Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ: МЕЖДУ ПОЛОМ И ГЕНДЕРОМ

Работа №103459

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы26
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Общая характеристика работы
Основное содержание диссертации
Публикации

Актуальность темы исследования. Актуальность диссертационного исследования определяется принципиально новым способом существования женщины в современном обществе. Изменение места и роли женщины в обществе сопряжено с фрагментарностью и противоречивостью ее существования, когда множественность сфер ее деятельности дестабилизируют ее некогда устойчивую идентичность. Отсутствие единого социального значения, с которым женщина могла идентифицироваться, порождает поиск новых смыслов, выполняющих условие стабильности и изменчивости одновременно.
Самоидентификация современной женщины осуществляется через взаимодействие патриархатных принципов, опирающихся на длительную социальную и культурную традицию, и принципов эгалитаризма, являющихся результатом женской борьбы за равноправие. Эмансипация женщины, происходящая в короткий по историческим меркам промежуток времени, до сих пор не может устранить ценности патриархата ни в обществе и культуре, ни в женском самосознании. Не отказываясь от своих традиционных ролей и считая их неотчуждаемыми, современная женщина активно осваивает маскулинно маркированную социокультурную территорию. Как следствие женщина вынуждена жить между противоречащими друг другу установками и требованиями патриархатной и новой - эгалитарной - социальности. Обладая своеобразным мировосприятием и стилем жизни, женщина проходит специфический путь самоидентификации, требующей особого изучения.
Социально-философский смысл самоидентификации современной женщины раскрывается в необходимости взаимосвязи разнообразных, порой исключающих друг друга, сфер деятельности, в рамках которых женщина самоопределяется. Такие сферы женской активности, как материнство и профессиональная деятельность, являются главными антагонистическими силами, разрывающими целостность женской идентичности. Поэтому в современном обществе более, чем в любом другом женская самоидентификация не может быть завершена образованием стабильной идентичности, но должна постоянно воспроизводиться и трансформироваться, обеспечивая тем самым индивидуальное тождество женщины.
Остроту вопросу о самоидентификации современной женщины придает воз росшая дифференциация видов деятельности, источников знания о себе и своей социальной роли и изменившийся принцип социализации. Результат социализации женщины в современном обществе определяется степенью ее личностного развития, преодолевающего принцип культминимума и утверждающего принцип культоптимума, формирующегося через признание творческого потенциала и пространства свободного выбора каждого индивида. Умножение источников знаний, в том числе и о том, что такое «настоящая женщина» и как ею стать, приводит к фрагментированности представлений женщины о самой себе, к множественной, часто противоречивой, информации о том, насколько успешно она идентифицируется с социально значимыми значениями.
Проблема женской самоидентификации усложняется многократным ускорением социальной динамики. Это находит отражение в углублении процесса индивидуализации, который, с одной стороны, через «поиск собственной жизни» высвобождает женщину из традиционных форм и ролевых распределений, а с другой - истончившиеся социальные связи создают у женщины потребность в увеличении и многообразии контактов. Многочисленность контактов делает их менее прочными и более поверхностными, что обеспечивает динамизм и открытость реализации возможностей женщины. В этом случае женская самоидентификация начинает зависеть от множества социальных контактов, каждый из которых может ее дестабилизировать или изменить.
Социально-философский анализ бытия современной женщины осуществляется через отказ от натуралистического понятийного и терминологического аппарата. Разработанный в недрах феминистской теории гендерный подход полностью отвечает антиэссенциалистской направленности социально-философского знания. Поскольку гендер понимается как социальная и культурная конструкция половой определенности человека, варьирующейся от общества к обществу, то понятие «пол» с его натуралистской нагруженностью и коннотацией «сущностного предназначения» либо игнорируется, либо намеренно отбрасывается, замещаясь «гендером». Между тем пол играет огромную роль в жизни не только женщины, но и каждого человека, определяя темп и событийную насыщенность социальной деятельности индивида, его быстроту реакции и степень адаптивности к социальным трансформациям.
Самоидентификация современной женщины осуществляется между полом и гендером в сложном переплетении психо-биологического и социально конституированного. Важно понять, что всеохватность и всепроницаемость социальности не исключает психо-биологического в жизни человека: и женщины, и мужчины. Поэтому данное исследование можно рассматривать как попытку легитимации пола в социально-философском знании на примере самоидентификации женщины.
