Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
|
Введение 4
Глава 1 Право на жизнь в системе высших ценностей, закреплённых на конституционно-правовом уровне 7
1.1 Понятие и значение права на жизнь 7
1.2 Конституционные гарантии реализации права на жизнь в
Российской Федерации 13
Глава 2 Смертная казнь в системе уголовных наказаний: история и современность 26
2.1 История возникновения и развития смертной казни в отечественном
уголовном праве 26
2.2 Понятие смертной казни и её место в системе уголовных наказаний
по действующему УК РФ 34
Глава 3 Проблемы применения смертной казни в Российской Федерации на современном этапе 43
3.1 Проблемы регулирования применения смертной казни в
соответствии с действующим законодательством и правовыми позициями Конституционного Суда РФ 43
3.2 Дискуссия по вопросу отмены смертной казни в контексте
соотношения данного наказания с правом на жизнь 50
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 71
Глава 1 Право на жизнь в системе высших ценностей, закреплённых на конституционно-правовом уровне 7
1.1 Понятие и значение права на жизнь 7
1.2 Конституционные гарантии реализации права на жизнь в
Российской Федерации 13
Глава 2 Смертная казнь в системе уголовных наказаний: история и современность 26
2.1 История возникновения и развития смертной казни в отечественном
уголовном праве 26
2.2 Понятие смертной казни и её место в системе уголовных наказаний
по действующему УК РФ 34
Глава 3 Проблемы применения смертной казни в Российской Федерации на современном этапе 43
3.1 Проблемы регулирования применения смертной казни в
соответствии с действующим законодательством и правовыми позициями Конституционного Суда РФ 43
3.2 Дискуссия по вопросу отмены смертной казни в контексте
соотношения данного наказания с правом на жизнь 50
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 71
Актуальность исследования. Вопросы, связанные темой смертной казни, всегда занимали и продолжают занимать особенное место в общественном сознании, будучи особым правовым, политическим и социально-психологическим феноменом, сопровождающим человечество на различных этапах его развития.
В современном российском государстве, в котором на уровне Конституции Российской Федерации [33] (Конституции РФ) было нормативно определено право каждого на жизнь (ч. 1 ст. 20), институт смертной казни, в определённой мере, вступает в противоречие с данной социальной и конституционно-правовой ценностью, что обуславливает неослабевающую дискуссионность и неоднозначность вопроса о том, необходимо ли существующей в стране системе уголовных наказаний такое, исключительное по своему характеру наказание, как смертная казнь?
Сказанное обуславливает необходимость исследования вопросов, связанных с дальнейшей судьбой института смертной казни, на пути становления действительно правового и социального государства, в качестве которого провозглашается Российская Федерация, в также подтверждает достаточную актуальность рассмотрения обозначенного круга вопросов.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с нормативной регламентацией и применением уголовного наказания в виде смертной казни, в историческом прошлом и настоящем, являлись предметом исследования ряда отечественных авторов. Следует выделить в данном контексте работы таких авторов как: И.Х. Бабаджанов, Е.В. Беляева, В.К. Дуюнов, С.В. Жильцов, В.Е. Квашис, О.И. Лепёшкина, Н.В. Лысак, А.В. Малько, И.А. Подройкина и других ученых.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с осуществлением уголовно-правового воздействия, посредством наказания в виде смертной казни на лиц, виновных в совершении преступления.
Предмет исследования - нормы действующего уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующие нормативное регулирование, порядок назначения и исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Цель исследования - проанализировать особенности нормативного регулирования института смертной казни в Российской Федерации, в контексте конституционного права каждого на жизнь.
Задачи исследования:
- обозначить исторический аспект возникновения и развития смертной казни в отечественном уголовном праве;
- сформулировать понятие смертной казни и её место в системе уголовных наказаний по действующему УК РФ;
- рассмотреть проблемы регулирования применения смертной казни в соответствии с действующим законодательством и правовыми позициями Конституционного Суда РФ;
- обозначить основные аспекты дискуссии по вопросу отмены смертной казни в контексте соотношения данного наказания с правом на жизнь.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке соответствующих научных категорий, связанных с нормативной регламентацией уголовного наказания в виде смертной казни в Российской Федерации.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью законодательного разрешения вопроса о дальнейшей судьбе уголовного наказания в виде смертной казни в Российской Федерации, на основе исследования исторического контекста, а также многочисленных научных работ по соответствующей тематике.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на отдельные параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В современном российском государстве, в котором на уровне Конституции Российской Федерации [33] (Конституции РФ) было нормативно определено право каждого на жизнь (ч. 1 ст. 20), институт смертной казни, в определённой мере, вступает в противоречие с данной социальной и конституционно-правовой ценностью, что обуславливает неослабевающую дискуссионность и неоднозначность вопроса о том, необходимо ли существующей в стране системе уголовных наказаний такое, исключительное по своему характеру наказание, как смертная казнь?
