрямую зависит от того, какие впечатления и какой опыт останутся у туристов после посещения.
Диджитализация перестала быть трендом и стала частью каждодневной жизни. Современные технологии позволяют опережать время, создавать новые впечатления, открывать новые ниши. Ожидается, что к 2022 году рынок иммерсивных технологий достигнет $16,3 млрд для VR, $9,6 млрд для AR, а также $8,2 млрд для смешанной реальности.
В 2019 году компанией World Business Research было проведено исследование, в котором выяснилось, что лишь 9% крупных торговых сетей использовали AR/VR-технологии или чат-боты для привлечения новых клиентов и удержания старых. Однако 63% компаний выразили интерес к этим технологиям и планируют их использование в ближайшее время. Функциями дополненной реальности снабжаются примерочные, витрины, и промо-стенды.
В 2019 году в Москве была составлена дорожная карта по развитию «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности». Документ был одобрен президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию и использованию информтехнологий России. Согласно этому документу, российскому сегменту до 2024 года потребуется 28 млрд бюджетных средств и 38 млрд - внебюджетного финансирования. Как сказано в «Карте», среднегодовые темпы роста сегмента в указанный период в мире составят 29%, а в России, возможно, 109%.
Компьютерные технологии постоянно развиваются, и практически не осталось сфер не затронутых ими. Одним из последних проектов, быстро набравшим популярность, стала дополненная реальность. Дополненная реальность (ЛЯ) накладывает на реальный мир элементы, которые искажают или дополняют его. Она накладывает виртуальную информацию на физическую среду и может быть просмотрена через мобильные устройства, ноутбуки и персональные компьютеры, которые содержат камеры для чтения СЖ-кодов производителей и позволяют загружать ЛЯ-приложение. В рамках Индустрии 4.0 появляется концепция «Туризм 4.0», в которой подразумевается взаимодействие туриста и технологий, среди которых отмечены и ЛК- технологии.
Опыт Екатеринбургского музея «Россия - моя история» показал, что использование современных технологий в музейной деятельности привлекает большое число посетителей, за первые десять дней с момента открытия одной из выставок музей посетили более 4000 человек. Ельцин центр летом текущего года выступит партнером цифрового паблик-арта, где художникам предложат по- новому взглянуть на городское пространство через дополненную реальность.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что музейные комплексы с началом развития компьютерных технологий стали терять свою привлекательность для посетителей. Развитие технологий привело к созданию новых форм общения и социального взаимодействия. Для поддержания конкурентоспособности музеям в настоящее время необходимо все больше взаимодействовать с 1Т-сферой. Возможности дополненной реальности позволили создать целый ряд новых приложений, принципиально меняющих подходы к предоставлению пользователю услуг, в том числе и в музейной деятельности.
Научная новизна работы заключается в исследовании потенциала применения технологий дополненной реальности в экспозициях музеев Екатеринбурга с учетом мнения участников опроса, а также анализа зарубежных и российских проектов.
Объектом исследования являются технологии дополненной реальности, применяемые в туристской отрасли.
Предметом исследования является применение технологий дополненной реальности в музейных экспозициях Екатеринбурга.
Цель данной работы - разработка проекта внедрения технологий дополненной реальности в экскурсионные услуги Екатеринбурга.
Чтобы достигнуть цели исследования, необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть экономику впечатлений как часть туристской сферы;
2. Изучить технологии дополненной реальности и опыт применения в туризме;
3. Провести эмпирическое исследование;
4. Исследовать применение технологий дополненной реальности в музейной сфере и представить проект музейной экспозиции.
В качестве методов исследования в данной работе были выбраны опрос - анкетирование, анализ видеоматериалов, анализ литературы. Основные сведения о технологиях дополненной реальности и экономике впечатлений были получены из таких источников, как «Statista», «YouTube», «Colocation America», «Forbes Kazakhstan», «The Guardian» и «Harvard Business Review». В работе рассматривались наиболее современные публикации по теме исследования, а их авторы считают применение технологий дополненной реальности в туризме естественным исходом развития и распространения технологий.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения. В первой главе описывается экономика впечатлений и ее влияние на сферу услуг, раскрываются особенности впечатления как продукта.
