Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГАТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №103525

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2021
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения преодоления психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте 11
1.1 Содержание и типология понятия «негативные жизненные
события» в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Психологические последствия негативных жизненных
событий в подростковом возрасте и факторы их преодоления 15
Глава 2 Эмпирическое исследование факторов преодоления психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте 39
2.1 Описание экспериментальной выборки и методов исследования 39
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 45
2.3 Психолого-педагогическая программа по формированию
навыков, способствующих преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте 61
2.4 Результаты контрольного измерения адаптации подростков
после реализации психолого-педагогической программы на формирующем этапе исследования 68
Заключение 84
Список используемой литературы 88
Приложение А Анкета для выявления источников поддержки
подростков, переживающих психологические последствия негативных жизненных событий 96
Приложение Б Ключ к анкете для выявления источников поддержки подростков, переживающих психологические последствия негативных жизненных событий 98
Приложение В Учебно-методический план психолого-педагогической программы

Актуальность проблемы: Теоретическими и практическими исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что подростковый возраст является одним из самых сложных этапов развития в жизни каждого индивида. В этот возрастной период происходят изменения в осознании стереотипов собственного поведения, отношения к себе, окружающему миру, социальным отношениям. Излишняя впечатлительность, свойственная на данном возрастном этапе развития личности приводит к тому, что любой незначительный конфликт может обернуться глубокой душевной травмой.
К примеру, различные социальные ситуации, приводящие к кризису в семье, могут вызвать у детей специфическое реагирование на него. Игнорирование окружающими взрослыми стрессогенных факторов, которые вызывают негативные психологические реакции у ребенка, может привести к более тяжелым последствиям для его психики. Наиболее распространенным следствием стрессовых ситуаций и эмоциональных нарушений в подростковом возрасте являются психические расстройства и девиантное поведение (суицидальное, аддиктивное, делинквентное, агрессивное).
Стрессы подросткового возраста, в том числе могут возникать в различных ситуациях, начиная с незначительного происшествия и заканчивая серьезными негативными жизненными событиями, катастрофами. Самые сильные стрессы ребенок испытывает в случаях различного вида насилия (физического, эмоционального, психологического), в случаях смерти близкого человека. Развод родителей, смена места жительства, учебного заведения, излишняя учебная, спортивная, творческая нагрузка, также оказывают влияние на психику подростка, вызывая стрессовые реакции организма, различные по степени воздействия.
Выраженную стрессовую реакцию у подростков вызывает и неправильное поведение родителей (или значимых для ребенка взрослых), такое как агрессия, излишние требования, неуверенность, алкоголизм, пренебрежение основными нуждами ребенка, авторитарность и прочее.
При этом, факт проживания ребенка в дисфункциональной семье, сам по себе не является причиной и обязательным условием для проявления саморазрушающего поведения, но, является средой либо фоном, который может способствовать проявлению различных нарушений в поведении. В своих трудах В.А. Гурьева и В.Я. Гиндикин так описали механизмы влияния семейной среды на ребенка: «через подражание, через закрепление негативных реакций, через подкрепление окружающими психопатических реакций ребенка» [27].
Для оказания психологической помощи подростку, который испытывает психологические последствия негативных жизненных событий, необходимо целенаправленно, с учетом личностных особенностей, разработать систему развивающих и коррекционных мероприятий.
Наряду с профессиональной педагогической, психологической помощью, психокоррекционной терапией, нельзя не отметить важность роли окружения и организованной социальной среды на процессы преодоления психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Понятие «социальная поддержка» концептуально разграничено к середине 80-х годов прошлого столетия. R. Shwartzer, A. Leppin вычленили следующие конструктивные понятия, составляющие «социальную поддержку»:
1) «сетевые ресурсы поддержки» - человек или общество людей, которые предоставляют помощь;
2) «поддерживающее поведение» - действия, которые человек или общество людей, осуществляют при оказании помощи;
3) «оценка поддержки» - система оценивания оказанной помощи и характера ее влияния на саму личность.
Среди видов «социальной поддержки» выделяют пять основных форм: эмоциональную, социализирующую, материальную, практическую и руководящую, которая в своей основе имеет обратную связь.