Сказанное обуславливает необходимость исследования вопросов, связанных с дальнейшей судьбой института смертной казни, на пути становления действительно правового и социального государства, в качестве которого провозглашается Российская Федерация, в также подтверждает достаточную актуальность рассмотрения обозначенного круга вопросов.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы, связанные с нормативной регламентацией и применением уголовного наказания в виде смертной казни, в историческом прошлом и настоящем, являлись предметом исследования ряда отечественных авторов. Следует выделить в данном контексте работы таких авторов как: И.Х. Бабаджанов, Е.В. Беляева, В.К. Дуюнов, С.В. Жильцов, В.Е. Квашис, О.И. Лепёшкина, Н.В. Лысак, А.В. Малько, И.А. Подройкина и других ученых.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с осуществлением уголовно-правового воздействия, посредством наказания в виде смертной казни на лиц, виновных в совершении преступления.
Предмет исследования - нормы действующего уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, регулирующие нормативное регулирование, порядок назначения и исполнения уголовного наказания в виде смертной казни.
Цель исследования - проанализировать особенности нормативного регулирования института смертной казни в Российской Федерации, в контексте конституционного права каждого на жизнь.
Задачи исследования:
- обозначить исторический аспект возникновения и развития смертной казни в отечественном уголовном праве;
- сформулировать понятие смертной казни и её место в системе уголовных наказаний по действующему УК РФ;
- рассмотреть проблемы регулирования применения смертной казни в соответствии с действующим законодательством и правовыми позициями Конституционного Суда РФ;
- обозначить основные аспекты дискуссии по вопросу отмены смертной казни в контексте соотношения данного наказания с правом на жизнь.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке соответствующих научных категорий, связанных с нормативной регламентацией уголовного наказания в виде смертной казни в Российской Федерации.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью законодательного разрешения вопроса о дальнейшей судьбе уголовного наказания в виде смертной казни в Российской Федерации, на основе исследования исторического контекста, а также многочисленных научных работ по соответствующей тематике.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на отдельные параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В заключении проведённой работы, подведем её общие итоги и сформулируем выводы и предложения.
Вряд ли кто-либо в современном мире может усомниться в высшем значении права на жизнь, в контексте всего комплекса охраняемых и гарантируемых государством прав и свобод. Подобный подход к праву на жизнь, как высшей ценности, обозначен и в нашей стране, будучи сформулированным на конституционно-правовом уровне. Это обусловлено особым содержанием и глубоким смысловым наполнением рассматриваемой категории.
Несмотря на свой фундаментальный характер, право на жизнь не находит содержательного определения в нормах Конституции РФ - оно лишь констатируется и гарантируется в соответствующих положениях Основного Закона.
Основываясь на проанализированных в работе составляющих данного права, а также с учётом определения юридически значимого момента начала и окончания правовой защиты права на жизнь, его определение можно сформулировать как: право на жизнь - это неотчуждаемое и принадлежащее каждому от рождения (с момента отделения плода от организма матери посредством родов при наличии активности жизненно-важных функций организма) и заканчивающееся биологической смертью, право, закреплённое на конституционно-правовом уровне и гарантируемое государством от любого противоправного посягательства под угрозой уголовной ответственности
Нормативное включение обозначенного права непосредственно в текст Основного Закона для российского государства стало своего рода «правовым феноменом», поскольку такое конституционно-правовое закрепление данное право получило впервые.
Данное право, наряду с рядом других охраняемых на конституционно-правовом уровне ценностей, не подлежит какому-либо ограничению. Совершенно справедливо, что независимо от внешних условий, диктуемых ситуацией, государство не вправе ограничить те права личности, ограничение которых сведёт на нет демократическую, нравственную направленность деятельности государства.
Подводя итог рассмотрения вопроса, связанного с установлением конституционно-правовых гарантий реализации права на жизнь в Российской Федерации, необходимо отметить, что данные гарантии носят разноплановый характер.
Конституционные права и свободы выступают в качестве единой системы, обладая взаимогарантирующим характером. В этой связи, базовыми конституционно-правовыми гарантиями реализации анализируемого права выступают нормы-принципы, обозначенные непосредственно в Конституции РФ.
Наиболее важные составляющие системы гарантий защиты жизни, установленные в Конституции РФ, развиваются, детализируются и наполняются конкретным смыслом в нормах отраслевого законодательства.
