Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальное творчество как условие развития творческого потенциала младших школьников

Работа №103661

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творческого потенциала младших школьников 10
1.1 Сущность и характеристика понятия «творческий потенциал»
в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Учёт возрастных и психологических особенностей детей младшего
школьного возраста как условие развития творческого потенциала младших школьников 19
1.3 Социальное творчество младших школьников как средство развития
творческого потенциала 27
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала младших школьников в процессе социального творчества 39
2.1 Диагностика уровня развития творческого потенциала младших
школьников 39
2.2 Организация работы по развитию творческого потенциала в процессе социального творчества в МБУ «Школа № 40» г. о. Тольятти 53
2.3 Анализ результатов исследования 65
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Приложение А Вопросы по методике «Склонность к творчеству» (адаптированный вариант) 84
Приложение Б Учебно-тематический план программы 85
Приложение В Конспект занятия внеурочной деятельности 86


Актуальность исследования обусловлена изменениями в современном обществе, которые задают новые требования к человеку. Возрастает спрос на творческую личность, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, видеть проблемы и находить пути их решения. Исключительно важной задачей современного образования является раскрытие творческого потенциала всех обучающихся.
Развитие творческого потенциала обучающихся начальной школы является одним из требований, предъявляемых к результатам образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования относит наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, освоение способов решения проблем поискового и творческого характера. Развитие творческого потенциала обучающихся начальной школы является одним из требований, предъявляемых к результатам образования.
Требования к формированию творческой личности ребёнка отражены и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней говорится о том, что общеобразовательные учреждения должны раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Концепция также определяет эталон в сфере личностного развития, который заключается в готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема развития творческого потенциала человека разрабатывается достаточно активно и исследуется на философском, психологическом и педагогическом уровнях. Значительный вклад в её решение внесли как отечественные, так и зарубежные исследователи.
Понятие «творческий потенциал» впервые становится научным в работах П.К. Энгельмейера. Системный подход, в основе которого лежит представление о творческом потенциале, как об интегральном понятии, раскрыт в работах Л.А. Даринской, Л.К. Веретенниковой, Ю.Н. Кулюткина. Деятельностная теория Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, В.Н. Дужинина рассматривает творчество как активность личности. Развивающий подход B. В. Давыдова определяет творческий потенциал как приобретённые умения и навыки. Деятельностно-организационный подход представлен в работах C. Л. Рубинштейна, где творческий потенциал является характерным свойством индивида. Психологические механизмы протекания творчества и его реализации рассматривают С.Л. Рубинштейн, Э. Торренс.
Творческий потенциал очень важен для человека в любом возрасте и его развитие следует начинать ещё в младшем школьном возрасте, так как этот период является наиболее восприимчивым для изменений. Проблемой развития творческого потенциала младших школьников занимались такие авторы, как Н.Б. Шумакова, И.П. Волков, Е.Л. Яковлева.
Развитие творческого потенциала младших школьников реализуется в образовательной практике с помощью новых и эффективных форм приобщения учеников к творческой деятельности, одной из которых является социальное творчество. Разработка и реализация технологий социально-творческой деятельности отражена в работах И.П. Иванова и его последователей. Социальное творчество отражает добровольное участие в преобразовании общественных отношений. Однако, в условиях развития и популяризации социального творчества, недостаточно разработаны современные формы и методы работы для полноценного включения младших школьников в социальное творчество. Так, возникает противоречие между необходимостью вхождения младших школьников в процесс социального творчества для развития творческого потенциала и недостаточной разработанностью методов и форм его реализации.
Проблема исследования: каким образом вовлеченность младших школьников в социальное творчество влияет на развитие творческого потенциала?
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать содержание, формы и методы организации социального творчества, направленные на развитие творческого потенциала младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала у младших школьников.
Предмет исследования: социальное творчество как средство развития у младших школьников творческого потенциала.
Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала младших школьников посредством социального творчества будет проходить эффективно, если:
- раскрыта сущность и основные характеристики понятия «творческий потенциал», учтены особенности его развития в младшем школьном возрасте;
- разработана программа внеурочной деятельности, направленная на добровольное и посильное приобщение детей к преобразованиям социальной действительности;
- содержание, формы и методы социального творчества способствуют развитию творческого мышления младших школьников, проявлению их творческих способностей, появлению интереса к творчеству и потребности в творческих достижениях, мониторинг развития которых осуществляется на основе специально разработанного инструментария.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и основные характеристики понятия «творческий потенциал», изучить особенности его развития в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте.
3. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности социальной направленности, направленную на развитие творческого потенциала младших школьников.
