Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Универсальность как социальная характеристика выпускника вуза: социологический анализ

Работа №103449

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы17
Год сдачи2005
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность темы исследования
Современное мировое развитие отличается высоким динамизмом и масштабностью перемен. В течение нескольких последних десятилетий произошли бурные изменения во всех сферах жизни. Это приводит к тому, что для современных социальных наук становятся актуальными новые экономические, политические, социальные проблемы. При этом в категориальном аппарате социологии появляются новые понятия, а, порой и использовавшиеся прежде категории, приобретают несколько иное значение. Все это, на наш взгляд, позволяет говорить об актуальности проблемы формирования у личности особой социальной характеристики, соответствующей современным требованиям, - универсальности.
Формирование данного качества связано с тем, что новые открытия в науке, появление все более сложных технических систем, активный обмен культурами разных этносов и социальных групп ведет к нарушению прежнего, устойчивого образа жизни многих стран и народов. Ранее он характеризовался тем, что полученные индивидом в период первичной социализации представления о нормах и правилах нравственной, эстетической, трудовой культуры могли обеспечить его успешную деятельность на протяжении всей жизни. Знания, приобретенные в профессиональной сфере, позволяли в полной мере справляться с производственными обязанностями на протяжении всего трудового пути. Ускорение темпов обновления всех сторон жизнедеятельности человека ведет к необходимости приобретения новых качеств, с помощью которых возможна успешная адаптация к требованиям современной повседневной жизни и реализация имеющихся способностей к конкретным видам профессиональной деятельности.
Важнейшей особенностью новых требований к личности является то, что ей необходимо постоянно менять себя для успешной самореализации и самоутверждения в разнообразных общностях, отличающихся по содержанию культуры. Получив профессиональное образование в одной стране, специалист может трудиться в другом регионе мира. Приобретя культуру одной социальной группы, затем осуществлять самореализацию в рамках иной, существенно отличающейся по нормам и ценностям общности. Дело не только в активно происходящих сегодня пространственных перемещениях, но и в том, что, даже оставаясь территориально на одном месте, индивид на протяжении своей жизни будет сталкиваться с динамичными изменениями культуры, происходящими в современном обществе. Эти процессы вызывают необходимость появления такой социальной характеристики личности, как «универсальность». Она выражается в умении успешно осваивать разные по содержанию, направленности и формам реализации типы культур. Этот навык необходим как для совершенствования общей культуры личности, так и профессиональной деятельности. Приобретение указанного качества становится важнейшим условием для достижения успеха в трудовой, общественной, семейно-бытовой деятельности.
Особенно актуально формирование «универсальности» для выпускников вузов. Специалист с высшим образованием в настоящее время сталкивается с наиболее высокой степенью изменчивости требований к его профессиональной деятельности. Сложный умственный труд оказывается наиболее подвижным, поскольку современная экономическая система основана на включение в трудовую деятельность все новых и новых достижений науки. Они вносят существенные изменения в содержание и формы практически любой трудовой деятельности. Выпускник вуза, благодаря овладению сложными видами умственного труда, обладает большими возможностями для самореализации в различных регионах не только своей страны, но и мира. К нему в большей мере, чем кому-либо, предъявляются требования быть универсальным как в плане изменения своей общей культуры, так и реализации профессиональных знаний в различных видах производства. Он должен обладать способностью успешно адаптироваться к специфическим требованиям общественной, семейной, досугов ой, политической жизни социальных групп.
Актуальность проблемы универсальности также вызвана стремлением европейских стран выработать единую систему требований в сфере высшего образования. Болонская декларация направлена на формирование качественно нового специалиста, способного успешно реализовывать свои профессиональные способности в любом уголке мира.
Поэтому необходимо социологическими методами выяснить имеющийся в настоящее время уровень готовности выпускников отечественных вузов к реализации тех возможностей, которые им предоставит осуществление программы интеграции высшего образования европейских стран.
