Актуальность исследования связана, прежде всего, с новой ситуацией общественной жизни. Современное общество принято называть информационным обществом. В нем темпы культурных изменений, творчества новых культурных и социальных форм многократно возрастают. Это означает, что предельные основания деятельности человека, познания и оценки трансформируются гораздо чаще, чем это происходило в прошлом. Природа глобального кризиса антропологическая, и его истоки надо искать на антропологическом уровне, в процессах, происходящих с человеком. Эти процессы в мировой ситуации и динамике приняли характер резких и радикальных перемен, и уже не могут считаться вторичными следствиями социальных или исторических процессов.
Современное информационное общество принципиально ставит вопрос о бесконечной пластичности природы человека. По утверждению некоторых ученых, происходящая в настоящее время информационная революция открывает беспрецедентные возможности, способные вызвать кардинальные изменения в природе человека. Эти изменения могут быть столь глубоки, что возникает вопрос, какое будущее нас ждет - человеческое или постчеловеческое (Фукуяма)? Формируется новый облик человека, новая антропологическая реальность, лишенная неизменяемого сущностного ядра.
Подобная постановка вопроса проблематизирует явления, прежде не находившиеся в фокусе философского исследования, в частности, феномен взрослости. Современное общество пытается подвергнуть сомнению онтологическую самодостаточность взрослости. В современном потоке много-образных изменений возникла угроза самому существованию взрослости - многие авторы говорят о возможном растворении, размывании бытийных оснований взрослости перед вызовом массовой культуры - культуры инфантильных, незрелых людей. Появление «самодовольного недоросля», «массового человека», нового культурного героя (Гарри Поттера) вызвано множеством причин.
Представляется, что современное информационное общество создает уникальную ситуацию для философского осмысления взрослости, так как экономические, социальные и герменевтические процессы, происходящие в нем, переопределяют взрослость как таковую, очень ярко высвечивая ее место, роль и значение в человеческом бытии.
Степень разработанности проблемы. Взрослый человек давно является предметом медицинских, психологических, педагогических, культурно-антропологических, социологических, экономических исследований. Политическая философия и философия права еще в XVIII веке, ставя вопрос о субъекте политических и правовых отношений, обязательно затрагивала проблему дееспособности и совершеннолетия. Исторически концептуализация взрослого совершалась нефилософскими средствами на языке психологии и социологии. Особенностью литературы, затрагивающей отдельные стороны бытия взрослого человека, является конкретная предметная ангажированность. В этих работах содержится обширный эмпирический материал, включая феноменологические описания и наблюдения, которые представляют интерес для осмысления взрослости в различных концептуальных планах. Особый интерес представляют системные исследования взрослости, которые ведутся в рамках психоаналитической школы: З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Берн, В. Райх, К. Хорни и др. Собственно философская рефлексия взрослости стала складываться только в XX веке в культурной антропологии (Р. Бенедикт, Дж. Кемпбелл, М. Мид, Б. Малиновский).
В теоретическом осмыслении взрослости можно выделить следующие тенденции:
1) взрослость полностью тождественна сущности человека и представляет собой ядро, его глубинную сущность. Эта сущность позволяет взрослому человеку выступать субъектом процесса преемственности и смены поколений (Л. С. Выготский, И. С. Кон, К. Линч, У. Огборн, Г. Шельски, П. Сорокин, П. Штомпка); или важнейшим социальным фактором, обеспечивающим стабильность общества (К. Маркс, М. Вебер, Б. Г. Ананьев, А. Н. и А. А. Леонтьевы, Л. Ионин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Э. Эриксон, Л. Н. Коган). Взрослый обладает особыми психофизиологическими свойствами (А. Бандура, Д. Боулби, У. Брофенбреннер, А. Валлон, А. Бергсон, А. А. Реан, Б. и Р. Скиннеры, З. Фрейд, В. Райх, Х. Ремшмидт). Отсюда стремление подходить к взрослому с биологическими или социо-логическими мерками, основанными на понятиях «развитие», «созревание», «рост»;
2) взрослость обладает собственной сущностью, собственной онтологией. Используемое нами понятия «культурная онтология» опирается на работы Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, Н. К. Бонецкой, Е. А. Богатыревой, П. А. Флоренского, В. С. Библера, А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана. Введение понятия «взрослость» в философский контекст позволяет исследовать жизненные пространства бытия взрослого как универсальный феномен культуры. Взрослость - это отклик человека на необходимость порождения, конструирования, творчества пространства бытия смыслов. Он может проявляться и реализовываться в разных способах бытия взрослого, на-пример, в труде или образовании.