Здесь важно подчеркнуть весомую роль уголовного и уголовно - процессуального права Российской Федерации, в контексте противодействия противоправным посягательствам на человеческую жизнь, посредством проведения соответствующей уголовной политики и эффективного противодействия преступности.
Нормы уголовно-процессуального права, будучи направленными на создание процедур, связанных с привлечение виновных в совершении преступлений к ответственности, также служат реализации права на жизнь.
Это связано с тем, что, осуществляя уголовное преследование, государство вынуждено применять государственное принуждение. Однако, несоразмерное, безосновательное, лишённое гарантий защиты прав и свобод личности применение государственного принуждения недопустимо, в том числе, в контексте создания угрозы жизни.
В современном российском государстве, в котором на конституционно- правовом уровне было нормативно определено право каждого на жизнь, институт смертной казни, в определённой мере, вступает в противоречие с данной социальной и конституционно-правовой ценностью, что создаёт проблему.
Обобщив признаки смертной казни, как вида уголовного наказания, следующее научное определение смертной казни.
Смертная казнь - это исключительная и временная мера уголовного наказания, применяемая, впредь до её отмены, государством к лицу, виновному в совершении тяжкого преступления против жизни, на основании обвинительного приговора суда, преследующая цели восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений, заключающаяся в непубличном лишении жизни путём расстрела.
Проблематика применения смертной казни как вида уголовного наказания, в контексте его соотношения с правом на жизнь, продолжает оставаться острой, что обуславливает многочисленные дискуссии с приведением доводов как за отмену смертной казни, так и за её сохранение в ряду видов уголовных наказаний.
Основой для поддержания полемики является то, что в настоящий момент, равно, как и многие годы ранее, данный вид уголовного наказания, сохраняя своё место в нормах УК РФ, не назначается и не применяется, в силу наличия соответствующей правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в ряде правовых документов.
Подобная ситуация в российском государстве является в достаточной мере беспрецедентной, с точки зрения нормативного регулирования.
На основании изложенного, представляется необходимым окончательно определить на уровне федерального законодательства дальнейшую судьбу наказания в виде смертной казни, дабы исключить двоякость толкования и понимания существующей системы уголовных наказаний и создать тем самым правовую определённость.
Тезисно, основные доводы «за» и «против» смертной казни можно свести к ряду аргументов. Противники смертной казни в качестве таковых указывают:
- вероятность судебной ошибки, в результате чего невиновный может быть лишён жизни;
- отсутствие значимого превентивного эффекта;
- противоречие международно-правовому регулированию, которое приветствуется всё большим числом стран в мире;
- антигуманность казни лица государством и т.д.
Сторонники сохранения в нормах действующего уголовного законодательства, а также непосредственного применения смертной казни в качестве своих аргументов указывают, что:
- смертная казнь представляет собой форму реализации кары в виде справедливого возмездия лицу за содеянное;
- смертная казнь гуманна, так как освобождает осуждённого от страданий, связанных с пожизненным заключением;
- экономическая целесообразность смертной казни, состоящая в экономии государственных затрат на пожизненное содержание осуждённого в учреждении уголовно-исполнительной системы;
- смертная казнь является способом защиты общества от заведомо неисправимых преступников и т.д.
Как представляется, смертная казнь своим существованием в нормах российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства создаёт существенное противоречие существующим стандартам, принятым на уровне международных правовых документов, определяющих ключевые, базовые подходы к обеспечению прав и свобод личности в цивилизованном мире.
В настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция к отказу от применения смертной казни, отражающая приверженность многих государств демократическим традициям и гуманистическим ценностям.
В 2020 году масштаб применения в мире смертной казни продолжил сокращаться. Запрет на применение наказания в виде смертной казни установлен многими европейскими государствами - данная тенденция сохраняется и продолжает претворяться в жизнь.
В обществе должно устояться и закрепиться представление о том, что преступное поведение не остаётся без реакции государства в силу эффективной работы правоохранительной системы, судов, институтов гражданского общества. Если такого внутреннего представления нет, то даже самое суровое наказание в санкции статьи останется всего лишь абстракцией, зафиксированной в законе, но не имеющей реального проявления в действительности.
В Российской Федерации, ввиду длительного действия моратория на назначение и исполнение смертной казни, уже фактически сформировались условия для окончательного решения данного вопроса, путём исключения смертной казни из норм действующего законодательства - в частности, из соответствующих положений УК РФ и УИК РФ.