Степень научной разработанности темы. Предлагаемый социально-философский анализ самоидентификации современной женщины опирается на комплекс исследований, в которых проработаны отдельные аспекты темы.
Первый блок исследований относится к феминистским теориям женской субъективности второй и третьей волны феминизма. Неоднородность позиций и подходов внутри этого направления выявляет сложность и многоаспектность женской субъективности, хотя именно ее проблематизация является общей задачей всех феминистских концепций. Женская субъективность становится центральной проблемой феминизма после работы С. де Бовуар «Второй пол», от концепции женского как другого по отношению к мужскому типу в культуре и отходят разнообразные феминистские направления. В общем виде все направления феминизма относительно женской субъективности можно свести к двум методологическим подходам: 1) эссенциалистский (женская субъективность центрирована и поддается анализу при помощи единого дискурса), в рамках которого работают такие авторы, как К. Гиллиган, Дж. Гэллоп, А. Дворкин, К. Миллет, Дж. Митчелл, К. Пэйтман, А. Рич, С. Файерстоун, Б. Фридан, Н. Чодороу, К.П. Эстес, и 2) антиэссенциалистский (женская субъективность децентрирована и не может рассматриваться с единой позиции), представителями которого являются Д. Батлер, Р. Брайдотти, Э. Брукс, Л. Иригарэ, Л. Николсон, Ю. Кристева, Э. Сиксу, Д. Хэрэуэй. Теоретической основой второго подхода стали работы таких авторов, как Р. Барт, Л. Альтюссер, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ф. Ницше, М. Фуко, утверждавшие опосредованность социальной реальности языком и фаллологоцентричность европейской культуры, вследствие чего женщина и ее опыт в обществе и культуре репрессированы.
Отечественные разработки проблемы женской субъективности инициированы произошедшими в обществе переменами - сменой политического, экономического и социального строя. Начиная с девяностых годов ХХ века интерес исследователей (российских и ближнего зарубежья) сосредотачивается на женской идентичности как советского периода (С.Г. Айвазова, М.Е. Баскакова, Е.В. Ведерникова, О. А. Воронина, Ю.В. Градскова, Е.А. Здравомыслова, Н.И. Козлова, М.М. Малышева, Н.Л. Пушкарева, М.В. Рабжаева, М.Т. Степанянц, А.А. Темкина и др.), так и постсоветской поры (И.Я. Аристархова, Е.А. Баллаева, Г.А. Брандт, Е.И. Гапова, Т.М. Герасимова, Ю.В. Градскова, Ю.Е. Гусева, С.В. Жеребкин, И.А. Жеребкина, Е.М. Жидкова, Т.Ю. Журженко, Е.А Здравомыслова, О.М. Здравомыслова, С.В. Катаева, Т.А. Клименкова, В.В. Макаров, А.А. Темкина, Е.Г. Трубина, О.В. Туркина, С. А. Ушакин, А.Е. Чирикова, О. Чумак, О.В. Шабурова, Т.Б. Щепанская и др.).
Особый блок занимают социологические, политологические и психологические исследования российских ученых, использующих зарубежные методики на основе гендерного подхода для сбора эмпирических данных о состоянии различных сфер российского общества в последнее десятилетие и специфику самоопределения мужчин и женщин как разных социальных групп в новых политических, экономических и социальных условиях. Наиболее известными являются исследования И.Г. Абрамовой, Н.Н. Авдеевой, Е.С. Баразговой, Е.П. Белинской, В.И. Брутмана, Л.Г. Бузуновой, Г.А. Вайзера, Н.А. Винокуровой, Т.М. Герасимовой, С.И. Голода, Е.М. Жидковой, Н.Г. Жидковой, В.В. Знакова, В.Е. Каган, О.И. Карпухина, И.С. Клециной, О.В. Козловской, И.С. Кона, С.И. Кудимова, А.В. Меренкова, С.Ю. Мещеряковой, Е. Ф. Молевича, В.С. Мухиной, Е. Омельченко, Н.В. Осетровой, Л.В. Поповой, М.С. Радионовой, И. В. Романова, Л.Л. Рыбцовой, С.В. Скутневой, И.Н. Тартаковской, Г.В. Турецкой, О.А. Хасбулатова, Т.Б. Щепанской, Л.И. Щербич, Ж. Черновой, А.Е. Чирикова, Е.Р. Ярской- Смирновой. Многие отечественные исследователи сравнивают полученные данные с результатами зарубежных коллег и во многих областях (сфера занятости, ценности молодежной среды, сфера образования, условия самоопределения мужчин и женщин и др.) отмечают их сходство, позволяющее говорить о тенденциях, пронизывающих разные социальные порядки.
