Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО¬РОЛЕВЫХ ИГР

Работа №103666

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
141
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр 9
1.1 Проблема формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных
установок в психолого-педагогических исследованиях 9
1.2 Сюжетно-ролевая игра как эффективное средство формирования
у детей 4-5 лет семейных ценностных установок 12
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 4-5 лет семейных
ценностных установок 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 4-5 лет семейных
ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр 37
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 4-5 лет семейных
ценностных установок 40
Заключение 61
Список используемой литературы 65
Приложения

Семья - одна из важнейших жизненных ценностей человека. На протяжении многих веков роль семьи и брака занимали ведущее место в жизни каждого индивида и всего общества. Являясь носителем духовных и культурных ценностей, она служила и служит источником нравственных идеалов и образцов поведения. От семьи во многом зависит становление ребёнка как личности. Именно семья с самого раннего возраста закладывает фундаментальные качества человека, формирует основные ценности, идеалы и моральные нормы.
Семья - один из главных общественных институтов, участвующих в подготовке ребёнка к будущей жизни, в его социализации. В семье ребёнок познает нормы и ценности жизни в обществе, приобретает нужные ему социальные навыки. Вырастет ли ребёнок полноценным гражданином, зависит, в первую очередь, от условий его воспитания и развития в семье.
Но для того, чтобы данные функции семьи сохранялись и впредь, необходимо постоянно поддерживать воспроизводство ценностного отношения к ней со стороны подрастающих поколений.
Ошибочно было бы считать, что семейные ценности могут формироваться у ребёнка только стихийно. Являясь одним из базовых характеристик личности, ценностные установки представляют собой многокомпонентное явление, включающее в себя когнитивный компонент (определённые представления о семье), эмоционально-мотивационный компонент (эмоции, чувства, отношения, побуждения относительно членов семьи) и поведенческий компонент (действия и поступки по отношению к семье). Формирование этой системы требует специально организованного воспитательного воздействия.
Однако далеко не все семьи используют весь комплекс своих возможностей в открытии мира семьи своему ребёнку: одни родители не могут правильно, доступно рассказывать и показывать своим примером, так как сами не обладают необходимым опытом, другие - просто не считают это важным и необходимым.
Учитывая, что дошкольный возраст является важным периодом для развития личности ребёнка, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013) определяет одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
Проблема формирования семейных ценностных установок достаточно активно исследовалась и исследуется в философской и психолого-педагогической литературе. Так, различные аспекты этой проблемы рассматриваются в трудах И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Волкова, A. Г. Вишневского, Г.И. Климантовой, О.М. Здравомысловой и др. Роль образования и воспитания в формировании семейных ценностей описана в работах И.С. Кона, П.Я. Старожицкого, А.Б. Добрович, О.М. Стельниковой. В последнее время возрос интерес исследователей (Ю.С. Шевченко, B. А. Корнеева, 2003; М.Г. Нестерова, 2006; Н.Б. Полковникова, 2008 и др.) к ценностным ориентациям детей.
Отметим, что огромное влияние на чувства, эмоции и поведение детей оказывает игра. Данный вид деятельности детей признан ведущим для дошкольного возраста. Особенным влиянием на развитие личности дошкольников обладает её эмоционально-насыщенная форма - сюжетно-ролевая игра. Однако практики использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования семейных ценностных установок у детей дошкольного возраста недостаточно.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок и недостаточным использованием педагогами сюжетно-ролевых игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему нашего исследования, раскрывающую потенциальные возможности сюжетно-ролевых игр в процессе формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр будет эффективен, если:
- предметно-пространственная среда группы пополнена материалами и атрибутами для проведения игровых сюжетов сюжетно-ролевой игры «Семья»;
- отобраны сюжеты сюжетно-ролевой игры «Семья» с учетом возрастных особенностей детей и наличием проблемной ситуации;
- воспитатель осуществляет поэтапную организацию игровых сюжетов и грамотное руководство.
Задачи исследования.
1. Проанализировать проблему формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить уровень сформированности у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр.
5. Проанализировать динамику уровня сформированности у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
- теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина;
- теоретические положения о характере социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх Т.А. Репиной, А.А. Рояк, Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной;
- идеи формирования ценностей у ребенка К.А. Абульхановой- Славской, В.И. Андреева, В.П. Тугаринова;
- теоретические положения о формировании направленности детей на мир семьи О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой, С.Е. Анфисовой, О.П. Болотниковой, О.А. Еник, А.Ю. Козловой, Л.А. Пеньковой, Е.А. Сидякиной.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности сюжетно-ролевых игр в формировании у детей 4-5 лет семейных ценностных установок; определены показатели уровня сформированности у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 4 -5 лет семейных ценностных установок.