Соглашаясь с точкой зрению, последовательно выраженной во многих научных трудах, видится целесообразным, своевременным и стратегически верным исключить смертную казнь из числа уголовных наказаний, путём корректировки соответствующих положений УК РФ и УИК РФ, касающихся данного вида уголовного наказания.
Кроме того, в связи с исключением смертной казни из разряда существующих уголовных наказаний, в качестве исключительной меры наказания следует считать уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
В этой связи, непосредственно ч. 1 ст. 57 УК РФ следует изложить в следующей редакции: «1. Пожизненное лишение свободы в качестве исключительной меры наказания устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности».
Таким образом, Россия сможет сделать ещё один шаг на пути действительно демократических преобразований, на пути становления действительно правового и социального государства, в качестве которого провозглашается Российская Федерация, открывающих новую страницу в нормативном и фактическом обеспечении права на жизнь, как высшей ценности, на которую не вправе посягать даже государство в процессе избрания формы уголовно-правового воздействия на лицо, совершившее преступление.
Только в этом случае можно будет вести речь о полноценной и действительно безусловной реализации права на жизнь, закреплённого и гарантируемого на конституционно-правовом уровне, что и предполагает демократическое государственное устройство.
Вряд ли кто-либо в современном мире может усомниться в высшем значении права на жизнь, в контексте всего комплекса охраняемых и гарантируемых государством прав и свобод. Подобный подход к праву на жизнь, как высшей ценности, обозначен и в нашей стране, будучи сформулированным на конституционно-правовом уровне. Это обусловлено особым содержанием и глубоким смысловым наполнением рассматриваемой категории.
Несмотря на свой фундаментальный характер, право на жизнь не находит содержательного определения в нормах Конституции РФ - оно лишь констатируется и гарантируется в соответствующих положениях Основного Закона.
Основываясь на проанализированных в работе составляющих данного права, а также с учётом определения юридически значимого момента начала и окончания правовой защиты права на жизнь, его определение можно сформулировать как: право на жизнь - это неотчуждаемое и принадлежащее каждому от рождения (с момента отделения плода от организма матери посредством родов при наличии активности жизненно-важных функций организма) и заканчивающееся биологической смертью, право, закреплённое на конституционно-правовом уровне и гарантируемое государством от любого противоправного посягательства под угрозой уголовной ответственности
Нормативное включение обозначенного права непосредственно в текст Основного Закона для российского государства стало своего рода «правовым феноменом», поскольку такое конституционно-правовое закрепление данное право получило впервые.
Данное право, наряду с рядом других охраняемых на конституционно-правовом уровне ценностей, не подлежит какому-либо ограничению. Совершенно справедливо, что независимо от внешних условий, диктуемых ситуацией, государство не вправе ограничить те права личности, ограничение которых сведёт на нет демократическую, нравственную направленность деятельности государства.
Подводя итог рассмотрения вопроса, связанного с установлением конституционно-правовых гарантий реализации права на жизнь в Российской Федерации, необходимо отметить, что данные гарантии носят разноплановый характер.
Конституционные права и свободы выступают в качестве единой системы, обладая взаимогарантирующим характером. В этой связи, базовыми конституционно-правовыми гарантиями реализации анализируемого права выступают нормы-принципы, обозначенные непосредственно в Конституции РФ.
Наиболее важные составляющие системы гарантий защиты жизни, установленные в Конституции РФ, развиваются, детализируются и наполняются конкретным смыслом в нормах отраслевого законодательства.
Здесь важно подчеркнуть весомую роль уголовного и уголовно - процессуального права Российской Федерации, в контексте противодействия противоправным посягательствам на человеческую жизнь, посредством проведения соответствующей уголовной политики и эффективного противодействия преступности.
Нормы уголовно-процессуального права, будучи направленными на создание процедур, связанных с привлечение виновных в совершении преступлений к ответственности, также служат реализации права на жизнь.
Это связано с тем, что, осуществляя уголовное преследование, государство вынуждено применять государственное принуждение. Однако, несоразмерное, безосновательное, лишённое гарантий защиты прав и свобод личности применение государственного принуждения недопустимо, в том числе, в контексте создания угрозы жизни.
В современном российском государстве, в котором на конституционно- правовом уровне было нормативно определено право каждого на жизнь, институт смертной казни, в определённой мере, вступает в противоречие с данной социальной и конституционно-правовой ценностью, что создаёт проблему.
Обобщив признаки смертной казни, как вида уголовного наказания, следующее научное определение смертной казни.
Смертная казнь - это исключительная и временная мера уголовного наказания, применяемая, впредь до её отмены, государством к лицу, виновному в совершении тяжкого преступления против жизни, на основании обвинительного приговора суда, преследующая цели восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений, заключающаяся в непубличном лишении жизни путём расстрела.
