Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности у младших школьников 8
1.1 Проблема исследования вопросов организации самостоятельной
работы младших школьников в научных исследованиях 8
1.2 Особенности и условия организации самостоятельной работы
младших школьников в процессе учебной деятельности 18
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Экспериментальная работа по организации обучения навыкам самостоятельной работы младших школьников 28
2.1 Изучение уровня сформированности навыков самостоятельности в
учебной деятельности у младших школьников 28
2.2 Реализация педагогических условий формирования навыков
самостоятельной работы младших школьников в процессе обучения 47
2.3 Выявление динамики сформированности навыков
самостоятельной работы младших школьников в процессе обучения 57
Выводы по 2 главе 71
Заключение 74
Список используемой литературы 76
Приложения 82
Организация самостоятельной работы школьников - это ответственная и длительная работа каждого учителя, особенно это касается учителей начальных классов. Воспитание самостоятельности необходимо рассматривать не только как составную часть воспитания учащихся, но и как высшую форму учебной деятельности школьников.
Вопрос формирования самостоятельной работы младших школьников связан с необходимостью обучения их самостоятельно получать знания и умением самостоятельно применять имеющиеся знания в учебной деятельности.
При организации самостоятельной работы школьников формируются такие личностные качества, как мотивация, самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль. Самостоятельная работа представляет собой средство формирования активности, развития умственных способностей обучающихся, именно поэтому она может служить основой высшей формы учебной деятельности школьников.
На протяжении долгого времени достаточно большое количество педагогов и психологов рассматривали самостоятельность школьников с разных сторон воспитания. Б.П. Есипов, И.И. Малкин, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, П.Я. Голант, И.А. Зимняя, Р.М. Микельсон, Х. Хекхаузен в своих работах упор делали на организацию самостоятельной работы учащихся на уроке, при которой можно значительно повысить эффективность обучения.
В начальной школе проблема повышения роли самостоятельной работы учащихся вызвана тем, что информационный поток научных и практических знаний непрерывно возрос, возросла ее значимость в образовательных документах.
На основании вышесказанного представляется актуальной тема бакалаврской работы «Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности у младших школьников».
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы как проявления высшей формы учебной деятельности младших школьников?
Цель исследования: выявить и доказать эффективность психолого-педагогических условий развития навыков самостоятельной работы младших школьников.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной учебной работы младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития навыков самостоятельной учебной работы младших школьников.
Гипотеза исследования: самостоятельная работа будет являться высшей формой учебной деятельности младших школьников, если:
- учтены возрастные особенности младших школьников при организации самостоятельной работы;
- организован дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
- создан переход от контроля учителя к самоконтролю и самооценке по результатам работы;
- самостоятельная работа будет проводиться в системе;
разработаны тренировочные упражнения на основе таких приемов как запоминание, сравнение, анализ и обобщение.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, обосновать сущность значимости самостоятельной работы младших школьников в процессе обучения.
2. Исследовать уровни овладения навыками самостоятельной работы младших школьников в учебном процессе.
3. Выявить и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий при организации самостоятельной работы в учебной деятельности учащихся начальной школы.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы обработки результатов.
Теоретическую основу исследования составили теории личности как субъекта учебной деятельности (П.И. Пидкасистый, П.Я. Голант, Р.М. Микельсон, Х. Хекхаузен и др.); концептуальные подходы к развитию познавательной активности и самостоятельности (Б.П. Есипов, И.И. Малкин, Б.Т. Лихачев и др.); идеи об особенностях становления личности в младшем школьном возрасте (И.А. Зимняя).
Новизна исследования: определено содержание педагогических приемов по организации и обучению навыкам самостоятельной работы в учебном процессе начального образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс приемов позволяет обеспечить формирование самостоятельности у детей младшего школьного возраста. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов других образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ пос. Береговой муниципального района Шигонский Самарской области. В эксперименте приняли участие 3 педагога, 12 школьников 2 класса.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 источник) и 6 приложений. Работу иллюстрируют 23 таблицы, 15 рисунков.
Осуществив анализ научной литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам. Термин «самостоятельная работа» мы определяем ее как один из видов учебной деятельности, при котором учащиеся под руководством учителя и без его непосредственного участия выполняют учебные задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия.