Вторая глава посвящена истории развития технологий дополненной реальности, описываются области применения, а также представлена классификация ЛЯ-приложений.
Третья глава раскрывает возможности технологий дополненной реальности в туристской отрасли.
Четвертая глава посвящена исследованию перспективности использования технологий дополненной реальности в экспозициях музеев Екатеринбурга, а также проекту экспозиции, посвященной Универсиаде 2023. Иллюстративный материал представлен в приложении.
При написании данной работы были проанализированы как российские, так и зарубежные источники на предмет исследования, были выявлены несколько исследований в России и относительно небольшое количество исследований за границей, однако большинство исследований имеют локальную значимость и узкую направленность.
В первой главе мы рассмотрели экономику впечатлений, которая тесно связана в настоящее время с цифровыми технологиями. Технологии дополненной реальности - технологии, позволяющие интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю через экран очков или шлемов дополненной реальности или иные формы проецирования графики (например, смартфон), позволяя расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой. Вторая глава была посвящена подробному изучению ЛЯ- технологий. Технологии виртуальной и дополненной реальности - это принципиально новый уровень взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в мировой политике, экономике и социальных отношениях. В настоящее время ЛЯ-технологии получили наибольшее распространение на рынках развлечений и маркетинга, однако это только первая ступень их внедрения. Перспективными с точки зрения экономического эффекта, согласно дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности», являются продукты на основе УИ/ЛВ-технологий в области промышленного производства, образования, здравоохранения и потребительских сервисов. Результаты анализа, осуществленного составителями карты при разработке, выявили наличие у российских компаний и научно-образовательных организаций технологических заделов, позволяющих претендовать на лидерские позиции на мировом рынке в ряде сегментов.
Внедрение технологий дополненной реальности способствует развитию экономики страны, повышению производительности и на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, формированию новых подходов к процессу обучения и повышению качества образования, повышению уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врачей. Вместе с этим ЛЯ-технологии создают новейшие способы коммуникаций, потребительских сервисов и формируют массовые медиа. Поддержка российских компаний, создающих продукты с технологиями дополненной реальности, позволит достичь технологических и экономических преимуществ в важных сегментах российского рынка, а также занять существенную долю мирового рынка. Третья глава рассматривает применение дополненной реальности в туристской отрасли. Использование ЛЯ-технологий в туристской отрасли положительно скажется на привлекательности дестинаций. Применение данных технологий в музеях позволит привлечь к ним внимание той части аудитории, для которой первичны развлечения и получение нового опыта. Дополненная реальность позволит музеям стать местом развлечений, не потеряв свою культурную ценность.
Целями данной работы было оценить перспективность использования технологий дополненной реальности в экскурсиях Екатеринбурга, а также предложить проект создания музейной экспозиции с использованием дополненной реальности. В ходе работы был проведен анализ областей применения приложений дополненной реальности в туристской деятельности и иных областях. Последняя глава данной работы посвящена проведению опроса среди жителей города. Все гипотезы исследования в результате подтвердились. Из полученных в ходе анкетирования данных можно сделать несколько выводов:
1. Музейные экспозиции с технологиями дополненной реальности пользуются спросом.
2. Регулярные обновления ЛЯ-приложения помогают увеличить поток посетителей музеев.
3. Посетители музеев готовы платить за новые впечатления, полученные с помощью дополненной реальности, больше.
Также в последней главе предлагается проект создания музейной экспозиции с применением технологий дополненной реальности. Проект составлен с учетом существующих кейсов и посвящен проведению Универсиады в 2023 году, рассмотрен на примере Екатеринбургского музея изобразительных искусств, однако может быть использован и в других музеях. При выполнении целей, поставленных проектом, музей будет иметь экспозицию, отвечающую современным тенденциям туристской отрасли.