ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет 9
1.1 Теоретический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей 9
1.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у детей
6-7 лет 15
1.3 Роль истории родного города в воспитании у детей дошкольного
возраста патриотизма 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотизма
у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом 25
2.1 Выявление уровня воспитания патриотизма у детей 6-7 лет 25
2.2 Организация и осуществление работы по воспитанию у детей 6-7 лет
патриотизма в процессе ознакомления с родным городом 40
2.3 Выявление динамики в уровне воспитания патриотизма у детей 6-7
лет 48
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет 9
1.1 Теоретический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей 9
1.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у детей
6-7 лет 15
1.3 Роль истории родного города в воспитании у детей дошкольного
возраста патриотизма 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотизма
у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом 25
2.1 Выявление уровня воспитания патриотизма у детей 6-7 лет 25
2.2 Организация и осуществление работы по воспитанию у детей 6-7 лет
патриотизма в процессе ознакомления с родным городом 40
2.3 Выявление динамики в уровне воспитания патриотизма у детей 6-7
лет 48
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Актуальность работы. В условиях нравственного кризиса последних лет наблюдается спад в воспитании подрастающего поколения. В обществе возникает необходимость обратиться к многовековому опыту предков, к таким важным понятиям как «Род» и «Родство», возродить лучшие традиции и обычаи нашего народа.
В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы [2]. Более чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч.Ра!пз - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» [10, с. 314].
Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты : любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством. Помимо этого, есть еще основные, структурные компоненты патриотизма : патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности , в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен. Эти качества позволяют воспитывать в нем патриотизм, уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. С древнейших времен одной из основных целей воспитания являлась передача житейского и духовного опыта последующим поколениям. На государственном уровне об актуальности патриотического воспитания говорят принятые программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015годы».
Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, приобщение к культуре и истории родной страны, на наш взгляд, невозможно без приобщения к краеведческому компоненту.
Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные особенности, свою уникальную историю, природу, традиции и быт. Выбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен их родной край.
Патриотическое воспитание - одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, А.Г. Ковалёва, В.С. Мухина, А.С. Макренко, Д.С. Лихачёв, Л.Е. Никонова и др.
Стремительно возросший в последние годы интерес исследователей к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения способствовал активной разработке общеобразовательных программ, позволяющих в доступной для дошкольников форме изучить историю своей страны, ее символов, столицы.
В концепции дошкольного образования детей особо подчеркивается необходимость организации в дошкольном образовательном учреждении работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации.
Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников , мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Практическая и социальная значимость проблемы патриотического воспитания дошкольников в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом».
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы потенциальные возможности истории родного города, его достопримечательностей в патриотическом воспитании дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом будет эффективным, если:
- осуществлено поэтапное ознакомление с родным городом (эмоционально-мотивационный этап, интеллектуальный этап, действенно-практический этап).
- осуществлен отбор содержания, формы работы, средств ознакомления с родным городом (художественные произведения, игры, экскурсии и т.д. о родном городе);
- развивающая предметно-пространственная среда обогащена пособиями и дидактическими играми, направленными на ознакомление детей 6-7 лет с родным городом;
- реализовано взаимодействие с семьей по ознакомлению родителей с достопримечательностями города.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и обосновать теоретические основы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет на основе формирования представлений о родном городе.
2. Выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей 6-7 лет.
3. Осуществить отбор содержания, форм, средств ознакомления детей с родным городом
4. Выявить динамику в воспитании патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили:
- идеи народности в воспитании Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;
- теории воспитания и развития дошкольников Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.
Новизна исследования:
- определены показатели и уровни воспитания у детей 6-7 лет основ патриотизма в процессе ознакомления с родным городом.
- обосновано и экспериментально проверено содержание, методы и формы воспитания основ патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Теоретическая значимость исследования: определяется обоснованием потенциальных возможностей процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом в воспитании у них патриотизма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования данные и выводы, разработанные формы и средства работы по организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом могут быть использованы педагогами для решения задач по воспитанию у детей 6-7 лет основ патриотизма.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе СП ГБОУ СОШ № 8 «Детский сад № 4» г. Октябрьска.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 30 наименований), приложений (8 приложений), 11 таблиц и 11 диаграмм.
В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы [2]. Более чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч.Ра!пз - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» [10, с. 314].
Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты : любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством. Помимо этого, есть еще основные, структурные компоненты патриотизма : патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности , в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен. Эти качества позволяют воспитывать в нем патриотизм, уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. С древнейших времен одной из основных целей воспитания являлась передача житейского и духовного опыта последующим поколениям. На государственном уровне об актуальности патриотического воспитания говорят принятые программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015годы».
Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, приобщение к культуре и истории родной страны, на наш взгляд, невозможно без приобщения к краеведческому компоненту.
Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные особенности, свою уникальную историю, природу, традиции и быт. Выбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен их родной край.
Патриотическое воспитание - одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, А.Г. Ковалёва, В.С. Мухина, А.С. Макренко, Д.С. Лихачёв, Л.Е. Никонова и др.
Стремительно возросший в последние годы интерес исследователей к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения способствовал активной разработке общеобразовательных программ, позволяющих в доступной для дошкольников форме изучить историю своей страны, ее символов, столицы.
В концепции дошкольного образования детей особо подчеркивается необходимость организации в дошкольном образовательном учреждении работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации.
Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников , мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Практическая и социальная значимость проблемы патриотического воспитания дошкольников в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом».
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы потенциальные возможности истории родного города, его достопримечательностей в патриотическом воспитании дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом будет эффективным, если:
- осуществлено поэтапное ознакомление с родным городом (эмоционально-мотивационный этап, интеллектуальный этап, действенно-практический этап).
- осуществлен отбор содержания, формы работы, средств ознакомления с родным городом (художественные произведения, игры, экскурсии и т.д. о родном городе);
- развивающая предметно-пространственная среда обогащена пособиями и дидактическими играми, направленными на ознакомление детей 6-7 лет с родным городом;
- реализовано взаимодействие с семьей по ознакомлению родителей с достопримечательностями города.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и обосновать теоретические основы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет на основе формирования представлений о родном городе.
2. Выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей 6-7 лет.
3. Осуществить отбор содержания, форм, средств ознакомления детей с родным городом
4. Выявить динамику в воспитании патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили:
- идеи народности в воспитании Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;
- теории воспитания и развития дошкольников Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.
Новизна исследования:
- определены показатели и уровни воспитания у детей 6-7 лет основ патриотизма в процессе ознакомления с родным городом.
- обосновано и экспериментально проверено содержание, методы и формы воспитания основ патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Теоретическая значимость исследования: определяется обоснованием потенциальных возможностей процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом в воспитании у них патриотизма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования данные и выводы, разработанные формы и средства работы по организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом могут быть использованы педагогами для решения задач по воспитанию у детей 6-7 лет основ патриотизма.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе СП ГБОУ СОШ № 8 «Детский сад № 4» г. Октябрьска.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 30 наименований), приложений (8 приложений), 11 таблиц и 11 диаграмм.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы. Согласно результатам диагностического исследования, воспитание патриотизма у детей 6-7 лет посредством представлений о родном городе будет эффективно при соблюдении ряда условий: сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания патриотизма, воспитание основ патриотизма осуществляется поэтапно, осуществлен отбор содержания, формы работы, средств патриотического воспитания, создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на ознакомление детей с родным городом.
Старший дошкольный возраст благоприятен для воспитания у детей основ патриотизма, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, любознательны, активны и отзывчивы. Проблема воспитания патриотизма у детей 6-7 лет, всегда была и остается одной из самых актуальных проблем формирования личности ребенка. Процесс воспитания патриотизма детей в этом возрасте продолжается в процессе ознакомления с родным городом, с его достопримечательностями, историей, промышленностью, памятниками.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить, что у большинства детей 6-7 лет, принимающих участие в исследовании, низкий уровень воспитания патриотизма.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты. Нами установлено и экспериментально проверено, что воспитание патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом возможно, если: данный процесс организован поэтапно (когнитивный эмоциональный и деятельностный), определены содержание и формы работы как с детьми 6-7 лет, так и с их родителями.
В результате проведенной экспериментальной работы отмечено повышение уровня воспитания патриотизма детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Старший дошкольный возраст благоприятен для воспитания у детей основ патриотизма, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, любознательны, активны и отзывчивы. Проблема воспитания патриотизма у детей 6-7 лет, всегда была и остается одной из самых актуальных проблем формирования личности ребенка. Процесс воспитания патриотизма детей в этом возрасте продолжается в процессе ознакомления с родным городом, с его достопримечательностями, историей, промышленностью, памятниками.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить, что у большинства детей 6-7 лет, принимающих участие в исследовании, низкий уровень воспитания патриотизма.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты. Нами установлено и экспериментально проверено, что воспитание патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом возможно, если: данный процесс организован поэтапно (когнитивный эмоциональный и деятельностный), определены содержание и формы работы как с детьми 6-7 лет, так и с их родителями.
В результате проведенной экспериментальной работы отмечено повышение уровня воспитания патриотизма детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ПОСЕЛКОМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ПОСЕЛКОМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Формирование патриотических чувств у детей среднею дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о родном городе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ КРАЕМ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



