Особенности эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения эмоционального выгорания и
личностной рефлексии 13
1.1 Феномен эмоционального выгорания: краткая характеристика и
профессии группа риска 13
1.2 Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности 21
1.3 Эмоциональное выгорание и личностная рефлексия преподавателей
вузов 30
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования эмоционального выгорания 37
2.3 Анализ результатов исследования взаимосвязей эмоционального
выгорания с уровнем личностной рефлексии 52
Выводы по второй главе 56
Глава 3 Профилактика и коррекция эмоционального выгорания
преподавателей высшей школы 58
3.1 Общая характеристика профилактики и коррекции эмоционального
выгорания у преподавателей вузов 58
3.2 Программа тренинга преодоления эмоционального выгорания
преподавателей вузов 61
3.3 Результаты проведения тренинга преодоления эмоционального выгорания
преподавателей вузов 65
Выводы по третьей главе 67
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Психодиагностические методики 81
Приложение Б Результаты методик 90
Приложение В Справки с места работы
Глава 1 Теоретические основы изучения эмоционального выгорания и
личностной рефлексии 13
1.1 Феномен эмоционального выгорания: краткая характеристика и
профессии группа риска 13
1.2 Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности 21
1.3 Эмоциональное выгорание и личностная рефлексия преподавателей
вузов 30
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Эмпирическое исследование эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования эмоционального выгорания 37
2.3 Анализ результатов исследования взаимосвязей эмоционального
выгорания с уровнем личностной рефлексии 52
Выводы по второй главе 56
Глава 3 Профилактика и коррекция эмоционального выгорания
преподавателей высшей школы 58
3.1 Общая характеристика профилактики и коррекции эмоционального
выгорания у преподавателей вузов 58
3.2 Программа тренинга преодоления эмоционального выгорания
преподавателей вузов 61
3.3 Результаты проведения тренинга преодоления эмоционального выгорания
преподавателей вузов 65
Выводы по третьей главе 67
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Психодиагностические методики 81
Приложение Б Результаты методик 90
Приложение В Справки с места работы
Актуальность исследования. Необходимость сохранения психического здоровья в настоящее время является важным аспектом профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание вызывает отрицательный эффект в различных видах профессиональной деятельности субъект-субъектного типа (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел и др.), к которым относится профессия преподавателя высших учебных заведений. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы является следствием высокой интенсивности профессиональной деятельности, больших объемом работы и информационной нагрузки, высокого уровня стрессов и недостаточного времени на отдых, отсутствием долгосрочных трудовых договоров, обеспечивающих стабильные трудовые отношения с вузами, постоянным риском сокращения профессорско-преподавательского состава кафедр, социально-экономической девальвацией интеллектуального труда, взаимодействием со сложным контингентом обучающихся, снижением социального статуса преподавателей и др.
Феномен эмоционального выгорания характеризуется переживаниями личности, связанными с эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (С.И. Джексон, К. Маслач). Среди основных негативных последствий эмоционального выгорания преподавателей отмечаются ухудшение межличностных отношений со студентами, сотрудниками и администрацией вуза, снижение производительности труда, рост числа психических и психосоматических расстройств с последующим злоупотреблением медикаментозными препаратами, увольнением преподавателей и др.
Эмоционального выгорание активно изучалось отечественными (В.В. Бойко, Т.Б. Большакова, Г.А. Виноградова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.Е. Орел и др.) и зарубежными исследователями (С.И. Джексон, А. Пинес, К. Маслач, Х.Дж. Фрейденбергер и др.), обративших внимание на различные аспекты данного феномена. Среди моделей эмоционального выгорания получили распространение процессуальные (выгорание как процесс возрастания эмоционального истощения и появление соответствующих реакций (А. Буриш, Дж. Гринберг, Б. Пельман, Е.А. Хартман и др.)) и фазовые (выгорание имеет более сложную динамику (Р.Т. Голембиевский, Р.Ф. Музинридер и др.)). В настоящее время модели эмоционального выгорания не раскрывают в полной мере данное психологическое явление, его структуру и механизмы развития, что усложняет всестороннее и полное изучение данного феномена (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел и др.).
Под эмоциональным выгоранием в данной работе мы понимаем, основываясь на исследованиях В.Е. Орла (2005), сложное общепрофессиональное динамическое образование, нарушающее оптимальное функционирование всех структур личности и отрицательно влияющее на результативность профессиональной деятельности [54; 55].