Проблематизация взрослости в философии возможна под разными углами зрения: с позиций антропологического подхода (А. Гелен, Дж. Гуди, К. Келли, Х. Плеснер, Э. Хэйвлок, М. Шелер, П. С. Гуревич), в рамках философии возраста (С. Хедрикс, Дж. Хендрикс, Д. Хант, М. А. Елютина, А. Г. Кислов, Е. Н. Косилова, Э. Е. Чеканова) и философии здоровья (А. Н. Огурцов, И. А. Серова).
Философской базой работы служат исследования онтологии человека, модусов, способов его бытия, экстазисов, экзистенциалов, модальностей (И. Витаньи, Л. Витгенштейн, Г. Гадамер, Г. Гегель, Ж. Делез, Г. Лейбниц, Д. Лукач, К. Маркс, К. Поппер, Г. Райл, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, М. Эпштейн, П. П. Гайденко, В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов, К. Н. Лбутин, Ф. Т. Михайлов, Н. С. Розов, В. С. Степин).
Второй пласт литературы составляют работы по общей антропологи-ческой проблематике (А. Гелен, Г. Буркхардт, Л. П. Буева, Б. Т. Григорьян, А. Г. Мысливченко, В. Б. Куликов, В. И. Плотников, Л. А. Мясникова). Наша философская позиция находится в русле антропологических представлений о том, что сущность человека способна трансформироваться при условии его пространственно-временной адаптации в определенное время и определенном месте (А. Сервера Эспиноза) в ракурсе всеобщей герменевтики (М. Шелер, Х. Плеснер) или культуры (Л. Фарре, Г. Хенгстенберг).
Философские поиски взрослости предполагают описание различных способов бытия взрослого в пространстве и времени. Отсюда наше обращение к исследованиям времени и темпоральности человека в работах Г. Зиммеля, Х. Инниса, Т. Лукмана, Дж. Мида, А. Шюца, М. Хайдеггера, И. А. Акчурина, А. Я. Гуревича, В. А. Кутырева, Д. В. Пивоварова, С. С. Хоружего, а также к работам П. Бурдье, А. Кребера, П. Сорокина, А. Тойнби, М. Хальбвакса, Я. Ассмана, И. Т. Касавина, в которых анализируются особенности социокультурных процессов и феноменов.
Анализ работ, использующих понятия «культура», «культурное бытие», «культурный мир» необходим для концептуального осмысления полимодальной онтологии взрослого и взрослости как способа бытия человека в культуре. Взрослый получает возможность быть понятым не только как культурно-исторический тип, соответствующий различным культурным эпохам, но и как феномен, обладающий гетерогенной и гетерохронной онтологией. Вследствие вышесказанного для нас важны теории, общим для которых является рассмотрение культуры и человека как системы смысловых ориентаций (Я. Ассман, Р. Барт, Г. Гадамер, Ж. Делез, К. Кассирер, М. Шелер, М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, М. Мамардашвили, В. С. Степин).