4. Проверить эффективность опытно-экспериментальной работы на основе разработанного диагностического инструментария.
Теоретическая основа исследования:
- положения, раскрывающие основные подходы к развитию творческого потенциала (С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Богоявленская и Я.Л. Пономарёв, Л.А. Даринская, А.М. Матюшкин);
- психолого-педагогические исследования, раскрывающие особенности развития творческого потенциала личности в младшем школьном возрасте (И.П. Волков, Н.Б. Шумакова, Е.Л. Яковлева)
- работы о возрастных и психологических особенностях младшего школьного возраста (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);
- идеи «педагогики общей заботы» (И.П. Иванов, Н.П. Царёва);
- положения, раскрывающие сущность педагогики социального творчества (С.Д. Поляков, Г.Н. Кудашев);
- труды, раскрывающие основные составляющие творческого потенциала и творческого процесса (Э. Торренс, Дж. Гилфорд).
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента, анализ творческих работ, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, их обобщение и систематизация.
Научная новизна исследования заключается в систематизации представлений о сущности понятия «творческий потенциал», обосновании форм и методов социального творчества, способствующих развитию у младших школьников творческого потенциала, в выделении критериев, показателей, определении уровней развития творческого потенциала у младших школьников.
Теоретическая значимость заключается в раскрытии содержания понятия «творческий потенциал» применительно к младшему школьному возрасту; теоретическом обосновании эффективности использования форм и методов социального творчества как средства развития творческого потенциала младших школьников.
Практическая значимость. Разработанная программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел» может быть использована образовательными организациями в процессе реализации начального общего образования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 40» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 обучающихся младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трёх этапов.
Первый этап (2018) - поисково-аналитический. Изучение состояния проблемы в педагогической, психологической литературе и в практике начального образования. Определение понятийного аппарата исследования, целей, объекта, предмета, задач, методики исследования. Разработка проблемы данного исследования и формулировка гипотезы.
Второй этап (2018-2019) - теоретико-проектировочный. Разработка программы внеурочной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала у младших школьников. Определение методов организации исследования. Апробация теоретических положений и публикация текущих результатов.
Третий этап (2019-2020) - экспериментально-обобщающий. Проверка выдвинутой гипотезы, определение возможности развития творческого потенциала у младших школьников посредством социального творчества. Апробация программы внеурочной деятельности, обработка экспериментальных данных, внедрение полученных результатов в практику. Формулировка выводов по проделанной работе, оформление диссертационной работы, публикация научных статей по результатам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на педагогических советах в МБУ «Школа № 40» г. о. Тольятти; в выступлениях на семинарах в Тольяттинском государственном университете, на научно-практических конференциях:
- городских: научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» (Тольятти, 2019, 2020);
- всероссийских: научно-практическая конференция «Жизнь в её гуманитарно-культурном понимании» (Тольятти, 2019);
-международных: научно-практическая конференция «Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике» (Москва, 2018).
Положения, выносимые на защиту:
1. Творческий потенциал младших школьников рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как интегративное свойство личности, отражающее уровень творческого мышления, творческой активности, заинтересованности и потребности в творчестве, творческом подходе к различным видам деятельности и способности к оценке этой деятельности. Творческий потенциал младших школьников формируется и развивается в процессе собственной и организованной творческой деятельности, в том числе внеурочной.
2. Средством развития творческого потенциала может выступать социальное творчество - добровольное и посильное участие детей в преобразованиях социальной действительности. Внеурочная деятельность, направленная на вовлеченность младших школьников в социальное творчество, может реализовываться по специально разработанной программе, содержание которой должно способствовать формированию интереса и потребности в творчестве, развитию творческого мышления, творческих способностей, осознание и оценку собственной творческой деятельности.
3. Эффективными методами вовлечение младших школьников в социальное творчество коллективно-творческая инициатива, игровое конструирование, социальная проба, коллективно-творческое дело. Продуктивными формами работы выступают: продуктивная и деловая игра, социальная акция, социальный творческий проект, концерты и праздники тематической направленности.
Структура работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком литературы и приложениями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе теоретического и экспериментального исследования было установлено, что проблема развития творческого потенциала младших школьников является актуальной. Подтвердилась выдвинутая гипотеза, были решены поставленные задачи. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что сущность понятия «творческий потенциал» соотносится со способностями и возможностями личности, с помощью которых происходит её развитие. Основными характеристиками творческого потенциала являются развитое творческое мышление, интерес и потребность в творческих достижениях, способность к продуктивной творческой деятельности и её оценке.