Источники, откуда подростки черпают поддержку и помощь в преодолении психологических последствий негативных жизненных событий, а также их взаимосвязь, до сих пор остаются малоизученными.
Объект исследования: адаптация и преодоление негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются факторы эффективной адаптации и преодоления негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить социально-психологические факторы преодоления негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы, принятие себя и окружающих, поддержка семьи, друзей, являются социально-психологическими факторами, которые оказывают влияние на успешную адаптацию к негативным жизненным событиям и способствуют конструктивному преодолению психологических последствий в подростковом возрасте.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) провести теоретический анализ содержания и типологии понятия «негативные жизненные события»;
2) выявить источники поддержки подростков, переживающих психологические последствия негативных жизненных событий в подростковом возрасте;
3) разработать психолого-педагогическую программу по развитию эмоциональной сферы, социальных навыков, способствующих преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте;
4) оценить эффективность работы по развитию эмоциональной сферы, социальных навыков, способствующих преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
- труды Д.Р. Миллера, Э.Г. Эйдимиллера, Ю.Т. Суховей, В.Н. Дружинина, Т.Л. Крюковой, которые доказали первостепенную главную роль поддержки семьи в преодолении негативных жизненных ситуаций;
- концепции и подходы Б.Г. Эндерсона, И.С. Кона, В.А. Лосенкова, Л.Я. Гозмана, в которых описывается механизм и влияние дружеской поддержки на личность;
- научные исследования Б.Н. Алмазова, Н.В. Воскрутова, Л. Ауэлверт, В. Вахинга, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова, И.М. Никольской в которых, исследованы дисфункциональные семьи и воспитывающихся в них подростки, склонные к девиантному поведению;
- научные исследования и труды Е.В. Змановской, А.Ю. Уварова, И.Б Первина, Г.А. Цукермана, В.К. Дьяченко, Г. Гудвонса, Г.А. Виноградовой, Д. Данн, Г.Г. Херманн, А. Ленцен, Е.С. Полат, Х.С. Розенбуша, Т.А. Донских, Т. Дигитц, Ц.П. Короленко, Х.Й. Лийметц, Э. Мейер. В своих трудах ученые исследовали подростковый возраст, внесли свой вклад в изучение методов профилактики подросткового девиантного поведения.
Для научного объяснения психологической помощи и коррекции поведения в подростковом возрасте используются несколько моделей, разработанных зарубежными авторами: психодинамическая модель (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни), поведенческая модель (И.П. Павлов, Э. Торндайк, Б.Ф. Скиннер, П. Фресс, Ж. Пиаже), когнитивная модель (А. Эллис, Д. Бек), экзистенционально-гуманистическая модель (К. Роджерс).
Методы исследования:
1) констатирующий эксперимент с использованием следующих психодиагностических методик:
а) методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд;
б) методика выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич);
в) методика «Одиночество» С.Г. Корчагиной.
2) формирующий эксперимент: разработка и реализация психолого-педагогической программы по формированию социальных навыков, эмоциональной сферы, способствующих преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
3) качественный и количественный анализ данных.
Опытно-эмпирическая база исследования и особенности выборки испытуемых: Исследование проходило на базе ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения в Прохладненском муниципальном районе» Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.
В исследовании принимали участие учащиеся 7-9 классов в возрасте от 13-15 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в количестве 30 человек. Согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, возраст респондентов соответствует подростковому возрасту. Для проведения экспериментальной части исследования испытуемые разделены на две группы.
Первая группа (группа А), состоит из 15 несовершеннолетних из семей, в отношении которых вынесены постановления и приказы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Прохладненского муниципального района КБР, о признании их семьями, нуждающимися в социальном сопровождении. Основанием для установления факта нуждаемости в оказании социальной помощи, явилось «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе, с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью» [26]. Данные семьи состоят на сопровождении в ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения в Прохладненском муниципальном районе» МТ и СЗ КБР, в отношении которых ведется индивидуальная профилактическая работа.