Отсюда третий пласт литературы, его составляют работы по собственно герменевтическим проблемам в ракурсе онтологии понимания и онтологии смысла. Здесь уже кристаллизовался некоторый «классический» инвариант, включающий работы П. А. Флоренского, М. Хайдеггера, Г. Гадамера, П. Рикера, Ж. Делеза. Наиболее подробно анализируют герменевтические горизонты культурно означенного бытия взрослого человека М. Хайдеггер и Г. Гадамер. Но вне пристально внимания остаются смысложизненные реалии мира взрослых. Изменение масштаба приводит к дегерменевтизации горизонта рассмотрения, а содержательные проработки при-обретают иллюстративно фрагментарный характер. Особый интерес для нас представляют исследования базовых антропологических моделей герменевтики П. Рикера, Ю. Хабермаса, М. Эпштейна, Ю. М. Лотмана.
Философия взрослости рассматривается через описание смыслов взрослости с позиций различных культур в исторической перспективе (Ж. Вернан, Ф. Бродель, А. Я. Гуревич, М. Коул, К. Леви-Стросс, Г. Маклюэн, Б. Малиновский, М. Мид, И. Онг, Ч. Тайлор, У. Уорнер, М. Фуко, Й. Хейзинга). Отсюда привлечение результатов исследований исторических типов культуры (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Л. М. Баткин, А. П. Огурцов). Обращение к такому анализу с необходимостью предполагает философскую реконструкцию различных способов осмысления жизненных миров и практик взрослого человека. Разнообразие возможных методологических подходов и группировок эмпирического материала о «жизни взрослых людей» традиционных и современных культур демонстрируют работы Я. Ассмана, Р. Бенедикт, Ф. Броделя, Ж. Ле Гоффа, Дж. Кемпбелла, М. Мид, К. Ламберг-Карловски, Н. Лумана, Дж. Саблова, В. И. Бакштановского, В. О. Ключевского, И. С. Кона, Ю. В. Согомонова.
Философия взрослости имеет прямые связи с большинством социальных наук. Культурная антропология и психология исследует ментальность взрослых в различных эпохах, исторические проявления психических процессов и состояний, свойственных психике взрослого (Ж. Вернан, Л. С. Выготский, А. Н. Лурия, М. Коул). Работы Г. Ван Гулика, Д. Гуди, К. Леви-Стросса, В. Онга, Г. Маклюэна, М. Фуко, Э. Хэйвлока, М. Ф. Влади-мирского-Буданова, И. С. Кона, Б. А. Успенского посвящены кросскультурным, сравнительным аналитическим исследованиям сексуальности и брачным обрядам взрослых, откуда можно также эксплицировать феноменологические описания способов их бытия.
Глубокие изменения в современном обществе вызвали ряд принципиальных последствий для бытия человека (Х. Арендт, Е. Иригари, М. Фуко, Д. Харвей, И. С. Кон, В. А. Кутырев, А. П. Назаретян, Е. Г. Трубина). Не-посредственно в контексте нашей темы интерес представляют работы, выполненные в русле демографии (Ю. Бромлей, Д. И. Валентей, К. Манхейм, С. Шноль), экономической теории (Б. Гейтс, Дж. Гэлбрейт, П. Друкер, Д. Норт, К. Поланьи, А. Туроу, В. А. Зуев, В. Л. Иноземцев, С. И. Кирдина, Л. А. Мясникова), экономической биологии (Дж. Комлос, Б. Н. Миронов), экономической социологии (Е. А. Данилова, Г. Г. Дилигенский, В. А. Ядов), социологии образования (М. Арчер, Дж. Фильд, Б. З. Мильнер), которые позволили сделать выводы о динамике способов бытия взрослого в современную эпоху.
При анализе особенностей современной информационной эпохи мы опирались на работы М. Кастельса, Н. Биггар, С. Коэна, П. Дэниэльса, Дж. Хендрикса, С. Пинкера, Дж. Реддинга, Р. Уитли, Б. Гейтса, Н. Винера, П. Друкера, К. Имаи, И. Масуды, И. Нонаки, В. Л. Иноземцева, Н. Н. Моисеева. Неоднозначность статуса и роли взрослого в информационном обществе побуждают исследователей рассматривать роли и функции современного взрослого с позиций различных подходов. В работах З. Баумана, Р. Эллен, П. Друкера, С. Лэша, Ф. Фукуямы, К. Джерджена, А. Гидденса, К. Келли, Т. И. Заславской, В. А. Ядова, М. Кастельса, Г. Л. Тульчинского, Ю. В. Громыко, В. А. Кутырева, П. Штомпки, С. С. Хоружего остро ставится задача по выявлению оснований разных форм деятельности взрослого, исследованию способов его бытия и формулированию механизмов и способов их возможных изменений. Различные связи и отношения взрослого как субъекта деятельности, политики, права, культуры, образования получили развернутое освещение в трудах вышеупомянутых авторов. С точки зрения проблематики нашей диссертации все вышеперечисленные работы содержат значительный потенциал эмпирических наблюдений и теоретических концептуализаций.