состоит в том, что обоснована возможность использования сюжетно-ролевых игр в формировании у детей 4-5 лет семейных ценностных установок.
Экспериментальная база исследования: СП «Детский сад № 69» ГБОУ СОШ № 6 г.о. Сызрань. В исследовании принимали участие 40 детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию детей 4 -5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 8 приложений. Текст работы иллюстрируют 13 таблиц, 8 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья - это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В семье человек делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир. Система ценностей каждой семьи складывается из ценностных ориентаций каждого человека. Система ценностей человека - это центральный компонент направленности личности. Выделяют следующие основные ценности семейных отношений: доверительное общение; уважение; следование ритуалам; ответственность; честность; значимость для родных; щедрость; любовь.
При формировании семейных ценностных установок у ребенка среднего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра является эффективным средством. Это подчеркивается тем, что через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Детей старшего дошкольного возраста приучают бережно, с уважением относиться к членам своей семьи. Семейные роли в сюжетно-ролевых играх способствует развитию дружеских отношений, взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии.
Констатирующий этап эксперимента позволил установить, что низким уровнем сформированности семейных ценностных установок обладают 30% детей. Они нечетко называют свою фамилию и имя, а также неправильно называют имена, фамилию и отчества своих родителей. Они не помнят и не могут назвать имена и отчества своих бабушек и дедушек, а также не знают историю развития своей семьи, интересуется ее традициями. Дети не знают слова, обозначающие родство, такие как: мама, папа, родители и т. д., а также не знают и не могут объяснить значение родственных отношений: мама, папа, родители и т. д. К среднему уровню сформированности семейных ценностных установок мы условно отнесли 50% испытуемых. Эти дети не
всегда четко называют свою фамилию и имя, а также не полностью называют имена, фамилию и отчества своих родителей. Они не полностью помнят имена и отчества своих бабушек и дедушек, а также не совсем знают историю развития своей семьи, интересуется ее традициями. Дети не полностью знают слова, обозначающие родство, такие как: мама, папа, родители и т. д., но знают и могут объяснить значение родственных отношений: мама, папа, родители и т. д. К высокому уровню сформированности семейных ценностных установок мы условно отнесли 4 20% детей. Они всегда четко называют свою фамилию и имя, а также полностью называют имена, фамилию и отчества своих родителей. Они полностью помнят имена и отчества своих бабушек и дедушек, а также знают историю развития своей семьи, интересуется ее традициями. Дети знают слова, обозначающие родство, такие как: мама, папа, родители и т. д., знают и могут объяснить значение родственных отношений: мама, папа, родители и т. д. Эти испытуемые выражают постоянную эмоциональную отзывчивость на состояние близких ему людей, а также уважительное отношение к окружающим ребенка людям.
Также нами установлено, что 10 семей испытуемых (25%) - это семьи с негативными семейными ценностями.
Опираясь на полученные результаты диагностики, нами было разработано поэтапное содержание работы по формированию у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр.
На 1 этапе была пополнена предметно-пространственная среда материалами и атрибутами для проведения игровых сюжетов сюжетно-ролевой игры «Семья». На 2 этапе было разработано содержание комплекса игровых сюжетов сюжетно-ролевой игры «Семья», способствующих формированию у детей 4-5 лет семейных ценностных установок. На этом же этапе было организовано 6 игровых сюжетов сюжетно-ролевой игры «Семья». Время проведения одной игры - 20 минут. Частота проведения - 3 раза в неделю.
Контрольный этап эксперимента позволил сделать вывод о том, что значимые различия выявлены по всем показателям уровня сформированности у детей 4-5 лет семейных ценностных установок у детей экспериментальной группы. Так, количество испытуемых с высоким уровнем сформированности уважительного отношения к своей семье увеличилось на 15% (с 35% до 50%). Количество же испытуемых с низким уровнем сформированности уважительного отношения к своей семье, напротив, снизилось на 10% (с 15% до 5%).
Также количество испытуемых с высоким уровнем сформированности представлений о семейных ценностях увеличилось на 30% (с 20% до 50%). Количество же испытуемых с уровнем сформированности представлений о семейных ценностях ниже среднего, напротив, снизилось на 20% (с 30% до 10%).
Также количество испытуемых с высоким уровнем развития восприятия своей семьи увеличилось на 25% (с 0 до 25%). Количество же испытуемых с уровнем развития восприятия своей семьи детьми ниже среднего, напротив, снизилось на 35% (с 60% до 25%).