Актуальным становится исследование противоречий, во-первых, в самом понимании требований, которые предъявляются к общей культуре и профессиональной деятельности выпускника вуза. Во-вторых, определить степень готовности нынешних специалистов к пространственной и временной мобильности. В-третьих, исследовать те противоречия, которые возникают в процессе развития универсальности в общей культуре выпускников. В- четвертых, выделить те проблемы, которые существуют в формировании универсальности выпускников вузов в профессиональной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы
В первую очередь, необходимо выделить те исследования, которые посвящены изучению основных изменений, происходящих в настоящее время в системе взаимодействия личности и общества. Эти проблемы рассматривались в работах Б. Андерсона, А. Аппадураи, Г. Башляра, У. Бека, Д. Белла, П. Бергера, И. Берлина, З. Бжезинского, Ж. Бодрийяра, Ф. Борделя, П. Бурдье, И. Валлерстайна, Д. Гелбрейта, Э. Геллнера, Э. Гидденса, И. Гофмана, П. Дракера, Р. Инглегарта, Г. Кунга, М. Кастельса, Ж.-Ф. Лиотара, Т. Лукмана, К. Омаэ, Т. Сакайи, Г Селье, Л. Склэра, Г. Терборна, А.Тоффлера, Р. Робертсона, М. Уотерса, Ф. Фукуямы, С. Хантингтона, А. Щутца, А. Этциони, а также других ученых. В рамках изучения данной проблематики исследователями ставится вопрос о формировании нового типа личности, способной к универсальному взаимодействию с социумом.
Среди российских ученых данную проблему активно изучают такие авторы, как Э.А. Азроянц, Е.С. Баразгова, И.В. Бестужев-Лада, С Градировский., И.Ф. Девятко, В.Л Иноземцев, Б.Ю. Кагарлицкий, С.П. Капица, В.Е. Кемеров, В.Д. Кувалдин, С.В. Кугушев, И. Кон, Ю. Левада, А.В Меренков, Н.А Моисеев, А.И. Нелесса, Г.П.Орлов, В. Пантин, С. Переслегин, Н.Е. Покровский, А.Ю. Согомонов, А.И. Уткин, М.А. Чешков, В. А. Штомка, П.Г Щедровицкий, В. А. Ядов, М. Эпштейн. Ими исследовались те проблемы, которые существуют в настоящее время в процессе интеграции России в глобальный мир.
Так как универсальность специалиста проявляется как в повседневной, так и в профессиональной культуре, то мы обращались к работам таких исследователей социокультурной и пространственной мобильности, как А.С. Ахиезер, П. Блау, М. Вебер, Т. Веблен, Ю.Р. Вишневский, Ж. А. Зайончковская, Т.И. Заславская, Г. Зиммель, Г.Е. Зборовский, Л. Г. Ионин, Т.В. Наумова, Г.П. Орлов, М.Н. Руткевич, Р.В. Рывкина, Г. В. Осипов, П. Сорокин, И.Г. Ушкалов, В.Т. Шапко и других.
Становление универсальности как социальной характеристики личности происходит в рамках общего процесса формирования индивидов, способных к активному саморазвитию. Данная проблема изучалась такими учеными как Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Маслоу А., Меренков А.В., Селевко Р.Г., Рувинский Л.И., Фром Э., Шуклина Е., Ухтомский А.А.
Поскольку исследуется роль высшего образования в формировании универсальной личности, изучались труды тех социологов, которые рассматривают проблемы и противоречия развития общего и профессионального образования: Асмолова А.Г., Баразговой Е.С., Бестужева- Лады И.В, Вишневского Ю.Р., Зиновьева Д.В., Иллича И., Коллинза Р., Кумбса Ф., Лисовского В.Т., Меренкова А.В., Мид М., Мангейма К., Нечаева В.Я., Рубиной Л.Я., Саймона Б., Тимы М.Х., Филиера А.Я., Хайдеггера М., Харчевой В.Г., Чупрова В.И., Шадрикова В.Д., Шереги Ф.Э., Шубкина В.Н. и других.
