ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика административных наказаний 7
1.1 Понятие и цели административных наказаний 7
1.2 Система административных наказаний 14
Глава 2. Виды административных наказаний и правила назначения 21
2.1 Характеристика административных наказаний 23
2.2 Наказания, назначаемые в отношении юридических лиц 33
2.3 Наказания, назначаемые в отношении иностранных лиц 39
2.4 Наказания, назначаемые в отношении несовершеннолетних граждан 44
Глава 3. Правила назначения и исполнения административных наказаний ... 47
3.1 Правила назначения 47
3.2 Исполнение административных наказаний 53
Заключение 73
Список использованной литературы 81
Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила в своей 1 статье Россию правовым демократическим государством. Это потребовало переоценки концепции административного права, выработки качественно новых подходов к приведению в жизнь основных положений административной политики. В государстве начались реформы, главной целью которых стало достижение высоко уровня правопорядка и стабильности во всех сферах жизни российского общества.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельным аспектам данной проблематики уделено внимание в работах А. Б. Агапова, Ю. С. Адушкина, A. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, К. С. Бельского, И. И. Веремеенко, Е. В. Додина, М. И. Еропкина, В. В. Игнатенко, И. Ш. Килясханова, А. П. Клюшниченко, С. Д. Князева, Л. В. Коваля, Ю. М. Козлова, А. Н. Козырина, Н. М. Конина, П. И. Кононова, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунева, В. М. Манохина, М. Я. Масленникова и др.
При написании данной работы большое практическое значение оказали труды К. А. Абазовой, И. В. Алаева, А. Б. Агапова, Д. Н. Бахраха, Е. В. Артемьева, С. А. Гомонова, В. Е. Герасимова, Е. В. Давыдовой, В. В. Кизилова, В. А. Кинсбургской, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, Т. Ю. Коуровой, И. В. Максимова, Г. Г. Минашкина, И. В. Пановой, Б. В. Россинского и др.
Объектом исследования являются охраняемые российским административным законодательством общественные отношения, связанные с обеспечением административного наказания.
Предметом исследования выступают конкретные административно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за совершение административного правонарушения.
Целью работы является изучение и комплексный анализ административных наказаний.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
- дать понятие и определить признаки административного наказания;
- раскрыть цели административных наказаний;
- дать классификацию административных наказаний;
- выявить признаки и административно-правовое значение системы административных наказаний;
- охарактеризовать виды основных административных наказаний;
- проанализировать виды административных наказаний, применяемых в качестве основного наказания;
- выявить проблемы применения отдельных видов административных наказаний.
Методологической основой дипломного исследования являются общенаучные методы познания: диалектический метод, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, формально-логический; частно-научные (специальные): сравнительно-правовой, системно-структурный, сравнительно-исторический и формально-логический анализ юридических норм.
В качестве теоретической основы работы использовались научные работы в области философии, теории права, административного права.
Нормативную базу дипломного исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее и ранее действовавшее российское административное законодательство.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики.
Механизм административных правоотношений устроен так, что государство, исходя из социальной опасности проступка, не стремится жёстко воздействовать на нарушителя.
Именно поэтому, во всех возможных обстоятельствах, используется административное предупреждение, представляющее из себя осуждение поступка, совершённого либо гражданином, либо юридическим лицом.
Правовое представление предупреждения приводится статьёй 3.4. Кодекса об административных правонарушениях (далее — Кодекс). Предупреждение отнесено к категории основных административных способов воздействия и не может применяться в качестве наказания дополнительного.
Следует помнить, что предупреждение должно быть соразмерно совершённому проступку. Кроме того, административное предупреждение применяется лишь при совокупности следующих положений: проступок совершён впервые; отсутствует вред или угроза его возникновения для субъектов общества, окружающей среды, животного мира; отсутствует имущественный ущерб.