Еще один аспект исследования связан с дихотомией пол / гендер как аналитическими категориями. Понимание специфики данной дихотомии и прояснению сущности каждого понятия посвящены работы таких зарубежных авторов, как Дж. Батлер, белл хукс, С. Бем, Г. Гарфинкель, И. Гофман, Д. Зиммерманн, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, М. Мид, Э. Оукли, Г. Рубин, Дж. Скотт, Б. Смит, Г. Спивак, Р. Столлер, К. Уэст, С. Фаррел, а также и отечественных исследователей: Г. А. Брандт, О. А. Ворониной, В. А. Геодакяна, Е.А. Здравомысловой, О.В. Зиневич, Е.Ю. Мещеркиной, Л.Н. Пушкарева, М.В. Рабжаевой, И.Н. Тартаковской, А.А. Темкиной, С.А. Ушакина, О.В. Шабуровой и др.
Специфика современного общества, особенности функционирования которого являются определяющими для персональной идентичности любого человека, рассматривается в работах таких зарубежных авторов, как У. Бек, Д. Белл, П. Бергер, Т. Лукман, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Э. Гидденс, М. Кастельс, Н. Луман, Э. Тоффлер, Ю. Хабермас, и отечественных исследователей: С.А. Азаренко, С.А. Ахиезера, Ю.Г. Ершова, В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова, О.А. Матвеичева, С.А. Никитина и др.
Социально-философское рассмотрение проблемы персональной идентичности, восходящей к Д. Локку и Д. Юму, исследуется зарубежными (Х. Арендт, Э. Левинас, Дж. Г. Мид, П. Рикер, М. Хайдеггер, В. Хесле, Э. Эриксон и др.) и отечественными авторами (И.А. Акчуриным, Л.Г. Иониным, В.С. Малаховым, А.Г. Никитиной, Е.Г. Трубиной, Г.Л. Тульчинским и др.).
Феминистские и гендерные исследования разработали выдающиеся теории женского опыта как подавления и репрессированности женской субъективности, выделили механизмы функционирования общественных структур, маргинализирующих сферы деятельности женщины. Разные теоретические направления внутри феминизма признают значимость либо одной, редко двух, областей женской активности, либо маркируют весь женский опыт как негативный и требующий радикальной трансформации. Поэтому открытым остается вопрос о признании позитивности и социальной ценности всей совокупности реального жизненного опыта женщины, определяющего ее самоидентификацию в современном обществе. Для разрешения этого вопроса необходимо объединение разных, порой исключающих друг друга, подходов и теоретических позиций, что становится возможным только в условиях комплексной социально-философской работы.
Постановка проблемы, объект и предмет исследования. Специфика современных обществ состоит в их мозаичности, раскрывающейся в сосуществовании различных форм социальности. Если какое-то общество обозначается как постиндустриальное, то имеется в виду его доминирующее направление развития, не исключающее и другие социальные формы - традиционную и индустриальную. В этом выявляется трудность исследования самих обществ и их социальных сегментов. В частности, при обозначении «современная женщина» возникает вопрос, о какой женщине идет речь.
Обозначая способы осознания современной женщиной себя в процессе своего индивидуального бытия как объект социально-философского анализа, необходимо учитывать, с одной стороны, уже отмеченный мозаичный характер общества, а с другой, гетерогенность самих женщин как социальной группы. Поэтому главным отправным пунктом будет положение о том, что каждой форме социальности соответствует определенный социальный тип, в том числе и определенный тип женственности. Следовательно, современная женщина, о которой идет речь в исследовании, - это тип женственности, характерный для постиндустриального общества. Различия между женщинами в рамках указанного типа могут быть показаны только через процессность личностного бытия женщины, точками отсчета которого, с одной стороны, является сама женщина, а с другой - предлагаемые обществом нормы и ценности женственности.
