Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №103624

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры 8
1.1 Теоретические аспекты формирования основ экологической
культуры у детей в современной педагогике и психологии 8
1.2 Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ
экологической культуры 17
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры 25
2.1 Выявление сформированного уровня у детей 5-6 лет основ
экологической культуры 25
2.2 Работа по формированию у детей 5-6 лет основ
экологической культуры 38
2.3 Выявление динамики в формировании у детей 5-6 лет основ
экологической культуры 58
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А Методики исследования 71
Приложение Б Результаты исследований 73
Приложение В Перспективный план реализации формирующего эксперимента 78

Взаимодействие человека и природы превратилось в одну из острейших проблем современности. Человек - часть окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития природы.
В современном мире у людей множество различных проблем. Одной из самых насущных и острых является проблема сохранения окружающей среды. Будущее всего человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. В этих условиях важной задачей общества становится формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Экологическое образование предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе, вырабатываются навыки гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, а так же особенностей взаимодействия человека и общества.
Проблемы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста широко рассматривались в трудах С.А. Веретенниковой, Э.И. Залкинд, Е.И. Золотова, Л.А. Каменевой, Л.М. Маневцовой и других.
В исследованиях В.П. Арсентъевой, В.Г. Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К. Ибраимовой, И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К. Постниковой, Е.Н. Терентьевой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, И.А. Хайдуровой, Т.В. Христовской, И.А. Шараповой и других прямо или косвенно рассматривались пути становления осознанного, заботливого и бережного отношения к природе детей дошкольного возраста, выделяя при этом три её составляющие: когнитивный, эмоциональный и практический.
Анализ исследований, посвященных ознакомлению дошкольников с природой, показал, что вопрос о возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры изучен недостаточно.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования «Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры» обусловлена потребностью современного общества в воспитании личности, готовой к гуманному взаимодействию с природными объектами, в разработке и реализации условий, способствующих данному процессу.
Теоретический анализ исследований данной проблемы позволил выявить противоречие между требованием современного общества в воспитании личности, владеющей основами экологической культуры, и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих данному процессу.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры в ДОО?
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет основ экологической культуры будет эффективным, если:
- педагогические условия будут подобраны в соответствии с особенностями возрастного периода детства;
- становление осознанного, заботливого и бережного отношения к природе будет представлено тремя компонентами: эмоциональным, когнитивным и практическим;
- в различные виды детской деятельности (игровую, трудовую, знакомство с художественной литературой, конструирование, познавательно-исследовательскую, изобразительную) будут включены элементы экологического содержания;
- совместно с ДОО, в этот процесс будут включены родители;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы ДОО дидактическими материалами экологической направленности.
Задачи исследования.
1. Изучить психологическую и педагогическую литературу, обосновать теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры.
2. Выявить сформированный уровень основ экологической культуры детей 5-6 лет.
3. Разработать и реализовать педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры.
4. Экспериментально проверить влияние педагогических условий на формирование у детей 5-6 лет основ экологической культуры.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования:
- теория духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков);
- положения современной экологической психологии и педагогики о
необходимости формирования личности в дошкольном возрасте (С.Д. Дерябо, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, В.А. Левин и другие);
- исследованияв области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, Е.И. Золотов, Л.А. Каменева, Л.М. Маневцова и другие).
Новизна работы заключается в разработке и реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии проблемы формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры, в анализе различных подходов по данной проблеме, а также в обосновании педагогических условий формирования у детей экологической культуры.
Практическая значимость - разработанные и апробированные педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры, могут быть использованы в практической деятельности педагогами других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия № 9» СП Детский сад г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (27 источников), 13 таблиц, 1 рисунок и 3 приложения. Общий объем работы с приложениями - 79 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, теоретических исследований, проведенных многочисленными учеными в области психологии, педагогики и других наук, по проблеме воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста подтвердил актуальность выбранной темы исследования «Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет основ экологической культуры».
В старшем дошкольном возрасте экологическая культура может проявляться в различных формах активности, а именно, в поведении детей, в различных видах деятельности, например, в игровой, продуктивной, трудовой и так далее.
Качественные и количественные результаты нашего исследования, на этапе констатации, показали преобладание среднего уровня сформированности основ экологической культуры детей, что привело к необходимости осуществления дальнейшей развивающей работы по данной проблеме.
В соответствии с выдвинутой гипотезой был осуществлен формирующий этап эксперимента. Формирующий эксперимент проходил 2 этапами: деятельностный и рефлексивный.
Содержание работы состояло в выделении педагогических условий, подобранных в соответствии с особенностями возрастного периода детства; в становлении осознанного, заботливого и бережного отношения к природе посредством ООД, осуществляемой на трех уровнях: эмоциональном, когнитивном и практическом; в различных видах детской деятельности: наблюдение, экскурсии, труд в природе, ознакомление с художественной литературой, моделирование, в дидактические игры будут включены элементы экологического содержания; в совместной с ДОО деятельности родителей; в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы ДОО дидактическими материалами экологической направленности.
Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность проведенной работы по формированию у детей 5-6 лет основ экологической культуры. В экспериментальной группе низкий уровень понизился на 20 % (с 30 % до 10 %). В контрольной группе результаты не изменились.
Средний уровень снизился на 10 % у детей экспериментальной группы за счет перехода детей на высокий уровень. В контрольной группе средний уровень остался прежним, то есть положительной динамики не выявлено.
Высокий уровень сформированности основ экологической культуры вырос на контрольном этапе поднялся с 20 % до 60 % по сравнению с этапом констатации, то есть, выявлена положительная динамика. У детей контрольной группы положительной динамики не зафиксировано. Можно сделать вывод, что у детей 5-6 лет после формирующей работы проявилась положительная динамика в уровне сформированных основ экологической культуры. Полученные результаты свидетельствует об эффективности формирующей работы.
Таким образом, задачи решены, гипотеза исследования подтвердилась, а цель экспериментальной работы по формированию у детей 5-6 лет основ экологической культуры достигнута.