Ознакомление с указанными подходами показало со всей очевидностью, что целостное и эксплицитное философское исследование взрослости становится сегодня остро востребованным и возможным. Антропологическая проблема культурной сущности человека, актуализирующего себя в определенном пространстве и времени, обозначенная А. Сервера Эспинозой, Л. Фарре и Г. Хенгстенбергом, не привлекла внимания исследователей. В целом проблемы бытия взрослого в ракурсе онтологии понимания и смысла поглощаются и «закрываются» психологическими и социологическими интерпретациями и культурологическими экспликациями. Взрослость как универсальный культурный феномен не стала предметом специального исследования ни в философии, ни в конкретных науках. Сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, имеется категориальный аппарат, разработанный в классической философии, который может быть использован для исследования взрослости, с другой - такое исследование до настоящего времени не проводилось. Необходим философский анализ существования и воспроизводства взрослости в современной культуре, пределов ее динамики и трансформации. Необходима рабочая модель онтологии взрослого, которая позволила бы понять, каким образом саморазвитие универсального культурно означенного человеческого феномена - взрослости может и должно обеспечить существование человеческого в человеке в условиях глубокой общественной трансформации.
Настоящая работа представляет собой попытку обоснования и использования философского анализа универсальных способов бытия взрос-лого и взрослости как феноменов культуры.
Цель работы - осмыслить феномен взрослого человека и взрослость как универсальный способ культурно означенного бытия человека в пространственно-временном смыслонаполненном континууме человеческого мира.
Задачи исследования:
• вычленить методологические основания построения концепции человеческой взрослости с помощью философской реконструкции и экспликации философских и нефилософских источников;
• выделить и описать системные характерологические признаки взрослого в онтологических координатах;
• исследовать феноменологические координаты, артикулирующие горизонты бытия взрослого;
• раскрыть универсальность способов бытия взрослого, одновременно показав динамику взрослости как процесс усложнения, диверсификации способов бытия при изменении связей между ними;
• реконструировать границы жизненных миров взрослого в различные культурно-исторические эпохи (культурно-исторический тип взрос-лого);
• дать интерпретацию взрослости в современном обществе, как развертывание пространственно-временных характеристик, способов бытия, состояний взрослого.
Предмет исследования - философское осмысление способов бытия взрослого человека в культуре и обществе.
Методология исследования.
Особенность феномена взрослого человека и поставленная цель диктовали и своеобразие избранной методологии. Знание о бытии взрослого человека в современном обществе не исчерпывается возможностями философского познания, но предполагает учет и анализ результатов междисциплинарных исследований. Здесь необходима интеграция не только знаний из различных наук (психологии, социологии, культурной антропологии, экономики), но и вариантов философских подходов и философского осмысления этого феномена (классическая философия, философская антропология, экзистенциализм, герменевтика, философия языка). Философско- антропологический анализ универсальных способов бытия взрослого чело-века, выявление многообразия связей и отношений между элементами исследуемого объекта дает возможность привлечь результаты концептуализации взрослого, полученные нефилософскими средствами (философско- рефлексивная методология).
Философско-антропологическая методология позволяет осмыслить феномен взрослого человека как одновременное сочетание универсальности бытия и множественности исторически изменчивых способов воспроизводства и конструирования взрослости в обществе и культуре. Введение понятий «взрослость» и «культурно-исторический тип взрослого» призвано охватить важнейшие параметры бытия взрослого человека (структуру, процесс, основополагающие качества).