Также количество традиционно ориентированных семей выросло на 10% (с 35% до 50%). Количество же семей с негативными семейными ценностями, напротив, снизилось на 15% (с 25% до 10%).
В контрольной же группе результаты практически не изменились.
Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается.
Полученные результаты доказывают, что процесс формирования у детей 4-5 лет семейных ценностных установок посредством сюжетно-ролевых игр будет эффективен, если: предметно-пространственная среда группы пополнена материалами и атрибутами для проведения игровых сюжетов сюжетно-ролевой игры «Семья»; отобраны сюжеты сюжетно-ролевой игры «Семья» с учетом возрастных особенностей детей и наличием проблемной ситуации; воспитатель осуществляет поэтапную организацию игровых сюжетов и грамотное руководство.



1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика [Текст] / Ю.П. Азаров. - СПб. : Питер, 2013. - 400 с.
2. Алексеева, М.С. Воспитание уважения у дошкольников [Текст] / М.С. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 11. - С. 31-35.
3. Арнаутова, Е.П. Общение с родителями. Зачем? Как? [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М. : Просвещение, 2014. - 114 с.
4. Аронина, И.А. Специфика семейного воспитания [Текст]
/ И.А. Аронина // Управление ДОУ. - 2013. - № 4. - С. 108-111.
5. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. - М. : Просвещение, 2014. - 296 с.
6. Богданова, И.В. О возрождении традиций семейного воспитания [Текст] / И.В. Богданова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 3. - С. 18-20.
7. Болотина, Л.Р. Педагогика [Текст] : Учебное пособие для педагогических институтов / Л.Р. Болотина. - М. : Просвещение, 2015. - 381 с.
8. Букатова, В.М. Как наладить и сохранить диалог поколений [Текст] / В.М. Букатова // Народное образование. - 2014. - № 8. - С. 190-195.
9. Бутенко, А.Г. Семья - ведущая воспитательная организация [Текст] / А.Г. Бутенко // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 73-75.
10. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] : учебное пособие / Л.А. Григорович. - М. : Гардарики, 2015. - 287 с.
11. Данилова, С.Я. Духовно-нравственное развитие детей среднего дошкольного возраста [Текст] / С.Я. Данилова // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 63-76.
12. Загвозкин, В.К. Особенности семейного воспитания [Текст] / В.К. Загвозкин // Управление ДОУ. - 2016. - № 2. - С. 115-122.
13. Зверева, О.Л. Семейная педагогика [Текст] / О.Л. Зверева // Управление ДОУ. - 2014. - № 3. - С. 23-28.
14. Иванкова, Р.А. Формирование сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 6. - С. 53-56.
15. Иванова, Н.П. Воспитание в семье в контексте социальных изменений [Текст] / Н.П. Иванова // Начальная школа. - 2014. - № 3. - С. 6-13.
16. Каратаева, Н.А. Формирование семейных ценностей у детей среднего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Каратаева // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 4. - С. 21-25.
17. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / О.А. Карабанова. - М. : Просвещение, 2014. - 96 с.
18. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст]
/ С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 2015. - 208 с.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2012. - 405 с.
20. Короткова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра средних дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребёнок в детском саду. - 2016. - № 2. - С. 84-87.
21. Куликова, В.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст] / В.А. Куликова // Образование. - 2015. - № 6. - С. 27-35.
22. Курочкина, И.Н. Сюжетно-ролевая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса [Текст] / И.Н. Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 80-83.
23. Краснощекова, Н.В. Новые сюжетно-ролевые игры для дошкольников [Текст] / Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 205 с.
24. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 2014.
- № 4. - С. 23.
25. Павленко, Т.А Семья и семейные отношения [Текст] / Т.А. Павленко // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 72-78.
26. Пильникова, М.К. Использование сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников [Текст] / М.К. Пильникова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 14-17.
27. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://base.garant.ru/70512244/
28. Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 70-74.
29. Трошин, П.Л. Воспитание уважительного отношения у дошкольников [Текст] / П.Л. Трошин // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - С. 28-30.
30. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : МПСИ, 2016. - 427 с.
31. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст] : учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова.
- М. : Дашков и К, 2013. - 292 c.
32. Шинина, Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей [Текст] / Т.В. Шинина // Мат-лы Междун. конф. «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 30 октября - 1 ноября 2013 г.). - Ростов н/Д. : Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2013. - С. 333.
33. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика. 2016. - 368 с.
34. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб. : ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга», 2016. - 288 с.
35. Явонская, А.Г. Как воспитать уважительное отношение к старшим [Текст] / А.Г. Явонская // Управление ДОУ. - 2015. - № 4. - С. 24-29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