Правоотношения между государством и его членами не может носить неформальный характер. Исходя из этого, своё отношение к проступку государство выражает в официальной форме. Предупреждение, как вид административного наказания выносится только в письменной форме.
Обратившись к значению слова «официальный», не трудно разобраться в данной вертикали правоотношений «государство - гражданин/юридическое лицо».
Официальный - это такой, который исходит от правительства либо администрации, либо уполномоченного ими лица, действия которых направляются законами, правилами и т.п.
Официальное отношение государства к конкретному событию отражается в постановлении, которым применяется административное наказание.
Предупреждение новых правонарушений является целью применения административных наказаний, причём ориентировано оно не только на лицо, совершившее данное правонарушение, но и на окружающих его лиц. Функцию административного предупреждения выполняют и другие виды административных наказаний, установленных Кодексом.
Условно, как меру предупреждения возникновения правонарушения в будущем либо его повторения, предупреждение можно разделить на виды:
Предупреждение общее, заключающееся в публичном восприятии непреклонного отношении государства к административным правонарушениям.
Государством преследуется цель формирования в сознании его субъектов уважительного отношения к закону и формам государственной власти. Такое предупреждение способствует усилению порядка в обществе.
Предупреждение специальное, заключающееся в мерах, принятых в отношении лица, административно наказанного, через исключение возможности вновь совершить правонарушение.
Примером может служить изъятие орудия, с помощью которого совершалось административное правонарушение. У правонарушителя возникает возможность оценить свои действия, дав им соответствующую оценку, и сделать вывод, возможно, не совершать в будущем правонарушений.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
Административное наказание является мерой ответственности, установленной государством за совершение административного правонарушения, применяется лишь к лицу, признанному виновным в совершении такого преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя.
Административное наказание не может быть направлен на унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также ущерб деловой репутации юридического лица.
Можно выделить следующие особенности административного наказания:
- это мера ответственности, установленная государством;
- применяется только за совершение административного правонарушения;
- может применяться только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;
- административное наказание-это наказание, которое заключается в лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя, причиненных им;
- всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц;
- он применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
всегда предполагает следствие, при котором нарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию.
Административное наказание является мерой ответственности, установленной государством за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Это означает, что лицо, подвергнутое административному наказанию, должно претерпеть определенные неблагоприятные правовые последствия (например, потерять часть своих денег при оплате административного штрафа, лишиться права занимать определенные должности при дисквалификации).
Необходимо выделить такие критерии классификации административных наказаний, как: компетенция по их установлению; характер их влияния на субъект административного правонарушения; их правовое значение; особенности статуса субъекта административного правонарушения.
Система административных взысканий включает в себя очень разных по характеру, содержанию и правовым последствиям меры административного воздействия на правонарушителей, что позволяет при назначении конкретного наказания всесторонне учитывать как правонарушения, личность правонарушителя, и любые другие юридически значимые условия и обстоятельства административного правонарушения.
Предупреждение может быть вынесено судьёй, органом, либо должностным уполномоченным лицом в границах, принятых законодательством РФ, либо административным законодательством субъектов федерации. Положения вынесения предупреждения носят безусловный характер.
Обязанностью судьи/органа/должностного лица является принятие во внимание, кем совершено правонарушение, его материальная обеспеченность, возможные смягчающие или отягчающие факты. Приходя к выводу о возможности применения административного предупреждения лицо, уполномоченное государством выносить предупреждение, должно всесторонне исследовать совершённый проступок на предмет его малозначительности, причинённого вреда/ущерба. Обязательным является оценка личности виновного с позиции склонности к совершению административных проступков. Представляется ли это для него обычным или же это случайное недоразумение. Подлежит оценке его образ жизни.
Предупреждение, как административное наказание, выносится при совершении субъектом права противозаконного поступка. Другими словами, при нарушении норм Кодекса и административного законодательства республик, краёв и областей Российской Федерации, международных соглашений, применяемых на её территории, норм и принципов международного права. Оно применяется за незначительные нарушения закона, совершённые впервые, не причинившие вреда, и не нанёсшие кому- либо ущерба.