Мы предполагаем, что личностная рефлексия является одним из факторов, позволяющих сохранить психическое здоровье личности в сложных условиях педагогической деятельности в вузе. Личностная рефлексия обеспечивает самопознание человека, способствует новому смыслообразованию (самопониманию) (В.В. Знаков) [66] и представлена рядом компонентов: когнитивными, аффективными и оценочно-регуляторными (М.Ю. Двоеглазова, И.Н. Семенов, и др.). Личностная рефлексия, как способность переосмысления субъектом содержаний своего самосознания в проблемно-конфликтной ситуации (И.Н. Семенов, Е.В. Хаяйнен и др.), требует дополнительного рассмотрения в контексте изучения эмоционального выгорания преподавателей высших учебных заведений, что обуславливает актуальность данного исследования.
Преподаватели вузов с синдромом эмоционального выгорания не способны эффективно решать поставленные профессиональные задачи и осуществлять необходимое взаимодействие со студентами. Запрос на оздоровление профессиональной среды приводит к необходимости изучения эмоционального выгорания преподавателей вузов. Исследование синдрома эмоционального выгорания позволит разрешить возникшие противоречия:
- между значимостью социальной роли преподавателей высшей школы и высокими рисками развития у них эмоционального выгорания, приводящего к снижению качества профессиональной деятельности;
- между необходимостью осуществления профилактической и коррекционной работы с эмоциональным выгоранием у преподавателей вузов и отсутствием систематического внедрения специально разработанных программ по данному направлению в отечественных вузах.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо выявить, как связаны эмоциональное выгорание с уровнем личностной рефлексией преподавателей вузов и каким образом необходимо осуществлять эффективную профилактическую и психокоррекционную работу в данном направлении.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования эмоционального выгорания среди работников социально-ориентированных профессий стали проводиться в зарубежной психологии с 70-х гг. ХХ века (Х.Дж. Фрейденбергер и др.), в отечественной психологии на рубеже ХХ- XXI вв. (Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк и др.).
Отдельные исследования выявляют особенности эмоционального выгорания учителей, основные факторы, способствующие их выгоранию - личностные, ролевые и организационные (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.), выгорание учителей и модели их преодолевающего поведения (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.).
Особенности эмоционального выгорания преподавателей вузов изучены недостаточно и в основном исследуются в контексте профессиональной деформации преподавателей вузов (З.Н. Галина и др.), психологических условий предупреждения выгорания (Т.Ю. Овсянникова и др.) и факторов эмоционального выгорания (Т.В. Темиров и др.).
Отдельные исследования посвящены изучению рефлексивности, как способности личности к самопознанию, и фактору, способствующего психическому выгоранию (С.В. Волканевский, А.В. Карпов и др.). Исследования взаимосвязи личностной рефлексии с эмоциональным выгоранием проводились среди сотрудников технических профессий (Е.В. Ануфриева, О.И. Каяшева и др.), в связи с этим, необходимо обратить внимание и на профессиональную деятельность преподавателей вузов.
Цель исследования - выявить особенности эмоционального выгорания у преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии.
Объект - эмоциональное выгорание в педагогической деятельности.
Предмет - фазы и симптомы эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии.
Гипотеза исследования состоит в том, что:
- личностная рефлексия является фактором профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вузов: чем выше у них уровень личностной рефлексии, тем менее выражены симптомы и сформированность фаз выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений;
- существуют различия в эмоциональном выгорании у преподавателей вузов и дошкольных педагогов: выше уровни эмоционального истощения у дошкольных педагогов, деперсонализации и редукции профессиональных достижений у преподавателей вузов.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме
исследования уточнить понятия эмоционального выгорания и личностной рефлексии, определить основные отечественные и зарубежные теории эмоционального выгорания.
2. Выявить фазы и симптомы эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений.
3. Определить взаимосвязи эмоционального выгорания у преподавателей вузов с уровнями личностной рефлексии.
4. Выявить различия в эмоциональном выгорании у преподавателей вузов и дошкольных педагогов.
5. Разработать и апробировать тренинговую программу преодоления эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений.
Методы исследования: теоретические анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, опрос, тестирование, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, критерий ранговой корреляции Спирмена rs, Т-критерий Вилкоксона).