Вторая группа (группа Б), состоит из 15 человек - подростков, в отношении родителей (законных представителей) которых, не выносились постановления и приказы органов и учреждений системы профилактики о признании их семьями, нуждающимися в социальном сопровождении. Также, отсутствуют факты привлечения к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, предусмотренных статьёй 5.35 КоАП Российской Федерации. Данная выборка, состоит из подростков-одноклассников, обучающихся в 9 классе одной из общеобразовательных школ Прохладненского муниципального района.
Отбор испытуемых группы А и группы Б осуществлялся с письменного согласия родителей респондентов на обработку персональных данных, которые были необходимы для получения сведений о семьях, согласно установленным в исследовании критериям.
Круг вопросов, затронутых в данном исследовании, касается изучения социально-психологических факторов преодоления психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
С помощью настоящего исследования предполагается определить социально-психологические факторы, которые являются эффективными в адаптации и преодолении негативных жизненных событий. Также, предполагается выявить используемые подростками виды помощи в преодолении психологических последствий негативных жизненных событий.
Новизна исследования состоит в том, что в нем расширены возможности психолого-педагогических служб образовательных учреждений, реабилитационных и социальных центров для несовершеннолетних в решении вопросов преодоления психологических последствий негативных жизненных событий на раннем этапе, своевременно предупредить, и не допустить конфликта ребенка с законом в связи с девиантным поведением (агрессивным, суицидальным, аддиктивным, делинквентным).
Теоретическая значимость заключается в систематизации существующих положений и концепций по проблематике негативных жизненных событий, форм и методов психолого-педагогической работы по преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования: материалы исследования и разработанная психолого-педагогическая программа «Мир, в котором я живу», могут быть использованы в образовательных и социальных учреждениях психологами, социальными педагогами, классными руководителями в организации психологической, педагогической работы по формированию у подростков навыков преодоления психологических последствий негативных жизненных событий.
Данное исследование проходило в три этапа:
1) теоретическое изучение проблемы;
2) экспериментальное исследование;
3) анализ и интерпретация результатов исследования.
Достоверность результатов исследования определена полнотой теоретического анализа и научной обоснованностью основных положений, использованием в работе форм и методов, способствующих достижению поставленной задачи исследования, а также личным участием автора в проведении формирующего эксперимента, который проводился на базе социального учреждения.
Личное участие автора состоит в определении цели работы, постановке и решении задач, выборе объекта и предмета исследования, а также в сборе, обработке необходимой информации, которая сформировала теоретическую базу исследования. Полученные и описанные эмпирические данные, выводы по теме диссертационной работы также являются результатом самостоятельной работы автора.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась на базе ГКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения в Прохладненском муниципальном районе» МТ и СЗ КБР. Полученные результаты отражены в отчетах об индивидуальной работе с семьями, в соответствии с законом, признанными нуждающимися в социальном сопровождении, которые заслушивались на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
На защиту выносятся положения:
1) психолого-педагогическая программа по развитию эмоциональной сферы и социальных навыков, способствующих конструктивному преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте;
2) система методов (когнитивно-поведенческие методы, методы арт- терапии) в работе психолога по формированию социально-психологических навыков;
3) диагностические методики: измерение уровня социальной адаптации; склонность к суицидальному поведению и глубина переживания одиночества у подростков, в качестве комплексного пакета оценки уровня адаптивности в преодолении психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, три приложения. В тексте представлены рисунки и таблицы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проведенного научного исследования продиктована, в первую очередь, малоизученностью и недостаточными научными сведениями о психологических факторах, способствующих конструктивному преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте. На сегодняшний день недостаточно изучено влияние социально-психологических факторов на преодоление психологических последствий негативных жизненных событий, которые являются эффективными и необходимыми для использования в организации профилактической работы с подростками, воспитывающихся в семьях, в отношении которых вынесены решения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений среди несовершеннолетних о социальном сопровождении. В соответствии с критериями, установленными в законодательстве Российской Федерации.