Предупреждение, как административное наказание, применяется к физическому, должностному, юридическому лицам. Ответственность иностранцев не отличается от ответственности указанных лиц. Примеры применения Примером применения предупреждения к физическому лицу, может служить нарушение им обязанностей пешехода, предусмотренных правилами дорожного движения.
Административная ответственность юридических лиц - вопрос, где требуется помощь. Нарушение организациями законодательных государственных правовых актов, госстандартов приводит к наступлению административной формы ответственности данных юрлиц. Случаи подобных нарушений указываются федеральным КоАП, региональными актами законов. Региональными законодательными актами определены административные нарушения, которые связаны с несоблюдением действующих на местах законов и норм. С одинаковой правомерностью рассматривается административная ответственность физических и юридических лиц. Исключения составляют особо указанные случаи, когда по смысловому содержанию установленные правила имеют отношение к физическому лицу.
Основные сферы, в пределах которых у юридических лиц может возникнуть ответственность за административные правонарушения: таможенные правила, налоговое и антимонопольное законодательство, экологические, природоохранительные и санитарные нормы, требования пожарной безопасности, нарушения оборота валюты, операций банковской отрасли, производство стройматериалов, строительство. Основной мерой, когда возникает административная ответственность юридических лиц РФ являются штрафные санкции. Кроме того, применяются такие санкционные меры, как предупреждение, конфискация или запрещение осуществлять соответствующую деятельность в течение установленного срока.
Для возможности запуска процедуры привлечение к административной ответственности юридических лиц требуется установление и доказанность факта правонарушения указанных выше норм. При спорных ситуациях действуют общие принципы законодательства, следовательно, свою невиновность юридическому лицу доказывать нет необходимости.
Следует установить вину в случившемся конкретного юридического лица, чтобы привлечь юридическое лицо к административной ответственности. Виновностью выступают ситуации, когда юридическое лицо не предпринимало определенных действий, хотя имелась возможность соблюдения законности. Установление вины юридического лица проводят, рассматривая действия его руководителей в пределах их служебных обязанностей. То есть, рассматривая административная ответственность юридического лица КоАП РФ учитывает комплекс объективной и субъективной составляющих виновности.
Юридическое лицо признают объективно виновным, если при не соблюдении норм закона доказано, что не использованы все возможности для правовых действий. Субъективная составляющая определяет вину администрации - конкретных должностных физлиц. Результат ее установления приводит к тому, что наступает административная ответственность граждан юридических лиц. Поэтому большинство случаев по закону рассматривает вопрос ответственности через административная ответственность юридических и должностных лиц, от которых зависело принятие соответствующих решений.
Мерами государственного воздействия на иностранных правонарушителей, препятствующими их дальнейшему нахождению в Российской Федерации, являются административное выдворение и депортация.
Выдворение исполняется только при условии, что решение о выдворении вступило в законную силу, т.е. по истечении 10 суток с момента вручения решения иностранному гражданину. В случае подачи апелляционной жалобы на решение административное выдворение не осуществляется до рассмотрения жалобы вышестоящим судом.
Кроме этого, решение о выдворении может быть отменено по процессуальным основаниям при отсутствии события или состава правонарушения, а также если истекли сроки давности привлечения гражданина к административной ответственности. Решение о депортации отменяется ввиду отсутствия законных оснований к депортации или если миграционным органом допущены существенные нарушения порядка принятия решения.
Решение о депортации должно быть обоснованным. Установив наличие исключительных обстоятельств, связанных с личной жизнью заявителя, должностные лица из гуманных соображений вправе не депортировать иностранца, применив к нему иную меру воздействия, предусмотренную законом.
В узко юридическом понимании система административных наказаний представляется как относительно самостоятельная и устойчивая в структуре административного принуждения, совокупность видов административных наказаний распорядился по критерию сравнительной суровости, взаимодействие и взаимосвязь которых обусловлены единством функционального назначения административного наказания в административно-карательной политики государства.