Методики:
1. шкала психологического стресса Р8М-25 (шкала 1^М-25 Лемура-Тесье- Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;
3. опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
4. «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова;
5. методика «Уровень личностной рефлексии» О.И. Каяшевой.
Эмпирическая база исследования. Базами исследования стали: Российский государственный гуманитарный университет, Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), Московский государственный областной университет. В исследовании приняли участие преподаватели московских вузов - всего 100 человек (психолого-педагогические и социологические специальности) в возрасте от 35 до 55 лет (10 мужчин и 90 женщин). Дополнительно на базе МДОУ №54 «Жар-птица» в работе приняли участие педагоги дошкольного образования от 35 до 55 лет (30 женщин).
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- психология субъекта и субъектности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.) и положения о закономерностях, факторах и механизмах развития субъектных проявлений специалиста в профессиональной деятельности (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.Ю. Пряжникова, К.К. Платонов, Э.Ф. Зеер и др.);
- исследования влияния педагогической деятельности на развитие личностных деформаций, включающих эмоциональное выгорание (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Э.Ф. Зеер, К. Маслач, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, Х.Дж. Фрейденбергер и др.);
- исследования рефлексии (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов и др.) и личностной рефлексии (Н.И. Гуткина, Ф.Е. Василюк, В.В. Знаков, Г.Г. Кравцов, Н.Г. Шевченко и др.).
Научная новизна исследования. Выявлено, что:
- личностная рефлексия является фактором профилактики эмоционального выгорания: чем выше у преподавателей вузов уровень личностной рефлексии, тем менее выражена деперсонализация;
- выше уровни стресса и резистенции у преподавателей вузов, выше уровни деперсонализации и эмоционального истощения у педагогов дошкольных учреждений;
- выше уровни личностной рефлексии и рефлексивности у преподавателей вузов, чем у дошкольных педагогов.
Теоретическая значимость исследования. Исследование вносит вклад в расширение представлений о факторах снижения риска развития эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений и будет способствовать расширению теоретических знаний о проблемах эмоционального выгорания и личностной рефлексии в педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для дополнения учебных курсов по дисциплинам «Психология профессиональной деятельности», «Психология стресса» и др., разработки учебно-методических пособий. Предложенная нами тренинговая программа окажется полезной для практических психологов, осуществляющих работу с эмоциональным выгоранием в профессиональной деятельности педагогических работников.
Достоверность и обоснованность положений и выводов обеспечивается опорой на фундаментальные философские и теоретико-методологические предпосылки научного познания, соблюдением правил проведения эмпирического исследования и применением комплекса исследовательских стратегий, соответствующих поставленным цели, задачам, объекту и предмету исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты, полученные в диссертационном исследовании:
1. обсуждались на: VII международной междисциплинарной конференции «Когнитивные штудии: когнитивная парадигма в междисциплинарных исследованиях» (Минск, 2017),
«Международной научной конференции «Культурно-исторический подход: от Л.С. Выготского - к XXI веку» (Москва, 2017), Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (к 15-летию факультета психологии МГОУ» (Москва, 2019), II Всероссийской научно-практической конференции «Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития» (Москва, 2020) и заседаниях кафедры психологического консультирования Московского государственного областного университета;
2. прошли апробацию на лекционных и практических занятиях в Российском государственном гуманитарном
психологии им. Л.С. Выготского), транспорта (РУТ (МИИТ)) (в и Московском государственном в рамках учебных дисциплин «Психология стресса», «Введение в клиническую психологию», «Психологические проблемы личности» и «Профессиональная идентичность психолога-консультанта».
3. Основные положения и результаты исследования отражены в коллективной монографии «Стресс и эмоциональное выгорание: методы профилактики» (2019), 6 научных публикациях и в 3 публикациях, включенных в перечень ВАК.
Личное участие автора в исследовании отмечено на всех этапах диссертационного исследования, включая анализ научных трудов по проблеме исследования, определение комплекса психодиагностических методик, апробацию результатов исследования и разработку программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания у преподавателей вузов, подготовку материалов коллективной монографии, научных статей, включая публикации в научных рецензируемых журналах перечня ВАК.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие эмоционального выгорания преподавателей вузов связано с рядом внешних и внутренних факторов. В условиях изменения образовательной системы в первую очередь эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности обусловлено организационными факторами (высокими многочасовыми нагрузками, противоречивостью требований руководства, сложным расписанием и др.).