Предметом исследования является взаимодействие между полом и гендером в самоидентификации женщины постиндустриального общества.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в социально-философском анализе трансформации самоидентификации современной женщины на протяжении ее жизненного пути через взаимодействие между полом и гендером.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить методологические принципы исследования процесса самоидентификации;
- найти систему элементов, через которую осуществляется самоидентификация женщины;
- раскрыть различные аспекты понимания пола и гендера и соотношение между ними;
- рассмотреть самоидентификацию женщины как жизненный процесс, имеющий возрастные стадии, и специфику элементов на каждой стадии;
- показать условия единства между полом и гендером и возможности определения пола как категории социально-философского анализа.
Теоретическая и методологическая основа исследования. С учетом цели и задач исследования в диссертационной работе применяется несколько методологических подходов.
Основным методом исследования становится метод социального конструирования (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Э. Гидденс, И. Гофман). Невозможность рассмотрения самоидентификации современной женщины через единое социальное значение приводит к необходимости ее осмысления различными способами, когда основной подход базируется на совокупности других мыслительных традиций. В первую очередь, выделение типа женственности постиндустриального общества отсылает к типологическому подходу, позволяющему сосредоточить внимание на узловых качествах самоидентификации.
Вынесение в название диссертационной работы термина «гендер» уже априорно предполагает использование гендерного подхода. Действительно, в современном социально-гуманитарном знании осмысление женского существования редко когда обходится без обращения к категории гендера. Поэтому социально-философский анализ самоидентификации женщины через гендерный подход является одной из основных линий исследования и опирается на работы не только зарубежных авторов (Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Дж. Скотт, Г. Рубин, И. Гофман, К. Уэст, Д. Зиммерманн), но и российских теоретиков (Г. А. Брандт, О.А. Ворониной, Е.А. Здравомысловой, Л.Н. Пушкарева, А.А. Темкиной, С. А. Ушакина, О.В. Шабуровой и др.).
Однако сколь бы инструментальным не оказывалось использование гендера как категории социально-философского анализа женской самоидентификации, нельзя только на нем построить все исследование в силу двух причин. Во-первых, существует целый спектр работ, авторы которых осмысливают женское бытие только через категорию пола (Л. Иригарэ, Р. Брайдотти, К. Гиллиган, А. Дворкин, Э. Сиксу). Во-вторых, при применении гендерного подхода часто происходит нивелирование пола и его замена гендером. Поэтому в исследование привлечены работы, не просто акцентирующие внимание на значимость пола в женской идентичности, но и опирающиеся на эссенциалистский подход, хотя и в его нетрадиционном варианте (К.П. Эстес). Нетрадиционность эссенциалистского подхода состоит в том, что сущность женщины рассматривается не как нечто заданное (природой, Богом, обществом) и реализующееся помимо воли и желания женщины, но как то, что, имея общее архетипное основание, обладает индивидуальной вариативностью.
Конструирование процессуальности самоидентификации путем выделения четырех основных этапов жизненного пути женщины базируется на эпигенетическом подходе Э. Эриксона и экзистенциализме С. де Бовуар. Большое значение в теоретическом построении возрастных этапов сыграли работы по изучению индивидуальности человека таких российских авторов, как С.А. Азаренко, А.В. Грибакин, П.С. Гуревич, В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов, И.С. Кон, Л.А. Мясникова, В. И. Плотников.
Каждый этап женской самоидентификации помимо указанных общетеоретических источников обладает своим спектром работ, охватывающего различные области социально-гуманитарного знания (философская антропология, культурная антропология, психология личности, социальная психология, социологические дисциплины). Так для описания особенностей детского возраста привлекаются исследования В.В. Абраменковой, Н.Н. Авдеевой, С.Б. Борисова, В.Е. Каган, А.Г. Кислова, Ж. Лакана, М. Мид, Д.И. Фельдштейн, Дж. Франкла, А. Фрейд, Л. И. Элькониновой и др. Для рассмотрения специфики периода девичества используются работы С.Б. Борисова, С.И. Кудимова, Е. С. Шильштейн, М.В. Шлениной, Г.Е. Соловьева, С. П. Парамоновой, Н. В. Осетровой, О. И. Карпухина и др. Анализ самоидентификации женщины в зрелом возрасте базируется не только на уже указанной феминистской и гендерно специализированной литературе, но и за ее пределами (Л.Г. Бузунова, Е.А. Баллаева, С.А. Гаврилица, Ю.В. Градскова, Е. Лагунова, Л.Г. Лунякова, С.Ю. Мещерякова, Л. Л. Рыбцова, Т.Б. Щепанская и др.). Наибольшую проблему для теоретического описания представляла самоидентификация пожилой женщины вследствие ее наименьшей изученности (Л.И. Анцыферова, Л.В. Бороздина, Т.М. Герасимова, Е.М. Жидкова, О.Н. Молчанова, Я. Стюарт- Гамильтон).