В самом общем смысле правовое значение системы административных наказаний обусловлено, прежде всего, адекватностью ее понимания, как законодателем, так и сотрудником правоохранительных органов.
При назначении такого наказания, как дисквалификация, есть некоторые проблемы. Таким образом, только 10 из изученных преступлений дисквалификация является безальтернативным наказанием (часть 2 статьи 5.27; часть 3 статьи 5.57; части 1, 2 статьи 6.18; часть 2 статьи 14.31.2; часть 3 статьи 19.7.1; часть 2 статьи 19.8.1).; часть 6 статьи 19.30; часть 2 статьи 20.8 КоАП).
Положения этих статей предусматривают, что наказание в виде дисквалификации может применяться в качестве последней и единственной возможной меры для достижения цели обязательного прекращения противоправной деятельности должностного лица. Снижение эффективности дисквалификации также можно объяснить еще двумя причинами: размером административного штрафа, который является альтернативой данному виду наказания в санкциях большинства статей КоАП, и диапазоном срока дисквалификации. КоАП по сей день сохраняет прежнюю редакцию санкций различных статей, где размер штрафов определяется в пределах от двух до десяти тысяч рублей (статьи 14.12, 14.13, 14.29, 14.36 и др.).). Эти имущественные санкции ничтожны по сравнению с уровнем неблагоприятных, в том числе имущественных, последствий, заключающихся в таком наказании, как дисквалификация.
Также большое значение имеет период дисквалификации. Правила статей, предусматривающие дисквалификацию, в большинстве случаев устанавливают верхний и нижний пределы срока, оставляя на усмотрение субъекта юрисдикции определение его индивидуальной продолжительности.
Считаем, что в этом контексте пересмотр санкций различных статей КоАП РФ и введение принципа соразмерности шкалы штрафов как альтернативы дисквалификации; увеличение количества правонарушений, санкции за совершение которых предусматривают дисквалификацию как единственную форму наказания (либо с однозначным указанием срока дисквалификации, либо путем установления его нижнего и верхнего пределов);); сократить разрыв между нижним и верхним пределами срока дисквалификации для тех соединений, где он совпадает с частью 2 статьи 3.11 КоАП РФ. Следует также отметить, что введение нового административного наказания - «административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения» законодатель не вполне удачно определить само административного наказания.
Мы считаем, что это наказание должно быть обозначено как «административный запрет на посещение официальных спортивных соревнований», а указания о месте проведения таких соревнований и запрет на посещение их мест проведения в дни проведения таких соревнований» скрываются « в самой редакции диспозиции части 1 статьи. 3.14 КоАП РФ, в котором говорится следующее: «административный запрет на посещение официальных спортивных соревнований - это временный запрет на посещение гражданином мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей во время официальных спортивных соревнований.»
Следует отметить, что отсутствуют единые требования к Правилам заполнения карточек для лиц, в отношении которых было принято решение о назначении данного наказания, отсутствуют указания на формирование и последующее использование единой федеральной базы данных лиц, что, на наш взгляд, негативно скажется на реализации данного запрета непосредственно на местах в различных регионах России.
Мы также считаем, что для более эффективного выполнения постановления Правительства № 1156 «Об утверждении правил поведения зрителей во время официальных спортивных соревнований» необходимо разработать ведомственный приказ, который бы регулировал деятельность сотрудников полиции по реализации запрета на посещение спортивных мероприятий.
1. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательств Российской Федерации от 07 января 2002 года № 1 (часть I) ст. 1.
2. Административная ответственность: учебное пособие. Редактор: Килясханов И.Ш., Стахов А.И. Москва: Юнити-Дана, 2015. - 144 с.
3. Административное право: учебник. Москва: Проспект, 2016. - 312 с.
4. Авдеенкова М. П. Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве // Современное право. — 2008. — № 3.