2. Личностная рефлексия является фактором снижения риска развития эмоционального выгорания преподавателей вузов. Личностная рефлексия раскрывается в двух аспектах - конструктивном и неконструктивном. Для конструктивной личностной рефлексии характерны способность субъекта эффективно решать сложные профессиональные ситуации на основе самопознания своих личностных особенностей и самого себя в отношениях с другими людьми. Высокий уровень конструктивной личностной рефлексии способствует снижению рисков развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателей вузов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы (80 источников) и приложений. Магистерская диссертация включает 6 таблиц и 25 рисунков.
Феномен эмоционального выгорания характеризуется переживаниями личности, связанными с эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений (С.И. Джексон, К. Маслач). Среди основных негативных последствий эмоционального выгорания преподавателей отмечаются ухудшение межличностных отношений со студентами, сотрудниками и администрацией вуза, снижение производительности труда, рост числа психических и психосоматических расстройств с последующим злоупотреблением медикаментозными препаратами, увольнением преподавателей и др.
Эмоционального выгорание активно изучалось отечественными (В.В. Бойко, Т.Б. Большакова, Г.А. Виноградова, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, В.Е. Орел и др.) и зарубежными исследователями (С.И. Джексон, А. Пинес, К. Маслач, Х.Дж. Фрейденбергер и др.), обративших внимание на различные аспекты данного феномена. Среди моделей эмоционального выгорания получили распространение процессуальные (выгорание как процесс возрастания эмоционального истощения и появление соответствующих реакций (А. Буриш, Дж. Гринберг, Б. Пельман, Е.А. Хартман и др.)) и фазовые (выгорание имеет более сложную динамику (Р.Т. Голембиевский, Р.Ф. Музинридер и др.)). В настоящее время модели эмоционального выгорания не раскрывают в полной мере данное психологическое явление, его структуру и механизмы развития, что усложняет всестороннее и полное изучение данного феномена (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел и др.).
Под эмоциональным выгоранием в данной работе мы понимаем, основываясь на исследованиях В.Е. Орла (2005), сложное общепрофессиональное динамическое образование, нарушающее оптимальное функционирование всех структур личности и отрицательно влияющее на результативность профессиональной деятельности [54; 55].
Мы предполагаем, что личностная рефлексия является одним из факторов, позволяющих сохранить психическое здоровье личности в сложных условиях педагогической деятельности в вузе. Личностная рефлексия обеспечивает самопознание человека, способствует новому смыслообразованию (самопониманию) (В.В. Знаков) [66] и представлена рядом компонентов: когнитивными, аффективными и оценочно-регуляторными (М.Ю. Двоеглазова, И.Н. Семенов, и др.). Личностная рефлексия, как способность переосмысления субъектом содержаний своего самосознания в проблемно-конфликтной ситуации (И.Н. Семенов, Е.В. Хаяйнен и др.), требует дополнительного рассмотрения в контексте изучения эмоционального выгорания преподавателей высших учебных заведений, что обуславливает актуальность данного исследования.
Преподаватели вузов с синдромом эмоционального выгорания не способны эффективно решать поставленные профессиональные задачи и осуществлять необходимое взаимодействие со студентами. Запрос на оздоровление профессиональной среды приводит к необходимости изучения эмоционального выгорания преподавателей вузов. Исследование синдрома эмоционального выгорания позволит разрешить возникшие противоречия:
- между значимостью социальной роли преподавателей высшей школы и высокими рисками развития у них эмоционального выгорания, приводящего к снижению качества профессиональной деятельности;
- между необходимостью осуществления профилактической и коррекционной работы с эмоциональным выгоранием у преподавателей вузов и отсутствием систематического внедрения специально разработанных программ по данному направлению в отечественных вузах.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо выявить, как связаны эмоциональное выгорание с уровнем личностной рефлексией преподавателей вузов и каким образом необходимо осуществлять эффективную профилактическую и психокоррекционную работу в данном направлении.
Степень научной разработанности проблемы. Исследования эмоционального выгорания среди работников социально-ориентированных профессий стали проводиться в зарубежной психологии с 70-х гг. ХХ века (Х.Дж. Фрейденбергер и др.), в отечественной психологии на рубеже ХХ- XXI вв. (Т.И. Ронгинская, Т.В. Форманюк и др.).