1. Аннушкин Ю. В., Подлиняев О. Л. Дидактика: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. 165 с.
2. Бабакова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. 1993. № 9. С. 16-20.
3. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. 1994. № 2. С. 32-33.
4. Беликова Е. В., Битаева О. И., Елисеева Л. В. Теория и методика воспитания: конспект лекций. Издательство ЭКСМО, 2008. 281 с.
5. Бобылева Л. Д. Повышение уровня экологических знаний младших школьников // Обучение и развитие младших школьников. Волгоград, 1990. С. 101-110.
6. Бобылева Л. Д. Экологические знания - дошкольникам // Дошкольное воспитание. 1997. № 7. С. 16-20.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
8. Бусыгина Е. А., Кондакова Л. В. Региональный компонент в экологическом образовании дошкольников и младших школьников// Экология и охрана окружающей среды: тез.докл. 2-й междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 1995. Ч. 5. С. 16-17.
9. Вересов Н. Н. «Мы - земляне»: программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 23-32.
10. Вересов Н. Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993. № 7. С. 39-43.
11. Волкова В. И. Экологическое образование через уроки природоведения // Начальная школа. 1995. № 6. С. 53-55.
12. Гайдамак А., Тийтанен Т. Социально-экологический идеал: об экологическом воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. 1990. № 1. С. 71-77.
13. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
14. Гончарова Е. В. Экологическое воспитание старших дошкольников // Воспитание личности дошкольника: Сб. науч. тр. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1993. С. 47-57.
15. Гринева Е. А. Экология для малышей: учебное пособие: В 2 ч. //
Институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования при Ульян. гос. пед. ун-те им. И.Н. Ульянова. Ульяновск : ИПКПРО, 1997. Ч. 1. 56 с.
16. Гринева Е. А. Экология для малышей: учебное пособие: В 2 ч. // Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульян. гос. пед. Ун-те им. И.Н. Ульянова. Ульяновск: ИПКПРО, 1997. Ч. 2. 62 с.
17. Егоренков Л. И. Основы начального экологического воспитания. М. : Прометей, 1996. 177 с.
18. Кирикэ Г. В. Воспитание экологически направленной личности старшего дошкольника // Повышение эффективности воспитания детей дошкольного возраста: Тез.докл. и сообщ. Шадринск, 1992. С. 90-92.
19. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. - М., 1998.
20. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5, 6.
21. Лазаренко Е. Н. Современный дошкольник и природа: путь
взаимодействия // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 08. URL : http://e-
koncept.ru/2013/13575.htm.-roc. per. Эл № ФС 7749965.
22. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985
23. Николаева С. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 37-41.
24. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
26. Синицына В. С. Методы и формы экологического воспитания
детей в соответствии с ФГОС ДО. Издательский дом «Первое сентября», 2020. URL :
https://urok.1sept.rU/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/672468/
27. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М., 1997.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