Проблематика применения смертной казни как вида уголовного наказания, в контексте его соотношения с правом на жизнь, продолжает оставаться острой, что обуславливает многочисленные дискуссии с приведением доводов как за отмену смертной казни, так и за её сохранение в ряду видов уголовных наказаний.
Основой для поддержания полемики является то, что в настоящий момент, равно, как и многие годы ранее, данный вид уголовного наказания, сохраняя своё место в нормах УК РФ, не назначается и не применяется, в силу наличия соответствующей правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в ряде правовых документов.
Подобная ситуация в российском государстве является в достаточной мере беспрецедентной, с точки зрения нормативного регулирования.
На основании изложенного, представляется необходимым окончательно определить на уровне федерального законодательства дальнейшую судьбу наказания в виде смертной казни, дабы исключить двоякость толкования и понимания существующей системы уголовных наказаний и создать тем самым правовую определённость.
Тезисно, основные доводы «за» и «против» смертной казни можно свести к ряду аргументов. Противники смертной казни в качестве таковых указывают:
- вероятность судебной ошибки, в результате чего невиновный может быть лишён жизни;
- отсутствие значимого превентивного эффекта;
- противоречие международно-правовому регулированию, которое приветствуется всё большим числом стран в мире;
- антигуманность казни лица государством и т.д.
Сторонники сохранения в нормах действующего уголовного законодательства, а также непосредственного применения смертной казни в качестве своих аргументов указывают, что:
- смертная казнь представляет собой форму реализации кары в виде справедливого возмездия лицу за содеянное;
- смертная казнь гуманна, так как освобождает осуждённого от страданий, связанных с пожизненным заключением;
- экономическая целесообразность смертной казни, состоящая в экономии государственных затрат на пожизненное содержание осуждённого в учреждении уголовно-исполнительной системы;
- смертная казнь является способом защиты общества от заведомо неисправимых преступников и т.д.
Как представляется, смертная казнь своим существованием в нормах российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства создаёт существенное противоречие существующим стандартам, принятым на уровне международных правовых документов, определяющих ключевые, базовые подходы к обеспечению прав и свобод личности в цивилизованном мире.
В настоящее время в мире наблюдается устойчивая тенденция к отказу от применения смертной казни, отражающая приверженность многих государств демократическим традициям и гуманистическим ценностям.
В 2020 году масштаб применения в мире смертной казни продолжил сокращаться. Запрет на применение наказания в виде смертной казни установлен многими европейскими государствами - данная тенденция сохраняется и продолжает претворяться в жизнь.
В обществе должно устояться и закрепиться представление о том, что преступное поведение не остаётся без реакции государства в силу эффективной работы правоохранительной системы, судов, институтов гражданского общества. Если такого внутреннего представления нет, то даже самое суровое наказание в санкции статьи останется всего лишь абстракцией, зафиксированной в законе, но не имеющей реального проявления в действительности.
В Российской Федерации, ввиду длительного действия моратория на назначение и исполнение смертной казни, уже фактически сформировались условия для окончательного решения данного вопроса, путём исключения смертной казни из норм действующего законодательства - в частности, из соответствующих положений УК РФ и УИК РФ.
Соглашаясь с точкой зрению, последовательно выраженной во многих научных трудах, видится целесообразным, своевременным и стратегически верным исключить смертную казнь из числа уголовных наказаний, путём корректировки соответствующих положений УК РФ и УИК РФ, касающихся данного вида уголовного наказания.
Кроме того, в связи с исключением смертной казни из разряда существующих уголовных наказаний, в качестве исключительной меры наказания следует считать уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы.
В этой связи, непосредственно ч. 1 ст. 57 УК РФ следует изложить в следующей редакции: «1. Пожизненное лишение свободы в качестве исключительной меры наказания устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности».
Таким образом, Россия сможет сделать ещё один шаг на пути действительно демократических преобразований, на пути становления действительно правового и социального государства, в качестве которого провозглашается Российская Федерация, открывающих новую страницу в нормативном и фактическом обеспечении права на жизнь, как высшей ценности, на которую не вправе посягать даже государство в процессе избрания формы уголовно-правового воздействия на лицо, совершившее преступление.
Только в этом случае можно будет вести речь о полноценной и действительно безусловной реализации права на жизнь, закреплённого и гарантируемого на конституционно-правовом уровне, что и предполагает демократическое государственное устройство.
Подобные работы
- Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - «Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2021 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Право на жизнь и проблемы применения смертной казни в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