Выделение системных элементов женской самоидентификации отсылает к системному подходу, но в его неклассическом варианте, когда рассмотрение целого происходит через элементы и способы их соединения, но не устанавливается четкой иерархии элементов и отсутствует исследование устойчивости системы при взаимодействии с внешней средой. Фактически системный подход приобретает новый смысл: речь идет о сохранении самоидентификации, обретаемой в процессе изменения, трансформации элементов. Ключевыми в анализе элементов самоидентификации являются работы таких авторов, как Х. Арендт, У. Бек, П. Бурдье, М. Бубер, Л. Иригарэ, Ж. Липовецкий, Ж.-П. Сартр, М. Фуко.
Объединение перечисленных теоретических разработок и методологических подходов определяет специфику и новизну диссертационного исследования.
Научная новизна исследования.
1. Впервые женская самоидентификация рассмотрена как процесс трансформации системы исходных элементов, разворачивающихся во взаимодействии пола и гендера.
2. Впервые выявлены особенности самоидентификации женщины на различных возрастных этапах ее жизненного пути через специфику соединения и функционирования исходных системных элементов.
3. Показана ранее не исследованная особенность самоидентификации пожилой женщины;
4. Пол включен в категориальный арсенал социальной философии наряду с гендером и обнаружена специфика не только пола-функции, но и пола-сущности.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Женская самоидентификация есть жизненный процесс (детство, юность, зрелость, пожилой возраст) и система, состоящая из элементов (телесности, сексуальности, партнерства, материнства и профессиональной деятельности) и способов их объединения. Принципом выделения возрастных этапов и системных элементов выступает взаимодействие между полом и гендером, которое подвержено постоянной трансформации вследствие изменчивости («текучести») пола и зависимости гендера от социального контекста.
2. Функционирование системных элементов на каждом этапе жизненного
пути женщины обусловлено как способом их соединения, так и отношениями между полом и гендером. В детстве потенциальность пола обеспечивает доминирование гендерных стереотипов в самоидентификации девочки, поэтому системные элементы функционируют через обучение и игру. В юности актуализация пола соединяется с максимализацией гендерного нормирования, что приводит к проверке или экспериментированию с возможностями функционирования системных элементов. Зрелость является периодом, когда пол и гендер могут составлять как гармоничное единство, так и противоречивое взаимодействие. В зависимости от варианта соединения пола и гендера происходит раскрытие системных элементов женской самоидентификации.
3. Пожилой возраст нуждается в теоретической реабилитации через признание его самоценности в процессе жизненного пути женщины. Самоидентификация пожилой женщины подготавливается взаимодействием пола и гендера в зрелости, но актуализируется в специфических условиях пожилого возраста, что обеспечивает либо позитивное, либо негативное восприятие происходящих перемен и условий дальнейшей самоидентификации.
4. Пол рассматривается не как анатомо-физиологическая константа или биологический субстрат, но как сложное образование, на одном уровне которого находится телесно-эмоциональное бытие женщины, а на другом - архетип как общие для многих поколений женщин формы поведения и мышления. В социальной философии пол может использоваться для обозначения тех сфер жизнедеятельности человека, которые не поддаются описанию с позиции социальной детерминации. Телесно-эмоциональное бытие женщины обозначено как пол-функция, а архетипное образование - как пол-сущность. На всех этапах жизни женщины взаимодействие происходит между полом-функцией и гендером, тогда как пол-сущность про-является только при гармоничном единстве пола-функции и гендера, а при противоречиях между ними пол-сущность выступает как предчувствуемый идеал, которого женщина, желая, не может достичь.