В результате проведенного исследования было установлено, что такие социально-психологические факторы как сформированная эмоциональная сфера, коммуникативные навыки, умение позитивно принимать себя и окружающих, наличие социальных контактов, поддержка семьи, друзей и окружающих, способствуют успешной социально-психологической адаптации и конструктивному преодолению психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте. Проведенное эмпирическое исследование показывает, что с целью преодоления психологических последствий негативных жизненных событий подростки выбирают следующие источники поддержки: обращаются за помощью к семье, к друзьям, либо выбирают такой способ психологической защиты как девиантное поведение.
На основании изученной психологической и педагогической литературы, удалось установить, что для того, чтобы преодолеть психологические последствия негативных жизненных событий, подросток привлекает различные внешние и внутренние ресурсы.
В процессе научно-исследовательской работы автором изучен психологический арсенал методов и приемов, эффективность которых доказана и успешно применяется в работе с современными подростками (Т- группы, группы встреч, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия и ее разновидности: сказкотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, рисуночная терапия).
Опираясь на данные констатирующего эксперимента и полученные по его результатам выводы, разработана психолого-педагогическая программа «Мир в котором я живу», направленная на развитие у подростков эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, умение позитивного приятия себя и окружающих. Содержание программы, а также формы и методы работы с подростками, были подобраны с учетом результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента. Программа разработана для подростков, с целью формирования у них социально-психологических навыков преодоления психологических последствий негативных жизненных событий.
На формирующем этапе эксперимента в работе с испытуемыми использовались сюжетно-ролевые игровые ситуации, практические упражнения, коллективное моделирование и решение социальных ситуаций, групповые дискуссии, психотелесные упражнения.
Работа психолога с группой респондентов группы А показала, что разработанная психолого-педагогическая программа «Мир в котором я живу» и подобранные методы работы эффективно влияют на эмоциональную сферу подростка. Формирующий эксперимент показал положительную динамику изменений в отношении респондентов к себе и окружающему миру.
По результатам проведенного исследования, автором сделан вывод о том, что планирование и комплексная коррекционная работа педагога и психолога, способствует эффективному решению вопросов, связанных с преодолением психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Разработанная психолого-педагогическая программа «Мир в котором я живу» в дальнейшем может быть использована в работе социальных педагогов образовательных учреждений, специалистов реабилитационных центров для несовершеннолетних для организации профилактической работы с семьями, нуждающихся с социальном сопровождении в соответствии с критериями, установленными в законодательстве Российской Федерации [23].
Данная программа зарекомендовала себя результативной в части решения следующих задач: в развитии у подростков коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, умения принимать себя и свое окружение, формировании позитивной оценки окружающего мира, определения своего места в семье.
Подобные методы работы помогают детям осмыслить свою роль в жизни, сформировать личную ответственность за свою жизнь и результаты своих действий, научиться слышать другого человека и эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, позитивно воспринимать себя, своих товарищей и в целом, картину мира.
В связи с изложенными выводами можно определить, что в процессе исследования поставленные задачи решены. Решение задач, позволило достичь поставленных целей исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность способов преодоления психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и полученные результаты эмпирического исследования, позволяют подтвердить выдвигаемую гипотезу. Проведенное исследование доказывает, что развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы, принятие себя и окружающих, поддержка семьи, друзей, являются социально-психологическими факторами, которые оказывают влияние на конструктивное преодоление психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте.
Автор считает, что начатая им работа по исследованию факторов преодоления психологических последствий негативных жизненных событий в подростковом возрасте должна быть продолжена. Комплексно организованная психолого-педагогическая помощь подростку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, предотвращает возникновение негативных последствий (девиантное поведение, в том числе: суицидальное, аддиктивное, делинквентное, агрессивное). Перспектива дальнейшего изучения поставленной проблемы, заключается в её востребованности для органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, для использования в организации профилактической работы с подростками и семьями, которые нуждаются в поддержке государства и социальном сопровождении в части решения вопросов преодоления психологических последствий негативных жизненных событий.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М. : Академический Проект, 2001. 704 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб, 1994.178 с.
3. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. I / под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского / А. Анастази. М. : Просвещение, 2001. 320 с.
4. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. №2. М : Просвещение, 1991. С. 87-96.
5. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных событиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, № 2, 1980. С. 52-60.
6. Анциферова Л.И. «Психология повседневной жизни: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал, 1993. Т.14 № 2. С. 3-19.
7. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 470 с.
8. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методы, рекомендации. М.: 1980. 48 с.
9. Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психология кризисных состояний: учеб. пособие. СПб: ГИПИСР, 2011. 520с.
10. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И.Божович/ под ред. Д.И. Фильдштейна М.: Просвещение, 1995. 642 с.
12. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства/ под ред. В.С.Мухиной, М.: Просвещение, 1991. С. 144-154.
13. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
14. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) М. : Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
15. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Альтер Эго. Психологический журнал, 1991, № 2. С. 5-10.
16. Выготский Л. С. Психология / Л.С. Выготский. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
17. Гозман Л.Я. Об опыте измерения взаимосвязи особенностей дружеского общения и индивидуально-психологических свойств личности // Проблемы общения и воспитание, вып.2. Изд-во ТГУ, 1974. 98 с.
18. Грановская Р.М. Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб: Знание, 1999. 352с.
19. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб, Питер, 2005. 464 с.
20. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997, № 1. С. 121-132.
21. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб, Питер, 2007. 176 с.
22. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 238-239.
23. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб.: Речь, 2005. 434 с.
24. Жуков Ю.М. Ценности, как детерминанты принятия решений // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 254-277.
25. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося
поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:
Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
26. Закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 422 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [электронный
ресурс] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558 (дата
обращения 20.01.2021).
27. Казакова А.В. Девиантное поведение подростков: факторы формирования и преодоления последствий негативных событий // Журнал «Молодой ученый» 2020, № 36 (326). С. 66-69.
28. Калмыкова Е.С., Падун М.А. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме // Журнал практической психологии и психоанализа, 2002, №1. С. 35-44.
29. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности / Е.В. Киприянова // Обществознание в школе,1999. №2. С.50-52.
30. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова // Вопр. психологии. 2000. №4. С. 29-37.
31. Киселева М.В. Арт-терапия с детьми. СПб.: Речь, 2006. 158 с.
32. Кобзева Е.В. Копинг-поведение семьи в трудных ситуациях // Квалификационная работа (на правах рукописи) Кострома, 2001. 214 с.
33. Кон И.С. Дружба. СПб., Питер, 2005. 330 с.
34. Корчагина Ю.В. Семьи группы риска социального сиротства: характеристика, диагностические критерии, методы профилактики. Методическое пособие для специалистов системы профилактики и преодоления социального сиротства. М.: МГПИ, 2008. 106 с.
35. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991. 176 с.
36. Крюкова Т.Л. Роль эмоционально-фокусированного копинга в общении // Психология общения 2000 проблемы и перспективы. Отв. Ред. А.А. Бодалев. М.: Уч-метод. коллектор «Психология» 2000. 43 с.
37. Крюкова Т.Л., Сапорвская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб, Речь 2005. 240 с.
38. Куликов Л.В. «Психогигиена личности» СПб. Питер, 2004г. 464 с.
39. Лазарус Р. Теория и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. Под ред. Мясищева В.Н. 1995. 340 с.
40. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. С.37-42.
41. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007. 380 с.
42. Линдеман Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.В. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 101 с.
43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характеров у подростков. МГУ.,1982. С.288-318.
44. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 2002. 752 с.
45. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М. : Эксмо, 2010. 1170 с.
46. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2010. 182 с.
47. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001г. 427 с.
48. Муздыбаев К. Экономическая депривация, стратегия ее преодоления и поиск социальной поддержки. СПб: СПбФ ИС РАН, 1997. 42 с.
49. Нартова-Бочавер С.К. «CopingBehavior» в системе понятий психологии личности». Психологический журнал. Т.18. № 5.,1997. С. 20 -29.
50. Перри Г. Как справиться с кризисом // Д. Фонтана. Как справиться со стрессом. Г. Перри как справиться с кризисом. А Брум Ю Х. Джеллико. Как жить с болью. М. : Педагогика-Пресс, 1995. С. 139-274.
51. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М. : Педагогическое общество России, 2001. 442 с.
52. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-психологическая поддержка детей группы риска. М.: АСАБЕМА, 2002. 256 с.
53. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб. : Речь, 2006. 360 с.
54. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М: Речь, 2004. 510 с.
55. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов-на-Дону, 2005. 315 с.
56. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г.Осухова. 2изд. испр. М.: Издательский центр «Академия»,
2007. 288 с.
57. Сатир В. Психотерпия семьи. М.: Речь, Спб, 2000г. 101 с.
58. Пономарева И.М. Работа психолога в кризисных службах: учебное пособие / И.М. Пономарева. 2е изд., исправ. и доп. Спб: СпбГИПСР, 2016. 199 с.
59. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие. Мн. : Вышэйшая школа, 2004. 288 с.
60. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование, 1997. № 1. С. 82-87.
61. Психология. Словарь / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
62. Раттер М. Помощь трудным детям. М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с.
63. Рождественская И.А. Как понять подростка. М.: Просвещение, 1995. 74 с.
64. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крокович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
65. Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008. 120 с.
66. Селье Г., На уровне целого организма. М.: Наука, 1972. 122 с.
67. Словарь медико-социальных понятий и терминов М.: Издательство «Свято-Димитриевское училище сестер милосердия», 2003. 96 с.
68. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс, психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. // Maten aMedica 1996 №1(9). С. 5-25.
69. Стойлик А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников [электронный ресурс] / А.Ю. Стойлик //Режим доступа: URL: // http: // www.humanities.edu.ru /db / msg /46143-сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование (дата обращения 11.2020г.).
70. Сулейманова С. Т. Делинквентное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль [электронный ресурс]/автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / С.Т. Сулейманова. Пенза, 2006. 251 с. Режим доступа: URL: http:7pn/gii.ruсайт «Пензенский государственный университет». (дата обращения 29.12.2020).
71. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб.пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. Ун-т и др. М., 2000. 488 с.
72. Титаренко Г.М. Испытание кризисом: Одиссея преодоления. Изд.2е, испр. М.:Когито-Центр, 2010. 304 с.
73. Технологии командной работы специалистов по
профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска: Сборник методических материалов для специалистов социозащитных учреждений. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. 140 с.
74. Термины и понятия: Словарь-справочник по специальности «Социальная педагогика» / Под ред. А.В. Иванова. - М.: МГПИ, 2007. 196 с.
75. Крейг Г. Психология развития. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 992 с.: ил.(серия «Мастера психологии»). С. 558-563.
76. Управление случаем в социальных службах при междисциплинарном взаимодействии в решении проблем детей. М.: Полиграф сервис, 2005. 100с.
77. Федосенко Е.В. Сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь, 2006. 192 с.
78. Филиппова Л.Н. Социальное сиротство в современном российском обществе (Социально-философский анализ): Дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2004. 136 с.
79. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.
80. Черпанова Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: Академия, 1996. 96 с.
81. Шапарь В.Б. Психология кризисных ситуаций. Ростов-на-Дону,2008. 452 с.
82. Шефов С.А. Психология горя. СПб.: Речь, 2006. 144 с.
83. Шотина О.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / О.Е. Шотина // Открытая школа. 2001. № 4. С. 43-45.
84. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. 628 с.
85. Шумакова И.Е. Социально-психологические факторы преодоления негативных жизненных событий: Дис. канд. псих. Наук. СПб, 2011. 223 с.
86. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
87. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.:1994. 280 с.
88. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. N.Y., 1984. 261p.
89. Lewin, Kurt: Principles of Topological Psychology (New York: McGraw-Hill Book Co., 1926). 23l p.
90. McCrae R.R., Costa P.T., jr. 1994 The stability of personality: observations and evaluations: Current Directions in Psychological Science, Р. 3¬115.
91. McCrae R.R. Situational determinants of coping responses: Loss, threat and Challenge // J. of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 46. №. 4. P.919-928.
92. Rook K., Dooley D., Catalano R. Age differences in workers' efforts to cope with economic distress // The social context of coping. NewYork: PlenumPress, 1991. P. 79-105.
93. Snyder C.R., Ford C.E., Harris R.N. The Effects of theoretical perspective on the analysis of coping with negative life events // Coping with negative life events. NewYork: PlenumPress, 1987. P. 3-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