5. Агеев А. А. Генезис института административной ответственности в законодательстве субъектов Российской Федерации // Российский следователь. — 2016. — № 3.
6. Артемьев Е.В. Комментарий к КоАП РФ. Поглавный. - М.: КноРус, 2014. - С. 23.
7. Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник. - М. : Эксмо, 2014. - С. 492
8. Братановский С.Н., Деменчук Д.В. Административная ответственность в Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров. Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 177 с.
9. Галаган И. А. Рецензия на: Лунев А. Е. Административная тветственность за правонарушения. М., 1961 // Правоведение. — 1962. — № 4.
10. Головко Л. В. Разграничение административной и уголовной ответственности по российскому праву // Lex Russica. — 2016. — № 1.
11. Давыдова Н.Ю., Чепрасов М.Г., Черепова И.С. Административное право: учебное пособие. Оренбург: ОГУ, 2017. - 224 с.
12. Есаков Г. А. От административных правонарушений к уголовным проступкам, или о существовании уголовного права в «широком» смысле // Библиотека криминалиста. — 2013. — № 1.
13. Иваненко И.Н. Актуальные проблемы административной ответственности несовершеннолетних / И.Н. Иваненко, А.В. Васильченко // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 442-445.
14. Качалов П. Н., Огрина Г. В., Пальчикова М. В., Федосеев Р. В. Кирин А. В. Административно-деликтное право (теория и законодательные основы). — М., 2012.
15. Кирин А. В. Еще раз о генезисе административной ответственности в российском праве (или ответ сторонникам «широкого» уголовного права) // Административное право и процесс. — 2013. — № 7.
16. Административная ответственность: практикум. — Саранск, 2017. — 68 с.
17. Коурова Т.Ю. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2
18. Кинсбурская В.А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. - М.: Юрайт, 2013. - С. 14.
19. Кулиева Л. Ч. Административная ответственность юридических лиц // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 375-377.
20. Павленко А.В. Состав административного правонарушения, как
основание возложения административной ответственности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и
философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 41-46.
21. Салищева Н. Г. Проблемы правового регулирования института административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. — 2014. — № 9.
22. Студеникина М.С. Разграничение предметов ведения Федерации и
субъектов Федерации в области законодательства об административных правонарушениях // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию
Конституции РФ.М.: МГЮА, 2009.
23. Студеникина М.С. Процесс модернизации КоАП РФ: оценка
некоторых новелл КоАП РФ // Актуальные проблемы законодательства об административных правонарушениях: материальный и
процессуальный аспекты. М.: МГЮА, 2012.
24. Смоленский М.Б., Дригола Э.В. Административное право: учебник. - М.: КНОРУС, 2010. - С. 397.
25. Свинин Е.В., Тихонов Я.И. Понятие и содержание юридической превенции // Вестник Владимирского юридического института. - 2013. - № 4 (29). - С. 177.
26. Суворова Ю.В. Система, принципы и цели административных наказаний // Российская юстиция. - 2012. - № 12. - С. 14.
27. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы. М., 2012. С. 10.
28. Федосеев Р. В., Пальчикова М. В., Качалов П. Н., Курлевский И. В. Административное право: практикум. — Саранск, 2017. — 72 с.
Иностранные источники
29. Administrative violations and sanctions act, Promulgated State Gazette No. 92/28.11.2016.
30. Davis Kenneth Culp "Administrative Law Text", St.Paul, Minn. West Publisрhing Co, 2016.
31. Decree Including regulations on pun3ishing administrative violations occurring in water territories, water territories adjoining areas, prerogative economic areas and continental shelves of the Socialist Republic of Vietnam, No.36/2016/ND-CP.
32. Landis James M. "The administrative process". New Haven and London, Yale University Press, 2017.
33. Pollard Robert S.W. "Administrative tribunals at work. A symposium"
London, Steven & Sons Limited, 2015