2. В процессе изучения психолого-педагогических особенностей развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте, было выявлено, что они выражаются в качественном преобразовании всех познавательных психических процессов, активном развитии творческого мышления и воображения, в эмоциональном восприятии и поведении, а также формировании способности к самоанализу и самооценке своей деятельности.
3. Для решения проблемы развития творческого потенциала младших школьников была разработана программа внеурочной деятельности социальной направленности «Мастерская добрых дел», направленная на развитие творческого потенциала младших школьников. Организация социального творчества, осуществленная с помощью таких форм организации деятельности, как: социальная акция, деловые и продуктивные игры, праздники и концерты тематической направленности, позволяет учащимся проявить общие и специальные творческие способности и получить опыт самостоятельной творческой деятельности. Коллективные, групповые, парные формы работы, отражающие принципы сотрудничества, содружества поколений и сотворчество, помогают развивать интерес к творчеству, а успешность совместно проведенных дел и мероприятий способствует развитию мотивации к творческим достижениям. Используемые методы работы: коллективно-творческое дело, социальная проба, конструирование и экспериментирование с социальным опытом, игровое конструирование, коллективно-творческая инициатива, проживание мотивационных текстов, социальный творческий проект, дают возможность проявлять воображение и творческое мышление.
4. Разработан диагностический инструментарий, с помощью которого выявляется динамика уровня развития творческого потенциала младших школьников, который включает в себя специальные критерии (мотивационно-целевой, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный) и показатели (интерес к творчеству и потребность в творческих достижениях, творческое мышление и проявление творческих способностей, способность к самоанализу творческой деятельности). Полученные теоретические и практические данные позволяют утверждать, что социальное творчество может выступать эффективным средством развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.



1. Амелюшкина С. М. Педагогические условия развития
творческого потенциала младшего школьника в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2010. 200с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 546 с.
3. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости: монография. Казань: Центр инновационных технологий. 2015. 288 с.
4. Асафова Т Ф. Социальное творчество детей в системе дополнительного образования. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. № 1. 2009. С. 229-234.
5. Батюта М. Б., Князева Т Н. Возрастная психология: учеб. пособие. М. : Логос, 2017. 306 с.
6. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе: практ. пособие. М. : Аркти, 2006. 163 с.
7. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике
творчества // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 35-40.
8. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников : учеб. пособие для студентов. М. : Альфа, 2012. 56 с.
9. Волков И. П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 2008. 94 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1997. 96 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Астрель, 2011. 637 с.
12. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной
педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 296 с.
13. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. 223 с.
14. Груздова И. В. Творческое развитие младшего школьника: электронное учеб.- метод. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. 1 оптический диск.
15. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. :ИНТОР, 1996. 544с.
16. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 23 с.
17. Даринская Л. А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика. Спб., 2005. 293 с.
18. Изотова Ю. Социально-активная деятельность младших школьников // Воспитательная работа в школе. 2013. № 5. С. 17-20.
19. Каган М. С. Избранные труды в VII томах. Том I. Проблемы методологии. Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2006. 356 с.
20. Калякина А.В. Изучение творческого потенциала личности
младших школьников как условие совершенствования воспитательного процесса «Студенческие дни науки в ТГУ»: научно-практическая
конференция. Изд-во: ТГУ, 2019. С. 487-489.
21. Калякина А.В. Особенности развития творческого потенциала
младших школьников // «Инновационные исследования как локомотив развития современной науки: от теоретических парадигм к практике»: электронный сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. М.: НИЦ МИСИ. 2018. С. 62-66.
[Электронный ресурс].URL: http://conference-nicmisi.ru/innovatsionnye-
issledovaniya-kak-lokomotiv-razvitiya-sovremennoj-nauki-ot-teoreticheskih-paradigm-kpraktike.html (дата обращения: 05.09.2019).
22. Калякина А.В. Социальное творчество младших школьников во
внеурочной деятельности //Всероссийский научно-методический журнал «Современный педагогический взгляд» [Электронный ресурс]. 2019. С. 23¬
25. URL:https://pedagogical-views.wixsite.com/(дата обращения: 05.09.2019).
23. Кононова О. Б. Особенности формирования личности ребёнка в системе педагогики социального творчества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. С. 70-74.
24. Коссов А. И. Психомоторное развитие младших школьников. М. : АкадемПресс, 2003. 264 с.
25. Круглов В. В. На полпути к вершине (материалы о жизни и работе детских разновозрастных самоуправляемых сообществ): учебно¬методическое пособие для руководителей детских общественных объединений. М. : МГПУ, 2017. 172 с.
26. Кудашев Г. Н. Теория и практика педагогики социального творчества молодёжи. Изд-во Тюменского гос. ун-та. 2010. 243 с.