Отдельные исследования выявляют особенности эмоционального выгорания учителей, основные факторы, способствующие их выгоранию - личностные, ролевые и организационные (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.), выгорание учителей и модели их преодолевающего поведения (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова и др.).
Особенности эмоционального выгорания преподавателей вузов изучены недостаточно и в основном исследуются в контексте профессиональной деформации преподавателей вузов (З.Н. Галина и др.), психологических условий предупреждения выгорания (Т.Ю. Овсянникова и др.) и факторов эмоционального выгорания (Т.В. Темиров и др.).
Отдельные исследования посвящены изучению рефлексивности, как способности личности к самопознанию, и фактору, способствующего психическому выгоранию (С.В. Волканевский, А.В. Карпов и др.). Исследования взаимосвязи личностной рефлексии с эмоциональным выгоранием проводились среди сотрудников технических профессий (Е.В. Ануфриева, О.И. Каяшева и др.), в связи с этим, необходимо обратить внимание и на профессиональную деятельность преподавателей вузов.
Цель исследования - выявить особенности эмоционального выгорания у преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии.
Объект - эмоциональное выгорание в педагогической деятельности.
Предмет - фазы и симптомы эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии.
Гипотеза исследования состоит в том, что:
- личностная рефлексия является фактором профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вузов: чем выше у них уровень личностной рефлексии, тем менее выражены симптомы и сформированность фаз выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция персональных достижений;
- существуют различия в эмоциональном выгорании у преподавателей вузов и дошкольных педагогов: выше уровни эмоционального истощения у дошкольных педагогов, деперсонализации и редукции профессиональных достижений у преподавателей вузов.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы по проблеме
исследования уточнить понятия эмоционального выгорания и личностной рефлексии, определить основные отечественные и зарубежные теории эмоционального выгорания.
2. Выявить фазы и симптомы эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений.
3. Определить взаимосвязи эмоционального выгорания у преподавателей вузов с уровнями личностной рефлексии.
4. Выявить различия в эмоциональном выгорании у преподавателей вузов и дошкольных педагогов.
5. Разработать и апробировать тренинговую программу преодоления эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений.
Методы исследования: теоретические анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, опрос, тестирование, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, критерий ранговой корреляции Спирмена rs, Т-критерий Вилкоксона).
Методики:
1. шкала психологического стресса Р8М-25 (шкала 1^М-25 Лемура-Тесье- Филлиона в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
2. методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;
3. опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексона (в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
4. «Методика определения индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова;
5. методика «Уровень личностной рефлексии» О.И. Каяшевой.
Эмпирическая база исследования. Базами исследования стали: Российский государственный гуманитарный университет, Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), Московский государственный областной университет. В исследовании приняли участие преподаватели московских вузов - всего 100 человек (психолого-педагогические и социологические специальности) в возрасте от 35 до 55 лет (10 мужчин и 90 женщин). Дополнительно на базе МДОУ №54 «Жар-птица» в работе приняли участие педагоги дошкольного образования от 35 до 55 лет (30 женщин).
Теоретико-методологические основы исследования составили:
- психология субъекта и субъектности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская и др.) и положения о закономерностях, факторах и механизмах развития субъектных проявлений специалиста в профессиональной деятельности (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.Ю. Пряжникова, К.К. Платонов, Э.Ф. Зеер и др.);
- исследования влияния педагогической деятельности на развитие личностных деформаций, включающих эмоциональное выгорание (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Э.Ф. Зеер, К. Маслач, Л.М. Митина, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Т.В. Форманюк, Х.Дж. Фрейденбергер и др.);
- исследования рефлексии (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов и др.) и личностной рефлексии (Н.И. Гуткина, Ф.Е. Василюк, В.В. Знаков, Г.Г. Кравцов, Н.Г. Шевченко и др.).
Научная новизна исследования. Выявлено, что:
- личностная рефлексия является фактором профилактики эмоционального выгорания: чем выше у преподавателей вузов уровень личностной рефлексии, тем менее выражена деперсонализация;
- выше уровни стресса и резистенции у преподавателей вузов, выше уровни деперсонализации и эмоционального истощения у педагогов дошкольных учреждений;
- выше уровни личностной рефлексии и рефлексивности у преподавателей вузов, чем у дошкольных педагогов.
