Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
|
Введение 4
Глава 1 Понятие и историческое развитие местного самоуправления 7
1.1 Генезис местного самоуправления 7
1.2 Понятие местного самоуправления в Конституции
Российской Федерации и других государств 16
Глава 2 Конституционно-правовой статус местного самоуправления в
Российской Федерации 24
2.1 Конституционно-правовой статус населения
территориальной общины 24
2.2 Конституционно-правовой статус органов местного
самоуправления 35
Глава 3 Юридическая природа правовых актов органов местного самоуправления и пути совершенствования муниципального правотворчества 39
3.1 Юридическая природа правовых актов органов местного
самоуправления 39
3.2 Пути совершенствования муниципального правотворчества . 56
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Глава 1 Понятие и историческое развитие местного самоуправления 7
1.1 Генезис местного самоуправления 7
1.2 Понятие местного самоуправления в Конституции
Российской Федерации и других государств 16
Глава 2 Конституционно-правовой статус местного самоуправления в
Российской Федерации 24
2.1 Конституционно-правовой статус населения
территориальной общины 24
2.2 Конституционно-правовой статус органов местного
самоуправления 35
Глава 3 Юридическая природа правовых актов органов местного самоуправления и пути совершенствования муниципального правотворчества 39
3.1 Юридическая природа правовых актов органов местного
самоуправления 39
3.2 Пути совершенствования муниципального правотворчества . 56
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 70
Актуальность темы. В XXI в. потенциал и перспективы стран мира измеряются различными показателями и индексами - человеческим капиталом, состоянием соблюдения основополагающих прав человека, уровнем верховенства права и демократии, экономическим развитием, потенциалом природных ресурсов, уровнем свободы ведения бизнеса и др. Не менее важным фактором успешности государств, на наш взгляд, является и совершенство конституционных основ местного самоуправления. Ведь, предусмотренные конституциями и законами модели публичной власти, при условии успешной практики их развития и функционирования, а также защиты интересов, прав и свобод жителей местных (территориальных) общин, создают конструктивную конкуренцию центральной власти на местах, а иногда и эффективно заменяют ее.
В последний год внимание государства и общественности к проблемам местного самоуправления значительно усилилось, что связано с изменениями, вносимыми в Конституцию Российской Федерации, которые в значительной степени затронули главу восьмую Основного закона, в перспективе поменяв характер организации муниципальной власти в российском государстве.
Завершение реформы местного самоуправления и территориальной организации публичной власти на основе децентрализации, приближение отечественной конституционной модели местного самоуправления к лучшим моделям местного самоуправления развитых стран является магистральным направлением развития конституционализма и реформирования организации и функционирования публичной власти в Российской Федерации.
Значимость данного научного исследования повышается еще и потому, что от конституционных основ местного самоуправления зависит эффективность функционирования всей системы публичной власти, предназначенной в нашей стране для защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократии, обеспечения социально-экономического развития России и всех ее отдельных территорий.
Степень разработанности темы. В сфере науки конституционного и муниципального права важный научный вклад в исследование проблем конституционных основ местного самоуправления внесли П.А. Астафичев, Н.А. Антонова, И.И. Овчинников, Г.Д. Садовникова, Н.С. Тимофеев, В.И. Фадеев, М.Р. Шайхуллин, Е.С. Шугрина и многие другие правоведы.
Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие в сфере местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность конституционных норм, регулирующих организацию местного самоуправления в Российской Федерации.
Целью исследования являются разработка теоретических положений, обогащающих концепцию местного самоуправления в России, а также предложений по совершенствованию конституционных основ местного самоуправления в РФ.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть генезис местного самоуправления;
- определить понятие местного самоуправления в Конституции Российской Федерации и других государств;
- исследовать конституционно-правовой статус населения территориальной общины;
- проанализировать конституционно-правовой статус органов
местного самоуправления;
- рассмотреть юридическую природу правовых актов органов местного самоуправления;
- предложить пути совершенствования муниципального правотворчества.
Методология исследования. Исходя из диалектического подхода к исследованию общественных явлений и процессов, были использованы следующие методы: системный, анализа и синтеза, логический, общенаучные и ряд частно-научных.
С помощью формально-юридического метода проанализирован и обобщен правовой материал, касающийся конституционных основ местного самоуправления в России.
Использование названных методов позволило раскрыть объект и предмет исследования в их целостности и всесторонности.
При написании работы был осуществлен анализ российского законодательства в сфере организации местного самоуправления, рассматривались и международно-правовые акты, посвященные данной проблеме.