Самостоятельная работа учащихся начальных классов является неотделимым компонентом процесса обучения, обеспечивается высоким уровнем их познавательной активности и является высшей формой их учебной деятельности, формой самообразования.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты организации самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности у младших школьников.
Вторая глава посвящена анализу данных исследования. Само исследование проводилось в форме педагогического эксперимента и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Для изучения выделенных показателей мы осуществили подборку диагностических заданий и провели констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности у младших школьников навыков самостоятельной работы в учебном процессе.
Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем сформированности навыков самостоятельной работы 50% учащихся, средним - 17%, высоким - 33%. В контрольной группе выявлено, что 33% школьников обладают низким уровнем, у 17% детей был выявлен средний уровень и у 50% - высокий уровень сформированности навыков самостоятельной работы.
Учащиеся контрольной группы в целом показали результаты немного выше детей из экспериментальной, в связи с этим вопрос проведения работы по формированию навыков самостоятельной работы в учебном процессе явился актуальным, и проведение подобного рода работы стало необходимым.
Динамика развития навыков самостоятельной работы в учебном процессе младших школьников была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что после контрольного эксперимента в экспериментальной группе у 50% второклассников уровень повысился: у 1 школьника со среднего до высокого; у 2 - с низкого до среднего.
Анализ результатов показал, что используемые средства по формированию у младших школьников самостоятельности являются эффективными.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
1. Арипова Н.М., Арипов М.А. Самостоятельная работа младших школьников как одно из условий формирования учебных навыков в малокомплектной школе // Мир науки, культуры, образования. 2015. №5(54). С. 139-141.
2. Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы //Высшее образование сегодня. 2008. № 9. С. 84-89.
3. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Вып. 67. Сб. 2, ч. 1. Казань, 1969. С. 32-44.
4. Гордеев М. Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли / М. Н. Гордеев // Педагогическое образование в России. 2014. № 10. С. 68-71.
5. Данилова Н.И. Урок-мастерская как средство формирования самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся // Молодой ученый. 2018. № 48. С. 282-287. URL: https://moluch.ru/archive/234/54406/(дата обращения: 10.03.2019).
6. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 2009. 216 с.
7. Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Информационно-образовательная среда младшего школьника //Успехи современной науки и образования. Т.1. № 9. 2016. С.151-154.
8. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М. : Учпедгиз, 1961. 239 с.
9. Жесткова Н.А. Способы повышения эффективности самостоятельной работы младших школьников на уроке// Интерактивная наука. 2016. №5. С. 24-25.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд.
второе, доп., испр. и перераб. М.: Лотос, 2000. 384 с.
иКЬ:НИр://рзусЫ1Ь.ги/шдрри/71т/21М-001-.НТМ#(дата обращения: 05. 02. 2019).
11. Карпенко А.В., Руденко В.Н. Формирование учебной деятельности посредством самостоятельных работ в процессе обучения младших школьников // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Уфа. 2016. С. 185-188.
12. Кашин М.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.:
Учпедгиз, 1957. 87 с.
13. Кочарян Н.Б. Проблема формирования мотивации самостоятельной работы школьников подросткового возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.- практ. конф. № 4(39). Часть I. Новосибирск: СибАК, 2014. С.54-58.
14. Криволап Е.Ю. Самостоятельная работа в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к развитию творческого потенциала младших школьников // Известия саратовского университета. Новая серия.Серия: философия. Психология. Педагогика. 2015. Том: 15. № 2. С. 92-95.
15. Кузьмина В.М. Проектирование коммуникативных событий на уроках математики //Молодой учёный. Международный научный журнал. № 15.2 (149.2). 2017. С.100-102.
16. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. 607с.
17. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. 64 с.
18. Люгзаева С.И. О соответствии учебников русского языка для начальных классов ОС «Школа 2100» требованиям нового стандарта //Начальная школа плюс до и после. 2011. №2. С.26-29.
19. Максимова Н.В. Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект) // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2017. № 15.2 (149.2). С. 117-119. (123-125).
20. Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. - Приложение к журналу «Народное образование», 1966. № 10. С.13-23.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. 96 с.
22. Матвеева Л.Н. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности младших школьников //Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С.21-23.