Теоретическая значимость исследования. Исследование вносит вклад в расширение представлений о факторах снижения риска развития эмоционального выгорания у преподавателей высших учебных заведений и будет способствовать расширению теоретических знаний о проблемах эмоционального выгорания и личностной рефлексии в педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для дополнения учебных курсов по дисциплинам «Психология профессиональной деятельности», «Психология стресса» и др., разработки учебно-методических пособий. Предложенная нами тренинговая программа окажется полезной для практических психологов, осуществляющих работу с эмоциональным выгоранием в профессиональной деятельности педагогических работников.
Достоверность и обоснованность положений и выводов обеспечивается опорой на фундаментальные философские и теоретико-методологические предпосылки научного познания, соблюдением правил проведения эмпирического исследования и применением комплекса исследовательских стратегий, соответствующих поставленным цели, задачам, объекту и предмету исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты, полученные в диссертационном исследовании:
1. обсуждались на: VII международной междисциплинарной конференции «Когнитивные штудии: когнитивная парадигма в междисциплинарных исследованиях» (Минск, 2017),
«Международной научной конференции «Культурно-исторический подход: от Л.С. Выготского - к XXI веку» (Москва, 2017), Всероссийской научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (к 15-летию факультета психологии МГОУ» (Москва, 2019), II Всероссийской научно-практической конференции «Психология профессиональной деятельности: проблемы, современное состояние и перспективы развития» (Москва, 2020) и заседаниях кафедры психологического консультирования Московского государственного областного университета;
2. прошли апробацию на лекционных и практических занятиях в Российском государственном гуманитарном
психологии им. Л.С. Выготского), транспорта (РУТ (МИИТ)) (в и Московском государственном в рамках учебных дисциплин «Психология стресса», «Введение в клиническую психологию», «Психологические проблемы личности» и «Профессиональная идентичность психолога-консультанта».
3. Основные положения и результаты исследования отражены в коллективной монографии «Стресс и эмоциональное выгорание: методы профилактики» (2019), 6 научных публикациях и в 3 публикациях, включенных в перечень ВАК.
Личное участие автора в исследовании отмечено на всех этапах диссертационного исследования, включая анализ научных трудов по проблеме исследования, определение комплекса психодиагностических методик, апробацию результатов исследования и разработку программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания у преподавателей вузов, подготовку материалов коллективной монографии, научных статей, включая публикации в научных рецензируемых журналах перечня ВАК.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие эмоционального выгорания преподавателей вузов связано с рядом внешних и внутренних факторов. В условиях изменения образовательной системы в первую очередь эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности обусловлено организационными факторами (высокими многочасовыми нагрузками, противоречивостью требований руководства, сложным расписанием и др.).
2. Личностная рефлексия является фактором снижения риска развития эмоционального выгорания преподавателей вузов. Личностная рефлексия раскрывается в двух аспектах - конструктивном и неконструктивном. Для конструктивной личностной рефлексии характерны способность субъекта эффективно решать сложные профессиональные ситуации на основе самопознания своих личностных особенностей и самого себя в отношениях с другими людьми. Высокий уровень конструктивной личностной рефлексии способствует снижению рисков развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателей вузов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы (80 источников) и приложений. Магистерская диссертация включает 6 таблиц и 25 рисунков.
Профессиональная деятельность преподавателей вузов отличается высокой интенсивностью межличностных контактов, напряженностью и высоким уровнем профессионального стресса, что приводит к развитию эмоционального выгорания.
Эмоциональное выгорание, представляющее собой сложное полисистемное образование, включенное в разные уровни функционирования личности и оказывающее отрицательное влияние на параметры профессионального развития и жизнедеятельности личности, негативно влияет на все сферы жизни преподавателя вуза. При отсутствии осуществления своевременных профилактических и коррекционных мероприятий эмоциональное выгорание может приводить к возникновению психосоматических заболеваний, пограничных расстройств психики и др.