Работа состоит из трёх глав, содержащих шесть параграфов, введения, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, включающего в себя несколько десятков наименований, в том числе на английском языке.
В последний год внимание государства и общественности к проблемам местного самоуправления значительно усилилось, что связано с изменениями, вносимыми в Конституцию Российской Федерации, которые в значительной степени затронули главу восьмую Основного закона, в перспективе поменяв характер организации муниципальной власти в российском государстве.
Завершение реформы местного самоуправления и территориальной организации публичной власти на основе децентрализации, приближение отечественной конституционной модели местного самоуправления к лучшим моделям местного самоуправления развитых стран является магистральным направлением развития конституционализма и реформирования организации и функционирования публичной власти в Российской Федерации.
Значимость данного научного исследования повышается еще и потому, что от конституционных основ местного самоуправления зависит эффективность функционирования всей системы публичной власти, предназначенной в нашей стране для защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления демократии, обеспечения социально-экономического развития России и всех ее отдельных территорий.
Степень разработанности темы. В сфере науки конституционного и муниципального права важный научный вклад в исследование проблем конституционных основ местного самоуправления внесли П.А. Астафичев, Н.А. Антонова, И.И. Овчинников, Г.Д. Садовникова, Н.С. Тимофеев, В.И. Фадеев, М.Р. Шайхуллин, Е.С. Шугрина и многие другие правоведы.
Объектом исследования явились общественные отношения, возникающие в сфере местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность конституционных норм, регулирующих организацию местного самоуправления в Российской Федерации.
Целью исследования являются разработка теоретических положений, обогащающих концепцию местного самоуправления в России, а также предложений по совершенствованию конституционных основ местного самоуправления в РФ.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть генезис местного самоуправления;
- определить понятие местного самоуправления в Конституции Российской Федерации и других государств;
- исследовать конституционно-правовой статус населения территориальной общины;
- проанализировать конституционно-правовой статус органов
местного самоуправления;
- рассмотреть юридическую природу правовых актов органов местного самоуправления;
- предложить пути совершенствования муниципального правотворчества.
Методология исследования. Исходя из диалектического подхода к исследованию общественных явлений и процессов, были использованы следующие методы: системный, анализа и синтеза, логический, общенаучные и ряд частно-научных.
С помощью формально-юридического метода проанализирован и обобщен правовой материал, касающийся конституционных основ местного самоуправления в России.
Использование названных методов позволило раскрыть объект и предмет исследования в их целостности и всесторонности.
При написании работы был осуществлен анализ российского законодательства в сфере организации местного самоуправления, рассматривались и международно-правовые акты, посвященные данной проблеме.
Работа состоит из трёх глав, содержащих шесть параграфов, введения, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, включающего в себя несколько десятков наименований, в том числе на английском языке.
В результате проведенного исследования становится возможным сформулировать следующие выводы:
Праосновы современного местного самоуправления были заложены еще в идеях древнегреческих философов. В дальнейшем местное самоуправление получило развитие в самоуправлении городов позднего средневековья, развитии городского строя. В период Советской власти понятие местного самоуправления трактовалось иначе. Для его объяснения использовали тезисы В. Ленина, который указывал на необходимость привлечения всех граждан к непосредственному и ежедневному управления государством, увязывая с идеей отмирания последнего, то есть управления обществом с помощью самого общества. Местное самоуправление совершенствовалось по мере развития гражданского общества в рамках территориальной общины как форма самоорганизации оного.
Анализ конституций отдельных европейских стран показал, что почти все они закрепляют право на местное самоуправление, но ни одна из них не содержит понятия данного явления. В отличии от проанализированных конституций европейских стран, Конституция Российской Федерации в статье 130 определяет местное самоуправление как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью».
В современной России местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Анализ конституционно-правового статуса населения территориальных общин показал, что несмотря на то что население является одним из основных субъектов местного самоуправления, основным субъектом муниципального правотворческого процесса, его конституционно-правовой статус четко не определен. Даже сам термин «население» в законодательстве используется очень часто. В настоящее время на уровне федерального законодательства заложены основы для непосредственного осуществления населением деятельности по разработке и принятию муниципальных правовых актов. Такая основа развивается путем принятия законов субъектов РФ о проведении местных референдумов, а также соответствующих муниципальных правовых актов. В тоже время не все инструменты муниципального правотворчества могут быть реализованы надлежащим образом. Так, потенциал местного референдума в целом используется пока недостаточно, что обусловлено, в основном, сложностью его проведения. Для более успешного применения данного юридического инструмента считаем необходимым упрощение порядка его проведения.
Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования).
Реализация компетенции органов местного самоуправления осуществляется главным образом путем принятия муниципальных правовых актов - решений по вопросам местного значения, или по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством органам местного самоуправления, принятые непосредственно населением территориальной общины, или органом муниципальной (местной) власти, или должностным лицом этого органа муниципальной (местной) власти, которое документально оформлено и обязательно для исполнения на территории местной общины (местного образования), которые устанавливают или изменяют общеобязательные правила, или имеют индивидуальный характер. Считаем, что для развития муниципальной демократии необходимо расширить круг субъектов муниципального правотворческого процесса за счет предоставления права правотворческой инициативы местным общественным объединениям, отделениям политических партий, муниципальным общественным палатам.
Правовой акт органов местного самоуправления - это решение по вопросам местного значения, или по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством органам местного самоуправления, принятые непосредственно населением территориальной общины, или органом муниципальной (местной) власти, или должностным лицом этого органа муниципальной (местной) власти, которое документально оформлено и обязательно для исполнения на территории местной общины (местного образования), которые устанавливают или изменяют общеобязательные правила, или которые имеют индивидуальный характер. К их числу можно отнести: устав муниципального образования (территориальной общины); правовые акты, принятые на местном референдуме; правовые акты, принятые представительным органом муниципального (местного) власти; правовые акты, принятые главой муниципального (местного) органа власти.
Основной приоритетный нормативно-правовой акт территориальной общины - это ее устав. Устав является своеобразной коммунальной конституцией на территории функционирования соответствующей общины. Он имеет ряд особенностей: наличие особого субъекта, устанавливает или от имени которого принимается устав территориальной общины; учредительный характер; полный и всеобъемлющий характер правового регулирования; высшую юридическую силу по отношению к другим локальным актам, принимаемым непосредственно территориальной общиной или в системе органов и должностных лиц местного самоуправления; является основой для дальнейшего локального нормотворчества; имеет особый порядок принятия устава, а также внесение в него изменений и дополнений; является одним из правовых средств, который обеспечивает реализацию самостоятельности местного самоуправления. На Устав территориальной общины возлагается задача по объединению общества в единое целое и направление на защиту предусмотренных законом прав.
Сформулирован вывод, что улучшение муниципального правотворческого процесса возможно осуществить лишь комплексно, усовершенствуя как его концептуальные основы, так и внося на их основе конкретные изменения в организационной и правовой плоскостях. Для этого необходимо разработать и принять концепцию совершенствования муниципального правотворческого процесса в контексте стандартов публичного управления развитых стран. Концепция должна определить основные требования к организационно-правовому обеспечению муниципального правотворческого процесс в России, организацию деятельности органов местной власти по демократизации процесса нормотворчества, законодательное обеспечение и этапы проведения реформирования правил, процедур и регламентов муниципального правотворческого процесса.
В последние годы конституционное строительство привело к значительному изменению пониманию местного самоуправления в Основном законе страны. Не стала исключением и поправка к Конституции РФ 2020 года, которая также внесла здесь весьма существенные изменения. Местное самоуправление, входящее в единую систему публичной власти, должно выстраивать свою деятельность в координации с органами власти государственной, сами же механизмы подобной координации еще требуют своего исследования и глубокой законодательной проработки.
Многие проблемы в сфере организации местного самоуправления возможно будет решить посредством повышения эффективности работы муниципального правотворческого процесса.
Для совершенствования муниципального правотворческого процесса считаем необходимым также законодательно закрепить в статье 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимость проведения правовой, юридико-технической, экологической, антикоррупционной и лингвистической экспертиз всех проектов муниципальных нормативных правовых актов.
Праосновы современного местного самоуправления были заложены еще в идеях древнегреческих философов. В дальнейшем местное самоуправление получило развитие в самоуправлении городов позднего средневековья, развитии городского строя. В период Советской власти понятие местного самоуправления трактовалось иначе. Для его объяснения использовали тезисы В. Ленина, который указывал на необходимость привлечения всех граждан к непосредственному и ежедневному управления государством, увязывая с идеей отмирания последнего, то есть управления обществом с помощью самого общества. Местное самоуправление совершенствовалось по мере развития гражданского общества в рамках территориальной общины как форма самоорганизации оного.
Анализ конституций отдельных европейских стран показал, что почти все они закрепляют право на местное самоуправление, но ни одна из них не содержит понятия данного явления. В отличии от проанализированных конституций европейских стран, Конституция Российской Федерации в статье 130 определяет местное самоуправление как «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью».