Философско-культурологический подход к феномену взрослости опирается на феноменологический анализ многообразия актуализированной взрослости. Это представление требует методологии исследования взрослости как культурного феномена, отличной от методологии редуцирования взрослого к сообществу взрослых (метод типизации). Философско-культурологический подход к взрослости не отменяет и не подменяет собой основные парадигмы философского мышления. Для данного подхода характерно рассмотрение взрослости как исторического понятия, динамика которого, как историческая, так и логическая, задана и культурой, и социумом. С его помощью можно исследовать взрослого не только как условие человеческого существования и элемент культуры, но как субъекта культуры определенного исторического типа.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на за-щиту. Научная новизна диссертации заключается в разработке концепции человеческой взрослости как универсального феномена культуры. Диссертация является первой работой, в которой специально и последовательно исследован феномен человеческой взрослости, ее воспроизводство, способы, типы, динамика культурно-исторического бытия взрослого человека, а также особенности взрослых в современную эпоху. В содержательном аспекте новизна исследования состоит в том, что:
1. Дано философское понятие человека взрослого как существа, определяющего себя, прежде всего в пространстве-времени, в отличие от других существ, для которых пространственно-временная воплощенность не имеет значения. Взрослость - философское понятие, обозначающее характерные свойства человека, важнейшим из которых является способность к порождению, владению, преобразованию смыслонаполненного пространственно-временного континуума человеческого мира.
2. Показано, что совокупность компонентов способа бытия человека в культуре, выраженная в понятии взрослость, обладает возрастодифференцирующим признаком. Различие проявляется в целостном способе бытия, предполагающем носителя взрослости: и отдельного взрослого, и со-общество взрослых, и самосознание взрослого. Актуализация взрослости в человеке предполагает необходимый и достаточный набор характерологических признаков (модусов и экзистенциалов) взрослого: зрелая телесность, проецирование себя в мир в чадородии, культурных смыслах, связанное с манифестацией ответственности и долга, конструктивная материальная и духовная деятельность, конструирование социальной реальности.
3. Показано, что взрослость как особый способ бытия человека в культуре обеспечивает не только биологическое, но социальное и культурное воспроизводство человека и общества в системе других универсалий культуры. Взрослость характеризует человека как воплощение культурных норм через совокупность специфических и общечеловеческих компонентов. Исследованы универсальные способы и конкретно-исторические формы бытия взрослого, сущность динамики и воспроизводства взрослости.
4. Использованы элементы системного подхода для осмысления сути взрослого и взрослости. Обосновано, что взрослый обладает собственной полимодальной культурной онтологией, атрибутами, реализуется в модусах (способах бытия), культурно-исторических типах. Сформулировано понятие «культурная онтология взрослого». Разработана модель «культурной онтологии взрослого» как сложной, многоуровневой системы культурно означенных связей и отношений взрослого человека, каждый из которых, а также вся система в целом обладают особой внутренней динамикой, способностью к культурному воспроизводству и трансформации.
5. Сделан вывод о существовании нескольких способов воспроизводства взрослости: 1) матричном воспроизводстве базовых и дополнительных способов бытия взрослого; 2) воспроизводстве культурных смыслов через традиции (канон) и инновации (новации) в сообществе взрослых, обладающих культурной общностью. Матричный принцип воспроизводства способов бытия взрослого основан на ковариантной репликации доминирующих (базовых) и комплементарных (дополнительных) способов бытия - модусов, составляющих соответственно доминирующие (базовые) и комплементарные (дополнительные) модусные матрицы. Выделены три исторических типа доминирующих модусных матриц: естественного взрослого традиционного общества, где доминирующим способом бытия выступает чадородие; рационального взрослого индустриального общества, когда доминирующим способом бытия выступает труд; пострационального взрослого современного общества, когда доминирующим способом бытия является образование. Сформулировано представление об исторической зависимости смыслов образования взрослого от культурной изменчивости доминирующих (базовых) способов бытия в разные эпохи.
