Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет 9
1.1 Теоретический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей 9
1.2 Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у детей
6-7 лет 15
1.3 Роль истории родного города в воспитании у детей дошкольного
возраста патриотизма 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотизма
у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом 25
2.1 Выявление уровня воспитания патриотизма у детей 6-7 лет 25
2.2 Организация и осуществление работы по воспитанию у детей 6-7 лет
патриотизма в процессе ознакомления с родным городом 40
2.3 Выявление динамики в уровне воспитания патриотизма у детей 6-7
лет 48
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения 62
Актуальность работы. В условиях нравственного кризиса последних лет наблюдается спад в воспитании подрастающего поколения. В обществе возникает необходимость обратиться к многовековому опыту предков, к таким важным понятиям как «Род» и «Родство», возродить лучшие традиции и обычаи нашего народа.
В толковом словаре В. Даля патриотизм определяется как «Любовь к Отчизне». Так же патриотизм можно определить как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность подчинить ее интересам свои личные интересы [2]. Более чётко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч.Ра!пз - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины» [10, с. 314].
Для подрастающего поколения патриотическое воспитание должно дать новый толчок, способствовать духовному развитию народа, развитию в России патриотического общества. Патриотизм выражается как личностное качество, которое включает в себя следующие компоненты : любовь к «малой» Родине, к земле где родился и вырос, социальную толерантность и стремление выполнять свой долг перед Отечеством. Помимо этого, есть еще основные, структурные компоненты патриотизма : патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для становления основ патриотизма. Именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные основы личности , в том числе и любовь к отечеству, осознание себя как части огромного целого, именуемого «народ», основы будущей гражданской позиции. Ребенок дошкольного возраста открыт и восприимчив ко всему новому, любознателен, активен. Эти качества позволяют воспитывать в нем патриотизм, уважительное отношение к родине, к традициям и обычаям, родному языку, интерес к своей истории. С древнейших времен одной из основных целей воспитания являлась передача житейского и духовного опыта последующим поколениям. На государственном уровне об актуальности патриотического воспитания говорят принятые программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015годы».
Родиной для маленького ребенка является, в первую очередь, его семья, его дом, его улица, детский сад, родной город. Поэтому, приобщение к культуре и истории родной страны, на наш взгляд, невозможно без приобщения к краеведческому компоненту.
Каждая область, каждый край, каждый город, деревня или село имеют свои отличительные особенности, свою уникальную историю, природу, традиции и быт. Выбор соответствующего материала позволяет формировать у детей представление о том, чем славен их родной край.
Патриотическое воспитание - одно их важнейших направлений педагогической работы. В разное время исследованиями этой проблемы занимались К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, А.Г. Ковалёва, В.С. Мухина, А.С. Макренко, Д.С. Лихачёв, Л.Е. Никонова и др.
Стремительно возросший в последние годы интерес исследователей к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения способствовал активной разработке общеобразовательных программ, позволяющих в доступной для дошкольников форме изучить историю своей страны, ее символов, столицы.
В концепции дошкольного образования детей особо подчеркивается необходимость организации в дошкольном образовательном учреждении работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной из главных задач дошкольной образовательной организации.
Однако анализ исследований показал, что научных работ, исследующих патриотическое воспитание дошкольников , мало. Недостаточно изучено содержание, формы и методы патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Практическая и социальная значимость проблемы патриотического воспитания дошкольников в сочетании с недостаточной разработанностью данной проблемы побудило нас выбрать тему исследования: «Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом».
Вышесказанное обусловило проблему исследования: каковы потенциальные возможности истории родного города, его достопримечательностей в патриотическом воспитании дошкольников.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в процессе ознакомления с родным городом будет эффективным, если:
- осуществлено поэтапное ознакомление с родным городом (эмоционально-мотивационный этап, интеллектуальный этап, действенно-практический этап).
- осуществлен отбор содержания, формы работы, средств ознакомления с родным городом (художественные произведения, игры, экскурсии и т.д. о родном городе);
- развивающая предметно-пространственная среда обогащена пособиями и дидактическими играми, направленными на ознакомление детей 6-7 лет с родным городом;
- реализовано взаимодействие с семьей по ознакомлению родителей с достопримечательностями города.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и обосновать теоретические основы воспитания патриотизма у детей 6-7 лет на основе формирования представлений о родном городе.
2. Выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей 6-7 лет.
3. Осуществить отбор содержания, форм, средств ознакомления детей с родным городом
4. Выявить динамику в воспитании патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическую основу исследования составили:
- идеи народности в воспитании Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др.;
- теории воспитания и развития дошкольников Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Н.А. Коротковой, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Л.Ф. Островской, Н.И. Поддьякова, Э.К. Сусловой, Е.А. Флериной, С.Г. Якобсона и др.
Новизна исследования:
- определены показатели и уровни воспитания у детей 6-7 лет основ патриотизма в процессе ознакомления с родным городом.