В современной России местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, которая обеспечивает в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Анализ конституционно-правового статуса населения территориальных общин показал, что несмотря на то что население является одним из основных субъектов местного самоуправления, основным субъектом муниципального правотворческого процесса, его конституционно-правовой статус четко не определен. Даже сам термин «население» в законодательстве используется очень часто. В настоящее время на уровне федерального законодательства заложены основы для непосредственного осуществления населением деятельности по разработке и принятию муниципальных правовых актов. Такая основа развивается путем принятия законов субъектов РФ о проведении местных референдумов, а также соответствующих муниципальных правовых актов. В тоже время не все инструменты муниципального правотворчества могут быть реализованы надлежащим образом. Так, потенциал местного референдума в целом используется пока недостаточно, что обусловлено, в основном, сложностью его проведения. Для более успешного применения данного юридического инструмента считаем необходимым упрощение порядка его проведения.
Под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования).
Реализация компетенции органов местного самоуправления осуществляется главным образом путем принятия муниципальных правовых актов - решений по вопросам местного значения, или по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством органам местного самоуправления, принятые непосредственно населением территориальной общины, или органом муниципальной (местной) власти, или должностным лицом этого органа муниципальной (местной) власти, которое документально оформлено и обязательно для исполнения на территории местной общины (местного образования), которые устанавливают или изменяют общеобязательные правила, или имеют индивидуальный характер. Считаем, что для развития муниципальной демократии необходимо расширить круг субъектов муниципального правотворческого процесса за счет предоставления права правотворческой инициативы местным общественным объединениям, отделениям политических партий, муниципальным общественным палатам.
Правовой акт органов местного самоуправления - это решение по вопросам местного значения, или по вопросам реализации отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством органам местного самоуправления, принятые непосредственно населением территориальной общины, или органом муниципальной (местной) власти, или должностным лицом этого органа муниципальной (местной) власти, которое документально оформлено и обязательно для исполнения на территории местной общины (местного образования), которые устанавливают или изменяют общеобязательные правила, или которые имеют индивидуальный характер. К их числу можно отнести: устав муниципального образования (территориальной общины); правовые акты, принятые на местном референдуме; правовые акты, принятые представительным органом муниципального (местного) власти; правовые акты, принятые главой муниципального (местного) органа власти.
Основной приоритетный нормативно-правовой акт территориальной общины - это ее устав. Устав является своеобразной коммунальной конституцией на территории функционирования соответствующей общины. Он имеет ряд особенностей: наличие особого субъекта, устанавливает или от имени которого принимается устав территориальной общины; учредительный характер; полный и всеобъемлющий характер правового регулирования; высшую юридическую силу по отношению к другим локальным актам, принимаемым непосредственно территориальной общиной или в системе органов и должностных лиц местного самоуправления; является основой для дальнейшего локального нормотворчества; имеет особый порядок принятия устава, а также внесение в него изменений и дополнений; является одним из правовых средств, который обеспечивает реализацию самостоятельности местного самоуправления. На Устав территориальной общины возлагается задача по объединению общества в единое целое и направление на защиту предусмотренных законом прав.
Сформулирован вывод, что улучшение муниципального правотворческого процесса возможно осуществить лишь комплексно, усовершенствуя как его концептуальные основы, так и внося на их основе конкретные изменения в организационной и правовой плоскостях. Для этого необходимо разработать и принять концепцию совершенствования муниципального правотворческого процесса в контексте стандартов публичного управления развитых стран. Концепция должна определить основные требования к организационно-правовому обеспечению муниципального правотворческого процесс в России, организацию деятельности органов местной власти по демократизации процесса нормотворчества, законодательное обеспечение и этапы проведения реформирования правил, процедур и регламентов муниципального правотворческого процесса.
В последние годы конституционное строительство привело к значительному изменению пониманию местного самоуправления в Основном законе страны. Не стала исключением и поправка к Конституции РФ 2020 года, которая также внесла здесь весьма существенные изменения. Местное самоуправление, входящее в единую систему публичной власти, должно выстраивать свою деятельность в координации с органами власти государственной, сами же механизмы подобной координации еще требуют своего исследования и глубокой законодательной проработки.
Многие проблемы в сфере организации местного самоуправления возможно будет решить посредством повышения эффективности работы муниципального правотворческого процесса.
Для совершенствования муниципального правотворческого процесса считаем необходимым также законодательно закрепить в статье 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимость проведения правовой, юридико-технической, экологической, антикоррупционной и лингвистической экспертиз всех проектов муниципальных нормативных правовых актов.