6. Показано, что последовательное развертывание способов бытия в доминирующих модусных матрицах определяют сущностные характеристики культурно-исторических типов естественного взрослого, рационального взрослого, пострационального взрослого. Сформулировано понятие «культурно-исторический тип взрослого», который может быть понят как исторически определенные способы проживания, деятельности взрос-лого, производства, трансляции и восприятия культурных смыслов, феноменов, знаков, символов данной культуры. Культурно-исторический тип взрослого определяется контекстом, социальными функциями взрослого, его социальной значимостью в конкретную эпоху, его местом в структуре социальных связей.
7. Показано, что изменения в онтологии современного взрослого: не-линейность, самоорганизация, неопределенность, гомологичность, - определены сущностными изменениями в обществе и культуре (сетевая экономика, информационное общество). Обосновано, что направленная транс-формация онтологии взрослого в сетевом обществе предполагает целенаправленное строительство различных социальных и образовательных практик. Образование современного взрослого выступает для него специфическим способом преобразования способностей и возможностей, т.е. механизмом преобразования себя в любой сфере и способе бытия.
Теоретическое значение исследования
- состоит во введении в философский контекст проблемы взрослости как универсального феномена культуры;
- в реконструкции методологических оснований понимания феномена взрослости с помощью экспликации философских и нефилософских источников;
- в разработке модели культурной онтологии взрослого;
- осуществленный философский анализ взрослости ориентирует междисциплинарные исследования на выявление специфики взрослости в разнообразных конкретно-исторических обстоятельствах.
Практическое значение исследования. Практическая ценность исследования вытекает из того, что разработанная в нем концепция культурно означенной взрослости может быть использована в решении экономических и социальных проблем, образовательных задач. Результаты исследования дают возможность использовать знание о специфике взрослости в возможных образовательных практиках взрослых, в социальных и социально-политических технологиях, в духовном саморазвитии и индивидуальной самоидентификации людей. Кроме того, выводы диссертации использованы в образовательном процессе и педагогической деятельности автора в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации, а также при чтении курсов, подготовленных на основе материалов диссертации.
Апробация работы. Основные идеи исследования представлены в двух монографиях, в ряде научных и философско-публицистических статей. Основные положения диссертации обсуждались на Втором российском философском конгрессе (1999), на международных и Всероссийских научных конференциях в Днепропетровске (2003), Новгороде (2003, 2004), Тюмени (2004), Омске (2002), Кирове (2003), Челябинске (1996, 2002, 2003, 2004, 2005), Екатеринбурге (1995, 1998, 1998, 2003, 2004, 2005), на семинаре докторантов при ИППК при Уральском госуниверситете, на кафедре философии ИППК при УрГУ, на кафедре гуманитарного образования Нижнетагильского технологического института (филиала) УГТУ-УПИ.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав и десяти параграфов, заключения и списка литературы. Содержание диссертации изложено на 242 страницах, список литературы включает 370 наименований.
1. Горизонты теоретической концептуализации понятия «взрослый» в философии взрослости // Вестник УПИ. 2005. № 18. С. 94-99.
2. Проблемы образования взрослых в информационном обществе // Вестник УПИ. 2004. № 16. С. 90-96.
3. Образование взрослых в современном мире // Вестник высшей школы. Alma mater.2005. № 12.
4. Человек взрослый: философия образования. - Нижний Тагил: изд-во УГТУ-УПИ, 2004. - 7 п.л.
5. Человек взрослый: философско-антропологический анализ. - Нижний Тагил: изд-во УГТУ-УПИ, 2005. - 8 п.л.
6. Классическая, неклассическая и постнеклассическая парадигмы в философии образования взрослых // Дополнительное профессиональное образование педагога: опыт и тенденции развития. - Екатеринбург, 1998, с. 50-56. - 0,3 п.л.