Анализ современных представлений о путях модернизации отечественного высшего образования потребовал обратиться к мнениям и высказываниям тех, кто практически участвует в разработке и реализации основных направлений его развития: Логунова А.Н., Митрофанова С., Садовничего В.А., Третьякова В.Е., Филиппова В.М., Фурсенко А.А., Шанина Т.
Анализ вышеуказанных источников дал нам возможность выстроить концепцию нашего исследования и провести теоретический и эмпирический анализ проблемы готовности современной личности, в частности, выпускников российских вузов к усвоению тех требований, которые обеспечивают универсальность их общей культуры и профессиональной деятельности.
Объектом исследования являются студенты выпускных курсов различных вузов крупного промышленного центра.
Предметом исследования явились особенности становления универсальности как социальной характеристики выпускника вуза.
Целью диссертационной работы является выявление основных противоречий формирования универсальности как социальной характеристики у современных выпускников вузов.
Для достижения данной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
• Выявить сущность и содержание универсальности как социальной характеристики личности
• Исследовать изменения требований к современному человеку, которые вызывают становление новой системы универсальности выпускника вуза
• Исследовать роль общего и профессионального образования в формировании универсальности, как социальной характеристики выпускников.
• На основе конкретных социологических исследований изучить противоречия формирования установок на универсальность в общей культуре и профессиональной деятельности выпускников вузов
• Дать практические рекомендации по совершенствованию системы формирования универсальности как социальной характеристики современного специалиста.
Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи, входящие в дискурс глобализации: концепция постиндустриального общества, модели глобальной социальности и де-территориальной социальности.
Основными концептуальными положениями являются представления о том, что современный мир переходит в стадию постиндустриального развития, характеризующегося сжатием пространства и интенсификацией времени. Опираясь на системный и структурно-функциональный анализ, автор выявляет изменения в системе требований к социальным характеристикам специалиста, вызванные переходом к глобальному постиндустриальному обществу. Использование исторического метода позволяет определить особенности универсальности, как социальной характеристики выпускников вузов в индустриальном и постиндустриальном обществе. Применение основных положений теории постмодернизма дает возможность глубже выявить противоречия, которые характеризуют процесс становления новой универсальности как характеристики современной личности.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенных автором в 2000-2005 г-г.
В ходе анкетного опроса по квотно-пропорциональной выборке были изучены ориентации и установки на территориальную мобильность 350 выпускников вузов Екатеринбурга. Также методом анкетирования по квотной выборке были изучены мнения 560 студентов разных факультетов и курсов по поводу формирования универсальности, как социальной характеристики выпускника вуза. По данной проблематике было также опрошено 260 преподавателей вузов. С целью выяснения роли иностранного языка в формировании социокультурной и профессиональной подвижности выпускников было опрошено 350 студентов и 120 преподавателей.
Методом глубинного интервью было изучено мнение 20 студентов и 25 экспертов, в сферах рынка труда и современного высшего образования
Помимо результатов, полученных автором в ходе самостоятельных исследований, в работе использовались эмпирические данные, полученные другими учеными.
Научная новизна исследования:
- Дано авторское определение универсальности современной личности, понимаемое как наличие тех знаний и умений, которые обеспечивают необходимую пространственную и временную ее мобильность в соответствии с требованиями постоянно ускоряющихся научно-технических и социальных преобразований в современном мире.
- Выделяются два типа универсальности: первый, сформированный в условиях
индустриального общества; второй, вызванный требованиями постиндустриальной общественной системы. Прежде универсальность выражалась в умении успешно реализовывать требования к общей культуре и профессиональной деятельности человека, опираясь на те базовые знания, которые он получил в процессе первичной социализации. В настоящее время универсальность обеспечивается способностью к постоянному саморазвитию во всех сферах жизнедеятельности человека.