23. Мезенцева Л.П., Поздняк С. Н. Проектирование методического обеспечения самостоятельной работы развивающей направленности // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 209-216.
24. Мельникова Т.А. Значение самостоятельных работ в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО //Научные исследования: векторы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Чебоксары. 2018. С. 48-50.
25. Микельсон Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1940. 96 с.
26. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
27. Огирь Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию //Начальная школа плюс до и после. 2011. №2. С.24-26.
28. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html. (дата обращения: 16.02.2019).
29. Организация самостоятельной работы обучающихся в
образовательном процессе: сборник материалов из опыта работы. Омск: Центр образования и развития, 2018. 71 с.
30. Основы педагогического мастерства : учебник / И.П. Андриади. - 2-е
изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 209 с. URL:
http: //znanium.com/catalog/product/765577
31. Павлова В.А., Павлова Е.П. Роль самостоятельной работы в формировании самостоятельности младших школьников на уроках// Научный электронный журнал «Меридиан». Якутск, 2018, №4(15). С.393¬401.
32. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.:
Издательство «Педагогика», 1972. 83 с.
33. Разливинских И.Н. Понятие, виды и требования к организации самостоятельной работы младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. № 2 (38). С. 94-100.
34. Растегаева Т.Е. Организация и управление самостоятельной работой
учащихся // Молодой ученый. 2018. № 48.1. С.30-32. URL:
https://moluch.ru/archive/234/42984/(дата обращения: 10.03.2019).
35. Рахымбек Д., Юнусов А.А. Методические аспекты формирования
приемов учебной работы у школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-1. С. 49-53.
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4660
36. Ромасева Ю. А., Абрамов В.И. Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности // Новая наука: опыт, традиции, инновации. Уфа. 2016. №12-2(119). С. 98-102.
37. Селиванова О.Г. Методология и организация образовательной деятельности школьника. Киров : ВятГУ, 2017. 229 с.
38. Семикова Е.О. Организация самостоятельной работы младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения // Современные методологические и психологические аспекты преподавания естественнонаучных дисциплин. 2016. С. 72-76.
39. Степанова Е.С. Самостоятельная работа учащихся: историко¬
педагогический аспект // Философия и наука: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, 22 апреля 2014г., г.Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Л. А. Беляевой. Екатеринбург, 2014. С. 118-123.
40. Теплякова И.В. Психолого-педагогическая диагностика
младших школьников: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2017. 119 с.
41. Туйбаева Л.И., Степкина К.В. Формирование навыков самостоятельной работы у младших школьников // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 6-ти частях. «Аэтерна» (Уфа). 2016. С. 146-148.
42. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических ориентаций школьников: монография. М.: РосНОУ, 2015. 416 с.
43. Уразова З.М. Психологические особенности развития самостоятельной работы у младших школьников //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М. 2015. № 2-2. С. 143-147.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] Министерство образования и науки РФ. 2010.URL: https: //Минобрнауки. РФ/документы /922 /файл/ 748/ФГОС_НОО.р4Г
45. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. Саратов : Вузовское образование, 2014. 390 с. URL: http://pedlib.rU/Books/7/0313/7_0313-1.shtml
46. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.: Педагогика, 201
1. 392 с.
47. Хусаинова Д.Р. Основные особенности развития навыков самостоятельной работы младших школьников // В мире открытий. Материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2014. С.101-104.
48. Чертков П. В., Поддубная В.В. Учебник как средство организации
самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира //Молодой ученый. 2017. № 15. С. 659-662. URL:
https://moluch.ru/archive/149/42319/(дата обращения: 10.03.2019).
49. Четвертных Т.В. Обучаясь, оцениваю - оценивая, обучаюсь: пособие для развития познавательной деятельности детей 11-13 лет. Омск : ИРООО, 2018. 63 с.
50. Шишова А.В. Исследование мотивации самостоятельной учебной деятельности младших школьников // Дошкольное и начальное образование: вариативность подходов. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. 2016. С. 135-138.
51. Яфизова Р.А., Кожевникова Л.И., Галиханова А.Р. Самостоятельная работа как средство раскрытия потенциала школьников // Современная наука: теоретический и практический взгляд. М., 2014. С. 67-71.