7. Метод проектов в педагогическом колледже // Проблемы профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: Сб. ст. - Н. Тагил, 1999. С. 36-45. - 0, 5 п.л.
8. Взрослость в мире культуры //Человек в мире культуры: Сб. ст., вып. № 3, УрГПУ. - Екатеринбург, 2003. С. 62-70. - 0,4 п.л.
9. Культура информационного общества и образование взрослых // Человек в мире культуры: сб., вып. № 4, УрГПУ. - Екатеринбург, 2004. - 0, 6 п.л.
10. Методы изучения ценностных ориентация преподавателей и студентов вуза // Профессиональное образование в России: Межвузовский сборник РГППУ. - Екатеринбург, 2004. - 0,7 п.л.
11. Использование метода проектов при изучении курса «Культурология» // Человек в мире культуры: сб., вып. № 5, УрГПУ. - Екатеринбург, 2005. - 0, 4 п.л.
12. Метод проектов в процессе преподавания юридических дисциплин // Экономика и право в современной России: межвузовский сборник. - Екатеринбург, 2005. С. 52-57. - 0, 4 п.л.
13. Рецепции Канта в современной философии образования // Кант и современная философия: Сб. ст. и докладов Международной конференции, Днепропетровск, 2004. - 0, 8 п.л.
14. Взрослость как онтологическая основа конкурентоспособного человеческого капитала в информационном обществе // Человеческий ка-питал в современном обществе: Материалы Международной НПК. - Челябинск, 2005. - 0,6 п.л.
15. Образование взрослых как открытая социокультурная система // Открытое образование. Бизнес и образование: доклады российско-американской конференции. - Екатеринбург, 1997. С. 41-44. - 0,2 п.л.
16. Взрослость как проблема философского дискурса (в соавторстве) // ХХ1 век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса. - Екатеринбург, 1999, с. 154-156. - 0,1 п.л.
17. Универсальное и полимодальное в онтологии взрослости // Там же, с. 156. - 0.1.п.л.
18. Взрослость как темпоральный феномен // Бренное и вечное: Материалы Всероссийской конференции. - Новгород, 2003. С. 58-65. - 0,5 п.л.
19. Многообразие образовательных практик взрослого // Гуманитарное образование в информационном обществе: Материалы Всероссийской конференции. - Екатеринбург, 2003. - 0,4 п.л.
20. Негосударственное образование взрослых: гуманистический выбор // Состояние и проблемы негосударственного образования в России: Материалы Всероссийской конференции. - Екатеринбург, 2002. С. 28-34. - 0,3 п.л.
21. Типы стратегий негосударственных высших учебных заведений на рынке образовательных услуг (в соавторстве) // Негосударственное образование в России: Материалы Всероссийской конференции. - Омск, 2003. С. 120-122. - 0, 1 п.л.
22. Философские основания развития системы повышения квалификации кадров в информационную эпоху // Система повышения кадров в современной России: Материалы Всероссийской НПК. - Челябинск, 2003. Т. 5. С. 5-7. - 0, 1 п.л.
23. Рефлексивные модели обучения взрослых // Социально-гуманитарные проблемы реформирования России: Материалы республиканской НПК. Челябинск. 1996. С. 38-41. - 0,2 п.л.
24. Философские основания развития системы высшего образования // Наука и производство: опыт и перспективы развития: Материалы НТПК. - Н. Тагил, 2004. С. 76-83. - 0, 3 п.л.
25. Взрослый человек в информационном обществе: мифы «смерти» или трансформации // Бренное и вечное: Материалы Всероссийской конференции. - Новгород, 2004. С. 32-37. - 0,3 п.л.
26. Философия права в эпоху постмодернизма // Проблемы реформирования юриспруденции в России: Материалы Всероссийской конференции. - Киров, 2003. С. 3-16. - 0,8 п.л.
27. Гендерные различия и право // Там же. С. 56-80. - 1 п.л.
28. Профессиональное образование как социальная ценность // Платное образование в вузах Нижнего Тагила: сайт администрации Нижнего Тагила / http: // www.ntagil.ru