Внутренним фактором, снижающим риски развития эмоционального выгорания, является личностная рефлексия, поскольку она непосредственно связана с процессами самопознания человеком своего внутреннего мира и познания самого себя через отношения с другими людьми, прежде всего, в трудных жизненных ситуациях. В исследовании была установлена статистически значимая отрицательная корреляция между деперсонализацией и уровнем личностной рефлексии преподавателей вузов.
Нами был проведен сравнительный анализ полученных результатов психодиагностики преподавателей вузов с результатами педагогов дошкольного образования. t-критерием Стьюдента, показал, что существуют статистически значимые различия в уровнях стресса, деперсонализации, эмоционального истощения, личностной рефлексии и рефлексивности у преподавателей высшей школы и педагогов дошкольных учреждений. Выше уровень стресса у преподавателей вузов, выше уровни деперсонализации и эмоционального истощения у педагогов дошкольных учреждений. Выше уровни личностной рефлексии и рефлексивности у преподавателей вузов.
Для преподавателей вузов нами был разработан трехдневный тренинг, который позволил решить поставленные задачи по информированию преподавателей о синдроме эмоционального выгорания и возможностях его профилактики, особенностях оказания психологической помощи; развитию личностной рефлексии участников, способствующей снижению рисков развития деперсонализации; освоению ресурсных техник, способствующих предотвращению развитию эмоционального выгорания и повышению стрессоустойчивости в конфликтных ситуациях в условиях профессиональной деятельности. Проведенная тренинговая работа подтверждает востребованность комплексной психологической среднесрочной и долгосрочной психологической работы с преподавателями вузов.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Выдвинутые нами гипотезы исследования о том, что личностная рефлексия является фактором профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вузов и о существовании различий в эмоциональном выгорании у преподавателей вузов и дошкольных педагогов частично подтверждены.
Эмоциональное выгорание, представляющее собой сложное полисистемное образование, включенное в разные уровни функционирования личности и оказывающее отрицательное влияние на параметры профессионального развития и жизнедеятельности личности, негативно влияет на все сферы жизни преподавателя вуза. При отсутствии осуществления своевременных профилактических и коррекционных мероприятий эмоциональное выгорание может приводить к возникновению психосоматических заболеваний, пограничных расстройств психики и др.
Внутренним фактором, снижающим риски развития эмоционального выгорания, является личностная рефлексия, поскольку она непосредственно связана с процессами самопознания человеком своего внутреннего мира и познания самого себя через отношения с другими людьми, прежде всего, в трудных жизненных ситуациях. В исследовании была установлена статистически значимая отрицательная корреляция между деперсонализацией и уровнем личностной рефлексии преподавателей вузов.
Нами был проведен сравнительный анализ полученных результатов психодиагностики преподавателей вузов с результатами педагогов дошкольного образования. t-критерием Стьюдента, показал, что существуют статистически значимые различия в уровнях стресса, деперсонализации, эмоционального истощения, личностной рефлексии и рефлексивности у преподавателей высшей школы и педагогов дошкольных учреждений. Выше уровень стресса у преподавателей вузов, выше уровни деперсонализации и эмоционального истощения у педагогов дошкольных учреждений. Выше уровни личностной рефлексии и рефлексивности у преподавателей вузов.
Для преподавателей вузов нами был разработан трехдневный тренинг, который позволил решить поставленные задачи по информированию преподавателей о синдроме эмоционального выгорания и возможностях его профилактики, особенностях оказания психологической помощи; развитию личностной рефлексии участников, способствующей снижению рисков развития деперсонализации; освоению ресурсных техник, способствующих предотвращению развитию эмоционального выгорания и повышению стрессоустойчивости в конфликтных ситуациях в условиях профессиональной деятельности. Проведенная тренинговая работа подтверждает востребованность комплексной психологической среднесрочной и долгосрочной психологической работы с преподавателями вузов.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Выдвинутые нами гипотезы исследования о том, что личностная рефлексия является фактором профилактики эмоционального выгорания у преподавателей вузов и о существовании различий в эмоциональном выгорании у преподавателей вузов и дошкольных педагогов частично подтверждены.
Подобные работы
- ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Оптимизация профессионально-личностной направленности преподавателя ВУЗа
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ С СИНДРОМОМ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - Особенности эмоционального выгорания преподавателей высшей школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2024 - Индивидуальное консультирование как способ профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов в закрытых учебных заведениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Связь копинг-стратегий студентов с уровнем выраженности депрессивных состояний
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021