27. Кулюткин Ю. Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. Спб. : ГУПМ, 2001. 84 с.
28. Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. М. : Флинта, Московский гуманитарный университет. 2016. 240 с.
29. Максимова С. В. Диагностика развития творческой активности младших школьников (Альбом с замаскированными изображениями) в двух частях. М: «Русское слово», 2013. 47 с.
30. Матюшкина А. А. Представления о решении творческой проблемы в научной школе А.М. Матюшкина // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №3. С. 70-80.
31. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования. М. : Издательский центр «Академия», 2013. 240 с.
32. Нагаткина А. В. Философия творчества Н. А. Бердяева // Молодой ученый. 2018. № 24. С. 366-368.
33. Николко В. Н. Творчество как инновационный процесс: философско-онтологический анализ. Симферополь: Таврия, 2000. 191 с.
34. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 100.000 слов, терминов и фразеологических выражений. М. : ООО «Издательство Мир и Образование», 2012. 1376 с.
35. Ольхова А. В., Сергеева Б. В. Методика формирования общественных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности общекультурного направления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 3. 69-81. URL: http://e-koncept.ru/2019/191024.htm (дата обращения: 17.04.2019).
36. Ольхова А. В., Сергеева Б. В. Методы организации внеурочной деятельности социально-творческого направления для формирования общественных ценностей у младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6. С. 310-315.
37. Педагогические труды академика И. П. Иванова. В 2-х т. Т. 1 / под ред. И. Д. Аванесян [и др.]. Спб. : Изд-во Политехн. Ун-та, 2013. 304 с.
38. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М. : Педагогический поиск, 2007. 167 с.
39. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред.Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Спб. : Речь, 2002, 694 с.
40. Радченко Л. А. Социальное проектирование как средство формирования индивидуального правосознания // Воспитательная работа в школе. 2014. № 1. С. 56-64.
41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. :
Издательство «Питер», 2000. 712 с.
42. Руденко И. В. Система подготовки педагога к работе с детскими общественными объединениями: региональный аспект // Человек и образование. 2016. № 4. С. 32-37.
43. Руденко И. В. Теории и технологии современного воспитания: электронное учебно-методическое пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2016. 1 оптический диск.
44. Руденко И. В., Ухаткина Е. Ю. Воспитательные функции клуба как детской общности // Вестник Гуманитарного института ТГУ 2011. № 3. С. 47-49.
45. Рындак В. Г. Педагогика: учебник. М. : Инфра-М, 2015. 384 с.
46. Степанов П. В. Воспитательная деятельность педагога: от проблем к результатам. М. : Изд-во АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. 108 с.
47. Тимакова Н. И. Творческий потенциал личности. М. :
Международная академия акмеологических наук, 2006. 248 с.
48. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика
творческого мышления. СПб. : Питер, 2013. 320 с.
49. Уварова Л. Р Территория малых форм работы // Воспитательная работа в школе. 2015. № 1. С. 67.
50. Угольникова Е. Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 22¬24.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] : Министерство
образования и науки Российской Федерации. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 27.09.18).
52. Царёва Н. П. Социальное творчество как современная форма реализации идей коммунарской педагогики // Российский гуманитарный журнал. 2014. №3. С. 214-219.
53. Цукерман Г. А. Диагностика умения учиться. М. : Авторский клуб, 2018. 64 с.
54. Шумакова Н. Б. Психология одаренности: обучение младших школьников. М. : МИОО, 2005. 160 с.
55. Энгельмейер П. К. Теория творчества. М. : Книжный дом «Либроком», 2010. 208 с.
56. Юсупова В. В. Методики диагностирования творческого развития учащихся. Самара, 2019. 42 с.
57. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 28-33.
58. Яцкова О. Ю. Анализ понятия «творческий потенциал» в
современной педагогической литературе // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (Челябинск: Два
комсомольца). 2012. С. 25-27. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2771/(дата обращения: 03.02.2020).
59. Akhmadullina R., Valiakhmetova N. Pedagogical value formation of students - future teachers in new socio-cultural conditions // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. August. 2017. P. 16-24.
60. Davies D., Jindal-Snape D., Collier C., Digby R., Hay P., Howe A. Creative learning environments in education — A systematic literature review // Thinking Skills and Creativity. April 2013. P. 80-91.
61. Fazelia P., Azimi S. Creativity in Schools // Elsevier. 2012. P 719-723.
62. Salicetia F. Educate For Creativity: New Educational Strategies // А Department of Humanities, Social Sciences and Educational, University of Molise, Italy. 2015. P. 1175-1178.
63. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning. 1965. P. 663-679.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