- обосновано и экспериментально проверено содержание, методы и формы воспитания основ патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
Теоретическая значимость исследования: определяется обоснованием потенциальных возможностей процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом в воспитании у них патриотизма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования данные и выводы, разработанные формы и средства работы по организации ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом могут быть использованы педагогами для решения задач по воспитанию у детей 6-7 лет основ патриотизма.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе СП ГБОУ СОШ № 8 «Детский сад № 4» г. Октябрьска.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 30 наименований), приложений (8 приложений), 11 таблиц и 11 диаграмм.
Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы. Согласно результатам диагностического исследования, воспитание патриотизма у детей 6-7 лет посредством представлений о родном городе будет эффективно при соблюдении ряда условий: сотрудничество семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания патриотизма, воспитание основ патриотизма осуществляется поэтапно, осуществлен отбор содержания, формы работы, средств патриотического воспитания, создана развивающая предметно-пространственная среда, направленная на ознакомление детей с родным городом.
Старший дошкольный возраст благоприятен для воспитания у детей основ патриотизма, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, любознательны, активны и отзывчивы. Проблема воспитания патриотизма у детей 6-7 лет, всегда была и остается одной из самых актуальных проблем формирования личности ребенка. Процесс воспитания патриотизма детей в этом возрасте продолжается в процессе ознакомления с родным городом, с его достопримечательностями, историей, промышленностью, памятниками.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить, что у большинства детей 6-7 лет, принимающих участие в исследовании, низкий уровень воспитания патриотизма.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, отбор содержания образовательной деятельности, общие усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты. Нами установлено и экспериментально проверено, что воспитание патриотизма у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом возможно, если: данный процесс организован поэтапно (когнитивный эмоциональный и деятельностный), определены содержание и формы работы как с детьми 6-7 лет, так и с их родителями.
В результате проведенной экспериментальной работы отмечено повышение уровня воспитания патриотизма детей 6-7 лет в процессе ознакомления с родным городом.
1. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова. - М. :-Волгоград: Учитель, 2011. - 125 с.
2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. - М. :-Элизе Трейдинг, 2012.
3. Белоногова, Г.А. Педагогические знания - родителям [Текст] / Г. А. Белоногова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82 - 92
4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] : методическое пособие / Р.С. Буре - М. : Мозаика - Синтез, 2011. - 80 с.
5. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [Текст] // Детский сад: теория и практика. - 2011. -Вып. №9. - С. 82 - 89.
6. Ветохина, А.Я. Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. [Текст] / А.Я. Ветохина. - Спб. : «ООО Издательство «Детство - пресс», 2010. - 192 с.
7. Волобуева, Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем [Текст] // Педагогика: традиции и инновации. - 2011. -С. 68 - 71.
8. Волобуева, Н.Г. О формировании знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае на примере Чукотки [Текст] // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Вып. №15. - С. 141¬145.
9. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина [Текст] / Н.Ф. Виноградова - М. : Просвещение, 1984. - 303 с.
10. Герасимова, З.Б. Родной свой край люби и знай [Текст] / З. Б. Герасимова, // Дошкольное воспитание. - 2001. -№ 12. - С. 47.
11. Дедюкина, М.И. Формирование ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч. - практ. Конф. - 2015. - Вып. № 3 . - С. 20-22.
12. Евдокимова, М. Н. Изучаем с детьми историю родного города: проект по патриотическому воспитанию [Текст] // Воспитатель ДОУ. - 2012. - Вып. №9. - С. 34 -39.
13. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами. [Текст] / А.Д. Жариков - М., 1980. - С. 82 - 89.
14. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. Т.1. Психическое развитие ребёнка / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М.: Педагогика, 2016. - 318 с.
15. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 2016. - 347 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 285 с.
17. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Л.А. Кондрыкинская. - М. : Сфера, 2004. - 120 с.
18. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Коломийченко. - М. : Пермь, 2012. - 267 с.
19. Крехалёва, В.А. Воспитание любви к родному краю [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1989. -Вып. №11. - С. 42-46.
20. Максимова, И.В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. -С. 40-43.
21. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Д. Маханева. - М. : АРКТИ ,2004. - 96 с.
22. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. [Текст] / М.Ю. Новицкая - М., 2003. - 195 с.
23. Островская Л.В Познакомьте ребенка сродным городом [Текст] / Л.ВОстровская // Дошкольное воспитание. - 2011. -№ 4. - С. 56 - 60.
24. Рыбалова, И.В. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. -Вып. № 6. - С. 45 - 55.
25. Смирнова, Т. В. Дошкольникам о Москве и родной стране [Текст] / Т.В. Смирнова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 104 с.
26. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. [Текст] / Б.А. Столяров -М. : «Высшая школа», 2004. - С. 215
27. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. Т. 2 [Текст] / К.Д. Ушинский. - М. : Смысл, 2012. - 357 с.
28. Хурда, Т.А. Воспитываем любовь к родному городу [Текст]/Т.А.Хурда // Воспитатель ДОУ. - 2011. -Вып. №7. - С. 25 - 28.
29. Шаламова, Е.А. Патриотическое воспитание [Текст]/Е.А. Шаламова // Ребёнок в детском саду. - 2012. -Вып. №6. - С. 28 - 32.
30. Ястребцова, А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников [Текст] /А. О. Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. -2016. - №1. - С. 64-68