- Введены понятия мнимая и необходимая для профессиональной деятельности универсальность выпускника вуза. Мнимая характеризуется установкой на включение в любую трудовую деятельность, независимо от полученного образования и активности по саморазвитию. Необходимая - определяется готовностью к постоянному самообразованию и саморазвитию в разнообразных видах трудовой деятельности.
- Рассмотрены конкретные характеристики, которые определяют универсальность личности в освоении той общей культуры, которая обеспечивает социокультурную и пространственную мобильность.
- Исследованы основные характеристики универсальности в профессиональной деятельности выпускников вузов, обеспечивающие успешную трудовую деятельность в различных по технической оснащенности производствах.
- Исследованы те противоречия в системе общего образования, которые влияют на уровень универсальности выпускников школ. Доказано, что до сих пор сохраняется традиционное содержание школьного образования, не позволяющее многим абитуриентам обоснованно выбрать будущую профессию.
- Изучены основные противоречия, характеризующие современную организацию подготовки специалиста с высшим образованием. Показано, что обучение в вузе лишь частично ориентирует выпускников на приобретение универсальности при освоении общей культуры и требований к постоянно усложняющейся профессиональной деятельности.
Научно-практическая значимость работы. Выводы и рекомендации, полученные в ходе работы, могут быть использованы для осмысления ряда дискуссионных проблем о содержании и способах формирования современной универсальности как социальной характеристики выпускника вуза.
Результаты конкретно-эмпирических исследований могут быть применены в процессе разработки концепций и программ совершенствования системы высшего профессионального образования в нашей стране. В частности, в уточнении содержания общей и профессиональной подготовки специалистов, способных успешно реализовывать свои знания и умения в разных социокультурных и профессиональных общностях.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке таких курсов, как «Социология образования, «Социология рынка труда», «Социальная антропология».
Апробация работы. Положения и выводы диссертации излагались автором на следующих конференциях: «Общество - Образование - Культура - Молодежь» // Международная научно-практическая конференция, посвященная 25-летию уральских социологических чтений и 25-летию ФГО УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2001 г.; «Европейская Культура» // VII Международный конгресс (Congreso “Cultura Europea”). - Памплона, Испания, 2002 г. (Pamplona, Spain, 2002); «Региональные процессы и управление» // III Международная научно-практическая конференция, Екатеринбург, 2003 г.; «Политическая культура и политические процессы в современном мире»// VIII Международная конференция, посвященная памяти Л.Н. Когана, Екатеринбург, 2005 г.; «Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: Российский и зарубежный опыт»// II Международная научно-практическая конференция, Пенза, 2005 г.
Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры прикладной социологии ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького».
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы, содержащего 167 наименований. Объем работы 168 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Гинзбург М. Е. Новая мобильность. Эмиграционные настроения студенческой молодежи. // Большой Урал - XXI век. Ч.4. Общество - Образование - Культура - Молодежь: Екатеринбург, 2001г. С. 104-106.
2. Ginzburg Maria. Are we prepares to the Universality of the world? // Congreso Cultura Europea VII/ Pamplona, 2002. P. 221-224.
3. Гинзбург М.Е. Универсальный человек. Кто ты? // Региональные процессы и управление. Сборник материалов научно практической конференции.: Екатеринбург 2003, С. 117-124
4. Гинзбург М.Е. Содержательные характеристики понятия
«универсальность». // Политическая культура и политические процессы в современном мире. Ч. VI (2)- Екатеринбург, 2005 г. С. 78-83
5. Гинзбург М.Е. Толерантность как важнейшее свойство универсальной личности. // Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: Российский и зарубежный опыт. Материалы II Международной научно-практической конференции: Пенза, 2005 г. С . 131-136.
6. Гинзбург М.Е. Универсальность как социальная характеристика личности. // Актуальные проблемы социологии менеджмента: Общество - Управление - Образование - Молодежь. Екатеринбург, 2005 г. С. 42-44.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