Научно-практическая значимость работы. Социально-философский анализ женской самоидентификации, охватывающий весь жизненный путь женщины в его ключевых моментах, является теоретически значимым не только для «женских исследований», но и для социально-гуманитарного знания в целом. Использование в анализе концептуальных разработок и практических данных из таких областей социально-гуманитарного знания, как социальная философия, философская антропология, культурная антропология, психология личности, социальная психология, возрастная психология, психология семейных отношений, социология сферы занятости, социология семьи, демографическая социология позволяет допустить результаты исследования в эти сферы, как на уровне теории, так и на уровне методологии. Помимо этого, теоретический материал и выводы диссертационной работы могут применяться в процессе преподавания таких дисциплин, как социальная философия, философская антропология, культурная антропология, этика, а также в спецкурсах по женским и гендерным исследованиям. Кроме этого, данная работа может оказать практическую помощь педагогам и родителям, стоящих перед проблемой полового и гендерного воспитания девочек.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и культурологии Уральского государственного университета путей сообщения и на заседаниях Экспертного совета того же вуза. Также по теме диссертации сделаны доклады в рамках конференций «Мировоззрение как социокультурный феномен» (Екатеринбург, 2002). «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта» (Екатеринбург, 2003), «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» (Екатеринбург, 2003), «Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал» (Екатеринбург, 2004), «Молодые ученые - молодому веку» (Екатеринбург, 2004) и др. По проблеме самоопределения женщины проводились семинарские занятия на разных факультетах Уральского государственного университета путей сообщения. Основные принципы диссертационного исследования нашли отражение в 11 публикациях автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Главы разделены на параграфы: в первой главе содержится два параграфа, во второй - четыре. Список литературы состоит из 370 наименований. Общий объем диссертации - 146 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Гендерные идеалы и современность //Мировоззрение как социокультурный феномен. Материалы Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура», посвященной 75-летию Заслуженного деятеля науки РФ, доктора философских наук, профессора Исаака Яковлевича Лойфмана (Екатеринбург, 17-18 декабря 2002 г.). - Екатеринбург, 2002. - С. 160-163 (0,18 п.л.).
2. Гендерный взгляд на социальные противоречия в сфере железнодорожного транспорта //Молодые ученые - транспорту. Труды IV научно-технической конференции (20-21 марта 2003 г.). - Екатеринбург, 2003. -С. 185-191 (0,45 п.л.).
3. Проблема женской идентификации в современном российском обществе: между гендером и полом //Культура современного российского общества: состояние, проблемы, перспективы. Труды международной научно-практической конференции 10-12 апреля 2003г. - Екатеринбург, 2003. - С. 156-161 (0,53 п.л.).
4. Гендерная ситуация в современной российской культуре: формы женской идентичности //Человек в мире культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 25 апреля 2003 г. - Екатеринбург, 2003. - С. 21-26 (0,4 п.л.).
5. Вариативность женской идентичности в современном российском обществе: гендер и пол //Коллизии свободы в постиндустриальном обществе. Материалы международной научно-практической конференции Гуманитарного университета. 15-16 мая 2003 года (Екатеринбург). - Екатеринбург, 2003. -С. 195-199 (0,2 п.л.).
6. Перипетии гендерной самоидентификации современной российской женщины //Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта. Материалы Всероссийской научно-технической конференции. Том 3. - Екатеринбург, 2003. - С. 364-374 (0,54 п.л.). (В соавторстве с Л. А. Мясниковой).
7. Проблемы самоидентификации женщины-педагога //Проблемы ХХ1 века: культура поведения молодежи. Роль общества в воспитании молодежи. Материалы международной научно-практической конференции ученых, аспирантов, студентов, общественности (16-17 апреля 2004 года). - Санкт- Петербург, 2004. - С. 129-133 (0,19 п.л.).
8. Специфика женской идентичности в информационном обществе: концепция Джудит Батлер //Информационная эпоха: Мир - Россия - Урал: VII международная научно-практическая конференция, проведенная Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) и Генеральным консульством США в Екатеринбурге 12-13 мая 2004 года: Материалы в 2 т. - Екатеринбург: Из-во Гуманитарного ун-та, 2004. Т. 1. - С. 71-75 (0,2 п.л.).
9. Этапы женской самоидентификации: дихотомия пол/гендер //Молодые ученые - молодому веку. Материалы Российской научно-практической конференции (Екатеринбург, 6 октября 2004 г.). - Екатеринбург, 2004. - С. 32-42(0,65 п.л.).
10. Номада как основа женской идентичности //Молодые ученые - транспорту: Труды V межвузовской научно-технической конференции. - Екатеринбург: УрГУПС. В 2-х ч. - Ч. 1. - 2004. - С. 201-210 (0,64 п.л.).
11. Жертвенность материнства: варианты самоидентификации современной женщины //Гендерные разночтения. - СПб.: Алетейя, 2005. - С. 171-177.(0,5 п.л.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